Хармен ван Стенвик:
художника натюрморта Ванитас читать ~4 мин.
Среди ведущих голландских художников-реалистов Делфтско-Лейденской школы, Хармен Стенвик стал одним из лучших натюрмортистов своего времени, специализируясь на жанре натюрморта ванитас, в первые годы голландского реализма (ок.1600-80) в протестантской Голландии. В области натюрмортов он стоит в одном ряду со своим дядей Давидом Бейли (1584-1657), а также другими выдающимися художниками, такими как Ян Давидс де Хем (1606-1683), Питер Клас (1597-1660), Виллем Калф (1622-1693) и Виллем Клас Хеда (1594-1681).
Он наиболее известен своим шедевром «Аллегория суетности человеческой жизни» (1640, Национальная галерея, Лондон). Среди других выдающихся картин Хармена Стенвика можно назвать: «Натюрморт с черепом, книгами, флейтой и свистком» (1646, Кунстмузеум Базель); «Натюрморт с глиняным кувшином, рыбой и фруктами» (1652, Рейксмузеум, Амстердам); «Натюрморт с рыбой в дуршлаге, персиками, ведром, ягодами и огурцом» (1652, Рейксмузеум, Амстердам).
Жизнь и творчество
Хармен Эвертц Стенвик родился в 1612 году в Делфте, где впоследствии появился на свет и Ян Вермеер, ведущий представитель голландской реалистической жанровой живописи. Хармен и его брат Питер были сыновьями Эверта Стенвика, мастера по изготовлению очков и линз в Делфте, и оба брата стали учениками своего дяди, очень талантливого художника Давида Бейли, который жил и работал в Лейдене. Бейли иногда ошибочно приписывают изобретение жанра ванитас (он появился раньше).
Стенвик обучался у своего дяди с 1628 года в течение пяти лет. После этого, в 1633 году, он присоединился к своему брату в Делфте, где у них была общая успешная мастерская. В 1636 году Стенвик вступил в гильдию Святого Луки в Делфте, что позволило ему взять учеников. В 1654 году он отправился на год в голландскую Ост-Индию и вернулся к работе в Делфте на оставшиеся несколько лет своей жизни. К этому времени он был признан ведущим представителем ванитас натюрмортов, написанных гладкими, невидимыми мазками, с сильными тональными контрастами и тёплой, золотистой палитрой. Он работал в сияющей и исключительно реалистичной манере, напоминающей Геррита Доу (1613-1675) и Яна Ливенса (1607-1674), и обычно писал причудливо детализированные фрукты и цветы, которые иллюстрировали тему vanitas.
Он умер в Лейдене примерно после 1656 года.
О других голландских художниках см: Старые мастера (ок. 1200-1700 гг.).
Ванитас
Жанр голландского искусства барокко, ведущим представителем которого был Стенвик, принадлежал к протестантскому искусству Реформации (ок. 1520-1700), он состоял из натюрмортов, содержащих символические предметы, которые передавали христианское морализаторское послание. Каждая картина ванитас – это как визуальная проповедь, основанная на стихе из ветхозаветной книги Екклесиаста (1:2; 12:8) “Суета сует, все суета”.
Работы Vanitas призывают зрителя не придавать слишком большого значения земным богатствам и удовольствиям, если они станут препятствием на пути к спасению. Все это хорошо иллюстрирует натюрморт Стенвика «Аллегория суетности человеческой жизни». Произведения Vanitas в голландской живописи XVII века, как правило, небольшие по масштабу, в отличие от более грандиозных образцов одобренного Ватиканом искусства католической Контрреформации (1560-1700).
Аллегория суетности человеческой жизни (1640)
Все предметы на натюрморте ванитас тщательно отобирались, чтобы символизировать определённые элементы суетности, чтобы передать послание, которое изложено в новозаветном Евангелии от Матфея: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют……собирайте себе сокровища на небе”. (Евангелие от Матфея 6:18-21)
Каждый предмет на картине имеет символическое значение. Череп – это напоминание memento mori (помни о смерти) – предостерегающее напоминание о том, что даже самому богатому гражданину не избежать неизбежности смерти и небесного суда. Хронометр также обозначает течение времени. Раковина, будучи редкой коллекционной вещью, является символом земного богатства (как и пурпурная шёлковая ткань), а книги и музыкальные инструменты символизируют человеческие знания.
Все эти элементы символизируют тщетные поиски земных богатств или суетность знаний. Самурайский меч, олицетворяющий военную мощь, включён, чтобы показать, что даже сила оружия не может победить смерть. Стенвик также использует поразительный композиционный приём, чтобы усилить символический смысл картины и повысить драматический тон произведения: он изображает луч света (христианский символ вечности), падающий на череп (главное напоминание о человеческой смертности), подчёркивая тем самым пропасть между земным тлением и вечностью небес.
Картины «Ванитас» Хармена ван Стенвика можно увидеть в некоторых художественных музеях Европы.
- «Тартюф, или обманщик» Мольера, краткое содержание
- «Мизантроп» Мольера, краткое содержание
- «Школа жён» Жана-Батиста Мольера, краткое содержание
- «Буржуазный джентльмен» Мольера, краткое содержание
- «Шедевры коллекции» - третья выставка из цикла, посвящённого 50-летию музея ИЗО, открылась в Комсомольске-на-Амуре
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?