«Плачущая женщина» Пабло Пикассо:
анализ читать ~4 мин.
«Плачущая женщина» (1937) — кубистский портрет Доры Маар работы Пабло Пикассо, который считается одной из величайших портретных картин XX века.

Название: Плачущая женщина (1937)
Художник: Пабло Пикассо (Pablo Ruiz Picasso; 1881–1973)
Материал: Масло на холсте
Жанр: Портрет
Стиль: Кубизм
Находится: Коллекция Тейт, Лондон
Описание
Пабло Пикассо, возможно, самый значительный из художников XX века, известен прежде всего двумя достижениями: созданием кубизма и коллажа совместно с Жоржем Браком (1882–1963), а также своей антивоенной позицией. Оба аспекта его творчества соединились в «Плачущей женщине» — одном из самых знаменитых портретов Пикассо. Работа выполнена в его зрелой кубистской манере, сочетающей сложные формы с высокой эмоциональностью.
Эта картина — знаковый пример испанской живописи и продолжение антивоенной темы, начатой в монументальном полотне «Герника» (1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид). Это произведение стало ответом художника на бомбардировки мирного населения во время Гражданской войны в Испании.
После завершения росписи Пикассо несколько месяцев создавал серию изображений плачущих женщин, развивая образ одной из фигур «Герники». Картина «Плачущая женщина» из галереи Тейт является последней и самой проработанной в этой серии. Среди других работ — «Плачущая женщина» (1937, холст, масло, Национальная галерея Виктории), «Плачущая женщина» (1937, холст, масло, Музей Пикассо, Париж), а также многочисленные этюды.
Моделью для всей серии послужила фотограф Дора Маар (урождённая Генриетта Теодора Маркович; 1907–1997), которая была одной из заметных фигур сюрреализма 1930-х годов. Познакомившись с Пикассо в Париже в 1936 году, она стала его возлюбленной, музой и интеллектуальным партнёром. Их отношения продолжались до 1943 года. Маар оказала большое влияние на политические взгляды художника, и за годы их связи он написал десятки её портретов. Среди них — «Дора Маар в кресле» (1938, Коллекция Тейт) и «Дора Маар с кошкой» (1941, частная коллекция), проданная в 2006 году на аукционе «Сотбис» за 95,2 миллиона долларов (см. 10 самых дорогих картин). Маар также известна серией документальных фотографий, запечатлевших процесс создания «Герники» в 1937 году.
На картине «Плачущая женщина» изображена скорбящая женщина, прижимающая платок к лицу, чтобы утереть слёзы. Этот универсальный образ страдания передан в уплощённой манере, характерной для кубизма. Пикассо использует угловатые, наложенные друг на друга фрагменты лица, словно показывая его с нескольких точек зрения одновременно. Чтобы усилить ощущение двухмерности, художник намеренно отказывается от линейной перспективы и светотеневой моделировки, такой как кьяроскуро.
Для сравнения можно обратиться к неоклассическим работам Пикассо, созданным между 1906 и 1930 годами. Лучшие примеры этого периода: «Две обнажённые» (1906), «Сидящая женщина» (1920), «Большая купальщица» (1921) и «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922).
Значение
Самая очевидная интерпретация «Плачущей женщины», рассматриваемой в контексте Гражданской войны в Испании, лежит на поверхности. Женщина, одетая словно для траурной церемонии, олицетворяет горе матерей, сестёр и жён, оплакивающих погибших на войне. Как и в «Гернике», фокус смещён на боль и страдания невинных людей.
Ключевой элемент, повторяющийся во всей серии, — это напряжённый взгляд женщины. Широко раскрытые, пристальные глаза символизируют глубину её скорби.
Существует и более тонкая трактовка: работа может быть своего рода автопортретом, выражающим душевные муки самого художника, чью родную страну разрывала на части война. Пикассо тяжело переживал конфликт и поклялся не возвращаться в Испанию, пока у власти остаётся Франко. Диктатор пережил художника на два года.
Картина может иметь и религиозный подтекст, отсылая к Пьёте — образу Девы Марии, оплакивающей смерть своего сына Иисуса Христа. На полотне «Герника» рука павшего воина отмечена стигматами, что указывает на мученичество, поэтому религиозный аспект мог присутствовать и в этой работе.
Использованная в картине цветовая гамма остаётся предметом споров. Пикассо часто применял монохромную палитру или гризайль для передачи боли и страданий. Однако в «Плачущей женщине» он использует яркие цвета: красный, жёлтый, синий, оранжевый, зелёный. Пытался ли он таким образом передать силу чувств героини или противопоставить этот портрет чёрно-белой «Гернике»? Единого мнения на этот счёт нет.
Объяснение других картин Пикассо
La Vie (Жизнь) (1903)
Значимая работа «голубого периода», дань памяти другу художника Карлосу Касагемасу.
Мальчик с трубкой (Garçon à la pipe) (1905)
Знаменитый портрет «розового периода».
Портрет Гертруды Стайн (1906)
Один из ключевых ранних портретов, ознаменовавший поворот к новому стилю.
Авиньонские девицы (Les Demoiselles d’Avignon, 1907)
Революционное произведение, ставшее первым шагом к кубизму.
Женщина в белом (1923)
Шедевр периода неоклассицизма в творчестве художника.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Для анализа работ других художников-кубистов см.: Как ценить картины.
- Метаморфозы Пикассо
- Любовницы Пикассо покорили Christie’s
- Более 270 неизвестных ранее работ Пикассо конфискованы во Франции
- «Чтение» Пикассо было продано на Sotheby's за 25,2 миллиона фунтов
- Картина Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст» продана на аукционе Кристиз за $106.5 млн
- Картина Пикассо «Герника» ознаменовала конкретное событие. О чём она говорит сегодня?
- Выставка графики Пабло Пикассо «Параграфы»
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- «Исповедь» Аврелия Августина Иппонского, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?