Якоб Йорданс:
жанровый художник фламандского барокко читать ~6 мин.
Якоб Йорданс, один из старых мастеров долгожителей Фландрии, был важной фигурой в фламандской живописи. Он часто ассистировал Питеру Паулю Рубенсу (1577–1640) в работе над его масштабными полотнами. После смерти Рубенса он стал ведущим художником фламандского барокко в Антверпене. В его ранних работах прослеживается влияние как Антониса ван Дейка (1599–1641), так и классического стиля Рубенса, однако техника и сюжеты Йорданса были гораздо более приземлёнными.
Он писал густым импасто и сегодня известен в основном благодаря масштабным жанровым картинам, изображающим шумные крестьянские празднества в духе Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525–1569). Именно в этих работах талант Йорданса проявился наиболее ярко. Кроме того, он был выдающимся портретистом и искусным создателем картонов для гобеленов. Около 1655 года он принял кальвинизм, после чего его живопись стала более сдержанной по колориту и нравоучительной по тематике. К числу его лучших работ в стиле барокко относятся «Король пьёт» (ок. 1640, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), «Паром в Антверпен» (ок. 1623, Государственный музей искусств, Копенгаген) и «Триумф принца Фредерика Генриха Оранского» (1651–1652, Хёйс-тен-Бос, Гаага).
Ранняя жизнь
Йорданс родился в 1593 году в Антверпене. О его ранней жизни известно немного. Он происходил из состоятельной семьи, что позволяет предположить наличие у него хорошего образования. Как и Рубенс, он учился у Адама ван Ноорта (ок. 1561–1641) — фламандского живописца, гравёра и рисовальщика, который впоследствии стал его тестем.
После восьмилетнего обучения у ван Ноорта Йорданс в 1615 году стал мастером антверпенской Гильдии Святого Луки. Его специализацией были waterschilderijen, или картины акварелью по холсту. В XVII веке эта техника часто применялась для создания картонов для гобеленов. Из-за хрупкости материала до наших дней дошло лишь несколько таких работ. В 1621 году Йорданса избрали деканом гильдии.
Влияние
Первые заказы художник получал от местной церкви и зажиточных бюргеров, но со временем его клиентами стали аристократы и правители со всей Европы. В отличие от своих современников, Йорданс не совершил традиционную для художников того времени поездку в Италию. Он изучал искусство Ренессанса по гравюрам, которые получили широкое распространение в Северной Европе.
Он познакомился с работами итальянских художников-маньеристов, таких как Якопо Бассано (1510–1592) и Паоло Веронезе (1528–1588), а также оказавшего огромное влияние Караваджо (1571–1610). В то же время он основал большую мастерскую со множеством учеников. С 1625 года значительная часть его картин создавалась при участии ассистентов. Его ранний стиль во многом заимствовал у Рубенса, включая тёплые тона палитры, натурализм и мастерское использование светотени (кьяроскуро и тенебризм). Рубенс нередко поручал Йордансу переносить свои эскизы на полотна большого формата.
Стиль живописи и жанровые сцены
Хотя Йорданс продолжал заимствовать мотивы и сюжеты у Рубенса, начиная с 1625 года в его живописи всё сильнее проявлялись реалистические тенденции. Даже в работах на возвышенные религиозные темы он склонялся к многолюдным композициям, порой на грани гротеска. Примерами могут служить его «Пётр находит монету в рыбе (Паром в Антверпен)» (ок. 1623, Государственный музей искусств, Копенгаген), «Аллегория плодородия» (ок. 1622, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Четыре евангелиста» (ок. 1625, Лувр, Париж).
В это время он также начал осваивать жанровую живопись, изображая фламандские праздники, пиры и иллюстрируя пословицы в манере, схожей с творчеством Питера Брейгеля, Адриана Брауэра (1605–1638) и представителей голландской реалистической жанровой живописи, таких как Адриан ван Остаде (1610–1685). Ярким образцом его стиля служит картина «Король пьёт» (ок. 1640, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель), имеющая несколько авторских версий.
На многолюдном полотне изображена группа горожан, празднующих Богоявление. По традиции в этот день один из собравшихся избирался «бобовым королём», а остальные должны были ему прислуживать. Йорданс использует этот сюжет для поучения о вреде пьянства. На полотне есть надпись: “Никто не бывает большим глупцом, чем пьяница”.
Другая известная работа на схожую тему — «Как старые пели, так молодые трубят» (ок. 1638–1640, Лувр), также существующая в нескольких вариантах. Это такая же многолюдная картина, на которой взрослые поют, пьют и едят, а дети аккомпанируют им игрой на дудках. Мораль сюжета заключается в том, что взрослые должны помнить о примере, который они подают своим детям.
Дидактические мотивы стали преобладать в творчестве Йорданса с возрастом, особенно после его обращения в кальвинизм около 1655 года. Его палитра стала холоднее, а манера письма — более сдержанной. Эти изменения в стиле и тематике совпали с новыми художественными веяниями, проникавшими в то время из Франции. Несмотря на то, что он редко покидал родной Антверпен, он получил ряд важных заказов от нескольких королевских дворов Северной Европы. Он умер в Антверпене в 1678 году в возрасте 84 лет во время эпидемии.
Избранные картины
Творческое наследие Якоба Йорданса включает картины маслом (как на холстах, так и алтарные образы на досках), акварели, картоны для гобеленов и множество офортов. Многие из них хранятся в музеях и церквях Антверпена, а также в ведущих художественных музеях Европы и Северной Америки. Вот краткая подборка некоторых из его картин.
Портрет семьи художника в саду (ок. 1621) Прадо, Мадрид.
Аллегория плодородия (ок. 1622) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Пётр находит монету в рыбе (Паром в Антверпен) (ок. 1623) Государственный музей искусств, Копенгаген.
Пан с сиринксом (ок. 1625) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Четыре евангелиста (ок. 1625) Лувр, Париж.
Охотник со своими собаками (1635) Музей изящных искусств, Лилль.
Бобовый король (ок. 1638) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Как старые пели, так молодые трубят (ок. 1638–1640) Лувр, Париж.
Король пьёт (ок. 1640) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Нептун создаёт коня (ок. 1640–1650) Палаццо Питти, Флоренция.
Портрет 73-летнего мужчины (1641) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Иисус, изгоняющий торговцев из храма (1645–1650) Лувр, Париж.
Ужин в Эммаусе (ок. 1645/65) Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Оплакивание (ок. 1650) Кунстхалле, Гамбург.
Купидон и спящие нимфы (ок. 1650) Киевский музей западного и восточного искусства имени Богдана и Варвары Ханенко.
Триумф принца Фредерика Генриха Оранского (1651–1652, Хёйс-тен-Бос, Гаага).
Похищение Европы (1652) Музей изящных искусств, Лилль.
Двенадцатилетний Иисус среди учителей (1663) Земельный музей, Майнц.
- Лучшие жанровые художники: 1600-настоящее время
- Жанровая живопись
- Геррит ван Хонтхорст: Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо
- Жан-Батист Грёз: Французский художник, XVIII век
- «Бегство от свободы» Эриха Фромма, краткое содержание
- Шедевр за 3 миллиона фунтов стерлингов найден в запасниках музея Суонси
- Директор ГМИИ Марина Лошак рассказала о проектах музея в наступившем году
- «Русские Йордансы». Картины и рисунки Якоба Йорданса из собраний России
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?