Портрет Мадлен Кастен, Хаим Сутин:
Анализ читать ~3 мин.
Французская антикварка и дизайнер интерьеров Мадлен Кастен (1894-1992) вместе со своим мужем Марселином Кастеном была активным покровителем современного искусства и главным сторонником Хаима Сутина в конце 1920-х и 1930-х годах.
Название: Портрет Мадлен Кастен (1928)
Художник: Хаим Сутин (1893-1943)
Исполнение: Живопись маслом
Жанр: Портретное искусство
Стиль: Экспрессионистское движение
Находится: Метрополитен-музей
Интерпретацию других картин XIX и XX веков см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Родившийся в Литве Хаим Сутин был тесно связан с экспрессионизмом и Парижской школой, первоначально сосредоточившись на живописи натюрмортов, а затем расширив свой репертуар до портретов и пейзажей. Под влиянием таких современных художников, как Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Марк Шагал (1887-1985) и Модильяни (1884-1920), он наиболее известен своими экспрессионистскими портретами, включая: Портрет Оскара Месшанинова (1923, Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж) и Мальчик-паж у Максима (1925, Художественная галерея Олбрайт-Кнокс, Нью-Йорк).
Французская антикварка и дизайнер интерьеров Мадлен Кастен (1894-1992) вместе со своим мужем Марселином Кастеном была активным покровителем современного искусства и главным сторонником Хаима Сутина в конце 1920-х и 1930-х годах, будучи достаточно богатой, чтобы позволить себе высокие цены на картины художника после того, как известный американский коллекционер, доктор Альберт К. Барнс (1872-1951), купил содержимое его студии в 1923 году.
Считая его одним из лучших художников всех времён, она и её муж владели более чем сорока его картинами, крупнейшим единым собранием его работ. Кроме Сутина, они поддерживали ещё нескольких современных художников в Париже, а в их культурный круг входили такие светила, как Андре Дерен (1880-1954), Пабло Пикассо (1881-1973), Жан Кокто, Генри Миллер и Эрик Сати. Сам Сутин был частым гостем в замке Кастена, расположенном недалеко от кафедрального собора Шартра.
Портрет Мадлен Кастен, для которого Сутину потребовалось шесть сеансов, озаглавлен «Маленькая Мадлен декораторов», в честь «маленькой Мадлен» Марселя Пруста (1871-1922), любимого автора художницы, чей magnum opus (самую успешную работу) «A la recherche du temps perdu» (В поисках утраченного времени) она неоднократно перечитывала.
На портрете Сутин прекрасно передал её царственное, властное присутствие. Дорогая шуба из меха оцелота ниспадает с её плеч, как мантия королевы. Однако, несмотря на властность, в женщине все же прослеживается человеческая уязвимость. Ее глаза робки, лицо сжато от страха, а щеки раскраснелись. Мадам Кастен явно чувствует себя не в своей тарелке. Ее руки нервно подрагивают, а голова опущена в сгорбленные плечи, словно в поисках надёжного укрытия среди нервного возбуждения, создаваемого повсюду следами кисти Сутина.
Этот портрет – свидетельство психологически напряжённой конфронтации между художником и объектом. Мадам Кастен сидит близко к Сутину, что видно по тому, как он смоделировал плато в верхней части её ног и обрыв правого бедра, по которому каскадом спускается её платье. В целом, представленный образ – это образ шикарной, утончённой, привыкшей к власти, но в то же время нетерпеливой и безошибочно уязвимой особы. Эти качества усиливаются экспрессионистской кистью и цветовой палитрой.
Сутин глубоко восхищался голландским гением Рембрандтом (1606-1669). От него он перенял идею неопределённого фона, на котором изолирована фигура. В картине Мадлен Кастен краски наложены на подмалёвок, который просвечивает сквозь поверхность. (См.: Цвет в живописи) С прежних, более бедных времён Сутин сохранил практику писать поверх старых холстов, которые он покупал и соскабливал. Мадам Кастен сама часто отправлялась в экспедиции по улицам Парижа, чтобы найти старые холсты для художника. “Я люблю рисовать на чем-то гладком. Я люблю, чтобы моя кисть скользила”, – утверждал он.
- «Театр равных» отметил первую годовщину со дня создания труппы
- Фестиваль «Ночи-Ночи», открывшийся в Перми, начался с публичного кастинга молодых артистов
- Последнее путешествие Сутина длиною в вечность
- Хаим Сутин. Ретроспектива
- Гравюры Абри Кастане: самое раннее пещерное искусство во Франции
- Андреа дель Кастаньо: художник раннего Возрождения, Флоренция
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?