Жан-Батист Грёз:
Французский художник, XVIII век читать ~6 мин.
Жан-Батист Грёз принадлежит к числу самых популярных старых мастеров в дореволюционной Франции. Наиболее любимый за моралистическую жанровую живопись и позднее за исключительное портретное искусство, к концу века его стиль искусства был вытеснен неоклассической живописью, и он умер в бедности.
Однако главным его стремлением было добиться признания своей исторической живописи – стремление, которое было фактически подавлено отклонением его работы “Император Септимий Северус, переделывающий Каракаллу” (1769, Лувр, Париж) Французской академией в 1769 году. Тем не менее, Дени Дидро (1713-1784), редактор «Энциклопедии» (1751-72), назвал Грёза представителем «высшего идеала» французской живописи того времени.
Безусловно, его бытовые сцены с их высокодуховной моралью равны величайшим жанровым картинам XVIII века и ставят его в один ряд с такими художниками, как Жан Шарден (1699-1779) и братья Ле-Нен (1600-1677). Его портреты также сочетают в себе очарование искусства рококо и некоторую проницательность Рембрандта. Лучшие коллекции его работ находятся в Лувре (Париж), Собрании Уоллеса (Лондон), Музее Фабра в Монпелье и Музее Грёза в Турнюсе. Хорошая подборка его рисунков находится в Альбертине в Вене и Британском музее.
Ранняя жизнь и обучение
Родился в Турнюсе, Бургундия, учился рисованию у лионского художника Шарля Грандона (1691-1762), которого позже сопровождал в Париж, где изучал фигурный рисунок в школе Королевской академии у художника рококо Шарля-Жозефа Натуара (1700-1777). Благодаря сочетанию мастерства и удачи Грёз быстро привлёк к себе внимание своей первой значительной жанровой картиной «Отец, объясняющий Библию своим детям» (1755) (Pere de famille expliquant la Bible a ses enfants). Эта работа была немедленно рекомендована во Французскую академию выдающимся портретистом и историком Луи де Сильвестром (1675-1760), чей знаменитый портрет был написан Грёзом примерно в то же время, в результате чего Грёз был избран ассоциированным членом академии.
Другая его жанровая картина, «Обманутый слепец» (1755), также была представлена на Парижском салоне в 1755 году. В возрасте 30 лет Грёз был уже состоявшимся человеком, а его искусство превозносили как триумф христианской добродетели над безнравственной и причудливой живописью придворного фаворита Франсуа Буше (1703-1770). [Примечание: Другой пример такого рода аморальных образов рококо см: Паломничество на Китеру, автор Жан-Антуан Ватто (1684-1721). Критики с особым восторгом отзывались о нравственном содержании его картин, хотя в них также присутствовал оттенок прециозности, который постепенно переходил в более откровенную чувственность, характерную для творчества Грёза: см. например, «Разбитый кувшин» (1771, Лувр). Его работы свидетельствуют о том, что он был внимательным наблюдателем, а также поклонником голландской реалистической жанровой живописи, с которой его объединяло тонкое понимание предмета.
Карьера
Подобно многим художникам своего времени – а также культурным представителям общественности, побывавшим в Гранд-туре – Грёз счёл необходимым просветить себя поездкой в Италию. Поэтому в конце 1755 года он отправился в Неаполь и Рим вместе с аббатом Гугено – знаменитым археологом и членом Большого совета, – где провёл около года. Путешествие по Италии привило ему вкус к живописным пейзажам. Однако его, по-видимому, не тронула мода на классические древности (в 1748 году должен был выйти трактат «Римские древности» Джованни Баттиста Пиранези (1720-78)) или предромантическое увлечение Юбера Робера (1733-1808) руинами и пейзажами Италии.
Его картина, напротив, примечательна типом лица, встречающимся в работах болонской школы XVII века, а также введением новой манеры – «Молодая девушка, плачущая над мёртвой птицей» (1759, Лувр), двусмысленность которой поразила воображение публики. Среди других работ, увлёкших зрителей новым ощущением жизни, – «Шпунтик» (Devideuse) (1756) и «Спящая вязальщица» (Tricoteuse) (1759, Хантингтонская библиотека). Именно в это время он написал один из самых ярких своих шедевров – «Гитарист» (1757, Национальный музей в Варшаве).
В картине «Деревенское обручение», представленной на Салоне 1761 года (Лувр), Грёз открыл новые возможности, создав жанровую сцену с историческим фоном, что позволило ему более полно выразить чувства своих подопечных. Картина имела огромный успех, и за ней последовали «Паралитик, которого выхаживают дети» (1763, Эрмитаж) и «Любимая мать» (1767, коллекция маркиза де Лаборда). Анекдотичность работ Грёза в этот период напоминает Яна Стена (1626-1679), и в то же время они направлены на «великие идеи», за которые ратовал Дидро.
Увы, в 1769 году Грёз пережил крупный публичный конфуз, когда его историческая картина «Император Септимий Северус, обличающий Каракаллу» (1767-9, Лувр, Париж) – его представление в Академию по случаю избрания действительным членом – встретила очень нелестный приём. Он с уверенностью ожидал, что получит членство в Академии как исторический живописец, но вместо этого его приняли только как жанрового художника. Избалованный своими успехами, Грёз не мог простить Академии этого унижения, которое он объяснял завистью своих коллег-художников. Возможно, в ответ на эту неудачу краски в его картинах стали более тёмными, жесты – более величественными, а взгляды и выражения – какими бы скромными ни были драмы – отмечены новым напряжением.
Он продолжал пользоваться огромным успехом со своими сентиментальными и мелодраматическими жанровыми картинами, отчасти благодаря тому, что использовал прессу для популяризации своих работ. Кроме того, его положение при российском императорском дворе было особенно высоким, и у него было много подражателей, таких как Мишель Оноре Бунье (1740-1814), Этьен Обри (1746-1781), Луи-Марк-Антуан Билкок (1755-1838) и Георг Мельхиор Краус (1737-1806).
Когда его жанровые картины, по стилю напоминающие Жана Шардена и Уильяма Хогарта (1697-1764), хотя и без иронии последнего, стали выходить из моды около 1780 года, он обратился к портретам, в которых также добился значительного успеха. С самого начала своей карьеры («Автопортрет», Лувр) он демонстрировал такое же изящество, как и мастер барокко Жорж де Латур (1593-1652), но с чувством реализма, напоминающим Шардена и Рембрандта. Искренность, которая отличает его лучшие портреты, присутствует и в восхитительных наборах рисунков в Эрмитаже и Лувре.
Репутация
Восхищаясь одним из лучших жанровых живописцев Франции в третьей четверти XVIII века, Грёз также стал одним из лучших портретистов в Париже в последние годы своей жизни. Хотя его стиль, возможно, был надуманным, он был блестящим мастером. Его портреты порой были возвышенными – например, «Портрет Софи Арнульд» (1773, коллекция Уоллеса), «Портрет неизвестной женщины» (коллекция Ван Хорна, Монреаль) и «Белая шляпа» (1780, Музей изящных искусств, Бостон) относятся к самым красивым женским портретам французской школы – и его искусство является примером французского буржуазного идеала искусства и морали. Сравните картины Жана-Оноре Фрагонара, посвящённые любви и соблазну, такие как «Качели (Фрагонар)» (1767, Коллекция Уоллеса, Лондон).
См. также портреты в стиле рококо, написанные Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842), придворным портретистом XVIII века при французской королеве Марии-Антуанетте, и портреты Ангелики Кауффман (1741-1807), портретиста в стиле рококо и исторического живописца неоклассицизма.
Портреты и жанровые картины Жана-Батиста Грёза можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?