Николас Хиллиард:
художник-миниатюрист, иллюстратор читать ~6 мин.
Один из лучших портретистов своего времени и один из лучших миниатюристов Англии, Николас Хиллиард поднял искусство миниатюры на непревзойдённый уровень. Его крошечные портреты, достаточно маленькие, чтобы их можно было держать в руках, обладают ювелирным качеством, которое поражает нас сегодня так же, как и в конце XVI века, когда они были впервые созданы.
Его заказчиками были Елизавета I и многие другие выдающиеся елизаветинцы, в том числе сэр Уолтер Рэли и сэр Фрэнсис Дрейк, известные своими миниатюрами с овальными портретами елизаветинского двора и его наследника Якова I. Кроме того, он написал множество портретов в натуральную величину и был искусным ювелиром. Наряду с Уильямом Хогартом (1697-1764) и Джошуа Рейнольдсом (1723-1792) он внёс большой вклад в английскую фигуративную живопись.
Биография
Николас Хиллиард родился около 1547 года в Эксетере на юго-западе Англии. Его отец был успешным ювелиром. В те времена было принято воспитывать детей среднего класса, помещая их в семью, занимающую высокое положение, и, судя по всему, примерно с девяти лет Николас жил в семье Бодли. Бодли пришлось бежать в (протестантскую) Женеву по религиозным причинам после того, как в 1553 году на престол взошла (католическая) королева Мария.
Вернувшись в Англию в 1562 году, Хиллиард прошёл 7-летнее обучение у ювелира Роберта Брэндона, который был ювелиром королевы Елизаветы I. В 1569 году Хиллиард начал бизнес вместе со своим братом Джоном, а в 1570 году он был записан как член Компании золотых дел мастеров. С самого начала он был одновременно лимнером (художником миниатюр) и ювелиром, а когда около 1570 года поступил на службу к королеве Елизавете I, то выступал в обоих этих качествах. Однако остаётся неясным, как, например, он научился искусству рисования или основам живописи, включая умение смешивать красящие пигменты.
В 1573 году Хиллиард женился на дочери Роберта Брэндона Алисе. Она родила ему четырёх сыновей и трёх дочерей. Заслужив репутацию мастера, он около 1577 года отправился во Францию в надежде заработать там на жизнь. Однако он пробыл там менее двух лет – в основном в Париже (где он был известен как Николас Беллиарт), общаясь с богатыми и образованными людьми, – и вернулся в 1597 году, так и не добившись признания и заказов, на которые рассчитывал. Следующие 35 лет Хиллиард жил и работал в Лондоне. Однако до конца жизни он страдал от финансовых проблем: в 1617 году, например, его ненадолго посадили в тюрьму за неуплату долга.
После смерти Елизаветы I Хиллиард также работал на Якова I, но его стиль начал выходить из моды. Его сменил сын Лоренс Хиллиард (ок. 1579-1640), который взял на себя управление мастерской и продолжил его работу.
Миниатюрная живопись Хиллиарда
Находясь на службе у королевы Елизаветы I, Хиллиард развил миниатюрную масляную живопись до новых уровней интимности и тонкости. Высококультурный испанский художник и учёный Франсиско Пачеко (1564-1644) из Севильи, познакомившись с одной из миниатюр Хиллиарда, написал: “Голова выполнена с таким мастерством, что, на мой взгляд, она оставляет далеко позади всех подобных. Я искренне говорю, что Лимнинг не может идти дальше: искусство достигло совершенства”.
Предпочитая овальную форму (в отличие от круглой) для своих работ, мастерство Хиллиарда, возможно, лучше всего демонстрирует миниатюра «Молодой человек, опирающийся на дерево среди роз» (ок. 1587, Викторианский и Альбертский музей, Лондон), которая могла быть заказана мужчиной как подарок женщине, чтобы показать ей, что его любовь была искренней. В верхней части картины находится девиз, который гласит: «Моя хвалёная вера заставляет меня страдать».
Несмотря на техническую консервативность, миниатюры Хиллиарда выполнены с тонким использованием линии и неприятием теней, а также с большой интимностью и утончённостью. Всегда готовые исказить пропорции фигур, чтобы оптимизировать композицию, его картины обычно служили кодовыми посланиями в игре придворной любви. Некоторые из них украшены золотом и снабжены его подписью.
Другие работы
Кроме миниатюр, Хиллиард занимался и более традиционным портретным искусством, создав ряд полноразмерных портретов, в частности, королевы Елизаветы I. Наиболее известные образцы можно увидеть в Национальной портретной галерее в Лондоне и Художественной галерее Уокера в Ливерпуле.
Хиллиард запомнился не только своими изысканными миниатюрами, но и крупным трактатом о миниатюрах под названием «Искусство лимитирования» (1600 г., Бодлианская библиотека, Оксфорд). В нём он совершенно ясно говорит о том, что художники-миниатюристы стояли выше других живописцев, поскольку они создавали произведения искусства, подобающие джентльменам, и тончайшие эмалированные и украшенные драгоценностями медальоны, которые носили придворные. В его книге также рассматривались практические вопросы, например, его совет носить шёлк во время рисования, так как от плохой одежды пыль.
Ученики
Главный ученик Хиллиарда, художник-гугенот Исаак Оливер (1568-1617), был более современным и технически сложным художником, который сменил своего мастера в качестве официального миниатюриста короля Якова I (1603-25), а также был известен своими миниатюрными копиями работ старых мастеров.
Ученик Оливера, Сэмюэл Купер (1609-1672), написавший портреты короля Карла I и Оливера Комвелла, стал величайшим миниатюристом XVII века. В отличие от Хиллиарда, и Исаак Оливер, и Купер добились славы на континенте. Однако без новаторской работы Хиллиарда английская традиция миниатюрной живописи, возможно, никогда бы не добилась того признания, которое она получила.
Миниатюры Хиллиарда можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Великобритании и Америки. Самые крупные коллекции его работ находятся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и Британской королевской коллекции в Виндзоре.
Что такое миниатюрная живопись?
Миниатюрная живопись охватывает два типа изображений: книжные иллюстрации в иллюминированных рукописях (например, Великолепный часослов герцога Беррийского (1413) братьев Лимбургов) и миниатюрные портреты (тип миниатюр, которые писал Хиллиард). Вопреки распространённому мнению, слово «миниатюра» происходит не от слова «минута», а от латинского «minium» – красного свинца, который средневековые иллюминаторы («миниатюристы») использовали для украшения начальных букв в иллюминированных манускриптах. Миниатюрные портреты также назывались «лимнингами» – термин, происходящий от искажения слова «иллюминация».
Среди других выдающихся миниатюристов эпохи – фламандский художник Жан Клуэ (1485-1540); фламандский иллюминатор Лукас Хоренбаут (1493-1544), который в 1531 году был назначен придворным художником при английском дворе Генриха VIII; великий франко-швейцарский художник по эмали Жан Петито (1607-1691), написавший миниатюрный портрет Карла I; популярная венецианская пастелистка и миниатюристка Розальба Каррьера (1675-1757).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?