Уильям Блейк:
Английский художник-визионер, гравёр и иллюстратор читать ~10 мин.
Хотя сейчас его считают настоящим новатором и провидцем, талантливый поэт и художник Уильям Блейк при жизни остался практически непризнанным. Прошли годы, прежде чем историки и критики «открыли» важность его творчества для развития гравюры и изобразительного искусства. Несмотря на то, что Блейк редко выезжал за пределы Лондона, его картины и поэзия демонстрируют богатое воображение и глубокое понимание мира. Его творчество относят к романтизму. Среди наиболее известных работ художника, созданных в основном на символические и религиозные темы, — картины «Явление ангела Гавриила Захарии» (1799) и «Ангел Откровения» (около 1803–1805), которые находятся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, а также серия офортов к «Книге Иова».
Биография
Уильям Блейк родился в Лондоне в семье владельца чулочного магазина. Читать и писать его научила мать, после чего он начал помогать в семейном деле. Семья Блейка была религиозной, и Библия на всю жизнь осталась для него главным источником вдохновения. В раннем возрасте он начал гравировать копии с рисунков великих старых мастеров эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Микеланджело и Альбрехт Дюрер. В 14 лет родители, заметив его талант к рисунку, отдали его в ученики к гравёру. Обучение длилось семь лет, в течение которых он, помимо прочего, копировал элементы готической архитектуры в лондонских церквях. По завершении ученичества Блейк поступил в Королевскую академию художеств.
В 1782 году Блейк познакомился с Кэтрин Буше, которая вскоре стала его женой. Эта встреча произошла в период, когда художник переживал из-за отказа другой женщины. Он поделился своей историей с Кэтрин и спросил её: “Вы жалеете меня?”. Она ответила утвердительно, на что Блейк сказал: “В таком случае я люблю тебя”. Они поженились в том же году. Кэтрин была неграмотной, и Уильям научил её читать и писать. Он также обучил её искусству гравюры, и в дальнейшем она стала его незаменимой помощницей в работе.
Своей репутацией одной из ключевых фигур в истории искусства Блейк во многом обязан серии из 21 гравюры, созданной им для иллюстрации ветхозаветной «Книги Иова». Он использовал традиционную технику линейной гравюры новаторскими способами: применял текст на полях для акцентирования деталей, включал символические образы из своей личной мифологии и цитировал другие части Библии. Его интерпретация сюжета глубоко личная, сложная и многослойная, а её смыслы до сих пор вызывают споры.
Блейк часто работал для других художников, но не стремился к своевременной оплате или признанию своего авторства. Будучи непрактичным в финансовых вопросах, он предпочитал самостоятельно выбирать сюжеты, а не работать по заказам. В 1788 году он проиллюстрировал книгу «Оригинальные рассказы из действительной жизни» писательницы-феминистки Мэри Уолстонкрафт. Он придерживался передовых для своего времени взглядов, поддерживая право женщин на самореализацию. Блейк утверждал, что с детства переживал религиозные видения, которые питали его воображение и вдохновляли на создание духовных произведений. По настоянию своего друга Джона Варли он запечатлел одно из таких видений в работе «Призрак блохи» (1819).
В 1826 году Блейк получил заказ на создание иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, но до своей смерти в следующем году успел закончить лишь несколько акварелей и офортов. Несмотря на незавершённость, эти акварели считаются одними из величайших его работ.
Подобно Данте, Блейк не придавал большого значения материальным благам. Рассказывают, что, даже лихорадочно работая над последними иллюстрациями, он потратил последние шиллинги на карандаш, чтобы продолжать рисовать. В день своей смерти он создал последний портрет жены (ныне утерянный) и скончался несколько часов спустя. Долгое время точное место его захоронения считалось утерянным, однако в 2018 году могила была найдена и отмечена памятником на кладбище Банхилл-Филдс.
Его вдова Кэтрин верила, что дух мужа остался с ней. Она продолжала продавать копии его иллюминированных книг и картин, но принимала решение о продаже только после «советов с мистером Блейком». В день своей смерти она радостно обратилась к мужу, словно он был в комнате, со словами, что идёт к нему.
В 1951 году в Австралии в его честь была учреждена Премия Блейка за религиозное искусство, а в 1957 году в Вестминстерском аббатстве был установлен мемориал в память о нём и его жене. Его офорты, рисунки и литературные произведения оказали влияние на нескольких известных художников движения экспрессионизма, а также на писателей и современных музыкантов, таких как Ван Моррисон, U2 и Майк Уэстбрук.
О других представителях романтизма см: Художники-романтики.
Уильям Блейк: его творчество и влияние
В области фигуративной живописи Уильям Блейк (1757–1827) стоит особняком. Чтобы найти сопоставимую по масштабу гения фигуру, нужно обратиться к средневековым миниатюристам и скульпторам XII века. Он родился словно вне своего времени, в отсутствие живой художественной традиции, которая могла бы направлять его. Творчество Блейка полно особенностей и несоответствий, но сквозь них пробивается пламя гения — то почти затухая, то разгораясь с ослепительным блеском.
Блейк начал свою карьеру как гравёр, став учеником Джеймса Бэзира. Он также посещал рисовальную школу Генри Парса и классы Королевской академии. Хотя источники его вдохновения сложно определить однозначно, оба этапа обучения оставили заметный след в его технике. Работа гравёром, вероятно, сосредоточила его внимание на чистой линии как на основном средстве выражения, и на протяжении всей карьеры его композиции строились как линейные узоры. В то же время определённый тип фигур, встречающийся в его работах, скорее всего, является результатом академического обучения. См. также Английская фигуративная живопись (1700–1900).
Его подход к искусству
Блейк был поэтом, провидцем и мистиком, поэтому все его картины задуманы поэтически, но это не делает их «литературными» в уничижительном смысле. Даже иллюстрации к собственным стихам не являются простым переводом написанного слова на язык образов. Скорее, и стихи, и рисунки служат аналогами тех видений, что существовали в его сознании. Эти мысленные образы обладали для Блейка почти объективной реальностью, и он воспринимал их не как фантазии, а как подлинные прозрения реальности, скрытой от физического зрения.
По его собственному убеждению, он жил в мире, населённом духами, видимыми «оком воображения». Этот мир обладал для него не меньшей реальностью, чем материальное окружение. Можно сказать, что для него привычные понятия реальности и воображения поменялись местами: мир фантазии был более ярким и настоящим, чем мир чувственного опыта. Вопрос о том, были ли его видения галлюцинациями, не столь важен для оценки его искусства. Ключевое значение имеет то, что сам Блейк безгранично верил в реальность своих видений, и именно эта вера придаёт его творчеству особую силу и напряжённость.
Это отчасти объясняет «средневековый» характер его работ и его настойчивое внимание к контуру. Эффекты света и тени, атмосфера и другие приёмы, направленные на создание реалистичного изображения, были для него лишь помехами, скрывающими истинную реальность. Соответственно, он отвергал технические усовершенствования, появившиеся с XV века для более точной передачи зрительного восприятия.
С помощью одного лишь контура он мог зафиксировать силуэт формы, добавляя ровно столько света и тени, сколько было необходимо для придания объёма. Таким образом, чисто логически и без прямого подражания, он вернулся к художественному видению, свойственному художникам готического и доготического периодов.
Его родство со средневековыми художниками выходило за рамки трактовки формы. Когда, не найдя издателя для своего первого сборника стихов «Песни невинности», он решил напечатать его сам, он объединил текст, иллюстрации и оформление в единое целое, что поразительно напоминает средневековую рукопись. В конце XVIII века готическое возрождение только зарождалось, и хотя нельзя исключать прямое подражание, маловероятно, что Блейк был хорошо знаком с искусством XII века, к которому его лучшие работы наиболее близки по духу.
В творчестве Блейка дар к созданию линейного узора — характерная черта английского средневекового искусства — возрождается после почти четырёхсотлетнего затишья. Некоторые художники, как Джордж Ромни (1734–1802), проявляли определённое чувство линии, но только Блейк извлекал из её ритмов необычайную духовную выразительность — то ликующую, то задумчивую, то пугающую. Разнообразие его ритмов поразительно, а его искусство обладает таким богатством духовного содержания, которое сопоставимо лишь с творчеством Микеланджело.
Влияние Микеланджело на живопись Блейка
Если на творчество Блейка и было оказано сильное внешнее влияние, то, вероятнее всего, оно исходило от Микеланджело. Однако Блейк не был знаком с работами великого мастера в оригинале, и его восприятие формировалось через некачественные гравюры. Эти копии подчёркивали анатомические преувеличения, упуская изящество, скрытое в мощи его фигур. Поэтому в некоторых картинах и гравюрах Блейка проявляются недостатки, свойственные подражателям Микеланджело: гротескные и преувеличенные анатомические формы.
Но Блейк не был простым подражателем; его творческий гений был столь же самобытен и оригинален, как и гений Микеланджело. И всё же каждый художник в какой-то мере опирается на предшественников при разработке символических образов. Подобно тому как Микеланджело использовал наследие Донателло и Мазаччо, Блейк обращался к Микеланджело в поисках собственной системы визуального символизма.
Как академический рисовальщик Блейк, конечно, уступает Микеланджело. Истинное родство между ними заключается не в намеренных заимствованиях, которые часто были неудачны, а в том, что его работы были наполнены духом, близким духу великого флорентийца. Как уже отмечалось, в некоторых лучших работах северных мастеров XII века можно увидеть предвестие духа Микеланджело, хотя и без его академического мастерства. Возможно, в этом и кроется причина сходства между искусством Блейка и искусством XII века.
В творчестве Микеланджело, скульпторов и миниатюристов XII века и Блейка схожий тип воображения боролся за своё выражение. Блейк, не имея за спиной традиций флорентийского искусства и не обладая мастерством рисовальщика, сопоставимым с Микеланджело, естественным образом выработал средства выражения, почти идентичные тем, что использовали примитивы XII века. Мощь его рисунка, акцент на линейном узоре, колышущиеся ритмы его фигур — всё это находит прототипы в некоторых иллюминированных рукописях средневековой Англии и Ирландии.
Вклад Блейка в английское искусство
Блейк является одной из самых интересных и необычных фигур в истории английской живописи. Его обращение к типично английской манере экспрессии придаёт ему исторический интерес, который часто упускается из виду. Считается, что любовь к линейному рисунку в английском искусстве во многом происходит от ирландских миниатюристов. Если это так, то тот факт, что Блейк, хоть и родившийся в Лондоне, имел ирландские корни, может иметь существенное значение.
Гений Блейка был слишком самобытен, чтобы оказать большое влияние на современников, однако у него были последователи, такие как гравёр по дереву Эдвард Калверт (1799–1883) и, в меньшей степени, Сэмюэл Палмер. Его косвенное влияние оказалось более значительным. Он был одним из первых, кто сознательно выступил против художественных принципов Джошуа Рейнольдса, и в этом смысле его можно считать если не отцом, то дедом Братства прерафаэлитов. В работах более поздних художников и иллюстраторов постоянно прослеживаются следы его вдохновения. А в своём стремлении к узору и акцентировании на абстрактных элементах дизайна, даже ценой искажения, он стал предтечей многих направлений современного искусства.
Работы Уильяма Блейка можно увидеть во многих крупнейших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?