Портрет Мадлен Кастен, Хаим Сутин:
Анализ читать ~3 мин.
Французский антиквар и дизайнер интерьеров Мадлен Кастен (1894–1992) вместе со своим мужем Марселином Кастеном активно поддерживала современное искусство. Они были главными сторонниками Хаима Сутина в конце 1920-х и 1930-х годов.

Название: Портрет Мадлен Кастен (1928)
Художник: Хаим Сутин (Хайм Суцін) (1893–1943)
Исполнение: Живопись маслом
Жанр: Портретное искусство
Стиль: Экспрессионистское движение
Находится: Метрополитен-музей
Интерпретацию других картин XIX и XX веков см: Анализ современной живописи (1800–2000).
Хаим Сутин, родившийся в Литве, был тесно связан с экспрессионизмом и Парижской школой. Изначально он сосредоточился на живописи натюрмортов, затем расширил свой репертуар до портретов и пейзажей. На него повлияли такие художники, как Поль Сезанн (1839–1906), Винсент Ван Гог (1853–1890), Марк Шагал (1887–1985) и Амедео Модильяни (1884–1920). Сутин наиболее известен своими экспрессионистскими портретами.
К числу его известных портретов относятся: «Портрет Оскара Месшанинова» (1923), хранящийся в Национальном музее современного искусства — Центре Помпиду в Париже, и «Мальчик-паж у Максима» (1925), находящийся в Художественной галерее Олбрайт-Кнокс в Нью-Йорке.
Мадлен Кастен (1894–1992), французский антиквар и дизайнер интерьеров, и её муж Марселин Кастен были активными меценатами современного искусства. Они стали главными покровителями Хаима Сутина в конце 1920-х и 1930-х годов. Супруги Кастен обладали достаточным состоянием, чтобы приобретать картины художника по высоким ценам. Это произошло после того, как в 1923 году известный американский коллекционер, доктор Альберт К. Барнс (1872–1951), купил все содержимое студии Сутина.
Мадлен и Марселин Кастен считали Сутина одним из величайших художников всех времён. Им принадлежало более сорока его картин, что составляло крупнейшее собрание его работ. Кроме Сутина, они поддерживали нескольких других современных художников в Париже. В их культурный круг входили такие известные личности, как Андре Дерен (1880–1954), Пабло Пикассо (1881–1973), Жан Кокто, Генри Миллер и Эрик Сати. Сам Сутин часто бывал в замке Кастена, расположенном недалеко от Шартра.
«Портрет Мадлен Кастен», для создания которого Сутину потребовалось шесть сеансов, назван «Маленькая Мадлен декораторов». Это отсылка к «маленькой Мадлен» Марселя Пруста (1871–1922) — любимого автора художницы. Она неоднократно перечитывала его главное произведение — роман «A la recherche du temps perdu» («В поисках утраченного времени»).
На портрете Сутин мастерски передал величественное, властное присутствие Мадлен Кастен. Дорогая шуба из меха оцелота ниспадает с её плеч, словно королевская мантия. Однако, несмотря на властность, в женщине все же прослеживается человеческая уязвимость. Ее глаза робки, лицо сжато от страха, а щеки раскраснелись. Мадам Кастен явно чувствует себя не в своей тарелке. Ее руки нервно подрагивают, а голова опущена в сгорбленные плечи, словно в поисках надёжного укрытия.
Повсюду на картине видны следы кисти Сутина, создающие нервное возбуждение. Этот портрет — свидетельство психологически напряжённой конфронтации между художником и моделью. Мадам Кастен сидит близко к Сутину, что видно по тому, как он смоделировал плато в верхней части её ног и обрыв правого бедра, по которому каскадом спускается её платье. В целом, представленный образ — это образ шикарной, утончённой, привыкшей к власти, но в то же время нетерпеливой и безошибочно уязвимой особы. Эти качества усиливаются экспрессионистской кистью и цветовой палитрой.
Сутин глубоко восхищался голландским гением Рембрандтом (1606–1669). От него он перенял идею неопределённого фона, на котором изолирована фигура. В картине «Мадлен Кастен» краски наложены на подмалёвок, который просвечивает сквозь поверхность (см.: Цвет в живописи). С прежних, более бедных времён Сутин сохранил привычку писать поверх старых холстов, которые он покупал и соскабливал. Мадам Кастен сама часто отправлялась по улицам Парижа, чтобы найти старые холсты для художника. Он утверждал: “Я люблю рисовать на чем-то гладком. Я люблю, чтобы моя кисть скользила”.
- Тучи над «Арт-Манежем»
- Первый московский биеннале современного искусства
- История современного искусства
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Прикосновение к прекрасному – работы Арена Буманца
- «Театр равных» отметил первую годовщину со дня создания труппы
- Фестиваль «Ночи-Ночи», открывшийся в Перми, начался с публичного кастинга молодых артистов
- Последнее путешествие Сутина длиною в вечность
- Хаим Сутин. Ретроспектива
- Гравюры Абри Кастане: самое раннее пещерное искусство во Франции
- Андреа дель Кастаньо: художник раннего Возрождения, Флоренция
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?