Жан-Батист Грёз:
Французский художник, XVIII век читать ~5 мин.
Жан-Батист Грёз — один из самых популярных старых мастеров дореволюционной Франции. Он прославился сентиментально-моралистической жанровой живописью, а позднее и выдающимися портретами. К концу его жизни неоклассицизм вытеснил его стиль, и художник умер в бедности.
Главным стремлением Грёза было добиться признания в исторической живописи. Однако этому помешал отказ Королевской академии живописи и скульптуры принять его работу «Император Септимий Север, обличающий Каракаллу» (1769, Лувр, Париж). Несмотря на это, Дени Дидро (1713–1784), редактор «Энциклопедии» (1751–1772), называл Грёза воплощением «высшего идеала» французской живописи своего времени.
Бытовые сцены Грёза с их возвышенной моралью ставят его в один ряд с величайшими жанристами XVIII века, такими как Жан Шарден (1699–1779) и братья Ле-Нен (ок. 1600–1677). Его портреты сочетают очарование искусства рококо с психологической проницательностью, свойственной Рембрандту. Лучшие коллекции его работ хранятся в Лувре (Париж), Собрании Уоллеса (Лондон), Музее Фабра (Монпелье) и Музее Грёза (Турнюс). Значительное собрание рисунков находится в галерее Альбертина (Вена) и Британском музее.
Ранняя жизнь и обучение
Грёз родился в Турнюсе, Бургундия. Он учился рисунку у лионского художника Шарля Грандона (1691–1762), с которым позже отправился в Париж. Там он изучал изображение человеческой фигуры в школе Королевской академии под руководством художника рококо Шарля-Жозефа Натуара (1700–1777). Благодаря таланту и удаче Грёз быстро привлёк внимание своей первой значительной жанровой картиной «Отец семейства, читающий своим детям Библию» (1755, Père de famille expliquant la Bible à ses enfants). Эту работу немедленно порекомендовал Академии выдающийся портретист Луи де Сильвестр (1675–1760), и Грёз был избран ассоциированным членом Академии.
Другая его жанровая картина, «Обманутый слепец» (1755), была представлена на Парижском салоне того же года. К тридцати годам Грёз стал состоявшимся мастером. Его искусство превозносили как триумф добродетели над «фривольной» живописью придворного фаворита Франсуа Буше (1703–1770).
Другим примером образов рококо служит картина «Паломничество на остров Киферу» Жана-Антуана Ватто (1684–1721).
Критики восхищались нравственным содержанием его картин, хотя в них присутствовала и доля жеманности, которая со временем переросла в откровенную чувственность, как, например, в работе «Разбитый кувшин» (1771, Лувр). Творчество Грёза свидетельствует о его наблюдательности и увлечении голландской реалистической жанровой живописью.
Карьера
Подобно многим художникам своего времени, совершавшим Гранд-тур, Грёз отправился в Италию. В конце 1755 года он поехал в Неаполь и Рим вместе с аббатом Гугено, известным археологом, и провёл там около года. Путешествие привило ему вкус к живописным видам, однако его не затронула мода на классические древности, популяризированная Джованни Баттистой Пиранези (1720–1778), или увлечение руинами, свойственное Юберу Роберу (1733–1808).
В его живописи того периода заметно влияние болонской школы XVII века. Тогда же он представил новую манеру в картине «Молодая девушка, оплакивающая мёртвую птичку» (1765, Лувр), двусмысленность которой поразила публику. Среди других работ, передающих новое ощущение жизни, — «Мотальщица» (La Dévideuse, 1759) и «Заснувшая вязальщица» (La Tricoteuse endormie, 1759, Библиотека Хантингтона). В это же время он написал один из своих шедевров — «Гитарист» (1757, Национальный музей, Варшава).
В картине «Деревенское обручение» (1761, Лувр), представленной на Салоне 1761 года, Грёз создал жанровую сцену с историческим подтекстом, что позволило ему глубже передать чувства персонажей. Полотно имело огромный успех. За ним последовали «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания» (1763, Эрмитаж) и «Любимая мать» (1765). Анекдотичность сюжетов Грёза в этот период напоминает творчество Яна Стена (1626–1679), но при этом его работы были направлены на «великие идеи», которые поддерживал Дидро.
В 1769 году Грёза постигло публичное унижение. Его историческая картина «Император Септимий Север, обличающий Каракаллу» (1769, Лувр), представленная для получения звания действительного члена Академии, была встречена холодно. Художник рассчитывал на звание исторического живописца, но его приняли лишь как жанриста. Грёз не смог простить Академии этого оскорбления, объясняя его завистью коллег. Возможно, в ответ на эту неудачу колорит его картин стал темнее, жесты — величественнее, а во взглядах появилось новое напряжение.
Тем не менее он продолжал пользоваться успехом благодаря сентиментальным и мелодраматичным жанровым картинам, которые он активно популяризировал через печатную графику. Его высоко ценили при российском императорском дворе, и у него появилось много подражателей, таких как Мишель-Оноре Бунье (1740–1814), Этьен Обри (1746–1781) и другие.
Когда около 1780 года его жанровые картины в духе Шардена и Уильяма Хогарта (1697–1764), но без иронии последнего, стали выходить из моды, Грёз обратился к портретной живописи и также добился в ней значительного успеха. С самого начала карьеры («Автопортрет», Лувр) он демонстрировал изящество, сравнимое с работами Жоржа де Латура (1593–1652), но с чувством реализма, напоминающим Шардена и Рембрандта. Искренность, отличающая его лучшие портреты, также присутствует в рисунках из собраний Эрмитажа и Лувра.
Репутация
Грёз, признанный одним из лучших жанровых живописцев Франции третьей четверти XVIII века, в последние годы жизни стал также одним из ведущих портретистов Парижа. Хотя его стиль мог быть несколько надуманным, он был блестящим мастером. Его портреты порой достигали вершин мастерства: «Портрет Софи Арну» (1773, Собрание Уоллеса) и «Белая шляпка» (ок. 1780, Музей изящных искусств, Бостон) принадлежат к числу красивейших женских образов французской школы. Его искусство стало примером буржуазного идеала морали в живописи. Для сравнения можно вспомнить картины Жана-Оноре Фрагонара, посвящённые любви и соблазну, например, «Качели» (1767, Собрание Уоллеса, Лондон).
См. также портреты в стиле рококо, написанные Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842), придворной художницей королевы Марии-Антуанетты, и работы Ангелики Кауфман (1741–1807), портретистки и исторического живописца эпохи неоклассицизма.
Портреты и жанровые картины Жана-Батиста Грёза можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Лучшие жанровые художники: 1600-настоящее время
- Жанровая живопись
- Геррит ван Хонтхорст: Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо
- Якоб Йорданс: жанровый художник фламандского барокко
- Микеланджело был опытным фальсификатором
- «Расплющивание» Ника Сюзаниса, краткое содержание
- Выставка «Время пришло…»
- Выставка Юлии Кокуевой «Звуки тишины»
- Бартоломео Растрелли: биография архитектора в стиле барокко
- «Зимние грёзы» выпускников Московской консерватории
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?