Джорджоне: венецианский художник эпохи Возрождения читать ~7 мин.
Венецианский художник эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, известный как Джорджоне (или Дзорци), был учеником Джованни Беллини и – по мнению биографа Джорджо Вазари (1511-1574) – вместе с Леонардо да Винчи был одним из пионеров масляной живописи. Он был первым художником в Венеции, начавшим создавать небольшие картины маслом, а его картина «Буря» рассматривается многими историками искусства как первый пейзаж.
Мастер всех жанров живописи, оказавший огромное влияние на своих современников, Джорджоне наиболее известен благодаря небольшому количеству картин – некоторые из них были закончены другими художниками, – в том числе: Мадонна из Кастельфранко (церковь Сан-Либерате, Кастельфранко), Буря (Галерея Венецианской академии), Три философа и Мальчик со стрелой (Музей истории искусств, Вена), и Спящая Венера (Дрезденская гемальдегалерия Альте Майстер).
Несмотря на недолгий творческий путь, скудость фактов о его жизни и небольшое количество картин, авторитетно приписываемых ему, Джорджоне является одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения и оказал большое влияние на Ренессанс в Венеции. Примечание: согласно Вазари, Джорджоне редко рисовал. О рисунках других художников эпохи Возрождения в Венеции см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.).
Биография
Джорджоне родился в Кастельфранко, городе за пределами Венеции. Считается, что он обучался в качестве ученика в мастерской великого венецианского художника эпохи Возрождения Джованни Беллини (1430-1516), одновременно с Лоренцо Лотто (1480-1556) и Пальма Веккьо, хотя есть некоторые предположения, что он также мог быть учеником Витторе Карпаччо (ок. 1465-1525/6).
Как бы то ни было, в своём живописном стиле Джорджоне (как и его современник Тициан) ориентировался на Беллини, чьё уникальное выражение цвета, света и атмосферы придало венецианской живописи особый характер, соперничающий с флорентийским вниманием к линии и композиции. Джорджоне усовершенствовал стиль своего мастера, придав ему большую монументальность, серьёзность и лиричность. Он использовал цвет как основу живописного изображения, создавая на своих холстах слой за слоем дополнительные цвета, взятые из относительно узкой палитры, создавая своего рода дымку, окутывающую его формы.
Портреты, пейзажи
Согласно Джорджо Вазари, Джорджоне начинал как специалист по написанию небольших религиозных мадонн и других работ для частных коллекционеров, которые в то время стали появляться как новый тип покровителей. В 1500 году, в возрасте 23 лет, ему было поручено написать портреты дожа Агостино Барбариго и кондотьера (предводителя наёмников) Консальво Ферранте.
В 1504 году его попросили написать алтарный образ в память о другом кондотьере, Маттео Костанцо, в соборе его родного Кастельфранко. Эта работа, известная как Мадонна Кастельфранко, или Мадонна с младенцем между святым Франциском и святым Никасием, включает новый фон с пышным пейзажем. Подобный стиль найдёт своё воплощение в его более поздней картине «Спящая Венера», где обнажённая фигура органично вписывается в мягкий, плавный пейзажный фон.
Именно в начале 1500-х годов – примерно в то же время, что и Леонардо да Винчи, – Джорджоне начал использовать очень тонкую технику кьяроскуро, известную как сфумато – использование постепенных оттенков цвета для передачи света и перспективы. Вазари, который, как известно, был предвзят в пользу Ренессанса во Флоренции, утверждает, что венецианец научился этому приёму на работах Леонардо. Как бы то ни было, использование этой техники придало масляным картинам Джорджоне характерное сияние.
В 1506 году он работал в одной мастерской с религиозным художником и портретистом Винченцо Катеной (ок. 1470-1531). В 1508 году он вместе с другими молодыми художниками расписал фресками фасад недавно отремонтированного Фондако деи Тедески (Склад немецких купцов) в Венеции, в то время как более молодой Тициан работал над боковым фасадом. От этой фрески Джорджоне остался только фрагмент (сейчас в Ка д’Оро, Венеция), а от аналогичных фресок, выполненных им для экстерьера Каса Соранцо, Каса Гримани все Серви и других венецианских дворцов, не осталось и следа.
Действительно, большая часть творчества Джорджоне как живописца окутана тайной. Основным документом для реконструкции списка работ Джорджоне является набор заметок, сделанных венецианским коллекционером Маркантонио Мичиэлем (ок. 1484-1552) в период 1521-1543 годов. На основании этих заметок, помимо «Мадонны Кастельфранко» (1504) и подписанного женского портрета, известного как «Лаура» (1506), историки искусства определили, что следующие работы принадлежат Джорджоне. Подробнее об участии Джорджоне в церковной живописи, например о Мадонне из Кастельфранко, см: Венецианские алтарные образы (ок. 1500-1600).
Буря (Tempesta) (ок. 1508)
Шедевр живописи Высокого Возрождения и одна из немногих картин, которую все признают полностью принадлежащей Джорджоне, эта знаменитая работа изображает солдата и кормящую грудью женщину по обе стороны ручья, окружённых листвой, а также городскими обломками. Вдалеке буря обрушивается на город. Эта картина остаётся одной из самых загадочных картин итальянского Возрождения.
Возможно, она представляет собой сцену из какой-то классической поэмы, хотя в XVI веке Маркантонио Микель описал её как «маленький, бурный пейзаж, с цыганкой и солдатом». Однако не сюжет или персонажи картины делают её привлекательной, а скорее чувственные цвета и поразительное изображение природной атмосферы.
Особенно необычно качество света, который наполняет картину и падает на фигуры, объединяя элементы переднего и заднего планов. В отличие от флорентийской живописи того времени, где пейзаж на заднем плане служит лишь правдоподобным фоном или сценой для основных фигур, у Джорджоне пейзаж является неотъемлемой частью произведения.
Три философа (1509)
Эта загадочная и типично мечтательная картина в стиле Джорджоне (по словам Михиэля) была завершена после смерти Джорджоне Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547). Несколько картин приписываются как Джорджоне, так и Себастьяно, в том числе Суд Соломона (ок. 1501, Уффици, Флоренция) и Юдифь (ок. 1504, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Спящая Венера (ок. 1510)
Согласно Мишелю, Джорджоне оставил эту работу незаконченной; после его смерти она была завершена Тицианом, который использовал её в качестве модели для своей Венеры Урбинской (1538, галерея Уффици). Несколько картин принадлежат как Тициану, так и Джорджоне, в частности «Пасторальный концерт» (ок. 1509, музей Лувр), работа, которая теперь приписывается Тициану, хотя в этом вопросе остаётся много неясностей.
Некоторые искусствоведы предполагают, что настоящим автором может быть даже менее известный Доменико Манчини. Аллендейлское Рождество (Поклонение пастухов, ок. 1505), хранящееся сейчас в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, также приписывается как Джорджоне, так и Тициану!
Репутация как художника
Джорджоне умер от чумы в Венеции в октябре 1510 года в трагически молодом возрасте 33 лет. Несмотря на то, что при жизни и после неё он добился значительного признания среди итальянских живописцев, ряд его (вероятно) работ – вплоть до XIX века – приписывались другим людям. Например, эрмитажная «Юдифь» долгое время считалась рафаэлевской, а дрезденская «Спящая Венера» – тициановской. Затем в конце XIX века началось возрождение Джорджоне, и тенденция изменилась на противоположную.
Так происходит и сейчас, и хотя многие картины, которые столетие назад приписывались Джорджоне, теперь уже точно исключены из его творчества, другие работы начинают включаться в него. Крупные художественные выставки в Венеции (2004) и Вашингтоне (2006) стали платформой для дальнейших сравнительных проверок спорных работ искусствоведами и кураторами. См. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
Каким бы ни был окончательный вердикт о том, кто что написал, Джорджоне оставил после себя наследие, оказавшее огромное влияние на венецианских живописцев, включая Тициана, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Веккьо, Доссо Досси, Джулио Кампаньола и Тинторетто, а также на его бывшего учителя Джованни Беллини и более поздних художников, таких как Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
Джорджоне открыл новый спектр сюжетов, выходящих за рамки обычной церковной идиомы, включая пейзажную живопись, портреты и даже ранний тип жанровой живописи. Наиболее необычно то, что он писал картины, которые не рассказывали очевидную историю, а передавали настроение лирического или романтического чувства. Его «пейзажи настроения», например, были особенно изобретательны. Кроме того, он был первым художником эпохи Возрождения, создавшим ту теплоту и яркость цвета, которая впоследствии стала отличительной чертой венецианской школы масляной живописи. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76).
Картины Джорджоне можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?