Жакмар де Эсден:
фламандский художник-миниатюрист, интернациональная готика читать ~6 мин.
Один из ведущих старых мастеров школы фламандской живописи, Жакмар де Эсден был известен своими международными готическими иллюминациями и миниатюрами. Вместе с другими миниатюристами, такими как Жан Пюсель (ок. 1290-1334), Андре Бонев (1335-1400) и братья Лимбург (все умерли в 1416 году), он поддерживал придворную традицию мелкомасштабной иллюстрации. Упадок этой традиции ознаменовался появлением панельных картин Мельхиора Брудерлама (ок. 1350-1411).

Известные сохранившиеся работы Жакмара де Эсдена происходят в основном из средневековых молитвенников, известных как часословы. Среди них: Благовещение из Малого часослова герцога Беррийского (1400, Французская национальная библиотека, Париж); Юродивый из Псалтыря герцога Беррийского (ок. 1390, Французская национальная библиотека, Париж); Брюссельский часослов (Бельгийская национальная библиотека, Брюссель) и Часослов мастера Бусико (Музей Жакмар-Андре, Париж).
В Лувре в Париже хранится небольшая картина Жакмара на пергаменте — Несение креста (1409). Возможно, он был одним из художников, начавших работу над иллюминированной рукописью, ставшей Туринским часословом (ок. 1380-1425). На стиль работы Жакмара повлияла французская живопись Пюселя, а также сиенское искусство проторенессанса в Италии.
Книжная живопись в Средние века
Средневековая иллюминация рукописей (ок. 1000-1500)
Романские иллюминированные рукописи (ок. 1000-1150)
Готические иллюминированные рукописи (ок. 1150-1350)
Биография
Жакмар родился в Эсдене, Артуа — укреплённом городе в регионе Кале. В то время этот город был частью Фландрии, управляемой герцогами Бургундскими. Он был одним из многих фламандских художников, работавших на различных членов французской королевской семьи в течение XIV века. Сам Жакмар служил придворным художником Иоанна, герцога Беррийского (1340-1416), младшего брата французского короля Карла V (1338-1380).
После смерти Карла V его сын Карл VI был несовершеннолетним. Поэтому Берри и его братья Людовик I Анжуйский (1339-1384) и Филипп Смелый, герцог Бургундский (1342-1404), правили Францией в качестве регентов до 1388 года, а затем с 1392 по 1402 год. Берри был одним из великих коллекционеров искусства Средневековья. Он тратил огромные суммы на декоративное искусство всех видов, включая иллюстрированные рукописи. Тем самым он внёс решающий вклад в возрождение живописи того времени.
Привлечённый на юг ко двору Иоанна, герцога Беррийского, в Бурже, Жакмар находился на службе у герцога с 1384 по 1409 год, как показывают документы. В этот период он внёс значительный вклад в создание ряда иллюминированных рукописей, заказанных герцогом.
Среди них: Прекрасный часослов герцога Беррийского (также известный как «Брюссельский») (ок. 1400-1402, Бельгийская национальная библиотека, Брюссель); Малый часослов герцога Беррийского (1388-1400, Французская национальная библиотека, Париж); Большой часослов герцога де Берри (ок. 1395, Французская национальная библиотека, Париж); Псалтырь герцога де Берри (ок. 1390, Французская национальная библиотека, Париж).
В большинстве этих работ участвовали несколько художников: Жакмар, братья Лимбург, художник, известный как мастер Бусико (возможно, Жак Коэн), художник, известный как псевдо-Жакмар, и другие. Сам Жакмар прославился своим изысканным интернациональным готическим стилем. Его характеризовали твёрдое понимание перспективы, изысканное использование цветовых пигментов и стиль декоративных маргиналий, отмеченных изображениями животных и листвы.
Жакмар де Эсден исчез из кругов бургундского двора в 1409 году. Его место придворного живописца заняли братья Лимбурги — Поль, Жан и Эрман. В дальнейшем они создали свой уникальный шедевр — Великолепный часослов герцога Беррийского (Музей Конде, Шантийи), одно из лучших произведений эпохи интернациональной готики.
Позднее, при короле Людовике XI (1461-1483), французское придворное искусство пережило возрождение. Примером может служить иллюминированная религиозная рукопись Le Livre du coeur d’Amours Espris (1465, Австрийская национальная библиотека, Вена).
Туринский часослов (ок. 1380-1425)
Эта неполная, но высококачественная иллюминированная рукопись была заказана около 1370-1380 годов. Она содержит миниатюры мастера Нарбоннского паремий, Жакмара де Эсдена и других художников из двора герцога Беррийского в Бурже. Также в ней есть более поздние иллюстрации Яна ван Эйка (1390-1441), его брата Хуберта ван Эйка (ум. 1426) или их близких последователей.
Около 1413 года книга находилась в ведении казначея герцога Робинэ д’Эстампа, который разделил её. В 1904 году часть, известная как Туринский часослов, была уничтожена во время пожара.
Благовещение (ок. 1400)
Эта иллюстрация на пергаменте относится к Малому часослову герцога де Берри — самому маленькому и наименее известному из иллюминированных текстов, созданных для герцога. Поле этой страницы украшено фигурами, написанными художником, известным как Мастер Страстей. Более изысканное центральное изображение Благовещения написано Жакмаром де Эсденом.
Изображение пространства в этой композиции демонстрирует глубокое знание проблем линейной перспективы. Мягко изогнутые фигуры и изысканная цветовая палитра созданы по образцу сиенской школы живописи (ок. 1250-1550). В отличие от более идеализированного стиля Жана Пюселя, Жакмар отдаёт предпочтение натурализму — тенденции, позднее усовершенствованной нидерландской школой.
Брюссельский часослов (ок. 1400): Страница посвящения
Эта иллюстрированная страница посвящения относится к часослову под названием «Прекрасный» (Tres-Belles Heures de Duc de Berry, также известному как «Брюссельский»). Книга отмечена бордюрами с пышными рамками из трилистников, украшенных гербами и геральдическими знаками Берри, а также традиционными растительными узорами.
На странице посвящения изображён герцог, который в сопровождении святых Андрея и Иоанна Крестителя предстаёт перед вознесённой на престол Мадонной с младенцем.
Псалтырь: Юродивый (ок. 1390)
Эта восхитительная миниатюра из Псалтыря герцога де Берри иллюстрирует Псалом 53:1. Возможно, по мотивам иллюстраций, написанных Пюселем для Бревиария Жанны д’Эврё, на этой миниатюре изображён человек, стоящий на зелёном поле, окружённом двумя деревьями, на красном фоне.
Его полуобнажённая фигура, задрапированная белой тканью, скручена в форме буквы «S». В правой руке он держит лопатку придворного шута, а в левой подносит ко рту кусок хлеба. От его лица исходит необычное чувство спокойствия.
Миниатюры фламандского художника Жакмара де Эсдена и его учеников можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Знаменитые художники интернациональной готики
Кроме перечисленных выше, здесь приведён краткий список ведущих художников, работавших в стиле интернациональной готики:
Амброджо Лоренцетти (активен 1319-1348) — итальянский готический художник, член сиенской школы живописи.
Пьетро Лоренцетти (активен 1320-1345) — художник сиенской школы, испытавший влияние флорентийского искусства.
Лоренцо Монако (1370-1425) — художник, родившийся в Сиене.
Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) — итальянский художник из Марки.
Пизанелло (ок. 1394-1455) — итальянский живописец родом из Пизы.
Энгерран де Куартон (Шарантон) (ок. 1410-1466) — французский художник-иллюминатор, известный по Авиньонской Пьёте (ок. 1455, Лувр).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?