Якоб Йорданс:
жанровый художник фламандского барокко читать ~6 мин.
Один из долгожителей старых мастеров во Фландрии, Якоб Йорданс был важной фигурой во фламандской живописи, который часто помогал Питеру Паулю Рубенсу (1577-1640) с его масштабными картинами. После смерти Рубенса он стал ведущим художником фламандского барокко в Антверпене. В его ранних работах прослеживается влияние Антони ван Дейка (1599-1641), а также классического стиля Рубенса, однако его техника и сюжеты были гораздо более приземлёнными, чем у Рубенса.
Он писал густым импасто и сегодня ассоциируется в основном с масштабными жанровыми картинами, изображающими шумных крестьян в манере Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525-69). В этих менее амбициозных работах Йорданс проявил себя с лучшей стороны. Кроме того, он был прекрасным представителем портретного искусства и искусным гобеленовым дизайнером. В 1655 году он принял протестантизм (кальвинизм), и его картины стали более холодными по цвету и более нравоучительными по тематике. Один из самых популярных фламандских живописцев своего времени, его лучшие картины в стиле барокко включают «Король пьёт» (ок. 1640, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), а другие масштабные работы включают «Паром в Антверпен» (ок. 1623, Копенгагенский художественный музей) и «Триумф принца Фредрика Хендрика Оранского» (1651-2, Хуис тен Бош, Гаага).
Ранняя жизнь
Йорданс родился в 1593 году в Антверпене. О его ранней жизни известно немного, но известно, что он происходил из богатой семьи, поэтому можно предположить, что он получил некоторое образование. Как и Рубенс, он был учеником Адама ван Ноорта (ок. 1561-1641), фламандского живописца, гравёра и рисовальщика, который впоследствии стал его тестем.
После 8 лет обучения у ван Ноорта Йорданс стал мастером гильдии живописцев Антверпена в 1615 году, специализируясь на настенных витражах, выполненных акварелью. В XVII веке эта техника часто использовалась для создания подготовительных цветных карикатур для дизайна гобеленов. Учитывая деликатность техники, до наших дней дошли лишь немногие из них. В 1621 году Йорданс был избран деканом Гильдии.
Влияние
Его первые заказы поступали от местных церковников и торговцев, но со временем он стал получать заказы от знати и правителей по всей Европе. В отличие от своих современников, Йорданс не совершил обычного художественного паломничества в Италию, а вместо этого довольствовался изучением искусства Ренессанса по гравюрам, которые распространялись в Северной Европе.
Он познакомился с работами итальянских художников-маньеристов, таких как Якопо Бассано (1510-1592) и Паоло Веронезе (1528-1588), а также печально известного Караваджо (1571-1610). В то же время он основал большую мастерскую, набрал большое количество учеников, и с 1625 года многие его картины были завершены с помощью этих учеников. Его ранний стиль во многом заимствовал у Рубенса, включая тёплые тона палитры Рубенса, натурализм и мастерство тенебризма и кьяроскуро. Действительно, Рубенс часто привлекал Йорданса для воспроизведения своих небольших эскизов на большом формате.
Стиль живописи и жанровые сцены
Хотя Йорданс продолжал заимствовать мотивы и сюжеты у Рубенса, в его живописи, начиная с 1625 года, все больше проявлялся реализм. Кроме того, даже в возвышенном религиозном искусстве он был склонен перегружать свои работы фигурами, иногда доходящими до бурлеска. Примерами могут служить его «Паром в Антверпен» (ок. 1623, Музей искусств, Копенгаген), «Аллегория плодородия» (ок. 1622, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) и «Четыре евангелиста» (ок. 1625, Лувр, Париж).
В это время он также начал осваивать жанровую живопись, изображая фламандские праздники, пиры и пословицы, в манере, схожей с Брейгелем, а также Адрианом Брувером (1605-1638), Адрианом ван Остаде (1610-1685) и другими выразителями голландской реалистической жанровой живописи. Образцом его живописного стиля является картина «Король пьёт» (ок. 1640, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – хотя существует не одна версия этой картины.
На плотно набитом холсте изображена группа горожан, празднующих Богоявление – день, когда по традиции один человек становится королём, а все остальные должны ему прислуживать. Буйные и пропитанные алкоголем, Йорданс использует картину для проповеди о зле пьянства. Он вписал в картину примечание: “Никто так не похож на безумца, как пьяница”.
Другой похожей картиной (существует также несколько версий) является его «Как старые пели, так молодые трубят» (ок. 1638-40, Лувр) – такая же многолюдная картина, на которой взрослые поют, пьют и едят, а дети сопровождают их игрой на трубе. Мораль этой истории, конечно же, в том, что родители должны осознавать, какой сигнал подают их пьяные действия молодым.
Эти дидактические темы становились все более частыми по мере взросления художника и особенно после его перехода в кальвинизм в 1655 году. Кроме того, его палитра стала более холодной, использование красок разбавилось, а работа кистью стала более сдержанной. К счастью, эти изменения в стиле и тематике хорошо вписывались в новые художественные тенденции, которые в то время импортировались из Франции. Несмотря на то, что он редко покидал родной Антверпен, он получил ряд важных заказов от нескольких королевских дворов в Северной Европе. Он умер в 1678 году в возрасте 84 лет.
Избранные картины
Творчество Якоба Йорданса включало картины маслом – холсты, а также алтарные панно – акварельные настенные подвески, гобелены и множество гравюр, часть из которых выставлена в музеях и церквях Антверпена, а также в лучших художественных музеях Европы и Северной Америки. Вот краткая подборка некоторых из его картин.
Портрет семьи художника в саду (ок. 1621) Прадо, Мадрид.
Аллегория плодородия (ок. 1622) Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Пётр находит монету в рыбе (Паром в Антверпен) (ок. 1623) Копенгагенский художественный музей.
Пан с сиринксом (ок. 1625) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Четыре евангелиста (ок. 1625) Лувр, Париж.
Охотник со своими собаками (1635) Музей изящных искусств, Лилль.
Бобовый король (ок. 1638) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Как старый пел, так молодой трубил (ок. 1638-40) Лувр, Париж.
Король пьёт (ок. 1640) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
Нептун создаёт коня (ок. 1640-50) Палаццо Питти, Флоренция.
Портрет 73-летнего мужчины (1641) Коллекция Тиссена-Борнемисы.
Иисус, изгоняющий торговцев из храма (1645-50) Лувр, Париж.
Вечеря в Эммаусе (ок. 1645/65) Национальная галерея Ирландии, Дублин.
Оплакивание (ок. 1650) Кунстхалле, Гамбург.
Купидон и спящие нимфы (ок. 1650) Киевский музей западного искусства.
Триумф принца Фредрика Хендрика Оранского (1651-2, Хуис тен Босх)
Похищение Европы (1652) Музей изящных искусств, Лилль.
Двенадцатилетний Иисус среди священников (1663) Ландесмузеум, Майнц.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?