Ханс Бальдунг Грин:
немецкий визионер, гравёр читать ~5 мин.
Ханс Бальдунг, прозванный Грин, — выдающийся мастер немецкого Возрождения, известный визионерскими картинами, сочетающими языческие и христианские мотивы. Он также является автором выразительных ксилографий с яркими светотеневыми эффектами. Кроме того, Бальдунг создавал эскизы для гобеленов и книжные иллюстрации. Проведя четыре года в Нюрнберге в мастерской Альбрехта Дюрера (1471–1528), он переехал в Страсбург, где получил звание мастера и вступил в местную гильдию живописцев.
Если идиллические и романтические работы художника несут на себе отпечаток готического искусства, то его мифологические и аллегорические полотна с чувственными обнажёнными женскими фигурами отражают гуманистические идеалы. Некоторые из его сложных композиций предвосхищают стиль, позже названный маньеризмом.
На протяжении большей части карьеры Бальдунг создавал алтарные образы, в том числе свой шедевр — главный алтарь для собора во Фрайбурге, — а также частные портреты. В поздний период творчества он сосредоточился на мифологической живописи, обращаясь к светским сюжетам из античных легенд, истории и даже к темам колдовства. Среди его ключевых работ: «Ева, Змей и Смерть» (Национальная галерея Канады, Оттава); «Смерть и девушка» (1520, Художественный музей, Базель); «Аллегории музыки и благоразумия» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен); «Три возраста женщины и Смерть» (ок. 1540, Прадо, Мадрид); «Три грации» (1541, Прадо). Бальдунг признан одним из самых многогранных, самобытных и новаторских мастеров Северного Возрождения.
О развитии искусства в Северной Германии в конце XV — начале XVI века см. Кёльнская школа, которая достигла своего расцвета в период 1450–1490 годов под руководством Стефана Лохнера (ок. 1410–1451).
Ранние годы
Бальдунг родился в швабском городе Швебиш-Гмюнд в образованной семье; его отец был юрисконсультом епископа Страсбурга, куда семья позже переехала. Пройдя начальное обучение рисованию и гравюре, предположительно у одного из последователей Мартина Шонгауэра (ок. 1448–1491), Бальдунг в 1503 году поступил в нюрнбергскую мастерскую Дюрера. Там он сблизился с Гансом фон Кульмбахом (1480–1522), Гансом Шойфелином (1480–1540) и Гансом Леу. Вероятно, чтобы отличаться от других учеников по имени Ганс, а также из-за пристрастия к зелёному цвету, он получил прозвище Грин (нем. Grien — «зелёный») и начал подписывать работы монограммой «HBG».
Ранние работы
В мастерской Дюрера Бальдунг занимал особое положение: ему доверяли исполнение важных заказов, таких как эскизы для витражей (для церкви в Гросгрундлахе в 1505 году, а затем для церкви Святого Лаврентия в Нюрнберге и церкви Святого Креста в Гмюнде). Он фактически руководил мастерской во время поездки Дюрера в Италию в 1505–1507 годах. В этот период были созданы и важные гравюры, в том числе серия из 35 ксилографий для книги Ульриха Пиндера «Der beschlossene Garten des Rosenkranzes Mariä» («Запертый сад Розария Марии»), изданной в 1505 году.
В 1507 году Бальдунг написал для церкви в Галле два алтарных образа по заказу кардинала Альбрехта Бранденбургского: «Поклонение волхвов» (Картинная галерея, Берлин) и триптих «Святой Себастьян» (Германский национальный музей, Нюрнберг). В этих произведениях заметно влияние Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, но уже проявляется самобытная манера художника в работе с цветом и контрастами. (Для сравнения можно обратиться к лирическим работам Альбрехта Альтдорфера и других мастеров дунайской школы, работавших около 1490–1540 годов).
Мастерство гильдии
Оставив Нюрнберг, Бальдунг вернулся в Страсбург. На Пасху 1509 года он получил права гражданина, а в следующем году — звание мастера гильдии. Следуя примеру Дюрера и Кранаха, он выработал смелый, яркий и декоративный стиль. Это принесло ему престижные заказы, такие как «Эпитафия маркграфа Кристофа Баденского» (Государственный кунстхалле, Карлсруэ) и «Месса святого Григория» (Музей искусств, Кливленд). Укреплению его репутации способствовали и выразительные ксилографии этого периода.
Алтарные образы
В мае 1512 года, после создания «Распятия» для монастыря в Шуттерне (Картинная галерея, Берлин), Бальдунг переехал во Фрайбург-им-Брайсгау. Там он провёл пять лет, работая над своим главным произведением — алтарным образом для городского собора. На центральной панели этого монументального алтаря изображено «Коронование Богоматери», а на оборотной стороне — «Распятие Христа». Боковые створки содержат изображения святых Петра и Павла, а также сцены из жития Девы Марии. В тот же период Бальдунг создал множество гравюр, иллюстраций и картонов для витражей собора, которые были изготовлены в местной мастерской.
Возвращение в Страсбург
Весной 1517 года Бальдунг вернулся в Страсбург, где прожил до конца своих дней. Он стал членом Большого городского совета и примкнул к сторонникам Реформации. Однако эти перемены не сильно отразились на его искусстве, которое всё больше приобретало светский характер. Он общался с ведущими гуманистами Страсбурга, такими как Якоб Штурм и Мартин Буцер, и стремился передать в своих картинах глубину человеческих характеров и эмоций.
Его последней крупной религиозной работой стал алтарный образ «Мученичество святого Себастьяна» (1522), вновь написанный для кардинала Альбрехта Бранденбургского. С 1529 года художник черпал вдохновение в античности и гуманистической литературе. Это влияние заметно в таких композициях, как «Пирам и Фисба» (Картинная галерея, Берлин), «Геракл и Антей» (Дворцовый музей Вильгельмсхёэ, Кассель) и «Муций Сцевола» (Галерея старых мастеров, Дрезден).
Последний период
В масляной живописи позднего периода Бальдунг уделяет основное внимание композиции, порой в ущерб живописным качествам. Его работы приобретают сходство с барельефом, как, например, в картине «Богоматерь с Младенцем» из Музея изобразительных искусств в Страсбурге. Заимствуя отдельные детали у других мастеров, художник тем не менее избегал прямого подражания итальянскому искусству. Итогом его размышлений о жизни стали такие полотна, как «Семь возрастов женщины» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг) и «Путь к смерти» (Музей изобразительных искусств, Ренн).
Искусство Бальдунга
Искусство Бальдунга отражает его экспрессивный темперамент и отличается беспокойством и чувственностью. Характерными для него стали сюжеты с шабашем ведьм, аллегорические сцены, такие как «Смерть и девушка» (версии в музеях Вены, Оттавы, Базеля и Берлина), и женские образы (Старая пинакотека, Мюнхен). Эти же черты — проницательность и психологизм — присущи его портретам и гуманистическим трактовкам религиозных тем. Сегодня работы Ханса Бальдунга Грина хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
Ренессанс в Германии
К числу других крупнейших художников немецкого Возрождения принадлежат живописцы Матиас Грюневальд (ок. 1470–1528) и Ганс Гольбейн Младший (1497–1543), а также скульпторы Ганс Мульчер (1400–1467), Михаэль Пахер (1430–1498), Файт Штосс (ок. 1447–1533), Тильман Рименшнейдер (ок. 1460–1531) и Грегор Эрхарт (ок. 1460–1540).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?