Питер Клас:
художник натюрмортов читать ~4 мин.
Мастер натюрморта в Золотой век голландского барокко, Клас вместе со своим современником Виллемом Класом Хеда (1594-1680) были главными выразителями «завтраков» (ontbijtjes), типа протестантского искусства Реформации, которое подчёркивает быстротечность земной жизни по сравнению с постоянными христианскими ценностями. Этот жанр живописи ванитас идеально вписывался в стиль голландского реализма, который исповедовали Хеда и Клас, а также такие старые мастера, как Ян Давидс де Хем (1606-1683) из Утрехта; Виллем Кальф (1619-1693) и Рахель Рюйш (1664-1750) из амстердамской школы; Франс Снайдерс (1579-1657) из антверпенской школы и Хармен ван Стенвик (1612-1656) из делфтской школы.
Питера Класа продвигали его чуткая передача света и текстуры, а также сдержанная, монохромная цветовая палитра, обычно состоящая из тонких тональных гармоний серого, зелёного и коричневого, иногда с резким всплеском жёлтого цвета, который даёт очищенный лимон, хотя после 40 лет его натюрморты постепенно стали более пышными и насыщенными по цвету.
Клас оказал влияние на ряд современных голландских художников, а также на французского художника-натюрмортника Жана Шардена (1600-1779). К его лучшим работам относятся: Натюрморт с музыкальными инструментами (1623, Лувр); Ванитас со скрипкой (1625, Немецкий национальный музей); Натюрморт с пирогом из индейки (1627, Рейксмузеум); Ванитас Натюрморт со спинарио (1628, Рейксмузеум); Натюрморт с черепом (1630, Маурицхёйс, Гаага); Натюрморт с ромером, крабом и очищенным лимоном (1643, Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида); Натюрморт с фруктами и ромером (1644, Музей изобразительных искусств Будапешта); Натюрморт с солонкой (1644, Рейксмузеум). (Ромер – это большой стакан для питья)
Карьера художника-натюрморта
Родившись в Бургштайнфурте, Вестфалия, в семье голландских родителей, Клас в 1617 году поселился в Харлеме, где вступил в гильдию Святого Луки и начал свою карьеру живописца. Предполагается, что он мог быть учеником Флориса Класа ван Дейка (1575-1651). Во всяком случае, избегая более распространённых видов искусства, таких как жанровая живопись и портретное искусство, Клас стал первым пионером настольных натюрмортов – спокойных символических композиций из столовых предметов вместе с такими продуктами, как оливки, сельдь, свежие фрукты, хрустящие булочки и пирожные – отличающихся необычайной степенью натурализма и тонкой детализации. Цвет был сдержанным, если не монохроматическим, а основными приёмами выразительности были тонкая передача света и фактуры.
Голландский натюрморт был, по сути, новой мелкомасштабной формой библейского искусства, предназначенной для домашнего показа, которая, как правило, несла моральную идею о преходящести материальных предметов и потребления. Последнее выражалось в использовании символических предметов (олицетворяющих время, непостоянство или распад), таких как часы, часовые стекла, увядший цветок, кусочек свежего фрукта, череп, огарок свечи и так далее. Фактически, большинство всех объектов, которые появлялись в этом типе реалистической живописи, были тщательно отобраны для их символических ссылок на эфемерное качество человеческой жизни.
Творчество Питера Класа принято делить на три периода, каждый из которых отличается по стилю. Вначале, примерно до 1625 года, его картины обычно представляют собой стол, уставленный посудой, столовым серебром, бокалами для питья, специями и фруктами, выполненные в ясных чётких цветах. Примерно с 1625 по 1640 год, в ответ на изменение вкуса, он постепенно сокращает количество предметов, часто ограничиваясь одним бокалом, одной тарелкой и селёдкой, а также булочкой. Кроме того, он часто прибегал к приёму включения края стола, чтобы придать картине глубину.
После 1640 года он добавил в свои картины больше цвета и предметов, а также разнообразную роскошную посуду и изящное стекло, множество цветов, фруктов и дичи. Этот более поздний стиль повлиял на нескольких других мастеров пронкстилевена, включая Абрахама ван Бейерена, Виллема Кальфа и Яна Давидса де Хема, хотя Клас никогда не перенимал пышных ассамблей Яна Давидса де Хема или аристократических предметов и полированной отделки своего соотечественника из Харлема Виллема Класа Хеды.
Клас оставался в Харлеме до конца своей жизни. Он умер около 1660 года. Его пережил сын Николас Берхем, который сделал успешную карьеру художника-пейзажиста.
Новое открытие
Школа голландской реалистической жанровой живописи и связанная с ней школа натюрморта канули в относительную безвестность в XVIII и начале XIX века. Только в середине XIX века, когда французский художественный критик Теофиль Торе-Бурже (1807-1869) «заново открыл» работы Яна Вермеера (1632-1675), Питера де Хоха (1629-1683), Самуэля ван Хоогстратена (1627-1678) и других, а также традиции натюрморта в Харлеме, Питер Клас получил то внимание, которого он заслуживал.
О других голландских художниках-реалистах XVII века читайте в следующих статьях:
- Геррит ван Хонтхорст (1592-1656)
Последователь Караваджо из утрехтской школы.
- Адриан Брувер (1605-1638)
Антверпенский и харлемский художник, наиболее известный своими жанровыми картинами таверн.
- Адриан ван Остаде (1610-1685)
Живописец крестьянских сцен, представитель гаарлемской школы.
- Давид Тенирс Младший (1610-1690)
Антверпенский живописец, известный своими «сценами на гауптвахте».
- Аэльберт Кёйп (1620-1691)
Пейзажист дордрехтской школы.
Натюрморты Питера Класа можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?