Джорджоне:
венецианский художник эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Венецианский художник эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, известный как Джорджоне (или Дзорци), был учеником Джованни Беллини. По мнению биографа Джорджо Вазари (1511–1574), он, вместе с Леонардо да Винчи, стал одним из пионеров масляной живописи. Джорджоне был одним из первых художников в Венеции, создававшим небольшие картины маслом, а его работа «Буря» рассматривается многими историками искусства как один из первых пейзажей в истории европейской живописи.
Мастер различных жанров живописи, оказавший огромное влияние на современников, Джорджоне известен благодаря небольшому числу работ, некоторые из которых были завершены другими художниками. К наиболее знаменитым его картинам относятся: «Мадонна Кастельфранко» (Собор в Кастельфранко), «Буря» (Галерея Академии, Венеция), «Три философа» и «Юноша со стрелой» (Музей истории искусств, Вена), а также «Спящая Венера» (Галерея старых мастеров, Дрезден).
Несмотря на короткий творческий путь, скудость фактов биографии и малое количество достоверно атрибутированных ему картин, Джорджоне остаётся одним из величайших художников Высокого Возрождения. Он оказал значительное влияние на венецианский Ренессанс. Примечание: по словам Вазари, Джорджоне редко создавал рисунки. О графике других художников венецианской школы см.: Венецианский рисунок (ок. 1500–1600).
Биография
Джорджоне родился в городе Кастельфранко-Венето, недалеко от Венеции. Предполагается, что он проходил обучение в мастерской выдающегося венецианского живописца Джованни Беллини (1430–1516) вместе с Лоренцо Лотто (1480–1556) и Пальмой Старшим. Некоторые исследователи также допускают, что его наставником мог быть Витторе Карпаччо (ок. 1465–1525/6).
В своём живописном стиле Джорджоне, как и его современник Тициан, следовал за Беллини. Уникальная работа с цветом, светом и атмосферой в картинах Беллини придала венецианской живописи особый характер, который противопоставлялся флорентийскому примату рисунка и композиции. Джорджоне развил стиль учителя, добавив ему монументальности, созерцательности и лиризма. Он сделал цвет основой изображения, создавая на холстах своего рода дымку, которая окутывала формы и объединяла их с пейзажем.
Портреты и пейзажи
По свидетельству Джорджо Вазари, Джорджоне начинал с создания небольших картин на религиозные сюжеты для частных коллекционеров — нового типа заказчиков того времени. В 1500 году, в возрасте около 23 лет, он получил заказ на портреты дожа Агостино Барбариго и кондотьера (предводителя наёмников) Консальво Ферранте.
В 1504 году художник написал алтарный образ для собора в родном Кастельфранко в память о кондотьере Маттео Костанцо. Эта работа, известная как «Мадонна Кастельфранко» или «Мадонна с Младенцем на троне со святыми Франциском и Никасием», отличается проработанным пейзажным фоном. Похожий подход к пейзажу проявится позже в его знаменитой «Спящей Венере», где обнажённая фигура гармонично вписана в мягкий ландшафт.
В начале 1500-х годов, примерно в то же время, что и Леонардо да Винчи, Джорджоне начал применять тончайшую технику светотени (кьяроскуро), известную как сфумато. Вазари, известный своей приверженностью флорентийскому Ренессансу, утверждал, что венецианец перенял этот приём у Леонардо. Так или иначе, использование сфумато придало масляным работам Джорджоне характерное сияние и мягкость.
В 1508 году Джорджоне вместе с другими молодыми художниками получил заказ на роспись фасада Немецкого подворья (Fondaco dei Tedeschi) в Венеции, в то время как более молодой Тициан работал над боковым фасадом. От фресок Джорджоне сохранился лишь небольшой фрагмент (ныне в Ка-д’Оро, Венеция). Другие его фресковые работы для экстерьеров венецианских дворцов, таких как Каса Соранцо и Каса Гримани, не уцелели.
Творчество Джорджоне во многом остаётся загадкой. Основным источником для атрибуции его работ служат записки венецианского коллекционера Маркантонио Микьеля, сделанные между 1521 и 1543 годами. На их основании, помимо «Мадонны Кастельфранко» (1504) и подписанного портрета «Лаура» (1506), Джорджоне уверенно приписывают ещё несколько картин. Подробнее о вкладе Джорджоне в церковную живопись см.: Венецианские алтарные образы (ок. 1500–1600).
«Буря» (Tempesta) (ок. 1508)
Этот шедевр живописи Высокого Возрождения — одна из немногих картин, единогласно признаваемых работой Джорджоне. На ней изображены солдат и кормящая женщина на фоне идиллического пейзажа, над которым сгущается гроза. Полотно остаётся одним из самых таинственных произведений итальянского Возрождения, поскольку его сюжет до сих пор не разгадан.
Возможно, картина иллюстрирует сцену из классической поэмы, хотя Микьель в XVI веке описал её просто как «небольшой пейзаж с грозой, цыганкой и солдатом». Привлекательность работы заключается не в сюжете, а в чувственных красках и поразительной передаче атмосферы природы. Особенно примечательно качество света, который объединяет фигуры и пейзаж в единое целое, делая ландшафт не просто фоном, а неотъемлемой частью произведения.
«Три философа» (1509)
Эта загадочная и характерно-мечтательная картина, по свидетельству Микьеля, была завершена после смерти Джорджоне Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547). Авторству обоих художников приписывают ещё несколько работ, включая «Суд Соломона» (ок. 1501, Уффици, Флоренция). Картина «Юдифь» (ок. 1504, Эрмитаж), напротив, сегодня уверенно считается произведением Джорджоне.
«Спящая Венера» (ок. 1510)
Микьель сообщает, что Джорджоне оставил эту работу незаконченной. После его смерти пейзаж в картине был дописан Тицианом, который позже использовал её композицию для своей «Венеры Урбинской» (1538, Уффици). Авторство Джорджоне и Тициана оспаривается и для картины «Сельский концерт» (ок. 1509, Лувр), которую сейчас чаще приписывают Тициану. В свою очередь, «Поклонение пастухов» (ок. 1505, Национальная галерея искусств, Вашингтон) также приписывается обоим мастерам.
Репутация художника
Джорджоне умер от чумы в Венеции в октябре 1510 года в возрасте около 33 лет. Несмотря на признание при жизни, в последующие века авторство многих его работ было ошибочно приписано другим художникам. Например, «Юдифь» из Эрмитажа долгое время считалась произведением Рафаэля, а «Спящая Венера» из Дрездена — работой Тициана. Лишь в конце XIX века началось переосмысление его наследия.
Исследования творчества Джорджоне продолжаются. Крупные выставки в Венеции (2004) и Вашингтоне (2006) позволили искусствоведам провести сравнительный анализ спорных работ и уточнить их атрибуцию. См. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Независимо от окончательных вердиктов, Джорджоне оставил огромное наследие. Он оказал влияние на таких венецианских живописцев, как Тициан, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старший, Доссо Досси и Тинторетто, а также на своего учителя Джованни Беллини и более поздних мастеров, включая Жана-Антуана Ватто (1684–1721).
Джорджоне расширил круг сюжетов, выйдя за рамки традиционной религиозной живописи. Он обращался к пейзажу, портрету и даже к ранним формам бытового жанра. Его главной инновацией стало создание «пейзажей настроения» — картин, которые передавали не повествование, а лирическое или романтическое чувство. Кроме того, он одним из первых достиг той теплоты и сияния цвета, которые стали визитной карточкой венецианской школы живописи. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500–76).
Картины Джорджоне хранятся во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?