Лоренцо Монако:
флорентийский художник, интернациональная готика читать ~4 мин.
Лоренцо Монако (итал. Lorenzo Monaco, в миру — Пьеро ди Джованни, итал. Piero di Giovanni; ок. 1370 — ок. 1425) — один из великих старых мастеров готической традиции и важная фигура в живописи преренессанса. Он родился в Сиене, но вся его творческая жизнь прошла во Флоренции. Вероятно, он поселился там задолго до 1390 года, когда было зафиксировано его пребывание в камальдулийском монастыре Санта-Мария-дельи-Анджели, где в следующем году он принял монашеский постриг.
Ранний период творчества художника в эпоху треченто был реконструирован на основе стилистического анализа его поздних работ. Исследования показали, что Лоренцо, следуя за новаторским примером Спинелло Аретино, стремился обновить и обогатить несколько устаревшую к тому времени традицию Джотто. Он сочетал её с линейной экспрессией, характерной для флорентийского искусства проторенессанса конца XIV века.
Терзаемый религиозными переживаниями, Лоренцо поначалу колебался в выборе художественных ориентиров. Изящество цвета и линии Аньоло Гадди заметно в алтарном образе из Сан-Гаджо (Галерея Академии, Флоренция), а влияние суровой монументальности Андреа Орканьи прослеживается в картине «Моление о чаше» (Галерея Академии, Флоренция).
Мастерство рисунка и книжной миниатюры
Безупречный рисунок Лоренцо Монако, ставший идеальным средством для выражения его беспокойной натуры, обрёл новую ритмическую силу после его знакомства с камальдулийской школой миниатюристов. Это видно в оформлении трёх манускриптов 1394, 1395 и 1396 годов (Corali, 5, 8 и 1; Библиотека Лауренциана, Флоренция). Последующие работы, включая два его единственных документально подтверждённых произведения — алтарь из Монте-Оливето (завершён в 1410 году, ныне в Галерее Академии) и «Коронование Богоматери» (1414, Галерея Уффици), — демонстрируют быстрое развитие его стиля. Частично это было реакцией на ранние работы Лоренцо Гиберти, частично — влиянием интернациональной готики.
Извилистые линии и фантастическая свобода новой изобразительной манеры были с осторожностью включены в алтарный образ (1404) для собора в Эмполи. Позднее они были полностью освоены в двух станковых картинах из Лувра — «Моление о чаше» и «Три Марии у гробницы», а также во флорентийском «Благовещении» (Галерея Академии), завершённом около 1410 года.
Драматизм и экспрессия
Возрастающий драматизм его живописи привёл к повышенной экспрессивности форм, которая достигает кульминации в упомянутом выше «Короновании Богоматери» и в «Распятии» того же года (церковь Сан-Джованнино-деи-Кавальери, Флоренция). В мягких, дугообразных очертаниях вытянутых фигур, в ярких цветовых контрастах и произвольной игре света на извилистых складках одежд ощущается глубокая духовная значимость. К этому добавляется стремление к психологической глубине в подчёркнутой мимике персонажей.
Постепенно религиозное созерцание в его работах переходит в мечтательность, пока в таких композициях, как «Сцены из жизни святого Онуфрия», «Святой Николай из Бари» (обе — Галерея Академии, Флоренция) или в рисунке «Путешествие волхвов» (Берлин-Далем), оно не превращается в сказку.
Поздний период творчества
На последнем этапе творческой деятельности стиль Лоренцо становится более спокойным, но в то же время он начинает экспериментировать с пластическими и пространственными решениями. От «Поклонения волхвов» (1420–1422, Уффици), где он стремится вписать массу фигур в печальный, таинственный пейзаж, художник переходит к несколько нарочитой монументальности фресковых росписей капеллы Бартолини Салимбени в церкви Санта-Тринита. Наконец, в станковой работе «Благовещение» из той же церкви он демонстрирует совершенно неожиданный восторг перед природой, обнаруживая родство с Джентиле да Фабриано, который работал во Флоренции в 1423 году.
Лоренцо Монако прямо или косвенно повлиял на всех тех живописцев, которые, не восприняв революционных новшеств Мазаччо, поддерживали во Флоренции традиции готического искусства. Однако никто из них не унаследовал от него сокровенную силу мистической искренности.
Примечание: К другим важным художникам, связанным со стилем поздней готики, относятся:
- Уголино ди Нерио (активен в 1317–1327 гг.)
- Симоне Мартини (1285–1344)
- Жан Пюсель (ок. 1290–1334)
- Джентиле да Фабриано (1370–1427)
- Лоренцо Гиберти (1378–1455)
- Роберт Кампен, мастер из Флемаля (1378–1444)
- Мельхиор Брудерлам (активен в 1381–1409 гг.)
- Мазолино (1383–1440)
- Жакмар де Эсден (ок. 1355–1414)
- Сассетта (ок. 1395–1450)
- Антонио Пизанелло (1394–1455)
- братья Лимбург (ум. 1416)
- Стефан Лохнер (ок. 1400–1451)
- Жан Фуке (ок. 1420–1481)
Произведения Лоренцо Монако хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, включая Галерею Уффици и Галерею Академии во Флоренции, Лувр в Париже и Национальную галерею в Лондоне.
- «Крэш» Джерри Спинелли, краткое содержание
- «Старгёрл» Джерри Спинелли, краткое содержание
- «Маньяк Мейджи» Джерри Спинелли, краткое содержание
- «Неудачник» Джерри Спинелли, краткое содержание
- Коллекционер из Люксембурга требует $6,5 млн. за поддельные русские картины
- Курт Веннер: история одного виртуоза
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?