Джентиле Беллини:
венецианский художник эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Один из самых успешных старых мастеров венецианского искусства эпохи Возрождения, Джентиле Беллини (итал. Gentile Bellini), прославился своими городскими пейзажами-ведутами (vedute), а также ренессансными портретами венецианских дожей и других знатных особ. Его отец Якопо, брат Джованни и шурин Андреа Мантенья также были выдающимися художниками раннего Возрождения в Венеции.
Семья Беллини
В начале XV века Венеция укрепила свои позиции, взяв под контроль близлежащие города Падую, Верону и Виченцу, и установила прочные торговые контакты с Миланом и Мантуей. К середине столетия растущее могущество венецианцев привело к расширению культурных, в том числе архитектурных и художественных, контактов с Флоренцией. В это время самой известной династией живописцев в Венеции стала семья Беллини во главе с Якопо Беллини (ок. 1400–1470). Будучи учеником Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427), Якопо стал одним из первых венецианских мастеров, проявивших глубокий интерес к линейной перспективе и технике масляной живописи. Его мастерская пользовалась огромной популярностью и была завалена заказами на алтарные образа и портреты. У Якопо было два талантливых сына — Джентиле и, что особенно примечательно, Джованни Беллини (ок. 1430–1516), а его дочь Никколозия вышла замуж за другого выдающегося художника — Андреа Мантенья.
Ранняя жизнь
Как и его брат, Джентиле научился у отца рисунку, работе с темперой и маслом, а также искусству создания красящих пигментов. В мастерской отца он проработал примерно до 30 лет и лишь около 1460 года начал самостоятельную карьеру. Хотя сегодня считается, что славу Джентиле затмил его младший брат Джованни, в своё время он считался одним из величайших мастеров живописи Раннего Возрождения в Венеции. Один из его самых ранних сохранившихся портретов — «Святой Лоренцо Джустиниани» (1465, Галерея Академии, Венеция) — является также одной из старейших дошедших до нас венецианских картин, написанных маслом на доске. Подробнее о вкладе семьи Беллини в религиозное искусство можно прочитать в статье «Венецианские алтарные образы (ок. 1500–1600)».
Начиная с 1466 года Джентиле стал получать официальные заказы от властей Венеции. Многие из этих работ, принёсших ему славу, включая большое количество декоративных росписей для Дворца дожей, до наших дней не сохранились. В 1469 году император Священной Римской империи Фридрих III пожаловал художнику титул пфальцграфа (графа-палатина). С 1474 года Джентиле Беллини был официальным портретистом венецианских дожей.
Константинополь
В 1479 году, в рамках мирного соглашения между Венецией и Османской империей, Джентиле был направлен в Константинополь в качестве культурного посланника. Там он работал при дворе султана Мехмеда II до 1481 года. По некоторым сведениям, художник выполнил ряд картин эротического содержания для гарема султана. К сожалению, эти работы не сохранились, однако до нас дошёл «Портрет султана Мехмеда II» (1480, Национальная галерея, Лондон), а также акварельный портрет молодого турецкого писца (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон). Поездка имела огромный успех. По свидетельству биографа XVI века Джорджо Вазари (1511–1574), Мехмед “с трудом мог понять, как кто-то из смертных может обладать божественным умением так ярко подражать природе”. Подробнее о развитии этого жанра читайте в статье «Венецианская портретная живопись (ок. 1400–1600)».
Исторические картины Венеции
Кроме портретного искусства, в частности изображений венецианских дожей, Джентиле Беллини сегодня наиболее известен благодаря своим монументальным историческим полотнам. Среди главных шедевров венецианской живописи — «Процессия с реликвией Святого Креста на площади Сан-Марко» (1496) и «Чудо Святого Креста на мосту Сан-Лоренцо» (1500). Оба произведения хранятся в Галерее Академии в Венеции. Эти огромные картины, наполненные деталями из жизни современного города, были заказаны для Скуолы Гранде ди Сан-Джованни Эванджелиста (одной из великих светских благотворительных братских общин Венеции). О графических работах художников той эпохи читайте в статье «Венецианский рисунок (ок. 1500–1600)».
Хотя сюжетом картины «Процессия на площади Сан-Марко» формально является чудесное исцеление, главным её героем становится сама процессия на фоне площади и собора Святого Марка со сверкающими византийскими куполами и мозаиками. Аналогично, полотно «Чудо на мосту Сан-Лоренцо» рассказывает скорее о повседневной жизни венецианцев, чем о самом чудесном событии. Эти две работы, отличающиеся мастерским использованием перспективы, чёткими контурами, обилием повествовательных деталей и сдержанным колоритом, утвердили славу Джентиле как одного из величайших живописцев-ведутистов (vedutisti) венецианского кватроченто (XV век).
Творчество Джентиле Беллини оказало большое влияние на его младших современников, в частности на Витторе Карпаччо (ок. 1465–1526). Он также стал важным предшественником для венецианских мастеров городского пейзажа XVIII века, в первую очередь Каналетто. К сожалению, все остальные масштабные исторические полотна Беллини, украшавшие Дворец дожей, были уничтожены во время пожара 1577 года.
Другие знаменитые работы
Среди других известных произведений Джентиле Беллини:
«Портрет дожа Джованни Мочениго» (1478, Коллекция Фрика, Нью-Йорк);
«Мадонна с Младенцем на троне» (ок. 1475–1485, Национальная галерея, Лондон);
«Портрет королевы Кипра Катерины Корнаро» (ок. 1500, Музей изобразительных искусств, Будапешт);
«Проповедь Святого Марка в Александрии» (1504–1507, Пинакотека Брера, Милан). Эту картину художник начал незадолго до смерти, а завершил её, согласно завещанию Джентиле, его брат Джованни.
Работы Джентиле Беллини хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, однако наиболее значительная их часть сосредоточена в Галерее Академии в Венеции.
О других выдающихся представителях венецианской школы живописи читайте в биографиях Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?