Франческо Гварди:
Венецианский художник-пейзажист (ведута) читать ~6 мин.
Итальянский художник Франческо Гварди, наряду с Каналетто (1697-1768) и Беллотто (1721-1780), является одним из величайших пейзажных художников (ведути) венецианской живописи. Однако при жизни Гварди затмил его старший брат Джанантонио (1699-1760); его стиль был слишком свободным, чтобы выдержать сравнение с архитектурно точным Каналетто, и он умер в бедности. Его репутация возросла лишь в конце XIX века, когда его заново открыли в период расцвета импрессионизма, когда его спонтанная работа кистью стала желанным контрастом статичному, фотографическому стилю Каналетто.
С тех пор критики считают его одним из великих венецианских старых мастеров. Хотя он был очень разносторонним художником, создававшим алтарные образы, фрески, сцены из мифологии, пейзажи, городские пейзажи и современные жанровые сцены в манере венецианского художника Пьетро Лонги, он остаётся наиболее известным благодаря своей городской пейзажной живописи Венеции.
Ранняя жизнь
Гварди родился в семье хорошо известных и уважаемых художников. Его отец Доменико (1678-1716) и братья Николо (1715-1786) и Джанантонио (1699-1760) руководили мастерской Гварди. Его сестра Мария также приобщилась к искусству: в 1719 году она вышла замуж за одного из самых известных итальянских художников, Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770).
Гварди присоединился к своей семье и с юных лет был полностью занят рисованием, живописью и скульптурой. Поскольку его отец умер, когда Гварди было всего 4 года, он, вероятно, получил большую часть своего обучения от своего старшего брата Джанантонио. Такая близость создала проблемы для учёных и историков искусства: братья часто сотрудничали в работе над произведениями, поэтому окончательно не ясно, какие работы можно приписать Франческо, хотя считается, что Джанантонио в основном концентрировался на исторических работах, а Франческо – на городских пейзажах.
Первая работа, подписанная Франческо, – это «Святой, поклоняющийся Евхаристии» (ок. 1739). Были предположения, что Франческо мог учиться у знаменитого венецианского живописца Каналетто (1697-1768), но более вероятно, что сходство стиля обусловлено подробными исследованиями и копиями работ Каналетто, сделанными Гварди.
Ведута (видовая пейзажная живопись)
Похоже, что Франческо нашёл свою сильную сторону в ведуте, но те картины, которые можно определённо приписать ему, датируются в основном после 1750-х годов. Ведута (единственное число) – это детальная, обычно крупномасштабная картина с изображением городского пейзажа. Как жанр, ведута возникла у фламандских пейзажистов, таких как Пауль Бриль, и была усовершенствована такими мастерами, как Ян Вермеер.
К XVIII веку, когда Гварди был активен, Венеция стала домом для самой большой коллекции художников-ведутов в живописи, гравюре и других печатных изданиях. Первая серия видовых картин Гварди имеет сильные отголоски Каналетто, с его преувеличенными перспективами и мощным светом и цветом. Этот стиль изменился в 1750-е годы, когда Гварди обратился к более тёмной палитре: его небо стало грозовым и насыщенным атмосферой.
Если Каналетто, а также Бернардо Беллотто старались напичкать свои городские пейзажи как можно большим количеством деталей, то Гварди больше заботился о создании настроения и атмосферы. Такой подход не пользовался популярностью у покупателей XVIII века, многие из которых были иностранцами и хотели приобрести более фотографические виды Каналетто и Беллотто. Только в XIX и XX веках живописное мастерство Гварди стало цениться больше.
Зрелые работы
В 1757 году Гварди женился на Марии Маттеи, дочери художника Маттео Пагани. В том же году умер его брат Джанантонио. Хотя в 1735 году Гварди также прошёл обучение у художника Микеле Мариески, в возрасте 40 лет он всё ещё работал у других. Финансовый успех так и не пришёл к нему. В 1763 году он работал на Мурано, закончив картину «Чудо доминиканского святого» в церкви Сан-Пьетро Мартире. В том же году он получил важный заказ на серию из двенадцати полотен на тему Праздников дожей.
На этих картинах, которые относятся к числу наиболее значительных зрелых работ Гварди, изображены церемонии, состоявшиеся в 1763 году по случаю избрания дожа Альвизе IV Мочениго. В 1778 году Гауди написал картину «Святая Троица, явившаяся святым Петру и Павлу» для приходской церкви Ронченьо, а в 1782 году по заказу венецианского правительства создал шесть картин, посвящённых визиту в город русских эрцгерцогов. В том же году он был окончательно принят в Академию изящных искусств Венеции.
Каприччио
Кроме видовых картин, Гварди также писал каприччи картины, композиции архитектурной фантазии, размещая здания и людей в вымышленных, часто фантастических комбинациях. Каприччи обычно относят к жанру пейзажной живописи, но этот термин может относиться и к другим типам работ с элементами фантазии. К художникам-каприччи относятся Марко Риччи, Джованни Паоло Паннини и Каналетто. Джанбаттиста Тьеполо также выполнял офорты в этом стиле, сводя здания к классическим руинам, на которых прекрасные люди в экзотических одеждах занимались своими загадочными делами, без названий или слов, объясняющих эти работы.
Стиль живописи
В своих зрелых работах Гварди иногда использовал сфумато как технику для создания глубины и атмосферы. Сфумато – один из 4 канонических живописных способов Ренессанса, остальные – Кьяроскуро, Кангианте и Юнионе. Применяя sfumato, художник избегает крайностей светлого и тёмного, а значения яркости плотно группируются вокруг среднего серого. Мастерство Гварди в этой технике масляной живописи можно увидеть в его Истории Товита, в церкви Святого Рафаила Ангела в Венеции.
В последние 20 лет жизни Гварди создал несколько своих самых личных и экспрессионистских работ. Его городские виды стали менее детальными, а кисти – более мерцающими. Он часто наносил краску маленькими точками – стиль, известный как pittura di tocco. Этот элемент оказался весьма впечатляющим для пуантилистов и неоимпрессионизма в более поздние годы. Гварди умер в Венеции в 1793 году.
Оригинальные произведения искусства
Гварди был чрезвычайно плодовит, и его работы можно найти в лучших художественных музеях Италии, Франции и Великобритании, включая: Галерея Венецианской академии, Галерея Уффици, Флоренция; Музей Польди Пеццоли, Милан; Пинакотека Брера, Милан; Музей Чивико, Тревизо; Галерея Франкетти, Венеция; Музей сеттеченто Венеции; Музей сеттеченто Венеции, Венецианский музей; Музей Кастельвеккио, Верона; Лувр, Париж; Государственные музеи, Берлин; Альте Пинакотека, Мюнхен; Музей Фицуильяма, Кембридж; Национальная галерея, Лондон; Национальный музей, Белград; Музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон; Эрмитаж, Санкт-Петербург; Метрополитен-музей, Санкт-Петербург. Санкт-Петербург; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; и Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Единственная проблема касается сходства между полотнами Франческо и Джанантонио. Похоже, Гварди так и не открыл собственную студию, хотя его сын Джакомо (1764-1835) помогал ему во многих работах, а позже копировал его работы, специализируясь на гуаши видах Венеции (которым не хватало свежести картин его отца). Кроме того, в конце XVIII века существовала активная индустрия подделок Гварди, что усугублялось привычкой Гварди писать одну и ту же сцену снова и снова.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?