Уильям Блейк: Английский художник-визионер, гравёр и иллюстратор читать ~10 мин.
Хотя сейчас его считают настоящим новатором и провидцем, талантливый поэт и художник Уильям Блейк остался практически непризнанным при жизни. Прошли годы, прежде чем историки и критики «открыли» важность его творчества для развития гравюры и изобразительного искусства. Хотя при жизни Блейк редко выезжал за пределы Лондона, его картины и поэзия демонстрируют богатое воображение и понимание окружающего мира. Его работы были отнесены к романтизму, а его наиболее известные картины, в основном на символические религиозные темы, включают «Ангел Гавриил, явившийся Захарии», 1799; «Ангел откровения», ок. 1803 (обе находятся в Метрополитанском музее искусств, Нью-Йорк) и набор офортов для Книги Иова.
Биография
Родился в Лондоне – его отец держал магазин чулочно-носочных изделий – мать научила его читать и писать, а затем он работал в семейном бизнесе. Его семья была религиозной, и Библия оставалась источником вдохновения для Блейка на протяжении всей его жизни. В раннем возрасте он начал гравировать копии рисунков великих старых мастеров эпохи Возрождения, таких как Рафаэль, Микеланджело и Альбрехт Дюрер. В возрасте 14 лет его семья заметила его талант к рисованию и отправила его в подмастерья к гравёру. Его ученичество длилось 7 лет и включало время, потраченное на копирование изображений готической архитектуры из церквей Лондона. После окончания ученичества он стал студентом Королевской академии изящных искусств в Лондоне.
В 1782 году он встретил Кэтрин Буше, которая должна была стать его женой. В то время Блейк переживал отказ от предложения руки и сердца, сделанного другой женщиной. Он рассказал свою историю Кэтрин, после чего Блейк спросил её: «Вы жалеете меня?». Она ответила, что да, и он ответил: «В таком случае я люблю тебя». Они поженились в том же году. Она была неграмотной, поэтому он научил её читать и писать. Он также обучил её гравированию, и на протяжении всей его карьеры она оказывала ему неоценимую помощь в работе.
Репутация Блейка как важной фигуры в истории искусства во многом основывается на наборе из 21 гравюры на меди, которые он выполнил для иллюстрации ветхозаветной Книги Иова. Он использовал традиционную технику линейной гравюры нетрадиционными способами. Он использовал визуальные средства и текст на полях, чтобы подчеркнуть моменты; он включал символические образы из своей личной мифологии и цитировал другие части Библии. Его толкование является личным, сложным и многослойным, а его значения продолжают вызывать споры даже сегодня.
Хотя он работал для других художников, он всегда медлил с получением оплаты или кредита. Будучи плохим бизнесменом, он предпочитал сам выбирать сюжеты, а не полагаться на заказы. В 1788 году он проиллюстрировал книгу «Оригинальные истории из реальной жизни» феминистки Мэри Уолстонкрафт. Он был одним из первых защитников прав женщин выбирать, за кого выходить замуж, и права женщины на самореализацию. Он утверждал, что у него с детства были религиозные видения, которые разжигали его воображение для духовных произведений. Признавшись в этом другу, он уговорил его нарисовать одно из этих видений, что и сделал в своей работе Призрак блохи, 1819.
В 1826 году Блейк получил заказ на иллюстрирование «Инферно» Данте , но до своей смерти в следующем году он успел закончить лишь несколько акварелей и офортов. Несмотря на это, его акварели считаются одними из его величайших работ.
Как и Данте, Блейк не придавал большого значения материальным благам, и даже когда он лихорадочно работал над своими последними иллюстрациями, он, как говорят, потратил последние несколько шиллингов, которые у него были, на карандаш, чтобы продолжать делать наброски. В день своей смерти он нарисовал последний портрет своей жены (ныне утерянный) и умер через несколько часов. К сожалению, точное местонахождение его могилы утеряно.
Екатерина верила, что дух её мужа остался с ней. Она продолжала продавать копии его иллюминированных работ и картин, но не соглашалась на продажу до «консультации с мистером Блейком». В день своей смерти она весело крикнула мужу, как будто они находились в одной комнате, что она идёт к нему.
В 1949 году в Австралии в его честь была учреждена Премия Блейка за религиозное искусство, а в 1957 году в Вестминстерском аббатстве был воздвигнут мемориал в память о нём и его жене. Его офорты, рисунки и сочинения оказали влияние на нескольких известных художников в рамках движения экспрессионизма, а также на других писателей и современных авторов песен, таких как Ван Моррисон, U2 и Майк Уэстбрук.
О других представителях романтизма см: Художники-романтики.
Уильям Блейк: Его творчество и влияние
В области образной живописи Уильям Блейк (1757-1827) стоит совершенно особняком, и чтобы найти реальную параллель этому необыкновенному гению, нужно вернуться к иллюминатам и скульпторам XII века. Рождённый вне времени, без живой традиции имагинативной живописи, которая могла бы направлять его, его творчество полно странностей и несоответствий, но сквозь них пробивается интенсивное пламя его гения, то почти погасающее, то пылающее нестерпимым блеском.
Блейк начал свою карьеру как гравёр, став учеником Джеймса Басира. Он также прошёл обучение в школе рисования Парра и в школах Королевской академии. Бесполезно искать источники его вдохновения, но оба эти этапа обучения оставили свой след в технической стороне его творчества. Его обучение как гравёра, должно быть, помогло сосредоточить его внимание на чистой линии как средстве выражения, и на протяжении всей его карьеры его работы задумывались как линейные узоры, в то время как определённый тип фигуры, который иногда появляется на его картинах, вероятно, обязан своим происхождением обучению в школах Королевской академии. См. также Английская фигуративная живопись (1700-1900).
Его подход к искусству
Блейк был поэтом, провидцем и мистиком, и все его картины задуманы поэтически, но это не значит, что они литературны в каком-либо обесценивающем смысле. Даже его иллюстрации к собственным стихам не являются простым переводом написанного слова в картинки. Скорее, стихи и картины являются аналогами образов в его сознании. Эти мысленные образы имели для Блейка почти объективную реальность, и он рассматривал их не как поэтические фантазии, а как реальные видения действительности, скрытой от чувственного взора.
По его собственному убеждению, он жил в мире, населённом духами, видимыми глазом воображения, который обладал реальностью, по крайней мере, не меньшей, чем окружающий его материальный мир. Фактически можно сказать, что для него обычные позиции реальности и воображения были обратными, и что мир воображения был для него более ярким и реальным, чем мир чувств. Насколько его видения были галлюцинаторными, не так важно для рассмотрения его творчества, каждый придёт к своему выводу по этому вопросу в зависимости от своего отношения к невидимому миру. Важно то, что Блейк сам неявно верил в реальность своих видений, и именно это придаёт особую силу и интенсивность его творчеству.
Это также в некоторой степени объясняет его средневековое качество и то, что он настаивал как на практике, так и на словах на важности набросков. Вера в абсолютную реальность форм, эффекты света и тени, атмосфера и все, что связано с созданием обычного сетчаточного изображения, были для него лишь помехами и завесами между ним и реальностью, и, соответственно, он отвергал все технические усовершенствования, начиная с XV века, направленные на более точную передачу сетчаточного зрения.
С помощью одних лишь контуров он мог зафиксировать силуэт формы, и к этому он добавлял лишь столько света и тени, сколько позволяло придать изображаемым формам видимость объёмности. Таким образом, он чисто логическим путём и без всякого прямого подражания вернулся к мировоззрению готических и доготических художников.
Его родство со средневековыми художниками, однако, шло дальше сходства в трактовке формы. Когда, не найдя издателя для своей первой книги стихов «Песни невинности», он решил напечатать и опубликовать их сам, он объединил текст, иллюстрации и оформление в манере, любопытно напоминающей средневековую рукопись. В конце восемнадцатого века готическое возрождение только начиналось, и, по крайней мере, возможно, что здесь имело место прямое подражание, но представляется крайне маловероятным, что Блейк был хорошо знаком с готическим искусством двенадцатого века, к которому наиболее близки его лучшие образцы.
В работах Блейка дар линейного узора, который был столь заметной чертой английских средневековых работ, вновь проявляется после почти четырёхсотлетнего затишья. Такие художники, как Джордж Ромни (1734-1802), проявляли некоторое чувство линии, но Блейк извлекает из её ритмических каденций странную духовную выразительность то ликующую, то задумчивую, то страшную. Разнообразие его ритмов необычайно, а его искусство обладает таким богатством духовного содержания, которое может сравниться только с Микеланджело.
Влияние Микеланджело на живопись Блейка
В той мере, в какой в творчестве Блейка вообще присутствовало какое-либо сильное внешнее влияние, оно, вероятно, исходило от Микеланджело, но он не был знаком с работами Микеланджело из первых рук, и это влияние передавалось через некачественные гравюры, которые подчёркивали его анатомические преувеличения и упускали ту сладость в его силе. Поэтому в некоторых картинах и гравюрах Блейка встречаются некоторые недостатки подражателей Микеланджело в виде гротескных и преувеличенных анатомических образов.
Но Блейк не был подражателем, и его творческий гений был таким же личным и оригинальным, как и у Микеланджело. И все же каждый творческий художник в какой-то степени опирается на своих предшественников в разработке символических типов, и как сам Микеланджело опирался на ресурсы Донателло и Мазаччо, так и Блейк опирался на Микеланджело в своих поисках системы визуального символизма.
Как академический рисовальщик Блейк, конечно, совершенно уступает ему, но истинное сходство с Микеланджело заключается не в его намеренных заимствованиях, которые часто были абсурдны, а в том, что его работы были наполнены духом, который, естественно, сродни его духу. Уже отмечалось, что в некоторых лучших северных работах двенадцатого века есть предвестие духа Микеланджело без его академических достижений, и здесь, возможно, кроется исток сходства между искусством Блейка и искусством двенадцатого века.
В Микеланджело, в скульпторах и иллюминаторах двенадцатого века и в Блейке подобный тип воображения боролся за своё выражение, и Блейк, не имея за спиной традиций флорентийского искусства и не обладая шашечным мастерством Микеланджело, естественно, развил средства выражения в некотором смысле почти идентичные тем, что были у примитивов двенадцатого века. Сила его рисунка, акцент его линейного узора, колышущиеся ритмы его фигур – все это имеет свои прототипы в некоторых иллюминированных рукописях средневековой Англии и Ирландии.
Вклад Блейка в английское искусство
Рассматриваемый с любой точки зрения, Блейк является одной из самых интересных и необычных фигур во всей истории английской живописи, но этот возврат к типично английской манере выражения придаёт ему исторический интерес, который часто упускается из виду. Обычно считается, что любовь к линейному рисунку в английском искусстве в первую очередь идёт от ирландских иллюминаторов, и если это так, то тот факт, что Блейк, хотя и родился в Лондоне, имел в своих жилах ирландскую кровь, может иметь большое значение.
Гений Блейка был слишком странным, чтобы оказать большое влияние на его современников, но Эдвард Калверт (1799-1883), гравёр по дереву, и в меньшей степени Самуэль Палмер, были его последователями. Косвенное его влияние было более значительным. Он был первым, кто сознательно выступил против влияния Джошуа Рейнольдса, и поэтому в некотором смысле может считаться если не отцом, то дедом Братства прерафаэлитов. В более поздних художниках и иллюстраторах постоянно проявляются следы его вдохновения, а в своём стремлении к шаблону и акцентировании абстрактных элементов дизайна, даже ценой искажения, он был предтечей большей части современного искусства.
Работы Уильяма Блейка можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?