Франческо Гварди:
Венецианский художник-пейзажист (ведута) читать ~6 мин.
Итальянский художник Франческо Гварди, наряду с Каналетто (1697–1768) и Бернардо Беллотто (1721–1780), является одним из величайших мастеров ведуты — жанра венецианской живописи. Однако при жизни его затмил старший брат Джанантонио (1699–1760). Стиль Франческо был слишком свободным, чтобы выдержать сравнение с архитектурно точным Каналетто, и художник умер в бедности. Его репутация возросла лишь в конце XIX века, когда его заново открыли в период расцвета импрессионизма. Тогда его спонтанная работа кистью стала желанным контрастом статичному, фотографическому стилю Каналетто.
С тех пор критики считают его одним из великих венецианских старых мастеров. Хотя он был разносторонним художником, создававшим алтарные образы, фрески, мифологические сцены, пейзажи и современные жанровые композиции в манере венецианского живописца Пьетро Лонги, наибольшую известность ему принесла городская пейзажная живопись Венеции.
Ранняя жизнь
Гварди родился в семье известных и уважаемых художников. Его отец Доменико (1678–1716) и братья Николо (1715–1786) и Джанантонио (1699–1760) руководили семейной мастерской Гварди. Сестра Мария также приобщилась к искусству: в 1719 году она вышла замуж за одного из самых известных итальянских художников — Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770).
Франческо присоединился к семейному делу и с юных лет был полностью погружён в рисование, живопись и скульптуру. Поскольку отец умер, когда Франческо было всего четыре года, большую часть обучения он получил от старшего брата Джанантонио. Такая близость создала проблемы для учёных и историков искусства. Братья часто сотрудничали в работе над произведениями, поэтому до сих пор не ясно, какие работы можно приписать именно Франческо. Считается, что Джанантонио в основном концентрировался на исторических композициях, а Франческо — на городских пейзажах.
Первая подписанная работа Франческо — «Святой, поклоняющийся Евхаристии» (около 1739 года). Высказывались предположения, что Франческо мог учиться у знаменитого венецианского живописца Каналетто (1697–1768). Однако более вероятно, что сходство стиля обусловлено детальными исследованиями и копированием работ Каналетто, которыми занимался Гварди.
Ведута (видовая пейзажная живопись)
Франческо нашёл свою сильную сторону в ведуте, но картины, которые можно определённо приписать ему, датируются в основном периодом после 1750-х годов. Ведута (единственное число) — это детальная, обычно крупномасштабная картина с изображением городского пейзажа. Как жанр ведута возникла у фламандских пейзажистов, таких как Пауль Бриль, и была усовершенствована такими мастерами, как Ян Вермеер.
К XVIII веку, когда Гварди был активен, Венеция стала домом для самой большой школы художников-ведутистов в живописи, гравюре и других печатных изданиях. Первая серия видовых картин Гварди имеет сильные отголоски стиля Каналетто с его преувеличенными перспективами и мощным светом и цветом. Этот стиль изменился в 1750-е годы, когда Гварди обратился к более тёмной палитре. Его небо стало грозовым и насыщенным атмосферой.
Если Каналетто и Бернардо Беллотто стремились насытить свои городские пейзажи максимальным количеством деталей, то Гварди больше заботился о создании настроения и атмосферы. Такой подход не пользовался популярностью у покупателей XVIII века. Многие из них были иностранцами и хотели приобрести более фотографические виды Каналетто и Беллотто. Только в XIX и XX веках живописное мастерство Гварди получило должную оценку.
Зрелые работы
В 1757 году Гварди женился на Марии Маттеи, дочери художника Маттео Пагани. В том же году умер его брат Джанантонио. Хотя в 1735 году Гварди прошёл обучение у художника Микеле Мариески, в возрасте сорока лет он всё ещё работал по заказам других мастеров. Финансовый успех так и не пришёл к нему. В 1763 году он работал на Мурано, завершив картину «Чудо доминиканского святого» в церкви Сан-Пьетро Мартире. В том же году он получил важный заказ на серию из двенадцати полотен на тему «Праздников дожей».
На этих картинах, которые относятся к числу наиболее значительных зрелых работ Гварди, изображены церемонии, состоявшиеся в 1763 году по случаю избрания дожа Альвизе IV Мочениго. В 1778 году Гварди написал картину «Святая Троица, явившаяся святым Петру и Павлу» для приходской церкви Ронченьо. В 1782 году по заказу венецианского правительства он создал шесть картин, посвящённых визиту в город русских эрцгерцогов. В том же году художник был окончательно принят в Академию изящных искусств Венеции.
Каприччио
Кроме видовых картин, Гварди также писал каприччи — композиции архитектурной фантазии, размещая здания и людей в вымышленных, часто фантастических комбинациях. Каприччи обычно относят к жанру пейзажной живописи, но этот термин может относиться и к другим типам работ с элементами фантазии. К художникам-каприччистам относятся Марко Риччи, Джованни Паоло Паннини и Каналетто. Джамбаттиста Тьеполо также выполнял офорты в этом стиле, изображая классические руины, среди которых прекрасные люди в экзотических одеждах занимались своими загадочными делами, без названий или пояснительных надписей.
Стиль живописи
В своих зрелых работах Гварди часто использовал сфумато как технику для создания глубины и атмосферы. Сфумато — один из четырёх канонических живописных приёмов Ренессанса, остальные — кьяроскуро, кангианте и унионе. Применяя сфумато, художник избегает крайностей светлого и тёмного, а значения яркости плотно группируются вокруг среднего серого. Мастерство Гварди в этой технике масляной живописи можно увидеть в его «Истории Товита» в церкви Святого Рафаила Архангела в Венеции.
В последние двадцать лет жизни Гварди создал несколько своих самых личных и экспрессивных работ. Его городские виды стали менее детальными, а мазки — более трепетными и мерцающими. Он часто наносил краску маленькими точками — стиль, известный как pittura di tocco. Этот приём впоследствии оказал влияние на пуантилистов и мастеров неоимпрессионизма. Гварди умер в Венеции в 1793 году.
Произведения в музейных собраниях
Гварди был чрезвычайно плодовитым художником, и его работы можно найти в лучших художественных музеях мира, включая Галерею Венецианской академии, Галерею Уффици во Флоренции, Музей Польди Пеццоли в Милане, Пинакотеку Брера в Милане, Музей Чивико в Тревизо, Галерею Франкетти в Венеции, Музей Сеттеченто в Венеции, Музей Кастельвеккио в Вероне, Лувр в Париже, Государственные музеи в Берлине, Старую пинакотеку в Мюнхене, Музей Фицуильяма в Кембридже, Национальную галерею в Лондоне, Национальный музей в Белграде, Музей Калуста Гюльбенкяна в Лиссабоне, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальную галерею искусств в Вашингтоне.
Основная проблема атрибуции связана со сходством между полотнами Франческо и Джанантонио. Франческо так и не открыл собственную мастерскую, хотя его сын Джакомо (1764–1835) помогал ему во многих работах, а позже копировал его произведения, специализируясь на гуашевых видах Венеции (которым не хватало свежести картин отца). Кроме того, в конце XVIII века существовала активная индустрия подделок работ Гварди, что усугублялось привычкой художника писать одну и ту же сцену многократно.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?