Хармен ван Стенвик:
художника натюрморта Ванитас читать ~4 мин.
Среди ведущих голландских художников-реалистов делфтско-лейденской школы Хармен Стенвик (Стенвейк) стал одним из лучших натюрмортистов своего времени. Он специализировался на ванитас — жанре натюрморта, зародившемся в первые годы голландского реализма (ок. 1600 – 1680) в протестантской Голландии. В области натюрморта он стоит в одном ряду со своим дядей Давидом Бейли (1584 – 1657), а также с такими выдающимися мастерами, как Ян Давидс де Хем (1606 – 1683), Питер Клас (1597 – 1660), Виллем Калф (1622 – 1693) и Виллем Клас Хеда (1594 – 1681).
Он наиболее известен своим шедевром «Аллегория суетности человеческой жизни» (ок. 1640, Национальная галерея, Лондон). Среди других его выдающихся картин — «Натюрморт с черепом, книгами, флейтой и свистком» (1646, Художественный музей, Базель), «Натюрморт с глиняным кувшином, рыбой и фруктами» (1652, Рейксмюсеум, Амстердам) и «Натюрморт с рыбой в дуршлаге, персиками, ведром, ягодами и огурцом» (1652, Рейксмюсеум, Амстердам).
Жизнь и творчество
Хармен Эвертс Стенвик родился в 1612 году в Делфте — городе, где позже появился на свет и Ян Вермеер, ведущий представитель голландской реалистической жанровой живописи. Хармен и его брат Питер были сыновьями Эверта Стенвика, делфтского мастера по изготовлению очков и линз. Оба брата стали учениками своего дяди — талантливого художника Давида Бейли, который жил и работал в Лейдене. Бейли иногда ошибочно приписывают изобретение жанра ванитас (на самом деле он появился раньше).
С 1628 года Стенвик в течение пяти лет обучался у своего дяди. В 1633 году он вернулся в Делфт и вместе с братом открыл успешную мастерскую. В 1636 году Стенвик вступил в делфтскую гильдию Святого Луки, что дало ему право брать учеников. В 1654 году он на год отправился в голландскую Ост-Индию, после чего вернулся в Делфт, где и провёл оставшиеся годы жизни. К тому времени он уже был признанным мастером натюрмортов в жанре ванитас. Его работы отличают гладкие, невидимые мазки, сильные тональные контрасты и тёплая, золотистая палитра. Сияющая и исключительно реалистичная манера письма Стенвика напоминает творчество Геррита Доу (1613 – 1675) и Яна Ливенса (1607 – 1674). Обычно он изображал искусно детализированные фрукты и цветы, иллюстрирующие тему vanitas.
Художник умер в Лейдене, предположительно, после 1656 года.
О других голландских художниках см: Старые мастера (ок. 1200 – 1700 гг.).
Ванитас
Этот жанр голландского искусства барокко, ведущим представителем которого был Стенвик, относится к протестантскому искусству эпохи Реформации (ок. 1520 – 1700). Он представляет собой натюрморты с символическими предметами, которые передают христианское морализаторское послание. Каждая картина в жанре ванитас — это визуальная проповедь, основанная на стихе из ветхозаветной Книги Екклесиаста (1:2; 12:8): “Суета сует, — всё суета!”
Картины в жанре ванитас призывают зрителя не придавать слишком большого значения земным богатствам и удовольствиям, которые могут стать препятствием на пути к спасению. Эту идею хорошо иллюстрирует натюрморт Стенвика «Аллегория суетности человеческой жизни». Как правило, произведения в жанре ванитас в голландской живописи XVII века были небольшими, в отличие от более грандиозных образцов, характерных для одобренного Ватиканом искусства католической Контрреформации (1560 – 1700).
Аллегория суетности человеческой жизни (1640)
Все предметы на натюрморте в жанре ванитас тщательно подбирались, чтобы символизировать определённые атрибуты суетности и передать послание из Евангелия от Матфея: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют… но собирайте себе сокровища на небе” (Мф. 6:19 – 21).
Каждый предмет на картине имеет символическое значение. Череп — это символ memento mori (помни о смерти). Он служит предостережением о том, что никому, даже самому богатому человеку, не избежать смерти и Страшного суда. Хронометр символизирует быстротечность времени. Раковина как редкий коллекционный предмет олицетворяет земное богатство (подобно пурпурной шёлковой ткани), а книги и музыкальные инструменты — человеческие знания.
Все эти предметы символизируют тщетность земных устремлений — погони за богатством, знаниями или властью. Так, самурайский меч олицетворяет военную мощь, но даже сила оружия не может одолеть смерть. Для усиления символического смысла и драматизма Стенвик использует яркий композиционный приём: он направляет луч света (христианский символ вечной жизни) на череп (главное напоминание о смертности человека). Этим художник подчёркивает контраст между земным тлением и небесной вечностью.
Картины «Ванитас» Хармена ван Стенвика можно увидеть в некоторых художественных музеях Европы.
- «Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
- «Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание
- «Буржуазный джентльмен» Мольера, краткое содержание
- «Шедевры коллекции» - третья выставка из цикла, посвящённого 50-летию музея ИЗО, открылась в Комсомольске-на-Амуре
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?