Ханс Бальдунг Грин:
немецкий визионер, гравёр читать ~6 мин.
Один из важных старых мастеров немецкого Возрождения, известный своими визионерскими картинами, в которых сочетаются элементы язычества и христианства, Бальдунг также создал несколько очень качественных гравюр на дереве с сильным светотеневым эффектом. Кроме того, он создал множество произведений гобеленового искусства и книжной иллюстрации. Он провёл четыре года в Нюрнберге в качестве ученика Альбрехта Дюрера (1471-1528), а затем поселился в Страсбурге, где вступил в гильдию художников Святого Луки в качестве мастера.
Хотя его идиллические и романтические произведения во многом обязаны готическому искусству, его мифологические и аллегорические работы с их чувственными женскими обнажёнными телами демонстрируют более гуманистический взгляд на мир. Некоторые из его более сложных композиций были выполнены в стиле, который позже получил название маньеризм.
На протяжении большей части своей карьеры Бальдунг писал алтарные картины, в том числе своё шедевр — главный алтарь для Фрайбургского собора, — религиозные сюжеты и частные портреты. В последние годы он сосредоточился на мифологической живописи, используя светские темы, взятые из древних легенд, истории, даже колдовства и чародейства. К основным картинам Ханса Бальдунга Грина относятся: «Ева, змей и смерть» (Национальная галерея Канады, Оттава); «Смерть и девушка» (1520, Базель); «Аллегории музыки и благоразумия» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен); «Три возраста человека со Смертью» (ок. 1540, Прадо, Мадрид); «Три грации» (Гармоничный Элизиум юности) (1541, Прадо). Бальдунг считается одним из самых разносторонних, новаторских, хотя и несколько нетрадиционных мастеров Северного Возрождения.
О развитии искусства в Северной Германии в конце XV — начале XVI века см. Кёльнская школа, которая достигла своего расцвета в период 1450 — 1490 годов под руководством Стефана Лохнера (ок. 1410 — 1451).
Ранние годы
Бальдунг родился в известной и культурной семье в Страсбурге, где его отец был юридическим советником епископа. После обучения рисованию и гравюре у последователя немецкого художника и гравёра Мартина Шонгауэра (1430-1491), Бальдунг, чей личный талант был уже хорошо развит, в 1503 году поступил в мастерскую Дюрера в Нюрнберге. Здесь его близкими товарищами были Ганс фон Кульмбах (1480-1522), Ганс Шауффелейн (1480-1538) и Ганс Леу, и, возможно, чтобы отличаться от них, а также из-за любви к зелёному цвету, он начал подписывать свои работы сначала виноградным листом, а затем монограммой, образованной из соединённых букв «HBG».
Ранние работы
Бальдунг занимал привилегированное положение в мастерской: ему поручали важные заказы на оформление церковных окон (для церкви в Гроссгрундалах в 1505 году, а в следующем году — для церкви Святого Лаврентия в Нюрнберге и церкви Святого Креста в Гмунде). Эта благосклонность продолжалась даже во время пребывания Дюрера в Италии в 1505 году. Его гравюры были не менее важны в это время; они включали 35 гравюр на дереве для книги Ульриха Пиндера Beschlossen Gart des Rosenkranz Maria (Закрытый сад Розария Богородицы), опубликованной в 1505 году, а также коллекцию гравюр, отличающихся энергией и воображением.
В 1507 году Бальдунг написал два алтарных образа для кардинала Альбрехта Бранденбургского для церкви в Галле — «Поклонение волхвов» (Картинная галерея, Берлин) и «Святой Себастьян» (Нюрнбергский музей). В этих работах прослеживается влияние Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, но также проявляется новое и очень личное использование цвета и контрастных эффектов. (Сравните лирические работы Альбрехта Альтдорфера и Дунайской школы ок. 1490-1540 гг.)
Мастерство гильдии
После этого Бальдунг, возможно, возобновил свои контакты с Дюрером в Нюрнберге, но точно известно, что он вернулся в Страсбург, где в Пасху 1509 года приобрёл права горожанина, а в следующем году — мастерство гильдии. Вслед за Дюрером и Кранахом он разработал смелый стиль, яркий и декоративный, который принёс ему заказы, в частности, от маркграфа Кристофера Баденского Вотивный образ, Музей Карлсруэ) и Эрхарта Кинига, командора монастыря Святого Иоанна на Зелёном острове в Страсбурге Месса Святого Григория, Музей Кливленда). Чувственная сила гравюр на дереве этого периода также способствовала укреплению его репутации.
Алтарные образы
В мае 1512 года, после написания Распятия для монастыря Шуттерен в Страсбурге (Gemaldegalerie, Берлин), Бальдунг на пять лет поселился во Фрайбурге-им-Брайсгау, где получил заказ на алтарный образ для главного алтаря городского. На первом из них изображена Коронация Богородицы на центральной панели и Распятие на задней панели, обрамлённые створками с фигурами Святого Петра и Святого Павла и сценами из Жизни Богородицы.
Второй, скульптурная часть которого, расписанная Бальдунгом, была выполнена Гансом Вайдицем, изображает Отдых во время бегства в Египет, окружённый на створках Благовещением, Крещением Христа и Святым Иоанном на Патмосе. Бальдунг также создал серию гравюр на дереве и иллюстраций, а также рисунки и карикатуры для витражного искусства собора, выполненные в мастерской Ропштайна под руководством эльзасца Ганса Гитшмана.
Поселяется в Страсбурге
После этого очень плодотворного периода Бальдунг весной 1517 года вернулся в Страсбург, где и прожил остаток своей жизни. Он стал членом Большого совета города и сторонником Реформации, которая, однако, не оказала большого влияния на его творчество, поскольку его вдохновение было светского характера.
Его последняя алтарная картина, «Мученичество святого Себастьяна» 1522 года, как и более ранняя версия 1507 года, была выполнена для архиепископа Бранденбургского Альбрехта. Он познакомился с первым поколением штрасбургских гуманистов, людьми свободомыслящими, такими как два Штурма и Мартин Буцер, и стремился придать своим картинам характер и печаль, присущие человеческому лицу.
С 1529 года он обратился за вдохновением к новому гуманистическому театру — влияние которого в разной степени явно прослеживается в таких композициях, как «Пирам и Тисба» (Картинная галерея, Берлин), «Геракл и Антей» (Музей Касселя), Муций Сцевола (Картинная галерея, Дрезден) и в нескольких версиях «Богородица с младенцем» в музеях Берлина, Нюрнберга и Верчелли.
Последний период
В последние годы жизни масляная живопись отличается акцентом на композицию в ущерб живописному качеству, иногда напоминая барельеф, как в «Богородица с младенцем» в Страсбургском музее изящных искусств. Даже заимствуя различные детали — движения, орнаменты, архитектуру — у других художников, Бальдунг избегал явного итальянского влияния. Его поздние работы «Семь возрастов человека» (Лейпцигский музей) и «Дорога к смерти» (Реннский музей; возможно, копия исчезнувшего оригинала) подводят итог его концепции жизни.
Искусство Бальдунга
Продукт бурного темперамента, картины Бальдунга отличаются беспокойством и чувственностью: шабаши ведьм, сцены «Смерть и девушка» (музеи Вены, Оттавы, Базеля и Берлина) и женские аллегории (Старая Пинакотека, Мюнхен). Те же черты можно найти в его портретах, которые часто отличаются жестокой точностью, и в его гуманистических интерпретациях традиционных религиозных тем. Картины Ханса Бальдунга Грина можно увидеть во многих лучших художественных музеях по всему миру.
Ренессанс в Германии
Среди других крупных художников немецкого Ренессанса можно назвать: религиозного живописца Матиаса Грюневальда (ок. 1470-1528); портретиста Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543); скульпторов Ганса Мульчера (1400-1467), Михаэля Пахера (1430-1498), Файта Штосса (ок. 1447-1533), Тильмана Рименшнайдера (ок. 1460-1531) и Грегора Эрхарта (ок. 1460-1540).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?