Лука Синьорелли:
фресковый художник Высокого Возрождения читать ~8 мин.
Лука Синьорелли — один из самых экспрессивных и драматичных старых мастеров искусства Высокого Возрождения. Он известен прежде всего влиянием, которое его фрески оказали на творчество Микеланджело (1475–1564), в частности, на росписи потолка («Сцены из книги Бытия», 1508–1512) и алтарной стены («Страшный суд», 1536–1541) Сикстинской капеллы в Риме. К примеру, фигура юноши на фреске Синьорелли «Последние деяния и смерть Моисея» (1483) имеет заметное сходство с некоторыми из знаменитых «Игнуди» (обнажённых юношей) Микеланджело.
К 30 годам Синьорелли достиг значительной известности, и в 1483 году Папа привлёк его к работе над настенными росписями в Сикстинской капелле. Однако его главным шедевром в живописи Высокого Возрождения стала серия фресок (1499–1504) в соборе Орвието, иллюстрирующая конец света. Этот цикл содержит множество выразительных мужских обнажённых фигур, которые произвели большое впечатление на Микеланджело. Кроме того, Синьорелли был одним из лучших рисовальщиков своего времени — в изображении фигур его превосходили только рисунки Микеланджело. Как живописец он уступал Рафаэлю (1483–1520), Леонардо да Винчи (1452–1519) и Корреджо (1489–1534).
Карьера и работы
Синьорелли родился около 1450 года в Кортоне, городе на границе Тосканы и Умбрии. Математик Лука Пачоли, который также был учеником Пьеро делла Франческа (1420–1492), утверждал, что Синьорелли учился у того же мастера. Это свидетельство считается достоверным, поскольку Пачоли писал в то время, когда Синьорелли был ещё жив и работал.
Первой сохранившейся работой художника считается плохо уцелевший фрагмент фрески, датируемый 1474 годом (Пинакотека Коммунале, Читта-ди-Кастелло). В 1484 году он создал алтарный образ для собора Перуджи (Музей Дуомо). Чиновники родной Кортоны также поручали ему вести переговоры с сиенским художником и архитектором Франческо ди Джорджо Мартини о строительстве церкви Мадонна-дель-Кальчинайо.
В последующее десятилетие Синьорелли был активным участником флорентийского Возрождения. В 1482 году он получил заказ на роспись дверей для гардероба в Лучиньяно (ныне утрачены), а вскоре после этого расписал фресками небольшую капеллу делла Кура в базилике Санта-Каза в Лорето, в регионе Марке. Около 1482–1483 годов Синьорелли работал над фресками в Сикстинской капелле вместе с такими мастерами, как Перуджино (1450–1523), Боттичелли (1445–1510) и Доменико Гирландайо (1449–1494).
В 1485 году он получил заказ на алтарный образ в Сполето, который был либо утрачен, либо не закончен. «Благовещение» из Галереи Коммунале в Вольтерре подписано и датировано 1491 годом. В том же году его пригласили на собрание художников для выбора проекта фасада Флорентийского собора, что свидетельствует о высоком авторитете Синьорелли во Флоренции времён Лоренцо Медичи.
В 1493 году художник вернулся в Читта-ди-Кастелло, а в 1497 году начал работу над циклом фресок для аббатства Монте-Оливето, иллюстрирующих жизнь святого Бенедикта. Эта работа принесла ему признание в кругах сиенской школы живописи. Там же в 1498 году он написал алтарный образ для капеллы Бичи в церкви Сант-Агостино, который включал деревянную скульптуру (Государственные музеи, Берлин) и пределлу, части которой ныне находятся в разных коллекциях.
За работой в Сиене последовали два крупных заказа в соборе Орвието: в 1499 году — завершение сводов, начатых Фра Анджелико (ок. 1400–1455), а в 1500 году — роспись стен капеллы Сан-Брицио, которую он окончил к 1504 году.
В последующие годы Синьорелли работал в Сиене, Марке и Риме, но всегда поддерживал связь с родной Кортоной, где участвовал в общественной жизни и продолжал писать картины. Одной из поздних работ стала «Установление Евхаристии» (1512, Епархиальный музей, Кортона). Художник умер одиннадцать лет спустя в Кортоне.
Влияния и стиль живописи
Ранний период творчества Синьорелли изучен мало из-за небольшого числа сохранившихся работ. Одной из самых ранних считается «Бичевание Христа» (около 1480, Пинакотека Брера, Милан). Изначально это была двусторонняя процессиональная хоругвь, на оборотной стороне которой находилась «Мадонна с младенцем». Связь с искусством Пьеро делла Франческа здесь не является доминирующей, за исключением выверенного композиционного равновесия. К тридцати годам уроки мастера были уже усвоены, и период прямого подражания, если он и был, давно прошёл.
Позы фигур заимствованы из античных источников, однако эти заимствования сделаны через призму флорентийского искусства, например, фресок Антонио дель Поллайоло. Синьорелли подчёркивал мощные контуры фигур, намеренно утяжеляя их формы и делая конечности массивнее, что придавало им монументальность.
Алтарный образ «Мадонна с младенцем и святыми», на котором когда-то стояла дата 1484 год, был заказан для собора Перуджи епископом из Кортоны. К этому времени следы влияния Пьеро делла Франческа становятся менее заметными, проявляясь в основном в массивной и серьёзной фигуре Младенца. Мадонна и Младенец изображены на высоком и узком троне, что визуально увеличивает их масштаб.
На том же возвышении находятся святые Иоанн Креститель и Лаврентий, а под ними — святой Онуфрий и епископ, вероятно, заказчик. В центре композиции ангел, чья фигура напоминает работы Поллайоло, настраивает лютню. Композиционное нагромождение фигур отражает влияние Перуджино, а также художников феррарской школы, таких как Козимо Тура (1430–1495), и позже станет важной чертой венецианской живописи.
Несмотря на различные влияния, живопись Синьорелли в Перудже отличается самостоятельностью. Холодный, бледный фон почти лишён пейзажных деталей. Изображения стеклянных сосудов с цветами и другие элементы натюрморта не обязательно напрямую заимствованы из фламандской живописи, так как к 1480-м годам они уже были распространены в Италии. Здесь Синьорелли проявляет себя как мастер изображения обнажённой натуры, что видно в фигурах Младенца, юного ангела и измождённого отшельника Святого Онуфрия.
Знаменитое тондо «Мадонна с Младенцем» (Галерея Уффици), написанное, предположительно, для семьи Медичи, и картина «Школа Пана» (уничтожена в 1945 году) свидетельствуют о глубоком интересе художника к античным образцам. Это особенно заметно в изображении обнажённых фигур на заднем плане тондо. Синьорелли, несомненно, изучал античные саркофаги, римскую скульптуру и греческую керамику, а также был знаком с работами Донателло (1386–1466) и Андреа дель Верроккьо (1435–1488). Пейзаж, как и у Микеланджело, мало интересовал Синьорелли, хотя он мог мастерски изображать отдельные детали природы, как, например, скалистый утёс в «Мадонне Уффици», напоминающий мотивы Андреа Мантеньи (1431–1506).
Фрески собора Орвието
Фрески в капелле Сан-Брицио собора Орвието — наиболее значительный вклад Синьорелли в искусство итальянского Возрождения. Сначала он завершил роспись свода, начатую Фра Анджелико, а затем расписал стены. Сюжеты настенных фресок включают сцены «Пришествие Антихриста», «Конец света», «Воскресение мёртвых», «Проклятые» и «Спасённые». Нижний ярус украшен гротесками в античном стиле и портретами, в том числе Вергилия и Данте. Тема Страшного суда была созвучна эсхатологическим настроениям и пророчествам о конце света, распространённым в преддверии 1500 года.
Фреска «Антихрист» имеет подчёркнуто сценический характер. Более сотни фигур размещены в обширном пейзажном пространстве, справа доминирует вымышленное здание в классическом стиле. Слева вдали виднеется город. Синьорелли, подобно своему старшему современнику Мелоццо да Форли (1438–1494), мастерски располагает фигуры в сложных ракурсах. В центре композиции Антихрист, которого консультирует дьявол, проповедует с мраморного алтаря.
В других фресках, например, в «Воскресении мёртвых», Синьорелли получил больше свободы в изображении обнажённой натуры. Фигуры восстают из земли в виде скелетов или уже облечённые плотью в самых разнообразных позах. В представлении художника мир населён мускулистыми, сильными молодыми людьми, убедительно трёхмерными и занимающими пространство своим телесным присутствием.
Цвет играет второстепенную роль, но Синьорелли часто использует насыщенные, хотя и несколько резкие, металлические оттенки, которые носят скорее декоративный, чем натуралистичный характер. Фрески Орвието могли бы оказать ещё большее влияние на других художников, если бы не находились в провинциальном городе. Кроме того, искусство развивалось так стремительно, что вскоре после создания они могли показаться несколько устаревшими на фоне фресок в станцах Рафаэля (ок. 1508–1520) и росписей Микеланджело в Сикстинской капелле.
Последние работы
Синьорелли пережил и Леонардо, и Рафаэля. Среди его поздних работ, в которых часто отмечают некоторое снижение качества, «Установление Евхаристии» сохраняет оригинальность его прежних замыслов. Христос стоит в центре, обрамлённый пилонами и аркой ренессансного здания. Он раздаёт причастие апостолам, которые образуют пространственную воронку, открывая вид на мраморный пол. Иуда, отделённый от остальных, отворачивается от Христа и кладёт полученную евхаристическую гостию в кошель, предположительно, со сребрениками, — образ, полный печали и раскаяния.
Влияние на Рафаэля
Синьорелли был одним из важных примеров для молодого Рафаэля в период его становления как художника, особенно во время пребывания в Читта-ди-Кастелло (1500–1504). В отличие от Рафаэля и даже Пьеро делла Франческа, Синьорелли остался выдающимся, но всё же провинциальным мастером, несмотря на моменты славы и всплески гениальности, проявившиеся в таких работах, как «Пан» или фрески в Орвието.
Произведения Луки Синьорелли и его мастерской хранятся во многих ведущих художественных музеях Италии и мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?