Питер Клас:
художник натюрмортов читать ~5 мин.
Питер Клас (нидерл. Pieter Claesz; ок. 1597–1661) — выдающийся мастер натюрморта золотого века голландской живописи. Вместе со своим современником Виллемом Класом Хедой (1594–1680) он был одним из главных представителей жанра «завтраков» (ontbijtjes). Этот вид натюрморта, характерный для искусства протестантской Реформации, подчёркивал быстротечность земной жизни в сравнении с вечными христианскими ценностями.
Жанр ванитас, к которому относятся «завтраки», идеально вписывался в стиль голландского реализма. Его придерживались Хеда и Клас, а также другие старые мастера: Ян Давидс де Хем (1606–1683) из Утрехта, Виллем Кальф (1619–1693) и Рахель Рюйш (1664–1750) из Амстердама, Франс Снайдерс (1579–1657) из Антверпена и Хармен ван Стенвик (1612–1656) из Делфта.
Отличительными чертами творчества Питера Класа стали виртуозная передача света и текстуры, а также сдержанная, почти монохромная цветовая палитра. Его работы построены на тонких тональных гармониях серого, зелёного и коричневого цветов, иногда с ярким акцентом жёлтого, как, например, в изображении очищенного лимона. После 1640-х годов его натюрморты постепенно становились более пышными и красочными.
Клас оказал влияние на ряд голландских художников-современников, а также на французского мастера натюрморта Жана-Батиста Симеона Шардена (1699–1779). К лучшим работам Класа относятся: «Натюрморт с музыкальными инструментами» (1623, Лувр, Париж); «Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром» (1625, Германский национальный музей, Нюрнберг); «Натюрморт с пирогом из индейки» (1627, Рейксмюсеум, Амстердам); «Ванитас-натюрморт со ‘Спинарио’» (1628, Рейксмюсеум, Амстердам); «Натюрморт с черепом» (ок. 1630, Маурицхёйс, Гаага); «Натюрморт с рёмером, крабом и очищенным лимоном» (1643, Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида); «Натюрморт с фруктами и рёмером» (1644, Музей изобразительных искусств, Будапешт); «Натюрморт с солонкой» (1644, Рейксмюсеум, Амстердам). Рёмер — это большой бокал для вина, распространённый в то время.
Творческий путь
Питер Клас родился в Берхеме, близ Антверпена. Около 1621 года он переехал в Харлем, где вступил в Гильдию Святого Луки и начал свою карьеру живописца. Предполагается, что его учителем мог быть Флорис Клас ван Дейк (1575–1651). Клас сосредоточился на натюрморте, не занимаясь более популярными в то время жанровой живописью или портретом.
Он стал одним из первых мастеров «настольных натюрмортов» — спокойных, символических композиций. На его полотнах изображены столовые приборы, оливки, сельдь, свежие фрукты, хрустящие булочки и пироги. Эти работы отличаются высокой степенью натурализма и тонкой проработкой деталей. Цветовая гамма оставалась сдержанной, почти монохромной, а главными средствами выразительности служили виртуозная передача света и фактуры предметов.
Голландский натюрморт был светским жанром, предназначенным для украшения домов, однако он нёс глубокий моральный и религиозный подтекст. Картины напоминали о бренности материального мира и суетности мирских удовольствий. Эта идея выражалась через символические предметы, олицетворяющие быстротечность времени, увядание и распад: часы, песочные часы, увядшие цветы, надрезанные фрукты, череп или огарок свечи. Практически каждый объект в этих реалистичных композициях был тщательно подобран из-за его символического значения, отсылающего к недолговечности человеческой жизни.
Творчество Питера Класа условно делят на три периода. В ранний период, примерно до 1625 года, его картины изображают столы, сервированные разнообразной посудой, столовым серебром, бокалами, специями и фруктами. Эти работы выполнены в ясной и чёткой цветовой гамме. В период с 1625 по 1640 год, следуя меняющимся вкусам, художник постепенно уменьшал количество предметов на своих полотнах, часто ограничиваясь одним бокалом, тарелкой с сельдью и булочкой. В это время он также часто использовал композиционный приём с изображением края стола для создания ощущения глубины пространства.
После 1640 года Клас вновь вернулся к более насыщенной цветовой палитре и сложным композициям. В его работах появились роскошная посуда, изящные стеклянные сосуды, цветы, фрукты и дичь. Этот поздний стиль, близкий к «пронкстиллевен» (пышному натюрморту), оказал влияние на творчество Абрахама ван Бейерена, Виллема Кальфа и Яна Давидса де Хема. При этом сам Клас никогда не стремился к чрезмерной пышности композиций де Хема или к аристократической изысканности и отточенной манере письма своего харлемского коллеги Виллема Класа Хеды.
Питер Клас прожил в Харлеме до конца своих дней и был похоронен 1 января 1661 года. Его сын, Николас Питерс Берхем (1620–1683), также стал известным художником, прославившись как мастер пейзажной живописи.
Повторное открытие
В XVIII и начале XIX века школа голландской реалистической живописи и, в частности, натюрморт были практически забыты. Интерес к ним возродился лишь в середине XIX века. Во многом это произошло благодаря французскому художественному критику Теофилю Торе-Бюргеру (1807–1869), который «заново открыл» для публики творчество Яна Вермеера (1632–1675), Питера де Хоха (1629–1683) и других мастеров. Вместе с ними заслуженное признание получило и наследие Питера Класа.
О других голландских художниках-реалистах XVII века читайте в следующих статьях:
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656)
Последователь Караваджо из утрехтской школы.
Адриан Брауэр (1605–1638)
Антверпенский и харлемский художник, наиболее известный своими жанровыми картинами таверн.
Адриан ван Остаде (1610–1685)
Живописец крестьянских сцен, представитель харлемской школы.
Давид Тенирс Младший (1610–1690)
Антверпенский живописец, известный своими сценами в караульне.
Альберт Кёйп (1620–1691)
Пейзажист дордрехтской школы.
Натюрморты Питера Класа можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?