Лодовико Карраччи: основатель Болонской школы живописи читать ~4 мин.
Ключевой представитель болонской школы живописи, оказавшей значительное влияние на барочную живопись в Риме, художник, гравёр и живописец Лодовико Карраччи был двоюродным братом великого Аннибале Карраччи (1560-1609) и его брата Агостино Карраччи (1557-1602).
Известный своей медлительностью, но упорством, Лодовико советовал своим учителям бросить учёбу, но никто не смог отговорить его стать художником. Так он и учился в Болонье у художника позднего Возрождения Просперо Фонтана (1512-1597), а затем расширил свой опыт, посетив Флоренцию, Парму, Мантую и Венецию, где на него повлияли работы флорентийца Андреа дель Сарто (1486-1530), замечательного пармского иллюзиониста Корреджо (1489-1534) и венецианского гения Тициана. Влияние его барочного современника Бартоломео Чези (1556-1629) также заметно в простой, строгой конструкции таких юношеских работ, как «Благовещение» (Национальная пинакотека, Болонья) и «Видение святого Франциска» (Рейксмузеум), обе написаны в Болонье.
Стиль живописи
Работы, написанные здесь и в других местах, обнаруживают тенденцию к натурализму и используют сильно контрастирующие кьяроскуро. Характерными для его манеры живописи этого времени являются «Обращение святого Павла» (1587), «Мадонна Барджеллини» (1588), «Мадонна Скальци» (все три в Национальной художественной галерее Болоньи), «Флагелляция» (1589, музей Дуаи) и его шедевр «Мадонна со святым Франциском и святым Иосифом» (1591, музей Ченто, Эмилия). Пыл их живописного воображения и тонкость чувств одинаково впечатляют.
Академия Карраччи
После многочисленных путешествий Лодовико вернулся в Болонью в 1589 году в возрасте 34 лет и вместе со своими двоюродными братьями Агостино и Аннибале основал «Академию дельи Дезидерози», чтобы поощрять рисование с живых моделей и обсуждать актуальные вопросы искусства и дизайна. (Позже она сменила название на «Академию дельи Инкамминати» – Академию прогрессистов).
Именно эта академия стала ядром Болонской школы живописи (ок. 1590-1630 гг.). В течение следующего десятилетия все трое Карраччи работали вместе, развивая свою школу, пока обоих братьев не вызвали в Рим. В их отсутствие Лодовико стал директором Академии – эту должность он сохранил до самой смерти.
Репутация и влияние Академии Карраччи распространились по всей Италии. Вместе с ней прославился и сам Лодовико, но в основном благодаря успехам своих учеников, а не собственной живописи. Среди его лучших учеников были: Франческо Альбани (1578-1660), Гвидо Рени (1575-1642), Доменикино (1581-1641), Джованни Ланфранко (1582-1647), Леонелло Спада (1576-1622), Алессандро Тиарини (1577-1668) и Пьетро Паоло Бонци (1576-1636), известный как il Gobbo dei Carracci (горбун Карраччи).
Живопись
Горячий и страстный темперамент Лодовико Карраччи нашёл выход только в католическом искусстве Контрреформации (1560-1700), но его работы в этом жанре далеки от экспериментального духа или интеллектуализма и лишены как спонтанности, так и оригинальности. Он был скорее учителем, чем великим художником. Он был очень привязан к месту своего рождения, Болонье, и редко покидал его, и то лишь на короткое время.
В 1607-8 годах он посетил Пьяченцу, чтобы выполнить фрески для хора собора, но все другие заказы, которые он получал из Пьяченцы и других мест Эмилии или Ломбардии, всегда выполнялись в его родном городе. Он отказывался подчиняться современному вкусу и поэтому быстро стал казаться старомодным по сравнению с новыми тенденциями в болонском искусстве, примером которых служили работы Гвидо Рени и Франческо Альбани в Болонье, а также Доменикино и Джованни Ланфранко в Риме.
Его последней важной работой стала серия фресок, которую он выполнил вместе со своими учениками (1604-5) в клуатре церкви Сан Микеле ин Боско. Сегодня эти фрески настолько сильно повреждены, что оценить их можно только по репродукциям. Хотя его пример сыграл определяющую роль в воспитании таких художников, как Гверчино (1591-1666) и, позднее, Карло Маратта (1625-1713) и Креспи (1665-1747), Лодовико Карраччи так и не достиг славы своего кузена Аннибале, и его влияние оставалось ограниченным.
Гравюры
При этом гравюры Лодовико были гораздо интереснее, чем его живопись. В частности, его гравюры исключительны и очень красивы – его техника заключалась в том, что он начинал свои листы со свободного травления, после чего завершал работу с помощью искусного гравёра. К его шедеврам относятся: «Чудо о хлебах и рыбах» (Берлин); «Ecce Homo» (Рим); и «Богородица с младенцем» (Париж). Среди его травлёных и гравированных пластин: «Святое семейство» и «Самсон, побеждающий льва».
Путеводитель по итальянскому искусству XVI века см: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века. Биографии современников Лодовико Карраччи: Художники итальянского барокко (ок. 1600-1700).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?