Мазаччо:
Фрески раннего Возрождения, капелла Бранкаччи читать ~10 мин.
Томмазо ди Сер Джованни ди Моне Кассаи, известный под прозвищем «Мазаччо», вошёл в историю искусства как один из величайших мастеров кватроченто. Его прозвище — это уничижительная форма имени «Томмазо», которую можно перевести как «неуклюжий Том». Несмотря на короткую жизнь — художник умер в 27 лет — он успел создать произведения, которые оказали огромное влияние на живопись Раннего Возрождения и европейское искусство в целом. Его ставят в один ряд с такими основателями искусства Ренессанса в Италии, как архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), скульптор Донателло (1386–1466) и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472).
Среди его самых знаменитых работ — фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428, Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция), включающие «Изгнание из рая» и «Чудо со статиром», а также фреска «Троица» (около 1428, Санта-Мария-Новелла, Флоренция).
Биография
Мазаччо родился в Кастель-Сан-Джованни, ныне Сан-Джованни-Вальдарно, в верхней части долины Арно, примерно в 45 километрах от Флоренции. Его отец был молодым нотариусом, а мать, Мона Якопа ди Мартиноццо, — дочерью трактирщика из соседнего города.
О жизни художника известно немного, помимо сведений, которые можно почерпнуть из его картин и немногочисленных документов. В январе 1422 года он вступил во флорентийскую гильдию живописцев Arte de’ Medici e Speziali, проживая в то время в квартале Сан-Никколо Ольтрарно.
В 1424 году Мазаччо стал членом Compagnia di San Luca — объединения, куда часто вступали художники. Сохранившиеся записи о восьми платежах за алтарный образ для церкви кармелитов в Пизе свидетельствуют, что большую часть 1426 года он провёл в этом городе, где, как известно, общался с Донателло и нанимал в помощники Андреа ди Джусто.
В 1427 году художник подал налоговую декларацию в недавно учреждённый кадастр (Catasto). Согласно ей, он жил на современной Виа деи Серви, а его мастерская находилась недалеко от аббатства Бадиа. Этот же источник указывает на примерную дату смерти: рядом с его именем в декларации 1429 года есть приписка: “Dicesi e morto a Roma”, то есть “Говорят, умер в Риме”.
О художественном образовании Мазаччо ничего не известно. Система ученичества предполагала, что он должен был начать осваивать ремесло примерно в 1410 году. Возможно, это была мастерская местного художника, семейное дело, или же его отправили на обучение в Ареццо или Флоренцию. Однако нет точных свидетельств, что его раннее обучение было связано именно с живописью.
Ранние работы
Самая ранняя из сохранившихся работ Мазаччо — алтарный образ «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и четырьмя святыми» (1422; из церкви Сан-Джовенале-а-Каша, ныне в галерее Уффици, Флоренция) — даёт представление о его первоначальной подготовке. На момент создания картины художнику было 20 лет. Работа демонстрирует его интерес к построению пространства: линии пола указывают на попытку освоить законы линейной перспективы, а структура трона с его скошенными боками и изогнутой спинкой усиливает ощущение глубины. Этому способствуют моделировка одеяний и лиц, а также использование светотени.
Маловероятно, что Мазаччо обучался в среде интернациональной готики, доминировавшей в искусстве раннего Возрождения в первые два десятилетия XV века. Для этого стиля изящная линия была важнее глубины пространства. Напротив, интерес Мазаччо к объёму, телесности, пространству и свету характерен для художников из области Марке. И Арканджело ди Кола да Камерино (работал в 1416–1422), и Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427) проявляли схожие интересы, и оба находились во Флоренции в тот период.
Возможно, Мазаччо испытал влияние одного из них или даже обоих. Среди флорентийских художников его интерес к моделировке и пространству разделял Джованни Тоскани, что позволяет предположить, что Мазаччо мог быть его учеником.
Другими вероятными наставниками называют Биччи ди Лоренцо и Франческо д’Антонио. Мазолино да Паникале, с которым Мазаччо сотрудничал как минимум в трёх проектах, почти наверняка не был его учителем. Скорее, Мазолино привлекал молодого художника для помощи в крупных заказах, но в итоге именно Мазаччо оказал большее влияние на старшего мастера.
Знаменитые картины Мазаччо
Все сохранившиеся работы Мазаччо, выполненные им без соавторов, относятся к пяти крупным заказам: «Мадонна с Младенцем и святой Анной» (также известна как «Святая Анна с Мадонной и Младенцем», ок. 1424, Уффици, Флоренция); Пизанский полиптих (1426, панели ныне находятся в разных музеях); фреска «Троица» в церкви Санта-Мария-Новелла; фрески в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине; и панно «Святые Иероним и Иоанн Креститель» из алтарного образа для базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме.
Первая из этих религиозных картин, «Мадонна с Младенцем и святой Анной», была создана совместно с Мазолино около 1424 года для церкви Сант-Амброджо во Флоренции. Мазолино написал фигуру Святой Анны и всех ангелов, кроме центрального справа; Мазаччо же создал образы Девы Марии, Младенца и одного ангела.
Несмотря на различие между более традиционным подходом Мазолино и мощными, объёмными фигурами Мазаччо, картина производит гармоничное впечатление. Мазаччо расположил Мадонну очень низко, подчёркивая игру света и тени на её коленях, складках одежды и на теле Младенца Христа. Как и в триптихе из Сан-Джовенале, Младенец изображён обнажённым, но здесь его фигура настолько монументальна и классична, что, вероятно, художник вдохновлялся античной скульптурой.
Хронология других известных работ не до конца ясна, но все они были написаны между 1425 годом и смертью художника, предположительно в 1428 году. Вероятно, Мазаччо создал фреску «Троица» в Санта-Мария-Новелла в 1425 или 1426 году. Однако стилистически эта работа настолько зрелая, что могла быть написана и после его ранних фресок в капелле Бранкаччи.
Предполагается, что Мазаччо помогал Мазолино в разработке общего плана росписей капеллы Бранкаччи в 1425 году и приступил к работе самостоятельно после отъезда Мазолино в Венгрию в сентябре того же года. Он, должно быть, работал над фресками в течение 1426 и, возможно, 1427 года. Пизанский полиптих, как уже упоминалось, датируется 1426 годом, а панно «Святые Иероним и Иоанн Креститель» (Национальная галерея, Лондон) было, вероятно, написано во время поездки Мазаччо в Рим в 1427–1428 годах.
Темы в творчестве Мазаччо
Начиная с раннего триптиха из Сан-Джовенале, Мазаччо развивал две темы, ставшие центральными для искусства Ренессанса и всей западной живописи. Первая — это убедительное изображение реального мира внутри картины, с его пространством, светом, воздухом и предметами. Вторая, тесно связанная с первой, — это создание образа человека, который господствует в этом мире и упорядочивает его. Это стало визуальным воплощением общих для эпохи Возрождения поисков места человека в природе.
Святая Троица
Фреска Мазаччо «Святая Троица» (ок. 1428, Санта-Мария-Новелла, Флоренция) завершает эпоху Средневековья, выражая ключевые догматы христианской веры языком Ренессанса. Напротив, его же фреска «Чудо со статиром» из капеллы Бранкаччи уже полностью принадлежит новому, наполненному светом миру Возрождения.
Сюжет «Троицы» традиционен: Бог-Отец поддерживает своего распятого Сына, а между ними парит голубь Святого Духа. Но его воплощение новаторское. Божественные фигуры помещены в пространство, напоминающее триумфальную арку, написанную с использованием безупречной перспективы. Это пространство, созданное под влиянием архитектуры Брунеллески, выглядит как усыпальница, из которой воскресший Христос является Спасителем мира. Мир представляют предстоящие Дева Мария, Святой Иоанн и донаторы, изображённые за пределами священного пространства.
Зритель также вовлекается в композицию через изображение скелета в саркофаге под основной сценой. Надпись над ним гласит: “Каким вы являетесь сейчас, таким я был когда-то; каким я являюсь сейчас, таким вы будете”. Внутри усыпальницы пространство построено по законам линейной перспективы, создавая иллюзию взгляда в интерьер величественного здания эпохи Возрождения.
Чудо со статиром
В качестве фона для фрески «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи Мазаччо использовал залитый светом пейзаж с высокими холмами, напоминающими окрестности его родного Сан-Джованни-Вальдарно. Используя законы перспективы, художник создал иллюзию реального воздуха, света и пространства. Но если в «Троице» главной темой был Бог, то здесь доминирует человек.
Мазаччо помещает в природную среду классически строгие, монументальные фигуры, которые свободно движутся в естественном мире. «Чудо со статиром» (оригинальное название — «Уплата подати») — одна из важнейших картин флорентийской живописи того времени. Каждый персонаж на фреске впервые изображён твёрдо стоящим на земле, омываемым светом, как хозяин окружающего мира.
Мазаччо отказался от мистицизма прошлого, возродив формы дохристианской античности. На фреске Христос равен человеку, а не возвышается над ним; он сам человек, дающий мудрый совет своим последователям. В этой работе уже заметны ростки гуманизма, проявившиеся также в творчестве Донателло и Брунеллески. Человек не перестаёт верить во Христа, но начинает воспринимать его не как триумфального Бога, а как близкого ему человека.
Фрески капеллы Бранкаччи
Фрески в капелле Бранкаччи, одной из которых является «Чудо со статиром», повествуют о сценах из жизни святого Петра. Цикл был начат Мазолино около 1425 года, а затем продолжен Мазаччо. Окончательно капеллу завершил лишь в конце XV века Филиппино Липпи (1457–1504). Сюжет «Чуда со статиром» отсылает к обязанностям человека перед государством и церковью: святой Пётр по указанию Христа платит налог сборщику податей.
Другие фрески Мазаччо в капелле развивают эту мысль: Пётр проповедует, крестит, исцеляет и раздаёт милостыню — всё это телесные дела милосердия. Грандиозная фреска «Изгнание из рая», расположенная на входной арке, возможно, указывает на то, что страдания человека из-за утраты рая могут быть искуплены добрыми делами. Церковь выступает как источник благодати, через который человек может обрести спасение.
Среди других сохранившихся работ Мазаччо — панно из Пизанского полиптиха. Центральная часть полиптиха, «Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами» (Национальная галерея, Лондон), даже в рамках традиционной схемы демонстрирует новаторство художника. Он создаёт мощные объёмы в одеждах Мадонны и реальное пространство вокруг трона. Но главным новшеством здесь является свет: он исходит из единого источника, что подчёркивается отбрасываемыми тенями. Две другие выдающиеся части этого алтаря — небольшое «Распятие» (Музей Каподимонте, Неаполь) и «Поклонение волхвов» (Берлинская картинная галерея).
В «Распятии» согбенная фигура Магдалины обладает огромной выразительной силой. Суровое, лишённое идеализации тело Христа рассчитано на взгляд снизу. В «Поклонении волхвов» реалистичные фигуры царей, животных и Святого семейства залиты рассветным светом, который чётко моделирует пространство и отбрасывает резкие тени.
Лондонское панно «Святые Иероним и Иоанн Креститель» было частью двустороннего триптиха для римской базилики Санта-Мария-Маджоре. Основную часть работы выполнил Мазолино; по неизвестной причине Мазаччо написал только это панно. Их сотрудничество над этим заказом было естественным продолжением совместной работы над другими проектами.
Художественное наследие
Вклад Мазаччо в итальянское Возрождение и западную живопись огромен. Если в первые десятилетия XV века скульптура (благодаря Донателло) и архитектура (благодаря Брунеллески) уже развивались в русле Ренессанса, то живопись оставалась позади. За несколько лет в 1420-х годах Мазаччо удалось направить её по тому же пути.
Если Чимабуэ (1240–1302) и Джотто (1267–1337) за столетие до него создали идеализированный мир для христианских сюжетов, то Мазаччо наполнил этот мир реальным пространством, светом и воздухом. В центр этого мира он поместил человека, созданного по классическим канонам. Идея человека как центрального элемента упорядоченной природы оставалась главной для западной живописи на протяжении многих столетий.
Картины Томмазо Мазаччо можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?