Жанры живописи читать ~10 мин.
Какие бывают жанры?
Картины традиционно делят на пять категорий, или «жанров». Формирование этих жанров и их иерархия сложились под влиянием философии искусства, которую продвигали великие европейские академии изящных искусств, в частности лондонская Королевская академия и влиятельная Французская академия изящных искусств.
Пять жанров живописи в порядке убывания их значимости, установленном академиями:
1. Историческая живопись
- произведения на религиозные, исторические или аллегорические сюжеты с нравоучительным посылом.
2. Портрет
- изображение человека или группы людей, включая автопортреты.
3. Жанровая живопись
- сцены из повседневной жизни.
4. Пейзаж
- картины, основным содержанием которых является природа или какой-либо вид местности.
5. Натюрморт
- композиции из неодушевлённых предметов.
Почему жанрам присвоили разную ценность?
Эта «иерархия жанров» стала основой «академического искусства», поскольку отражала ценности итальянского Возрождения, определявшие, какой вид искусства считать «лучшим» или «самым благородным». В Италии церковь часто заказывала произведения для публичной демонстрации, поэтому крупномасштабные картины с нравоучительным или вдохновляющим посылом считались высшей формой искусства. Пейзажи и натюрморты, как правило, не содержали изображения людей, а следовательно, и морального посыла, из-за чего ценились ниже.
Эта система ранжирования, зародившаяся в эпоху Возрождения, легла в основу «академического искусства», которое преподавали в европейских, а затем и в американских академиях изящных искусств. Она не подвергалась серьёзному пересмотру вплоть до XIX века, хотя мастера Северной Европы (Фландрии, Голландии, Германии, Великобритании и Скандинавии) развивали традиции и методы живописи, отличные от итальянских и испанских. Например, с 1520-х годов в Северной Европе распространился протестантизм. Его лидеры отвергали идею украшения церквей дорогими произведениями искусства, поэтому художники были вынуждены искать заказы у представителей среднего класса. Новые меценаты предпочитали картины небольшого формата для своих домов: портреты, натюрморты и жанровые сцены.
Этому переходу способствовал и климат Северной Европы: влажный воздух меньше подходил для фресок, но был благоприятен для масляной живописи. Эта техника идеально соответствовала детализированному стилю голландского реализма.
Основная причина, по которой иерархия жанров утратила популярность среди художников в XIX веке, заключалась в методах её применения. Академии (особенно Французская) были консервативными учреждениями. Они придерживались строгих методов преподавания и требовали от художников соблюдения детально проработанных канонов в отношении сюжета, композиции, цвета и других аспектов. В качестве наказания для несогласных практиковалось исключение из ежегодного академического «Салона», что фактически лишало художника возможности продолжать карьеру. Кроме того, этот непреклонный подход к эстетике не учитывал новые течения, такие как романтизм или реализм, и не признавал растущую значимость пейзажа и жанровой живописи. К середине XIX века между сторонниками академизма и его прогрессивными критиками разгорелись острые споры.
Примеры известных картин по жанрам
Историческая живопись
«Историческая живопись» традиционно считалась самым уважаемым жанром. Вопреки названию, она не ограничивается изображением реальных исторических событий. Термин происходит от итальянского слова istoria, что означает «повествование» или «рассказ». Он относится к картинам, которые изображают выдающиеся деяния и борьбу высоконравственных персонажей. Этот жанр включает в себя христианские сюжеты с участием библейских героев, мифологическую живопись с изображением божеств, а также сцены с реальными историческими личностями. Исторические картины — как правило, крупномасштабные полотна — были призваны воспитывать нравы общества.
Известные исторические картины
Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319)
Мадонна Строганова с младенцем (1300)
Дерево, темпера, золото. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Алтарь Маэста (1308–1311)
Дерево, темпера, золото. Сиенский собор.
Джотто (1267–1337)
Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303–1310)
Фреска. Капелла дельи Скровеньи, Падуя.
Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305)
Оплакивание Христа (1305)
Роберт Кампен (ок. 1378–1444)
Триптих Зайлерна (1410)
Дерево, масло, сусальное золото. Институт искусства Курто, Лондон.
Алтарь Мероде (ок. 1425)
Дерево, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Братья Лимбург (ок. 1390–1416)
Великолепный часослов герцога Беррийского (1413)
Гуашь, пергамент. Музей Конде, Шантийи.
Ян ван Эйк (1390–1441)
Гентский алтарь (1425–1432)
Дерево, масло. Собор Святого Бавона, Гент.
Паоло Уччелло (1397–1475)
… Битва при Сан-Романо (1438–1455)
Дерево, темпера. Национальная галерея, Лондон; Уффици, Флоренция; Лувр, Париж.
Томмазо Мазаччо (1401–1428)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428)
Фреска. Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Святая Троица (1428)
Фреска. Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Пьеро делла Франческа (1415–1492)
Бичевание Христа (1450–1460)
Дерево, темпера. Национальная галерея Марке, Урбино.
Андреа Мантенья (1431–1506)
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1470–1480)
Дерево, темпера. Пинакотека Брера, Милан.
Ганс Мемлинг (ок. 1433–1494)
Триптих «Страшный суд» (1471)
Дерево, масло. Национальный музей, Гданьск.
Триптих Донна (1480)
Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Хуго ван дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (1479)
Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли (1445–1510)
Весна (1483)
Тополь, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
Рождение Венеры (1486)
Холст, темпера. Галерея Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
Мадонна в скалах (1483–1486)
Дерево, масло. Лувр, Париж.
Тайная вечеря (1495–1498)
Смешанная техника. Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Маттиас Грюневальд (1475–1528)
Изенгеймский алтарь (ок. 1515)
Дерево, масло. Музей Унтерлинден, Кольмар.
Микеланджело (1475–1564)
Фреска «Сотворение мира» (1508–1512)
Фреска. Потолок Сикстинской капеллы, Рим.
Сотворение Адама (1511–1512)
Фреска. Сикстинская капелла, Рим.
Фреска «Страшный суд» (1536–1541)
Фреска. Алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим.
Рафаэль (1483–1520)
Афинская школа (Scuola di Atene) (1509–1511)
Фреска. Станца делла Сеньятура, Ватикан.
Сикстинская Мадонна (1513–1514)
Холст, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Преображение (1518–1520)
Дерево, масло. Пинакотека, Ватикан.
Тициан (1488–1576)
Вознесение Девы Марии (Ассунта) (1516–1518)
Дерево, масло. Базилика Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
Нидерландские пословицы (1559)
Дерево, масло. Картинная галерея, Берлин.
Избиение младенцев (ок. 1565–1567)
Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена.
Караваджо (1571–1610)
Ужин в Эммаусе (1601–1602)
Холст, масло, темпера. Национальная галерея, Лондон.
Рембрандт ван Рейн (1606–1669)
Аристотель с бюстом Гомера (1653)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654)
Лувр, Париж.
Заговор Клавдия Цивилиса (1661)
Национальный музей, Стокгольм.
Самоубийство Лукреции (ок. 1666)
Институт искусств Миннеаполиса.
Жак-Луи Давид (1748–1825)
… Клятва Горациев (1785)
Лувр, Париж.
Смерть Марата (1793)
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
См. также: Лучшие художники исторического жанра (с 1400 года до наших дней).
Портретная живопись
Портрет — это изображение человека, божества или мифологического персонажа. Портреты бывают индивидуальными и групповыми. В зависимости от композиции их делят на головные, погрудные, поясные или в полный рост. Академический портрет создавался в соответствии с определёнными канонами, касающимися одежды, позы и других деталей. Этот жанр использовали художники почти всех направлений. Если в XIX веке доминировал реалистичный стиль, то позже появились импрессионистические портреты, красочные экспрессионистские портреты и работы кубистов, в том числе портреты кисти Пикассо.
Известные примеры портретной живописи
Ян ван Эйк (1390–1441)
Мужчина в красном тюрбане (1433)
Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Портрет четы Арнольфини (1434)
Дерево, масло. Национальная галерея, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452–1519)
Дама с горностаем (1490)
Дерево, масло. Музей Чарторыйских, Краков.
Мона Лиза (1503–1506)
Дерево, масло. Лувр, Париж.
Рафаэль (1483–1520)
Папа Лев X с двумя кардиналами (1518)
Дерево, масло. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.
Тициан (1488–1576)
Папа Павел III с внуками (1546)
Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Рембрандт (1606–1669)
Урок анатомии доктора Тульпа (1632)
Холст, масло. Маурицхёйс, Гаага.
Ночной дозор (1642)
Рейксмюсеум, Амстердам.
Портрет Яна Сикса (1654)
Частное собрание, Амстердам.
Синдики (1662)
Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам.
Ян Вермеер (1632–1675)
Девушка с жемчужной серёжкой (1665)
Маурицхёйс, Гаага.
Девушка в красной шляпе (ок. 1666–1667)
Дерево, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
См. также: Лучшие художники-портретисты (с 1400 года до наших дней).
Среди художников, известных своими «автопортретами», — Альбрехт Дюрер (1471–1528), Рембрандт (1606–1669), Винсент Ван Гог (1853–1890), Эгон Шиле (1890–1918), Макс Бекманн (1884–1950) и Фрэнсис Бэкон (1909–1992).
Жанровая живопись
«Жанровая живопись» (или «жанровые сцены») — это картины, изображающие сцены из повседневной жизни: домашние интерьеры, праздники, посиделки в тавернах, рынки и другие уличные зарисовки. Такие сцены, как правило, лишены идеализации, а их персонажи не наделены героическими или драматическими чертами. Выдающимся примером этого жанра является школа голландской реалистической жанровой живописи XVII века.
Знаменитые жанровые картины
Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)
Нидерландские пословицы (1559)
Дерево, масло. Картинная галерея, Берлин.
Охотники на снегу (1565)
Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена.
Крестьянская свадьба (1568)
Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена.
Ян Вермеер (1632–1675)
… Маленькая улица (ок. 1657–1658)
Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам.
Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658)
Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Молочница (ок. 1658–1660)
Рейксмюсеум, Амстердам.
Женщина, держащая весы (ок. 1662–1663)
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1663)
Картинная галерея, Берлин.
Искусство живописи: аллегория (ок. 1666–1673)
Музей истории искусств, Вена.
Кружевница (ок. 1669–1670)
Лувр, Париж.
Жан-Антуан Ватто (1684–1721)
Паломничество на остров Киферу (1717)
Лувр, Париж; дворец Шарлоттенбург, Берлин.
Жан-Франсуа Милле (1814–1875)
Анжелюс (1859)
Музей Орсе, Париж.
Человек с мотыгой (1862)
Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Эдвард Хоппер (1882–1967)
Гостиничный номер (1931)
Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Полуночники (англ. Nighthawks, 1942)
Институт искусств, Чикаго.
См. также: Лучшие художники бытового жанра (с 1600 года до наших дней).
Пейзаж
Термин «пейзаж» происходит от голландского слова landschap («участок земли») и обозначает картины, основным предметом которых является изображение природы: полей, гор, лесов, рек и моря. На многих известных пейзажах могут присутствовать человеческие фигуры, но они играют второстепенную роль в композиции.
Пейзаж как самостоятельный жанр сформировался в XVII веке в голландской школе живописи. Позднее его развивали Констебл и Тёрнер (английская школа), которые были пионерами пленэрной живописи. Работу на открытом воздухе (пленэр) освоили Теодор Руссо, Милле и другие представители барбизонской школы, работавшие в окрестностях Фонтенбло. В России пейзажной живописью занимались передвижники, а во Франции — всемирно известные импрессионисты во главе с Моне, Ренуаром, Писсарро и Сислеем.
Известные пейзажи
О современных пейзажах Моне, Тёрнера и им подобных см.: Анализ современных картин (1800-2000).
Джон Констебл (1776–1837)
Строительство лодки у мельницы Флэтфорд (1815)
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Телега для сена (1821)
Национальная галерея, Лондон.
Томас Коул (1801–1848)
Озеро с мёртвыми деревьями (1825)
Мемориальная художественная галерея Аллена, Оберлин.
Подробнее см.: Школа реки Гудзон (1825–1875).
Джордж Калеб Бингем (1811–1879)
Торговцы мехами, спускающиеся по Миссури (1845)
Метрополитен-музей.
Смотрите также: Люминизм (1850–1875).
Жан-Франсуа Милле (1814–1875)
Сборщицы колосьев (1857)
Музей Орсе, Париж.
Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900)
Котопахи (1862)
Детройтский институт искусств.
Клод Моне (1840–1926)
Маки близ Аржантёя (1873)
Музей Орсе, Париж.
Кувшинки (1903) Художественный институт, Дейтон, Огайо.
Камиль Писсарро (1830–1903)
Нижний Норвуд под снегом (1870)
Национальная галерея, Лондон.
Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз (1877)
Музей Орсе, Париж.
Подробнее см.: Характерные черты импрессионизма (1870–1910).
Альфред Сислей (1839–1899)
Туманное утро (1874)
Музей Орсе, Париж.
Дорога в Лувесьене (1874)
Частная коллекция.
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Пшеничное поле с кипарисами (1889)
Национальная галерея, Лондон.
См. также: История экспрессионизма (1880–1930).
Чайльд Гассам (1859–1935)
… Бостон-Коммон в сумерках (1886)
Музей изящных искусств, Бостон.
Подробнее см.: Американский импрессионизм (1880–1900).
См. также: Лучшие художники-пейзажисты (с 1600 года до наших дней).
Натюрморт
«Натюрморт» (от голл. stilleven — «тихая жизнь») — это изображение композиции из неодушевлённых предметов, например цветов или посуды. Этот термин появился в голландской живописи XVII века для описания картин, которые ранее называли «фрукты» или «цветочные композиции». Разновидность натюрморта с философским или моральным подтекстом известна как ванитас. В этом поджанре работали такие мастера голландского реализма, как Хармен ван Стенвейк (1612–1656), Питер Клас (1597–1660), Ян Давидс де Хем (1606–1683), Виллем Кальф (1619–1693) и Виллем Клас Хеда (1594–1681).
Известные натюрморты
Альбрехт Дюрер (1471–1528)
Заяц (1502)
Акварель, бумага. Галерея Альбертина, Вена.
Большой кусок луга (1503)
Акварель. Галерея Альбертина, Вена.
Ян Давидс де Хем (1606–1683)
Натюрморт с лобстером и кубком «Наутилус» (1634)
Государственная галерея, Штутгарт.
Хармен ван Стенвейк (1612–1656)
Натюрморт: аллегория бренности человеческой жизни (1640)
Национальная галерея, Лондон.
Виллем Кальф (1619–1693)
Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином (1662)
Картинная галерея, Берлин.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779)
Серебряная супница (1728)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Рой Лихтенштейн (1923–1997)
Натюрморт с золотой рыбкой (1974)
Холст, масло, акрил. Художественный музей Филадельфии.
См. также: Лучшие художники-натюрмортисты (с 1600 года до наших дней).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?