Джентиле Беллини:
венецианский художник эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Один из самых успешных старых мастеров в искусстве Возрождения Венеции, Джентиле Беллини прославился своими видовыми картинами (vedute) города, а также ренессансными портретами венецианских дожей и других знатных особ. Его отец Якопо, брат Джованни и шурин Андреа Мантенья были выдающимися художниками раннего Возрождения в Венеции.
Семья Беллини
В начале XV века Венеция укрепила свои позиции, взяв под контроль местные города Падую, Верону и Виченцу, и установила прочные торговые контакты с Миланом и Мантуей. К середине XV века растущая уверенность венецианцев привела к расширению художественных и архитектурных контактов с Флоренцией. В это время самыми известными живописцами в Венеции была семья Беллини во главе с Якопо Беллини (ок. 1400-1470). Бывший ученик Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427), Якопо был одним из самых ранних старых мастеров в Венеции, проявивших большой интерес к перспективе и практике масляной живописи. Его мастерская пользовалась огромной популярностью, её заваливали заказами на алтарную живопись и портреты. У него также было два талантливых сына – Джентиле и, что особенно примечательно, Джованни Беллини (ок. 1430-1516) и зять Андреа Мантенья.
Ранняя жизнь
Как и его брат, Джентиле научился рисованию, темперной и масляной живописи, а также красящим пигментам у своего отца, с которым он продолжал работать до 30 лет. Лишь около 1465 года он начал работать самостоятельно. Хотя сегодня считается, что его затмил младший брат Джованни, в то время он считался одним из лучших представителей живописи Раннего Возрождения в Венеции. Один из его самых ранних сохранившихся портретов, а также одна из старейших сохранившихся масляных панельных картин в Венеции – это Блаженный Лоренцо Джустиниан (1445, Галерея Академии, Венеция). Подробнее об участии семьи Беллини в религиозной живописи см: Венецианские алтарные образы (ок. 1500-1600).
Около 1466 года он начал получать официальные заказы от городских властей Венеции – многие из них, включая ряд крупных работ, на которых зиждется его репутация, не сохранились, в том числе значительное количество декоративных росписей для Дворца дожей, – а в 1469 году император Фридрих III пожаловал ему титул графа-палатина. В 1474 году Джентиле Беллини стал официальным портретистом дожей Венеции.
Константинополь
В конце 1470-х годов он был отправлен в качестве венецианского посла культуры в столицу Османской империи Константинополь, где выполнил ряд эротических картин для гарема султана Мехмета II (1479-81). К сожалению, эти работы погибли, но сохранился портрет самого Мехмета («Мухаммед II», 1480, Национальная галерея, Лондон), а также акварельный портрет молодого турецкого писца (Музей Гарднера, Бостон). Как бы то ни было, поездка имела большой успех. По словам биографа эпохи Возрождения XVI века Джорджо Вазари (1511-1574), Мехмет «с трудом мог понять, как кто-то из смертных может обладать божественным умением так ярко подражать природе». Подробнее о портретах см: Венецианская портретная живопись (ок. 1400-1600 гг.).
Исторические картины Венеции
Его острое портретное искусство, и, в частности, портреты венецианских дожей, сделали Джентиле Беллини наиболее известным сегодня благодаря таким шедеврам венецианской живописи, как Шествие с мощами Животворящего Креста на площади Святого Марка (1496) и Чудо на мосту Сан-Лоренцо (1500) (оба находятся в Галерее Академии, Венеция), два огромных полотна, наполненных богатыми деталями современной венецианской жизни, которые были заказаны для Скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста. О рисунках художников эпохи Возрождения в Венеции см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.).
Хотя темой картины «Шествие с реликвией Животворящего Креста на площади Святого Марка» (1496) якобы является чудесное выздоровление умирающего юноши, на самом деле в центре внимания находится процессия, особенно пространство площади Святого Марка и базилики Святого Марка с её сверкающими византийскими куполами и мозаиками. Аналогично, картина Беллини «Чудо на мосту Сан-Лоренцо» (1500) больше рассказывает о современной венецианской жизни, чем о самом событии чуда. Эти две картины, отличающиеся искусным использованием перспективы, спокойными контурами, повествовательными деталями и сдержанными красками, утвердили Джентиле в качестве одного из великих живописцев-визионеров (vedutisti) Венеции кватроченто (XV в.) и чинквеченто (XVI в.).
Он оказал большое влияние на младших современников, таких как Витторе Карпаччо (ок. 1465-1525/6), и стал важным предшественником венецианского специалиста по топографии Каналетто. К сожалению, все остальные масштабные исторические сцены Беллини были уничтожены пожаром во Дворце дожей в конце 1570-х годов. Кроме картин, Беллини создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения.
Другие знаменитые работы
Другие известные картины Джентиле Беллини включают: Портрет дожа Джованни Мочениго (1478, Коллекция Фрика, Нью-Йорк), Дева Мария с донорами (ок. 1450, SMPK Gemaldegalerie Berlin), Сан Лоренцо Джустиниани (1465, Gallerie dell’ Accademia, Венеция), Мадонна с младенцем (1475-1485, Национальная галерея, Лондон), Портрет королевы Катерины Корнаро (ок.1500, Сепмувешети Музеум, Будапешт) и незаконченный «Святой Марк, проповедующий в Александрии» (1505, Пинакотека ди Брера, Милан).
Картины Джентиле Беллини можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в галерее Венецианской академии.
О более поздних представителях венецианской школы см. также биографии Якопо Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?