Лоренцо Монако: флорентийский художник, интернациональная готика читать ~3 мин.
Один из великих старых мастеров готической традиции и важная фигура в живописи преренессанса (ок. 1300-1400), Лоренцо Монако (Лаврентий Монах) родился в Сиене, но всю свою профессиональную жизнь провёл во Флоренции. Должно быть, он жил там задолго до 1390 года, когда было зафиксировано его присутствие в камальдольском монастыре Санта Мария дельи Анджели, где он дал обеты в следующем году.
Деятельность его ранних лет в период треченто была реконструирована на основе стилистических аналогий с его поздними работами. Исследование выявило художника, который, следуя стимулирующему, новаторскому примеру Спинелло Аретино, стремился углубить и укрепить довольно устаревшую традицию Джотто и линейной фантазии, характерную для флорентийского проторенессансного искусства в конце XIV века.
Мучимый религиозными чувствами, Лоренцо поначалу колебался в выборе образных источников; изящество цвета и линии Аньоло Гадди можно увидеть в «Знатном предшественнике» (1387-8, Лувр) и в алтарном образе Сан-Гаджо (Флоренция, Академия), а суровая монументальность Андреа Орканьи в «Агонии в саду» (Флоренция, Академия).
Рисование
Контролируемое рисование Лоренцо Монако, идеальное средство для его беспокойной чувствительности, приобрело новую ритмическую жизненную силу благодаря его контакту с камальдольской школой миниатюристов, как видно из его оформления трёх рукописей 1394, 1395 и 1396 годов (Corali, 5, 8 и 1, Флоренция, библиотека Laurenziana). Последующие работы, включая его единственные две документально подтверждённые картины, Алтарь Монте Оливето (закончен в 1410 году, Уилизи) и Коронация Богородицы (1414 год, Уилизи), демонстрируют быстрое развитие, частично в качестве реакции на ранние работы Лоренцо Гиберти и частично под влиянием стиля Интернациональной готики.
Искажённые линии и фантастическая свобода изобретения новой фигуративной манеры были осторожно включены в алтарный образ (1404) для собора Эмполи, а позже полностью ассимилированы в двух панельных картинах, которые сейчас находятся в Лувре, Агония в саду и Три Марии у Гроба Господня, а также в Флорентийском Благовещении (Аккадерния), завершённом в 1410 году.
Драма
Все более драматическое содержание его живописи привело к своего рода повышенной формальности, которая достигает кульминации в Короновании Богородицы, упомянутом выше, и в Распятии того же года (Флоренция, церковь Сан-Джованнино деи Кавальери). В мягких, дугообразных очертаниях вытянутых фигур, ярких контрастных цветах и произвольном переливе света на извилистых складках тканей ощущается глубокая духовная значимость. К этому добавляется попытка психологической глубины в подчёркнутой мимике. Постепенно религиозная медитация переходит в мечтательность, пока в таких композициях, как Сцены из жизни святого Онофрия и Святой Николай Барийский (Флоренция, Академия) или Путешествие трёх королей (рисунок, Берлин-Далем), она не превращается в сказку.
Заключительные работы
На последнем этапе деятельности Лоренцо его стиль постепенно становится более спокойным, но в то же время он начинает экспериментировать с пластическими и пространственными величинами. От Поклонения волхвов (1420-2, Уффици), в котором он стремится вписать массу фигур в печальный, таинственный пейзаж, он переходит к несколько форсированной монументальности фресковой росписи капеллы Бартолини (Флоренция, церковь С. Тринида), и, наконец, в панели Благовещения в том же здании, к совершенно неожиданному восторгу перед природой, который обнаруживает родство с Джентиле да Фабриано (который был во Флоренции в 1423 году).
Лоренцо прямо или косвенно повлиял на всех тех мелких живописцев, которые, не зная о революционных нововведениях Мазаччо, поддерживали во Флоренции традиции готического искусства. Однако никто из них не унаследовал от Лоренцо Монако сокровенную силу мистической искренности.
Примечание: Другими важными художниками, связанными со стилем поздней готики, были: Уголино ди Нерио (активен 1317-27), Симоне Мартини (1285-1344) Жан Пюсель (ок. 1290-1334), Джентиле да Фабриано (1370-1427), Лоренцо Гиберти (1378-1455), Роберт Кампен, мастер из Флемалле (1378-1444); Мельхиор Брудерлам (фл. 1381-1409 гг.), Мазолино (1383-1440), Жакмар де Эсден (1355-1414), Сассетта (ок. 1395-1450 гг.), Антонио Пизанелло (1394-1455), братья Лимбург (ум. 1416), Стефан Лохнер (1400-1451) и Жан Фуке (1425-1480).
Картины Лоренцо Монако можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?