Ян Стен:
Голландский художник-реалист, Харлемская школа читать ~10 мин.
Ян Стен, один из лучших голландских жанристов, родился и получил основы образования в Лейдене, однако его по праву считают почётным представителем харлемской школы. Именно там он попал под её влияние, перенял технические приёмы и создал свои лучшие произведения, включая некоторые из величайших жанровых картин того периода. Он служит связующим звеном между старшим и младшим поколениями жанровых художников, будучи менее объективным, чем, например, Адриан ван Остаде (1610–1685), и менее сентиментальным, чем Герард Терборх (1617–1681).
В своём особом стиле голландского реализма Стен, возможно, слишком глубоко погружается в сюжет, порой в ущерб живописности, но ради большей человеческой выразительности. Его темы обычно сопровождаются юмористическим, нравоучительным или сатирическим комментарием. Иногда он выступает в роли рассказчика, который будто бы подталкивает зрителя, чтобы тот не упустил важную деталь. За его картинами чувствуется добродушный и любознательный человек.
Ни один другой художник голландского барокко не исследовал отношения между детьми и взрослыми с большей проницательностью и очарованием. Он с заразительным энтузиазмом передаёт оживление игр, работы и семейных праздников с их нетерпеливыми участниками. Столь же хорошо он улавливает и тонкие, неожиданные моменты, запечатлевая одинокую фигуру — как, например, в сцене с его прекрасной женой, собирающейся натянуть чулок. Почти единственный из голландских старых мастеров, он в полной мере осознавал комедию, разыгрывающуюся между врачами-шарлатанами и хорошенькими мнимыми больными. Его взгляд и сочувствие были поистине всеобъемлющи.
Такая подвижность темперамента едва ли была типично голландской, как и его верность католической церкви. Голландцы, которые, впрочем, обожали его творчество, словно бы отомстили ему, окружив его имя легендами о всевозможных недостатках и даже грехах. В этих легендах, вероятно, слишком много внимания уделяется тому факту, что он часто испытывал финансовые трудности и был весьма общителен. Однако ни один мот не смог бы за менее чем тридцать лет творческой деятельности написать более пятисот тщательно проработанных картин.
Биография
Ян Стен родился в Лейдене в 1626 году. Он учился в Утрехте у художника Николаса Кнюпфера, в двадцать лет был временно зачислен в Лейденский университет, а затем недолгое время провёл в Харлеме, где испытал влияние творчества Хальса и Моленера. В 1648 году, в возрасте двадцати двух лет, он был принят в гильдию художников Лейдена в качестве мастера.
В следующем году он уже работал в Гааге, где женился на Маргарет ван Гойен, дочери известного пейзажиста Яна ван Гойена. Изящные черты Маргарет можно увидеть на многих картинах Стена.
До этого времени он написал несколько довольно грубых картин, вероятно, подражая в этом Франсу Хальсу (1582–1666). Несмотря на успех в живописи, тесть оказался неудачливым в делах: он растрачивал доходы на спекуляции с городскими участками и луковицами тюльпанов. Очевидно, живопись не могла в полной мере обеспечить быстро растущую семью Стена, поскольку в июле 1654 года он на пять лет арендовал пивоварню в Делфте. Через два года его тесть умер, не оставив после себя ничего, кроме долгов. Ещё год спустя его собственный отец, под залог имущества которого была оформлена аренда, приехал из Лейдена, чтобы спасти пивоварню от банкротства. Вероятно, Ян управлял ею заочно из Гааги.
Примерно с 1660 по 1671 год Ян Стен работал в Харлеме. Этот период стал временем расцвета его таланта и создания лучших картин. В 1669 году умерла его жена Маргарет. Год спустя аптекарь конфисковал все картины в доме художника и выставил их на аукцион, чтобы покрыть долг в десять гульденов. После этого несчастья Стен вернулся в родной Лейден, где в 1672 году получил лицензию на содержание таверны. В следующем году он женился на вдове Марии ван Эгмонт. Оставшиеся шесть лет его жизни, похоже, прошли в относительном спокойствии. У его новой жены, вероятно, были некоторые сбережения, а сам он обладал всеми качествами хорошего хозяина. Он умер в 1679 году в возрасте пятидесяти трёх лет.
Художественная композиция и тематика
Непостоянство характера Яна Стена отразилось и в его изобразительном искусстве, которое отличается очень неровным качеством. В целом его сложные многофигурные композиции, несмотря на тщательную проработку деталей, часто выглядят перегруженными и хаотичными. Лучшими его работами считаются те, в которых комедия разыгрывается двумя или тремя персонажами. Это наводит на мысль, что многие свои произведения он скорее импровизировал, чем тщательно продумывал.
Самые ранние жанровые картины Яна Стена изображают сомнительные компании без прикрас. Радостный аспект опьянения — тема картины «Пирующие»; его животная сторона — тема полотна «Отдыхающие». Ни одна из них не является выдающейся, хотя последняя отличается красотой освещения. Обе работы иллюстрируют тему с резким и правдивым акцентом, который позже можно будет найти лишь у Уильяма Хогарта.
Картина «Птичий двор» (ок. 1660) была написана либо в конце его пребывания в Гааге, либо вскоре после переезда в Харлем. Она показывает художника с его лучшей стороны. Изящная фигура сидящей маленькой девочки, предлагающей миску молока ягнёнку, доминирует в большом пространстве. Лысоголовый рабочий справа с корзиной яиц и карлик слева на ступенях смотрят на свою маленькую королеву с придворной гордостью и нежностью. Площадки вокруг центральной фигуры оживлены домашней птицей всех мастей, чьи повадки изучены с натуры. Справа на раскидистом дереве сидит павлин, а над аркой, сквозь которую виднеется замок, парит белый голубь. В композиции всё продумано: тёмные и светлые участки, контраст диагонально расположенного бассейна с формальной аркой портала. В то же время картина создаёт ощущение мимолётного видения; кажется, что на неё нельзя смотреть слишком пристально, чтобы она не исчезла или не превратилась во что-то иное.
Похожим триумфом является «Спальня» (ок. 1663), хранящаяся в Букингемском дворце в Лондоне. Через тёмный арочный проём, служащий рамой, мы видим комнату, переливающуюся соломенно-жёлтыми и бледно-голубыми тонами. На кровати сидит красивая молодая женщина — его жена — в жёлтом, отороченном мехом жакете и голубой юбке. Скрестив ноги, она протягивает руку, чтобы натянуть чулок. И снова возникает чувство удивления и откровения, словно зрителю посчастливилось случайно заглянуть в эту дверь и стать свидетелем этой изящной сцены.
Ян Стен редко достигал уровня этих двух картин. Он более известен своими изображениями больших компаний, семейных праздников и оживлённых трактирных дворов — настоящих документов жизни Старой Голландии. Одна из самых ранних таких работ — «День принца». День рождения будущего освободителя Голландии, Вильгельма Оранского, праздновали простые люди, видевшие в нём защитника от богатых патрициев. На этой картине мы видим скорее патриотический митинг в таверне, чем семейный праздник.
В этой оживлённой композиции из двадцати фигур глазу трудно найти точку опоры. Можно сказать, что здесь произвольно соединены три сцены: группа справа за лысым мужчиной, который пародирует рыцарский жест, стоя на коленях с деревянным мечом перед смеющейся женщиной; прекрасная молодая пара в левой центральной части; и игроки в карты слева. Здесь есть некоторое сходство с работами Питера Брейгеля, которые Стен наверняка знал. Сравнение подчёркивает превосходство линейной и плоскостной живописи Брейгеля для подобных сюжетов над атмосферной тональностью Стена. Кроме того, большие котлы и тарелки на переднем плане кажутся расставленными лишь для того, чтобы заполнить пустоту.
Его лучшие групповые композиции менее многолюдны. Совершенно очаровательна картина его собственной семьи, написанная около 1663 года. За исключением двух стариков, увлечённых маленькой девочкой, все остальные, вплоть до собаки, с удовольствием и, возможно, с долей насмешки слушают серьёзные речи старшего сына. Свет красиво падает, выделяя лица, головные уборы, скатерть, массивную медную посуду на полу и подвешенную плетёную клетку для птиц, которая эффектно разбавляет полумрак в верхней части комнаты.
Очень привлекательна картина «Праздник святого Николая», где главный мотив — довольная девочка, демонстрирующая свои подарки, и её плачущий брат, которому достались розги. Различные позы и настроения празднующих замечательно переданы, и вся картина создаёт ощущение благопристойного семейного веселья. Другой типичный пример — «Фламандский пир». Она демонстрирует живость и умение Стена улавливать мимолётные выражения и позы, хотя, возможно, композиция немного перегружена.
Пуристски настроенный критик мог бы заметить, что такие картины — всего лишь иллюстрации, где слишком много внимания уделяется человеческим взаимоотношениям и конкурирующим центрам притяжения. Не оспаривая эту точку зрения, отметим лишь, что если это и рассказы в красках, то немногие из них обладают такой же правдивостью, живостью и очарованием.
В целом, Стен больше заботится о живописном единстве в сюжетах с небольшим количеством фигур, таких как «Дерущиеся картёжники», где ссора порождает небольшую лавину из падающих людей и мебели, или «Игроки в карты» из Букингемского дворца — одна из самых выверенных и ясных композиций Стена.
«Распутная жизнь» с большим артистизмом подхватывает нравоучительные мотивы его ранних картин. Растрёпанный гуляка дремлет, положив голову на колени своей богато одетой любовницы, которая заботливо его охраняет, в то время как другая красавица изящно передаёт его часы алчной хозяйке заведения. Слева на заднем плане скрипач убаюкивает его своей музыкой. Эта группа фигур по характеристикам и композиции является одной из лучших у Яна Стена. Она выражает нравственный беспорядок в упорядоченном виде, подобно тому как надушённые куртизанки имитируют благородство. Однако, увлёкшись моралью, художник довольно небрежно отнёсся к интерьеру.
Самыми популярными картинами Яна Стена остаются сцены с доктором и пациенткой, которых он написал около полудюжины в последние годы жизни. Наиболее известные из них находятся в Амстердаме, Гааге и Мюнхене. Никто в то время, кроме Мольера, не постиг того любопытного сочетания дипломатии, шарлатанства и здравого смысла, которым отличалась медицинская практика XVII века. И никто не мог сравниться со Стеном в изображении того, как врач у постели больного осознаёт всю комедийность ситуации.
Пожалуй, лучшая работа из этой серии — «Любовная болезнь». Пациентка, мило устроившаяся в кресле, очаровательно одетая для визита и полностью осознающая свою женскую привлекательность; врач, с учтивым видом размышляющий, что подействует сильнее — комплимент или таблетка; прекрасно расставленные аксессуары, такие как лютня у занавешенной кровати, — всё это является высшим достижением как в живописи, так и в скрытой социальной сатире.
Едва ли ей уступает «Визит доктора». В этой картине, благодаря трогательной уверенности хорошенькой пациентки, которая одновременно усиливает и заботу, и внутреннее беспокойство врача, присутствует ещё более забавный психологизм. Однако аксессуары здесь расположены менее гармонично, а сочувствующий спаниель на переднем плане кажется сентиментально навязчивым.
Наследие
Жизнерадостный и бытовой характер живописи Яна Стена настолько очевиден, что любое критическое резюме, помимо уже приведённого анализа, кажется излишним. Также излишне подчёркивать его художественное несовершенство в сравнении с такими «малыми голландцами», как Брауэр, Остаде, Вермеер и Терборх.
Ян Стен умер в 1679 году, в возрасте пятидесяти трёх лет, вероятно, не желая расставаться с жизнью, которая никогда не переставала его интересовать и забавлять.
Работы Яна Стена можно увидеть в лучших художественных музеях по всей Европе, в частности в Рейксмузеуме Амстердама.
- Картины младших Брейгелей из коллекции Мауэргауза на выставке в Нижегородском художественном музее
- «Младшие Брейгели» - выставка в ГМИИ им. Пушкина из собрания коллекционера Константина Мауергауза
- Великобритания ввела запрет на экспорт картины Яна Брейгеля Старшего
- Мельница и крест
- Польша намерена вернуть ряд картин, вывезенных после Второй мировой войны
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?