«Плачущая женщина» Пабло Пикассо:
анализ читать ~5 мин.
«Плачущая женщина» (1937) Пабло Пикассо, кубистский портрет Доры Маар, считается одной из величайших портретных картин ХХ века.
Название: Плачущая женщина (1937)
Художник: Пабло Пикассо (1881-1973)
Материал: Картина маслом на холсте
Жанр: Портрет
Стиль: Кубизм
Находится: Коллекция Тейт, Лондон
Описание
Пабло Пикассо, вероятно, величайший из художников 20-го века, наиболее известен двумя вещами: его совместным изобретением – вместе с Жоржем Браком (1882-1963) – Кубизмом и Коллажем; и его антивоенной позицией, выраженной в различных произведениях искусства. Обе эти вещи объединены в «Плачущей женщине», одном из самых известных портретов Пикассо, выполненных в стиле аналитического кубизма, но с большей реалистичностью, чем обычно.
Эта картина остаётся культовым примером испанской живописи и представляет собой продолжение антивоенной темы художника, вдохновлённой его фреской «Герника» (1937, Рейна София, Мадрид), что было его ответом на террористические бомбардировки гражданских лиц во время гражданской войны в Испании.
После завершения росписи, Пикассо потратил много месяцев на создание серии дополнительных изображений плачущих женщин, основываясь на одной из фигур, появившихся в Гернике. «Плачущая женщина» в галерее Тейт – последняя и самая сложная из этой серии. Среди других: «Плачущая женщина» (1937, холст, масло, Национальная галерея, Виктория); «Плачущая женщина» (1937, холст, масло, Музей Пикассо, Париж); «Плачущая женщина» (1937, бумага, графит, карандаш, коллекция Тейт); «Плачущая женщина этюды (1937, перо, тушь на бумаге, музей Пикассо, Париж) и Проситель (1937, гуашь на деревянной панели, музей Пикассо, Париж).
Образцом для всей серии «Плачущая женщина» стала потрясающе привлекательная профессиональный фотограф Дора Маар (1907–1997) (урождённая Генриетта Теодора Маркович), которая была одним из ведущих художников-сюрреалистов 1930-х годов. После встречи с Пикассо в Париже в 1936 году она стала его любовницей, музой и интеллектуальной спутницей. Сильная личность, она сыграла важную роль в расширении политической осведомлённости Пикассо и он десятки раз рисовал её за время их отношений (1938-44). См., например, «Сидящая Дора Маар» (1938, Тушь, гуашь и масляная краска, Коллекция Тейт); и «Дора Маар в Чате» (1941, холст, масло, частная коллекция), проданная на аукционе Сотбис, Нью-Йорк, в 2006 году за рекордную сумму 95,2 миллиона долларов. (Смотрите: 10 самых дорогих картин). Маар на самом деле нарисовала несколько незначительных деталей Герники, но была наиболее известна своими документальными фотографиями, описывающими последовательные этапы Герники, как Пикассо рисовал её в 1937 году в своей мастерской на Rue des Grands Augustins.
«Плачущая женщина» изображает измученную и плачущую женщину, которая подносит носовой платок к лицу, чтобы поймать свои обильные слезы. Этот универсальный образ страдания написан в уплощённом стиле раннего аналитического кубизма Пикассо, для которого характерно использование угловых и перекрывающихся фрагментов лица объекта, как если бы оно было нарисовано одновременно с разных точек зрения. Чтобы подчеркнуть двумерный характер работы, Пикассо не пытается создать «глубину» в картине используя линейную перспективу или какой-либо тип моделирования или затенения, например светотени.
ПРИМЕЧАНИЕ: сравните серию неоклассических картин Пикассо, написанных примерно между 1906 и 1930 годами из которых лучшие примеры включают: Две обнажённые натуры (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Сидящая женщина (Пикассо) (1920, Париж); Большая купальщица (1921, Музей Оранжереи, Париж); Две женщины, бегущие по пляжу («Гонка») (1922, Музей Пикассо, Париж).
Значение
Наиболее очевидное значение «Плачущей женщины», если интерпретировать его на фоне продолжающейся гражданской войны в Испании, довольно прямолинейно. Официально одетая, как на похоронах или в другом месте траура, она олицетворяет мучительное горе, которое испытывают матери, сёстры и другие люди после смерти любимого человека, особенно во время войны. Как и в Гернике, в центре внимания находятся боль и страдания ни в чем не повинных мирных жителей.
Примечание: ключевой элемент, который появляется в каждой серии «Плачущая женщина», – это интенсивное выражение глаз женщины. Неизменно широко открытые и пристальные глаза, они символизируют интенсивность её боли от горя.
Есть дополнительная, более тонкая интерпретация: это автопортрет, раскрывающий душевные муки художника при мысли о том, что его родную страну раздирает гражданская война. Пикассо был чрезвычайно расстроен конфликтом и поклялся никогда не возвращаться в Испанию, пока Франко остаётся у власти. Однако Франко пережил его на два года.
Картина может иметь и религиозное значение. Она может, например, символизировать Пьету – страдание Девы Марии, оплакивающей ужасную смерть своего сына, Иисуса Христа. Рука вытоптанного трупа под конём в Гернике содержала стигматы Христа, указывающие на мученическую смерть, так что в этой картине также может быть религиозный аспект.
Примечание: цветовая схема использованная в картине, остаётся загадкой. Пикассо часто использовал монохромную палитру или даже гризайль, вызывая боль и страдания. В отличие от этого, палитра используемая в «Плачущей женщине», включает все основные цвета, включая красный, жёлтый, синий, а также оранжевый, зелёный и коричневый. Пикассо пытался наделить женщину сильными чувствами или живым смыслом жизни? Пытался ли он противопоставить портрет черно-серому цвету более ранней Герники? По этому поводу нет единого мнения.
Объяснение других картин Пикассо
La Vie (Жизнь) (1903)
Важная работа из Голубого периода Пикассо – его дань уважения Касагемасу.
Мальчик с трубкой (Garcon à la Pipe) (1905)
Изысканный портрет «Маленького Луи» периода роз.
Портрет Гертруды Стайн (1906) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ранняя живопись парижского мецената.
Les Demoiselles d’Avignon (Авиньонские девицы, 1907) МОМА, Нью-Йорк.
Первый шаг Пикассо к кубизму.
Женщина в белом (1923) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Шедевр современного классицизма.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Для анализа работ других художников-кубистов, таких как Пикассо, см: Как ценить картины.
- Картина Пикассо «Герника» ознаменовала конкретное событие. О чём она говорит сегодня?
- Выставка графики Пабло Пикассо «Параграфы»
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- День святого Григория Великого
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?