Жанры живописи читать ~12 мин.
Какие бывают жанры?
Картины традиционно делятся на пять категорий или «жанров». Становление этих жанров и их относительный статус по отношению друг к другу проистекает из философии искусства, продвигаемой великими европейскими академиями изящных искусств, такими как Королевская академия в Лондоне и влиятельная Французская академия изящных искусств.
Пять категорий изобразительного искусства, перечисленных в порядке их официального ранжирования или важности:
1. Историческая живопись
Религиозные исторические или аллегорические произведения с моральным посланием.
2. Портретное искусство.
Включает индивидуальные, групповые или автопортреты.
3. Жанровая картина
«Сцены повседневной жизни».
4. Пейзаж
основное содержание которых – живописный вид.
5. Натюрморт
Расположение предметов домашнего обихода или быта.
Почему жанрам присвоили разную ценность?
Эта «иерархия жанров» была принята в качестве основной системы «академического искусства», потому что она отражала ценности итальянского Возрождения в отношении того, что было «лучшим» или «самым благородным» типом искусства. В Италии, где большая часть произведений заказывалась церковью для публичного показа, крупномасштабные картины с моральным или воодушевляющим посланием считались высшим видом искусства. В то время как пейзажи и натюрморты обычно не содержали людей и, следовательно, никакого морального послания.
Эта система ранжирования эпохи Возрождения, которая легла в основу официального «академического искусства», преподаваемого в европейских, а затем и в американских академиях изящных искусств, не подвергалась серьёзным испытаниям вплоть до 19 века, несмотря на то, что старые мастера Северной Европы (то есть люди, живущие во Фландрии, Голландии, Германии, Великобритании и Скандинавии) развили совсем другие традиции и методы живописи, чем в Италии и Испании. Например, с 1520 года Северная Европа отвергла Рим и вместо этого приняла протестантскую веру. А поскольку протестантские религиозные лидеры полностью отвергли идею украшения своих церквей дорогими произведениями искусства, северные художники были вынуждены обратиться к меценатам из среднего класса, которые хотели повесить картины небольшого размера – портреты и натюрморты, а также жанровые картины в своих домах.
Этот переход был дополнительно поощрён тем фактом, что климат Северной Европы, будучи влажным, был менее подходящим для фресок и более подходящим для масляной живописи, которая была идеальной средой для детального стиля искусства голландского реализма.
Основная причина, по которой рейтинговая система стала настолько непопулярной среди художников в 19 веке, заключалась в том, как она применялась. Академии (особенно Французская Академия) были консервативными учреждениями, которые следовали жёстким, неизменным методам преподавания и настаивали на том, чтобы все художники следовали подробному набору условностей (касающихся темы, композиции, цвета и т.д.) при создании произведения искусства. Наказания для неконформеров включали исключение из ежегодного «Салона» Академии, судьба, которая делала невозможным продолжение карьеры художника. Кроме того, этот непреклонный подход к эстетике не делал уступок ни новым движениям, таким как романтизм или реализм, ни развивающимся жанрам, таким как пейзаж и жанровая живопись. К середине 19 века между сторонниками традиционного академического искусства и их более непредубеждёнными критиками бушевали дебаты.
Известные картины в каждой категории
История Живопись
Традиционно самый уважаемый из всех жанров, «историческая живопись» не ограничивается картинами изображающими «исторические сцены». Термин происходит от итальянского слова «история», означающего повествование (рассказ) и относится к картинам, показывающим образцовые дела и борьбу моральных деятелей. Он включает христианские образы с участием библейских персонажей, а также мифологическую живопись с участием мифических или языческих божеств и реальных исторических фигур. Исторические картины – традиционно крупномасштабные общественные произведения – призваны поднять нравы сообщества.
Известные исторические картины
Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319)
Мадонна Строганова с младенцем (1300 г.)
Дерево, темпера и золото, Метрополитен-музей Нью-Йорк.
Алтарь Маэсты (1308-1311),
темпера и золото на дереве, Сиенский собор.
Джотто (1267-1337)
Фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303-10)
Фресковая живопись, Капелла дельи Скровеньи, Падуя.
Предательство Христа (Поцелуй Иуды) (1305 г.)
Оплакивание Христа (1305 г.)
Роберт Кампин (ок. 1378-1444)
Триптих Зайлерна (1410 г.)
Масло и сусальное золото на панели, Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мерод (около 1425 г.)
Масло на панели, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Братья Лимбург (1390-1416)
Великолепный часослов герцога Беррийского (1413),
гуашь на пергаменте, Музей Конде, Шантийи.
Ян Ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1425-32),
дерево, масло, собор Святого Бавона, Гент.
Паоло Уччелло (1397-1475)
Битва при Сан-Романо (1438-55)
Панно, темпера, Национальная галерея Лондона; Уффици Флоренция; Лувр, Париж.
Томмазо Мазаччо (1401-1428)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-8).
Фресковая живопись, Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Святая Троица (1428 г.)
Фресковая живопись, Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Пьеро Делла Франческа (1415-1492)
Бичевание Христа (1450-60),
темпера на панели, Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Андреа Мантенья (1431–1506)
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1470-80)
Панно, темпера, Пинакотека ди Брера, Милан.
Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494)
Триптих «Страшный суд» (1471 г.)
Масло, панель, Народный музей, Гданьск.
Донн Триптих (1480 г.) Масло, панель, Национальная галерея, Лондон.
Хуго Ван Дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (1479 г.) Дерево, масло, Галерея Уффици, Флоренция.
Сандро Боттичелли (1445-1510)
Весна (1483)
Панно из тополя, темпера, Уффици, Флоренция.
Рождение Венеры (1486)
Холст, темпера, Уффици, Флоренция.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Мадонна в скалах (1483-1455 гг.)
Масло, панель, Лувр, Париж.
Тайная вечеря (1495–98) (Il Cenacolo или L’Ultima Cena),
смешанная техника, масло и темпера, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан.
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенхеймский алтарь (около 1515 г.)
Дерево,масло, музей Унтерлинден, Колмар.
Микеланджело (1475-1564)
Фреска Бытие (1508-12).
Фресковая живопись, потолок Сикстинской капеллы, Рим.
Фреска Сотворение Адама (1511-12)
Сикстинская капелла, Рим.
Фреска «Страшный суд» (1536-41).
Фреска, алтарная стена Сикстинской капеллы, Рим.
Рафаэль (1483-1520)
Афинская школа (Scuola di Atene) (1509-11)
Фреска, Станца делла Сегнатура, Ватикан.
Сикстинская Мадонна (1513-14)
Холст, масло, Галерея Старых мастеров, Дрезден.
Преображение (1518-20)
Масло на панели, Ватикан.
Тициан (1488-1576)
Успение Богородицы (1516-18)
Масло, панель, Святая Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.
Питер Брейгель Старший (около 1525-1569)
Голландские пословицы (1559 г.)
Масло на дубовой панели, Старая галерея, Берлин.
Избиение младенцев (ок. 1565-7)
Масло, панель, Художественно-исторический музей, Вена.
Караваджо (1571-1610)
Ужин в Эммаусе (1601-1602)
Холст, масло, темпера, Национальная галерея, Лондон.
Рембрандт ван Рейн (1606-1669)
Аристотель созерцает бюст Гомера (1653 г.)
Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Вирсавия с письмом царя Давида (1654 г.)
Лувр, Париж.
Заговор Клавдия Цивилиса (1661)
Национальный музей, Стокгольм.
Самоубийство Лукреции (около 1666 г.)
Институт искусств Миннеаполиса.
Жак-Луи Давид (1748-1825)
Клятва Горациев (1785 г.),
Лувр, Париж.
Смерть Марата (1793)
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
См. также: Лучшие исторические художники (1400-настоящее время).
Портретная живопись
Портретное искусство содержи изображения людей, божеств или мифологических фигур в человеческом обличье. Жанр включает как групповые портреты, так и портреты отдельных лиц. Портрет человека может быть только лицом, головой и плечами или полным телом. Академический портрет выполнен в соответствии с определёнными условностями, касающимися одежды, положения рук и других деталей. Этот жанр практиковался художниками почти всех течений, как правило, в реалистичном стиле. Портреты девятнадцатого века также отражали реалистический стиль того времени, в то время как позже мы видим ряд прекрасных портретов импрессионистов, а также ещё более красочные портреты экспрессионистов, в том числе портреты, написанные Пикассо.
Известные примеры портретной живописи
Ян Ван Эйк (1390-1441)
Человек в красном тюрбане (1433)
Дерево, масло, Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434 г.)
Дерево, масло, Национальная галерея, Лондон.
Леонардо да Винчи (1452-1519)
Дама с горностаем (1490)
Масло на панели, Музей Чарторыйских, Краков.
Мона Лиза (1503-06)
Дерево, масло, Лувр, Париж.
Рафаэль (1483-1520)
Папа Лев X с кардиналами (1518 г.)
Масло на панели, Палатинская галерея, дворец Питти, Флоренция.
Тициан (1488-1576)
Папа Павел III с внуками (1546)
Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Рембрандт (1606-1669)
Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа (1632)
Холст, масло, Маурицхейс, Гаага.
Ночной дозор (1642 г.) Рейксмузеум, Амстердам.
Портрет Яна Шестого (1654 г.)
частное собрание, Амстердам.
Синдики гильдии суконщиков (1662)
Холст, масло. Рейксмузеум, Амстердам.
Ян Вермеер (1632-1675)
Девушка с жемчужной серёжкой (Голова девушки в тюрбане) (1665)
Маурицхейс, Гаага.
Девушка в красной шляпе (ок. 1666-1667)
Масло, панель, Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
См. также: Лучшие художники-портретисты (с 1400 г. по настоящее время).
Среди художников, известных своими «автопортретами», – немецкий художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528), голландский гений Рембрандт (1606-1669), трагический экспрессионист XIX века Винсент Ван Гог (1853-1890), недолго проживший невротический австрийский вундеркинд Эгон Шиле (1890-1918), угрюмый немецкий художник Макс Бекманн (1884-1950) и современный англо-ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909-1992).
Жанровые картины
«Жанровая картина» или «жанровые сцены» – это картины изображающие обычные сцены повседневной жизни. Сюжеты включают домашнюю обстановку интерьеры, праздники, сцены в тавернах, рынки и другие уличные ситуации. Насколько бы ни было точным содержание, сцена обычно изображается неидеализированным образом, а персонажи не наделены какими-либо героическими или драматическими атрибутами. Ярким примером этой категории искусства была школа голландской реалистической жанровой живописи 17 века.
Знаменитые жанровые картины
Питер Брейгель Старший (около 1525-1569)
Голландские пословицы (1559 г.)
Масло на дубовой панели, Галерея старых мастеров, Берлин.
Снежные охотники (1565 г.)
Дубовое панно, масло, Художественно-исторический музей, Вена.
Крестьянский свадебный пир (1568 г.)
Масло на дубовой панели, Художественно-исторический музей, Вена.
Ян Вермеер (1632-1675)
Маленькая улица (ок. 1657-58)
Холст, масло, Рейксмузеум, Амстердам.
Солдат и смеющаяся девушка (около 1658)
Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Молочница (около 1658–1660),
Рейксмузеум, Амстердам.
Женщина, держащая весы (1662–1662 гг.)
Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1663)
Галерея старых мастеров, Берлин.
Искусство живописи: аллегория (c.1666-73)
Художественно-исторический музей, Вена.
Кружевница (около 1669–1670)
Лувр, Париж.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721)
Паломничество на Киферу (1717)
Лувр, Париж и Шарлоттенбург, Берлин.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
Ангелус (1859 г.)
музей Орсе, Париж.
Человек с мотыгой (1862)
Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Эдвард Хоппер (1882-1967)
Гостиничный номер (1931)
Фонд Тиссена-Борнемисы, Лугано.
Полуночники (или «Ночное кафе», в оригинале Nighthawks) (1942)
Художественный институт Чикаго.
См. также: Лучшие художники жанра (с 1600 г. по настоящее время).
Пейзаж
Термин «пейзажная живопись» происходит от голландского слова «landchap», означающего «участок земли» и обозначает любую картину, основным предметом которой является изображение живописного вида, такого как поля, горные пейзажи, горные пейзажи, деревья, речные пейзажи, леса, виды на море и морские пейзажи. На многих известных пейзажных картинах есть человеческие фигуры, но их присутствие должно быть второстепенным элементом композиции.
Пейзаж как самостоятельный жанр был заложен в XVII веке школой голландской живописи, а затем развит Констеблем и Тернером из английской школы пейзажной живописи, которые также стали пионерами живописи на открытом воздухе. Последнюю освоили Теодор Руссо, Милле и другие представители барбизонской школы пейзажной живописи, работавшие в окрестностях Фонтенбло к югу от Парижа. В России, тем временем, пейзажной живописью занялось движение передвижников, а затем во Франции – всемирно известная школа импрессионизма во главе с Моне, Ренпиром, Писсарро и Сислеем.
Известные пейзажи
О современных пейзажах Моне, Тернера и им подобных см.: Анализ современных картин (1800-2000).
Джон Констебл (1776-1837)
Строительство лодок возле мельницы Флэтфорд (1815)
Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Сеновал (1821)
Национальная галерея, Лондон.
Томас Коул (1801-48)
Американский пейзаж с озером (1844)
Детройтский институт искусств.
Подробнее см.: Школа пейзажной живописи реки Гудзон (1825-75).
Джордж Калеб Бингхэм (1811-79)
Торговцы мехом спускаются в Миссури (1845 г.)
Музей искусств Метрополитен.
Смотрите также: Люминизм (1850-75).
Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
Собиратели (1857 г.),
Музей Орсе, Париж.
Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900)
Котопакси (1862 г.)
Детройтский институт искусств.
Клод Моне (1840-1926)
Маки близ Аржантёя (1873),
музей Орсе, Париж.
Водяные лилии (1903 г.) Художественный институт, Дейтон, Огайо.
Камиль Писсарро (1830-1903)
Нижний Норвуд под снегом (1870),
Национальная галерея, Лондон.
Огород (1879)
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Подробнее см.: Характеристики живописи импрессионистов (1870-1910).
Альфред Сислей (1839-1899)
Туманное утро (1874),
музей Орсе, Париж.
Дорога в Лувесьен, зима (1874 г.),
частная коллекция.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Пшеничное поле с кипарисами,
Национальная галерея Сен-Реми (1889 г.), Лондон.
См. также: История экспрессионистской живописи (1880-1930).
Чайльд Хассам (1859-1935)
Бостон Коммон в Сумерках (1886 г.),
Музей изящных искусств, Бостон.
Подробнее см.: Американский импрессионизм (1880-1900).
См. также: Лучшие художники-пейзажисты (с 1600 г. по настоящее время).
Натюрморт
«Натюрморт» обычно включает в себя расположение объектов (например, цветов или любой группы обычных предметов), разложенных на столе. Он происходит от голландского слова «Stilleven», термина используемого в голландской живописи 17 века для описания картин, ранее называвшихся «Фрукты» или «Цветочные украшения». Форма натюрморта, содержащая библейские или моральные послания известна как Ванитас – её практикуют такие представители голландского реализма, как Хармен ван Стенвик (1612-1656), Питер Клас (1597-1660), Ян Давидс де Хем (1606-1683), Виллем Кальф (1622-1693) и Виллем Клас Хеда (1594-1681).
Известные натюрморты
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Молодой заяц (1502)
Акварельная живопись, Альбертина, Вена.
Большой кусок дёрна (1503)
Акварельная живопись, Альбертина, Вена.
Ян Давидс де Хем (1606-1683)
Натюрморт с лобстером и кубком «Наутилус» (1634 г.)
Государственная галерея, Штутгарт.
Хармен ван Стенвик (1612-1656)
Аллегория суеты человеческой жизни (1640 г.),
Национальная галерея, Лондон.
Виллем Кальф (1619-93)
Натюрморт с китайским фарфоровым кувшином (1662)
Галерея старых мастеров, Берлин.
Жан Шарден (1699-1779)
Серебряная супница (1728 г.)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Рой Лихтенштейн (1923-1997)
Натюрморт с золотой рыбкой (1974)
Холст, масло и магна, Художественный музей Филадельфии.
См. также: Лучшие художники натюрмортов (с 1600 г. по настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?