Николас Хиллиард:
художник-миниатюрист, иллюстратор читать ~5 мин.
Николас Хиллиард, один из величайших портретистов своего времени и ведущий миниатюрист Англии, поднял искусство портретной миниатюры на непревзойдённый уровень. Его небольшие портреты, которые можно держать в ладони, обладают ювелирной тонкостью, поражающей и сегодня так же, как в конце XVI века.
Среди его заказчиков была королева Елизавета I и многие видные деятели елизаветинской эпохи, включая сэра Уолтера Рэли и сэра Фрэнсиса Дрейка. Хиллиард прославился овальными портретными миниатюрами придворных Елизаветы, а позже — двора её наследника, Якова I. Кроме миниатюр, он создавал портреты в натуральную величину и был искусным ювелиром. Наряду с такими мастерами, как Уильям Хогарт (1697–1764) и Джошуа Рейнольдс (1723–1792), он считается одним из ключевых художников в истории английской фигуративной живописи.

Биография
Николас Хиллиард родился около 1547 года в Эксетере, на юго-западе Англии, в семье успешного ювелира. По обычаю того времени, детей из обеспеченных семей отдавали на воспитание в знатные дома. Так, примерно с девяти лет Николас жил в семье Джона Бодли. Когда в 1553 году на престол взошла королева-католичка Мария I, семье Бодли, будучи протестантами, пришлось бежать в Женеву.
Хиллиард вернулся в Англию в 1562 году и поступил в семилетнее обучение к Роберту Брэндону — ювелиру королевы Елизаветы I. В 1569 году Николас вместе с братом Джоном открыл собственное дело, а в 1570 году стал членом Почтенной компании ювелиров. С самого начала он совмещал работу лимнера (художника-миниатюриста) и ювелира. Поступив около 1570 года на службу к королеве, он проявил себя в обеих этих ролях. При этом остаётся неясным, где он освоил рисунок и основы живописи, включая технику смешивания красящих пигментов.
В 1573 году Хиллиард женился на дочери своего наставника, Алисе Брэндон, которая родила ему семерых детей. Заработав репутацию мастера, около 1577 года он отправился во Францию в поисках заказов. Он провёл там менее двух лет, в основном в Париже, где был известен как «Николас Беллиарт». Несмотря на общение с состоятельными и влиятельными людьми, Хиллиард не получил ожидаемого признания и в 1578 году вернулся в Англию. Последующие годы он жил и работал в Лондоне, но до конца жизни испытывал финансовые трудности. В 1617 году его даже ненадолго заключили в тюрьму за долги.
После смерти Елизаветы I Хиллиард продолжал работать для её преемника, Якова I, однако стиль художника постепенно выходил из моды. Управление мастерской и дело отца перенял его сын Лоренс Хиллиард (ок. 1582–1648), который также стал художником-миниатюристом.
Миниатюрная живопись Хиллиарда
Хотя для полноразмерных портретов использовалась масляная живопись, в миниатюре Хиллиард работал преимущественно акварелью на пергаменте, развив эту технику до непревзойдённого уровня изящества и тонкости. Увидев одну из работ Хиллиарда, известный испанский художник Франсиско Пачеко (1564–1644) писал: “Голова исполнена с таким мастерством, что, на мой взгляд, превосходит всё подобное. Искренне заявляю: лимнинг не может пойти дальше — искусство достигло здесь своего совершенства”.
Хиллиард предпочитал овальную форму круглой. Его мастерство ярко проявляется в миниатюре «Молодой человек среди роз» (ок. 1587, Музей Виктории и Альберта, Лондон). Вероятно, работа была заказана в качестве подарка возлюбленной как свидетельство искренности чувств. Девиз в верхней части гласит: «Dat poenas laudata fides» — «Хвалёная верность приносит страдания».
Стиль Хиллиарда, несмотря на технический консерватизм, отличается изяществом линий, отказом от глубоких теней, а также особой интимностью и утончённостью. Художник мог намеренно искажать пропорции для достижения гармонии в композиции. Его работы часто служили зашифрованными посланиями в куртуазных играх елизаветинского двора. Некоторые миниатюры украшены золотом и имеют подпись мастера.
Другие работы
Кроме миниатюр, Хиллиард занимался и более традиционным портретным искусством, создав ряд полноразмерных портретов, в частности, королевы Елизаветы I. Наиболее известные образцы можно увидеть в Национальной портретной галерее в Лондоне и Художественной галерее Уокера в Ливерпуле.
Хиллиард известен не только своими миниатюрами, но и трактатом «Искусство лимнинга» (ок. 1600, Бодлианская библиотека, Оксфорд). В нём он утверждал, что миниатюристы превосходят других живописцев, так как их работа — это искусство для джентльменов, а их творения — изысканные медальоны, украшенные драгоценностями. Трактат содержит и практические советы: например, во время работы носить шёлковую одежду, чтобы избежать пыли от грубых тканей.
Ученики
Главный ученик Хиллиарда, художник-гугенот Исаак Оливер (1568–1617), был более современным и технически совершенным художником. Он сменил своего мастера в должности официального миниатюриста короля Якова I (1603–1625), а также прославился миниатюрными копиями работ старых мастеров.
Ученик Оливера, Сэмюэл Купер (1609–1672), автор портретов короля Карла I и Оливера Кромвеля, считается величайшим миниатюристом XVII века. В отличие от Хиллиарда, Исаак Оливер и Сэмюэл Купер добились признания и в континентальной Европе. Однако без новаторской деятельности Хиллиарда английская школа портретной миниатюры, возможно, не достигла бы такого расцвета.
Миниатюры Хиллиарда можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Великобритании и Америки. Самые крупные коллекции его работ находятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и Британской королевской коллекции в Виндзоре.
Что такое миниатюрная живопись?
Миниатюрная живопись охватывает два типа изображений: книжные иллюстрации в иллюминированных рукописях (например, Великолепный часослов герцога Беррийского (1413) братьев Лимбургов) и портретные миниатюры, которые писал Хиллиард. Вопреки распространённому мнению, слово «миниатюра» происходит не от «минута», а от латинского «minium» — красного свинца, который средневековые иллюстраторы («миниаторы») использовали для украшения заглавных букв в манускриптах. Портретные миниатюры также называли «лимнингом» — этот термин произошёл от слова «иллюминация».
Среди других выдающихся миниатюристов той эпохи можно отметить фламандского художника Жана Клуэ (1485–1540) и иллюстратора Лукаса Хоренбаута (1493–1544), назначенного в 1531 году придворным художником Генриха VIII. Позже прославились франко-швейцарский эмальер Жан Петито (1607–1691), автор миниатюрного портрета Карла I, и венецианская художница Розальба Каррьера (1675–1757), работавшая пастелью и в жанре миниатюры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?