Лодовико Карраччи:
основатель Болонской школы живописи читать ~4 мин.
Ключевой представитель болонской школы живописи, оказавшей значительное влияние на барочную живопись в Риме, художник и гравёр Лодовико Карраччи (итал. Lodovico Carracci; 1555–1619) был двоюродным братом знаменитых художников Аннибале Карраччи (1560–1609) и Агостино Карраччи (1557–1602).
Известному своей медлительностью, но и упорством, Лодовико учителя советовали оставить живопись, однако он проявил настойчивость и продолжил обучение. Он учился в Болонье у художника позднего Возрождения Просперо Фонтаны (1512–1597), а затем совершенствовал своё мастерство, путешествуя по Флоренции, Парме, Мантуе и Венеции. В этих городах на него оказали влияние работы флорентийца Андреа дель Сарто (1486–1530), выдающегося пармского иллюзиониста Корреджо (1489–1534) и венецианского гения Тициана (ок. 1488/90–1576). Влияние его современника, художника болонского барокко Бартоломео Чези (1556–1629), также заметно в простой и строгой композиции ранних работ, таких как «Благовещение» (Национальная пинакотека, Болонья) и «Видение святого Франциска» (Рейксмюсеум, Амстердам).
Стиль живописи
Для работ этого периода характерны натурализм и использование выразительных светотеневых контрастов (кьяроскуро). Среди знаковых полотен того времени — «Обращение святого Павла» (1587), «Мадонна Барджеллини» (1588), «Мадонна дельи Скальци», «Бичевание Христа» (1589, Музей изящных искусств, Дуэ), а также его шедевр «Мадонна со святыми Франциском и Иосифом» (1591, Городская пинакотека Ченто). Первые три из упомянутых картин хранятся в Национальной пинакотеке Болоньи. Эти работы отличаются силой живописного воображения и тонкостью в передаче чувств.
Академия Карраччи
Около 1582 года Лодовико вместе со своими двоюродными братьями Агостино и Аннибале основал «Академию дельи Дезидерози» (итал. Accademia dei Desiderosi — «Академия стремящихся к познанию»). Позже она была переименована в «Академию дельи Инкамминати» (итал. Accademia degli Incamminati — «Академия вступивших на правильный путь»). Её целью было содействие рисованию с натуры и обсуждение вопросов теории и практики искусства.
Эта академия стала ядром Болонской школы живописи (ок. 1590–1630). В течение следующего десятилетия все трое Карраччи работали вместе, развивая свою школу, пока Аннибале и Агостино не были вызваны в Рим для работы над росписями палаццо Фарнезе. В их отсутствие Лодовико стал единоличным руководителем академии и оставался на этом посту до конца жизни.
Академия Карраччи приобрела известность по всей Италии. Вместе с ней прославился и сам Лодовико, но в первую очередь как выдающийся педагог, воспитавший плеяду талантливых учеников. Среди них были Франческо Альбани (1578–1660), Гвидо Рени (1575–1642), Доменикино (1581–1641), Джованни Ланфранко (1582–1647), Лионелло Спада (1576–1622), Алессандро Тиарини (1577–1668) и Пьетро Паоло Бонци (1576–1636), известный под прозвищем il Gobbo dei Carracci («Горбун Карраччи»).
Живопись
Страстный темперамент Лодовико Карраччи нашёл своё главное выражение в католическом искусстве Контрреформации (1560–1700). При этом его творчество в меньшей степени отмечено экспериментаторским духом, который был свойственен его кузену Аннибале. Лодовико проявил себя в большей степени как наставник, нежели как художник-новатор. Он был очень привязан к родной Болонье и покидал её редко и ненадолго.
В 1607–1608 годах он посетил Пьяченцу для создания фресок в хоре городского собора, однако другие заказы из Пьяченцы и прочих городов Эмилии и Ломбардии он предпочитал выполнять в своей болонской мастерской. Он не был склонен следовать переменчивой художественной моде, и со временем его стиль стал казаться несколько старомодным на фоне новых тенденций, которые в Болонье представляли Гвидо Рени и Франческо Альбани, а в Риме — Доменикино и Джованни Ланфранко.
Одной из последних важных работ Лодовико стала серия фресок в клуатре монастыря Сан-Микеле-ин-Боско (1604–1605), выполненная вместе с учениками. Сегодня эти росписи сильно повреждены, и судить о них можно в основном по репродукциям. Хотя пример Лодовико Карраччи оказал решающее влияние на становление таких художников, как Гверчино (1591–1666), а позднее Карло Маратта (1625–1713) и Джузеппе Мария Креспи (1665–1747), он так и не достиг славы своего кузена Аннибале.
Гравюры
В области гравюры Лодовико проявил себя как более смелый и интересный мастер, чем в живописи. Его офорты отличаются высоким качеством и выразительностью. Характерная для него техника сочетала свободное травление с последующей проработкой деталей резцом. К числу его графических шедевров относятся «Чудо с хлебами и рыбами» (Берлин), «Се человек» (Ecce Homo, Рим) и «Богородица с Младенцем» (Париж). Среди других известных его гравюр — «Святое семейство» и «Самсон, побеждающий льва».
Подробнее об искусстве этого периода читайте в статье «Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века». Биографии современников Лодовико Карраччи представлены в обзоре «Художники итальянского барокко» (ок. 1600–1700).
- «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго, краткое содержание
- «Январские вечера» — успешное продолжение прославленного фестиваля
- Произведения В. Милашевского из воронежского музея на выставке в Москве
- В ТЮЗе им. Брянцева в свой день рождения вновь порадовали зрителей спектаклем «Конёк-Горбунок»
- Философия воображения
- Александр Компаниец. Знаки земли 12+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?