Ян Стен:
Голландский художник-реалист, Харлемская школа читать ~10 мин.
Один из лучших голландских жанристов, Ян Стен, хотя родился и учился в Лейдене, должен считаться почётным членом Харлемской школы, поскольку он попал под её влияние, перенял её технические методы и написал там свои лучшие картины, включая некоторые из величайших жанровых картин того периода. Он является связующим звеном между старшими и младшими жанровыми художниками, менее объективными, чем, скажем, Адриан ван Остаде (1610-1685) и Герард Терборх (1617-1681), менее сентиментальными, чем Миерисы.
В своём особом стиле голландского реализма Стен, возможно, слишком безоговорочно отдаётся своей тематике, несколько пренебрегая живописностью в пользу человеческой выразительности. Его темы обычно снабжены его собственным юмористическим, морализаторским или сатирическим комментарием. Временами он может играть в шоумена, поглаживая зрителя по локтю, чтобы тот не упустил чего-нибудь. За его картинами чувствуется добродушный и любопытный человек.
Ни один художник голландского барокко не исследовал отношения детей и взрослых с большей проницательностью и очарованием. Он заразительно передаёт оживление игр, работы и семейных праздников с их нетерпеливыми участниками, и он так же хорошо улавливает изысканный и неожиданный аспект одинокой фигуры – как тот взгляд на его прекрасную жену, собирающуюся надеть чулок. Почти единственный из голландских старых мастеров, он в полной мере осознает комедию, разыгрываемую между врачами, которые наполовину шарлатаны, и хорошенькими женщинами, которые являются мнимыми инвалидами. Его взгляд и сочувствие были широко блуждающими.
Такая подвижность темперамента вряд ли является голландской, как вряд ли было голландским оставаться добрым католиком. Голландцы, которые, в конце концов, обожали его, отомстили, нагрузив его легенду всеми недостатками и некоторыми грехами. В легенде, вероятно, слишком много внимания уделяется тому факту, что он, как правило, находился в бедственном положении и был обычно общителен. Ни один расточитель не мог написать менее чем за тридцать лет своей деятельности более пятисот тщательно законченных картин.
Биография
Он родился в Лейдене в 1626 году, учился у неизвестного художника по фамилии Кнупфер, в двадцать лет был на время зачислен в университет в качестве писчего студента, вскоре ненадолго уехал в Харлем, где неизбежно попал под влияние Халсов и Моленеров, а в двадцать два года, в 1648 году, был принят в гильдию художников Лейдена в качестве мастера.
В следующем году он работал в Гааге, где женился на прекрасной Маргарет ван Гойен, дочери знаменитого мореплавателя и пейзажиста Яна ван Гойена. Грациозные формы Маргарет присутствуют на многих картинах Яна Стена.
До этого времени он написал несколько грубовато-радикальных картин, вероятно, под влиянием Франса Хальса (1582-1666) в этом ключе. Тесть был неприятным приобретением – отличный и успешный живописец, он растрачивал свои доходы на спекуляции городскими участками и луковицами тюльпанов. Очевидно, живопись плохо поддерживала быстро растущую семью Яна Стина, так как в июле 1654 года мы видим, что он арендовал пивоварню в Делфте на пять лет. Через два года умер тесть, не оставив после себя ничего, кроме долгов. Ещё через год его собственный отец, под залог которого была оформлена аренда, пришёл на помощь пивоваренному бизнесу из Лейдена, спасая его от банкротства. Ян, вероятно, был заочным управляющим в Гааге.
Примерно с 1660 по 1671 год Ян Стен писал картины в Харлеме. Это время расцвета его творчества и создания лучших картин. В 1669 году умерла его жена Маргарет, а через год аптекарь конфисковал все картины в доме Яна Стина и выставил их на публичный аукцион, чтобы покрыть счёт в десять гульденов. После этого несчастья Ян Стен вернулся в родной Лейден, где в 1672 году получил лицензию трактирщика. В следующем году он женился на вдове Марии ван Эгмонт. Оставшиеся шесть лет его жизни, похоже, прошли в относительном спокойствии. Вдове, вероятно, досталось немного денег, а сам он обладал прекрасными личными качествами хозяина. Он умер в 1679 году, в возрасте всего пятидесяти трёх лет.
Художественная композиция и тематика
Непостоянство характера Яна Стена отразилось в его изобразительном искусстве, которое отличается очень неровным качеством. В целом, его сложные композиции с большим количеством людей, несмотря на тщательную проработку деталей, перегружены и запутаны как композиции. Его лучшие картины – те, в которых комедию разыгрывают две или три фигуры. Все это говорит о том, что многие свои работы он скорее импровизировал, чем продумывал.
Самые ранние картины маслом в жанровом стиле Яна Стена изображают плохую компанию без ослабления внимания. Радостный аспект опьянения – тема «Пирующих»; его звериный аспект – тема «Отдыхающих». Ни одна из них не является особенно хорошей, хотя последняя имеет красоту освещения, но обе иллюстрируют тему с резким и правдивым акцентом, который мы больше не найдём до времён Уильяма Хогарта.
Зверинец, 1660, был написан либо в конце его пребывания в Гааге, либо вскоре после переезда в Харлем. Она показывает его с лучшей стороны. Изысканная фигура сидящей маленькой девочки, которая предлагает миску молока ягнёнку, доминирует в большом пространстве. Лысоголовый рабочий, идущий справа с корзиной яиц, и гном слева и выше по ступеням, смотрят на свою маленькую королеву с придворной гордостью и привязанностью. Платформы над и под фигурой председательницы оживлены домашними птицами всех декоративных сортов, характер которых изучен с натуры. Справа на разлапистом дереве сидит павлин, а над аркой, сквозь которую между деревьями виднеется обнесённый рвом замок, парит белый голубь. В композиции продумано все – тёмные и светлые участки, контраст косо поставленного прямоугольника бассейна с формальностью арочного портала. И в то же время картина обладает неожиданностью видения; на неё боятся смотреть слишком пристально, чтобы она не исчезла или не превратилась во что-то другое.
Похожим триумфом в духе видений является Спальня в Букингемском дворце в Лондоне. Она датирована 1663 годом. Через арочный дверной проем, тёмная масса которого служит рамой, за лютней и раскрытой музыкальной книгой на пороге мы видим комнату, переливающуюся соломенно-жёлтыми и бледно-голубыми вещами, где на кровати сидит, скрестив голые ноги, красивая молодая женщина, его жена, одетая в жёлтый меховой плащ и голубую юбку, протягивая вниз тонкую руку, чтобы нарисовать на чулке. И снова возникает чувство удивления и откровения, как будто человеку посчастливилось пройти мимо этой двери и наткнуться на это благодатное явление.
Ян Стен редко достигает уровня этих двух картин. На самом деле, он больше известен своими изображениями больших групп, семейных праздников, оживлённых трактирных дворов – так много документов Старой Голландии в игре. Одна из самых ранних работ – «День принца» . День рождения 14 ноября будущего освободителя Голландии Вильгельма Оранского праздновали простые люди, которые справедливо видели в нём своего защитника от богатых патрициев. На этой картине мы имеем дело скорее с патриотическим митингом в трактире, чем с семейным праздником.
В этой оживлённой композиции из двадцати фигур глаз находит мало точек отдыха. Можно сказать, что три картины произвольно сопоставлены: группа справа за лысоголовым мужчиной, который, изображая рыцарский поступок, стоит на коленях с деревянным мечом перед забавляющейся молодой женщиной и маленькой обиженной группой; прекрасная молодая пара слева в центре; игроки в карты слева. Здесь есть некоторое сходство с Питером Брейгелем, чьи картины Ян Стен наверняка знал, и сравнение наводит на мысль о превосходстве линейной и плоской живописи Брейгеля для такого рода сюжетов над атмосферной тональностью Стина. Опять же, большие котлы и тарелки на переднем плане кажутся поставленными, чтобы заполнить неожиданную пустоту, без всякого плана. Недостатки этой картины встречаются во всех его более сложных композициях.
Его лучшие группы менее многолюдны и менее масштабны. Совершенно выигрышной является картина его собственной семьи, написанная около 1663 года. За исключением двух стариков, увлечённых маленькой девочкой, остальные, вплоть до собаки-сеттера, с удовольствием и, возможно, с оттенком насмешки слушают серьёзные речи старшего сына. Свет падает красиво, выделяя лица, головные уборы, скатерть, массивную медную кухонную утварь на полу и подвешенную плетёную клетку для птиц, которая эффективно разбавляет общий мрак верхней части.
Очень привлекателен «День святого Николая», где главным мотивом является плутоватая девочка, отказывающаяся показать свои подарки матери. Различные позы и настроения празднующих замечательно уловлены, и вся картина создаёт ощущение благопристойного дружеского веселья. Другой типичный пример картины такого рода – «Фламандский пир». Она демонстрирует в лучшем виде оживление и умение Стина улавливать мимолётные выражения и позы, хотя, возможно, немного перегружена и переполнена.
В отношении картин этого класса пуристический критик был бы склонен заметить, что они являются всего лишь иллюстрациями, чрезмерно подчёркивают человеческий интерес, предлагают слишком много конкурирующих достопримечательностей. Мы не будем оспаривать эту точку зрения, отметив лишь, что если это просто иллюстрации и рассказы, то немногие картины-рассказы обладают такой же правдивостью, живостью и очарованием.
В целом, Стен больше заботится о живописном единстве в сюжетах с небольшим количеством фигур, таких как Борющиеся картёжники, где ссора вызывает небольшую лавину из падающих фигур и падающей мебели; Картёжники, Букингемский дворец, Лондон, одна из самых редких и аккуратных композиций Стена, в которой все ясно, как в картине Брейгеля.
«Плохая компания», с большей художественностью подхватывает морализаторские мотивы его ранних картин. Растрёпанный развратник дремлет, положив голову на колени своей богато одетой любовницы, которая заботливо охраняет его, в то время как другая хрупкая красавица изящно передаёт его часы жадной владелице дома удовольствий. На левом заднем плане скрипач успокаивает и поддерживает его сонливость. Эта группа фигур, как по характеру, так и по композиции, является одной из лучших у Яна Стена. Она выражает нравственный беспорядок в упорядоченном виде, подобно тому, как богато надушённые куртизанки имитируют благородство. Однако Ян Стен был настолько озабочен своим моральным уроком, который он излагает очень чётко, что отнёсся к интерьеру, который должен был иметь свой собственный характер и интерес, весьма беспечно.
Самыми популярными картинами Яна Стинса остаются «Врач и пациентка», которых в последние годы жизни он сделал около полудюжины. Самые доступные из них находятся в Амстердаме, Гааге и Мюнхене. Никто в то время, кроме Мольера, не понял того любопытного сочетания дипломатии, шарлатанства и проницательного здравого смысла, которым должна была обладать медицинская практика в XVII веке, и никто не сравнился с Яном Стеном в том, чтобы показать в постели больного сознание врача о комедии, которую ему приходится играть.
Пожалуй, лучшим из серии «Врач» является «Любовная болезнь» . Инвалид, сладко расслабившийся в кресле, очаровательно одетый для визита, полностью осознающий свою женскую привлекательность, врач с учтивым видом размышляющий о том, подействует ли комплимент сильнее таблетки, прекрасно расставленные и узорчатые аксессуары, такие как лютня, тихо висящая у занавешенной кровати – все это последнее слово как в изобразительном искусстве, так и в скрытой социальной сатире.
Едва ли уступает ей «Визит доктора». Действительно, эта картина, в трогательной уверенности хорошенькой пациентки, которая усиливает и заботу, и внутреннее беспокойство доктора, имеет более забавный психологизм. Но аксессуары расположены менее гармонично, а сочувствующий спаниель на переднем плане сентиментально навязчив.
Наследие
Компанейскость голландской живописи XVII века Яна Стена настолько очевидна, что любое критическое резюме, помимо уже приведённого анализа его картин, кажется излишним. Также излишне и неблагородно подчёркивать его художественную неполноценность по отношению к таким малым голландским мастерам, как Брувер, Остаде, Вермеер и Терборх.
Ян Стен умер в 1679 году, в возрасте пятидесяти трёх лет, вероятно, не желая расставаться с жизнью, которая не переставала его интересовать и забавлять.
Работы Яна Стена можно увидеть в лучших художественных музеях по всей Европе, в частности в Рейксмузеуме Амстердама.
- Картины младших Брейгелей из коллекции Мауэргауза на выставке в Нижегородском художественном музее
- «Младшие Брейгели» - выставка в ГМИИ им. Пушкина из собрания коллекционера Константина Мауергауза
- Великобритания ввела запрет на экспорт картины Яна Брейгеля Старшего
- Мельница и крест
- Польша намерена вернуть ряд картин, вывезенных после Второй мировой войны
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?