Жакмар де Эсден: фламандский художник-миниатюрист, интернациональная готика читать ~6 мин.
Один из ведущих старых мастеров школы фламандской живописи, Жакмар де Эсден был известен своими международными готическими иллюминациями и миниатюрами. Вместе с другими миниатюристами, такими как Жан Пюсель (ок. 1290-1334), Андре Бонев (1335-1400) и братья Лимбург (все умерли в 1416 году), он поддерживал придворную традицию мелкомасштабной иллюстрации, упадок которой ознаменовался панельными картинами Мельхиора Брудерлама (ок. 1350-1411).
Известные сохранившиеся картины Жакмара де Эсдена (в основном из средневековых молитвенников, известных как «Часословы») включают: Благовещение, из Малого часословова герцога Беррийского (1400, Французская национальная библиотека, Париж); Юродивый, из Псалтыря герцога Беррийского (ок. 1390, Французская национальная библиотека, Париж); Брюссельский часослов (Бельгийская национальная библиотека, Брюссель) и Часослов мастера Бусико (Музей Жакмар-Андре, Париж). Кроме того, в Лувре в Париже есть небольшая картина Жакмара на пергаменте, которая называется «Несение креста» (1409). Кроме того, он, возможно, был одним из художников, начавших работу над иллюминированной рукописью, ставшей Туринским часословом (ок. 1380-1425 гг.). На стиль работы Жакмара повлияла французская живопись Пюселя, а также сиенское искусство проторенессанса в Италии.
Книжная живопись в Средние века
(1) Средневековая иллюминация рукописей (ок. 1000-1500 гг.)
(2) Романские иллюминированные рукописи (ок.1000-1150)
(3) Готические иллюминированные рукописи (ок.1150-1350)
Биография
Жакмар родился в Эсдене, Артуа, укреплённом городе в регионе Кале, который в то время был частью Фландрии, управляемой герцогами Бургундскими, и был одним из многих фламандских художников, работавших на различных членов французской королевской семьи в течение четырнадцатого века. Сам Жакмар был придворным художником Иоанна, герцога Беррийского (1340-1416), младшего брата французского короля Карла V (1338-1380).
После смерти Карла V, поскольку его сын Карл VI был несовершеннолетним, Берри и его братья Людовик I Анжуйский (1339-1384) и Филипп Смелый, герцог Бургундский (1342-1404), правили Францией в качестве регентов до 1388 года, а затем с 1392 по 1402 год. Один из великих коллекционеров искусства Средневековья, Берри тратил огромные суммы на декоративное искусство всех видов, включая иллюстрированные рукописи, и тем самым внёс решающий вклад в возрождение живописи в это время.
Привлечённый на юг ко двору Иоанна, герцога Беррийского, в Бурже, документы показывают, что он находился на службе у герцога с 1384 по 1409 год. В этот период он внёс значительный вклад в создание ряда иллюминированных манускриптов, заказанных герцогом. Среди них: «Прекрасный часослов герцога Беррийского» (также известный как «Брюссельский») (ок. 1400-2, Бельгийская национальная библиотека, Брюссель); «Малый часослов герцога Берриского» (1388-1400, Французская национальная библиотека, Париж); «Большой часословгерцога де Берри« (ок. 1395, Французская национальная библиотека, Париж); и «Псалтырь герцога де Берри» (ок. 1390, Французская национальная библиотека, Париж). В большинстве этих работ участвовали несколько художников, в том числе Жакмар, братья Лимбург, художник, известный как мастер Бусико (возможно, Жак Коэн), художник, известный как псевдо-Жакмар, и другие. Сам Жакмар прославился своим изысканным интернациональным готическим стилем, характеризующимся твёрдым пониманием перспективы, изысканным использованием цветовых пигментов, и стилем декоративных маргиналий, отмеченных изображениями животных и листвы.
Жакмар де Эсден исчез из кругов бургундского двора в 1409 году, и его место придворного живописца заняли братья Лимбурги – Поль, Жан и Эрман. В дальнейшем они создадут свой уникальный шедевр – «Великолепный часослов герцога Беррийского» (Музей Конде, Шантийи), одно из лучших произведений эпохи интернациональной готики. Позднее, при короле Людовике XI (1461-83 гг.), французское придворное искусство пережило возрождение, примером чему может служить иллюминированная религиозная рукопись Le Livre du coeur d’Amours Espris (1465 г., Австрийская национальная библиотека, Вена).
Туринский часослов (ок. 1380-1425)
Эта неполная, но высококачественная иллюминированная рукопись, заказанная около 1370-80 годов, содержит миниатюры мастера Нарбоннского паремий, Жакмара де Эсдена и других людей из двора герцога Беррийского в Бурже, а также более поздние иллюстрации Яна ван Эйка (1390-1441), его брата Хуберта ван Эйка (ум. 1426) или их близких последователей. Около 1413 года книга находилась в ведении казначея герцога, Робинэ д’Эстампа, который разделил её. В 1904 году часть, известная как Туринский часослов, была уничтожена во время пожара.
Благовещение (ок. 1400 г.)
Эта иллюстрация на пергаменте относится к Малому часослову герцога де Берри, самому маленькому и наименее известному из иллюминированных текстов, созданных для герцога. Поле этой страницы украшено фигурами, написанными художником, известным как Мастер Страстей, а более изысканное центральное изображение Благовещения написано Жакмаром де Эсденом.
Изображение пространства в этой композиции демонстрирует глубокое знание проблем линейной перспективы, в то время как мягко изогнутые фигуры, а также изысканная цветовая палитра созданы по образцу сиенской школы живописи (ок. 1250-1550). Кроме того, в отличие от более идеализированного стиля Жана Пюселя, Жакмар отдаёт предпочтение натурализму – тенденции, позднее усовершенствованной нидерландской школой.
Брюссельский часослов (ок. 1400): Страница посвящения
Эта иллюстрированная страница посвящения относится к часослову под названием «Прекрасный» (Tres-Belles Heures de Duc de Berry, также известному как «Брюссельский»). Книга отмечена бордюрами с пышными рамками из трилистников, украшенных гербами и геральдическими знаками Берри, а также традиционными растительными узорами. На странице посвящения, которой представлена книга, изображён герцог, который в сопровождении святых Андрея и Иоанна Крестителя предстаёт перед вознесённой на престол Мадонной с младенцем.
Псалтырь: Простак (ок. 1390 г.)
Эта восхитительная миниатюра из Псалтыря герцога де Берри иллюстрирует Псалом 53,5. Возможно, по мотивам иллюстраций, написанных Пюселем для Бревиария Жанны д’Эврё , на этой миниатюре изображён человек, стоящий на зелёном поле, окружённом двумя деревьями, на красном фоне. Его полуобнажённая фигура, задрапированная белой тканью, скручена в форме буквы «S». В правой руке он держит лопатку придворного шута, а в левой подносит ко рту кусок хлеба. От его лица исходит необычное чувство спокойствия.
Миниатюры фламандского художника Жакмара де Эсдена и его учеников можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Знаменитые художники интернациональной готики
Кроме перечисленных выше, здесь приведён краткий список ведущих художников, работавших в идиоме интернациональной готики.
Амброджо Лоренцетти (активен 1319-48) Итальянский готический художник, член сиенской школы живописи.
Пьетро Лоренцетти (активен 1320-45) Художник сиенской школы, испытавший влияние флорентийского искусства.
Лоренцо Монако (1370-1425 гг.) Художник, родившийся в Сиене.
Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427) Итальянский художник из Марки.
Пизанелло (ок. 1394-1455) Итальянский живописец родом из Пизы.
Энгерран де Куартон (Шарантон) (ок. 1410-1466) Французский художник-иллюминатор, известный по «Авиньонской Пьёте» (ок. 1455, Лувр).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?