«Плачущая женщина» Пабло Пикассо:
анализ читать ~5 мин.
«Плачущая женщина» (1937) Пабло Пикассо, кубистский портрет Доры Маар, считается одной из величайших портретных картин ХХ века.

Название: Плачущая женщина (1937)
Художник: Пабло Пикассо (1881-1973)
Материал: Картина маслом на холсте
Жанр: Портрет
Стиль: Кубизм
Находится: Коллекция Тейт, Лондон
Описание
Пабло Пикассо, вероятно, величайший из художников 20-го века, наиболее известен двумя вещами: его совместным изобретением – вместе с Жоржем Браком (1882-1963) – Кубизмом и Коллажем; и его антивоенной позицией, выраженной в различных произведениях искусства. Обе эти вещи объединены в «Плачущей женщине», одном из самых известных портретов Пикассо, выполненных в стиле аналитического кубизма, но с большей реалистичностью, чем обычно.
Эта картина остаётся культовым примером испанской живописи и представляет собой продолжение антивоенной темы художника, вдохновлённой его фреской «Герника» (1937, Рейна София, Мадрид), что было его ответом на террористические бомбардировки гражданских лиц во время гражданской войны в Испании.
После завершения росписи, Пикассо потратил много месяцев на создание серии дополнительных изображений плачущих женщин, основываясь на одной из фигур, появившихся в Гернике. «Плачущая женщина» в галерее Тейт – последняя и самая сложная из этой серии. Среди других: «Плачущая женщина» (1937, холст, масло, Национальная галерея, Виктория); «Плачущая женщина» (1937, холст, масло, Музей Пикассо, Париж); «Плачущая женщина» (1937, бумага, графит, карандаш, коллекция Тейт); «Плачущая женщина этюды (1937, перо, тушь на бумаге, музей Пикассо, Париж) и Проситель (1937, гуашь на деревянной панели, музей Пикассо, Париж).
Образцом для всей серии «Плачущая женщина» стала потрясающе привлекательная профессиональный фотограф Дора Маар (1907 – 1997) (урождённая Генриетта Теодора Маркович), которая была одним из ведущих художников-сюрреалистов 1930-х годов. После встречи с Пикассо в Париже в 1936 году она стала его любовницей, музой и интеллектуальной спутницей. Сильная личность, она сыграла важную роль в расширении политической осведомлённости Пикассо и он десятки раз рисовал её за время их отношений (1938-44). См., например, «Сидящая Дора Маар» (1938, Тушь, гуашь и масляная краска, Коллекция Тейт); и «Дора Маар в Чате» (1941, холст, масло, частная коллекция), проданная на аукционе Сотбис, Нью-Йорк, в 2006 году за рекордную сумму 95,2 миллиона долларов. (Смотрите: 10 самых дорогих картин). Маар на самом деле нарисовала несколько незначительных деталей Герники, но была наиболее известна своими документальными фотографиями, описывающими последовательные этапы Герники, как Пикассо рисовал её в 1937 году в своей мастерской на Rue des Grands Augustins.
«Плачущая женщина» изображает измученную и плачущую женщину, которая подносит носовой платок к лицу, чтобы поймать свои обильные слезы. Этот универсальный образ страдания написан в уплощённом стиле раннего аналитического кубизма Пикассо, для которого характерно использование угловых и перекрывающихся фрагментов лица объекта, как если бы оно было нарисовано одновременно с разных точек зрения. Чтобы подчеркнуть двумерный характер работы, Пикассо не пытается создать «глубину» в картине используя линейную перспективу или какой-либо тип моделирования или затенения, например светотени.
ПРИМЕЧАНИЕ: сравните серию неоклассических картин Пикассо, написанных примерно между 1906 и 1930 годами из которых лучшие примеры включают: Две обнажённые натуры (1906, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Сидящая женщина (Пикассо) (1920, Париж); Большая купальщица (1921, Музей Оранжереи, Париж); Две женщины, бегущие по пляжу («Гонка») (1922, Музей Пикассо, Париж).
Значение
Наиболее очевидное значение «Плачущей женщины», если интерпретировать его на фоне продолжающейся гражданской войны в Испании, довольно прямолинейно. Официально одетая, как на похоронах или в другом месте траура, она олицетворяет мучительное горе, которое испытывают матери, сёстры и другие люди после смерти любимого человека, особенно во время войны. Как и в Гернике, в центре внимания находятся боль и страдания ни в чем не повинных мирных жителей.
Примечание: ключевой элемент, который появляется в каждой серии «Плачущая женщина», – это интенсивное выражение глаз женщины. Неизменно широко открытые и пристальные глаза, они символизируют интенсивность её боли от горя.
Есть дополнительная, более тонкая интерпретация: это автопортрет, раскрывающий душевные муки художника при мысли о том, что его родную страну раздирает гражданская война. Пикассо был чрезвычайно расстроен конфликтом и поклялся никогда не возвращаться в Испанию, пока Франко остаётся у власти. Однако Франко пережил его на два года.
Картина может иметь и религиозное значение. Она может, например, символизировать Пьету – страдание Девы Марии, оплакивающей ужасную смерть своего сына, Иисуса Христа. Рука вытоптанного трупа под конём в Гернике содержала стигматы Христа, указывающие на мученическую смерть, так что в этой картине также может быть религиозный аспект.
Примечание: цветовая схема использованная в картине, остаётся загадкой. Пикассо часто использовал монохромную палитру или даже гризайль, вызывая боль и страдания. В отличие от этого, палитра используемая в «Плачущей женщине», включает все основные цвета, включая красный, жёлтый, синий, а также оранжевый, зелёный и коричневый. Пикассо пытался наделить женщину сильными чувствами или живым смыслом жизни? Пытался ли он противопоставить портрет черно-серому цвету более ранней Герники? По этому поводу нет единого мнения.
Объяснение других картин Пикассо
La Vie (Жизнь) (1903)
Важная работа из Голубого периода Пикассо – его дань уважения Касагемасу.
Мальчик с трубкой (Garcon à la Pipe) (1905)
Изысканный портрет «Маленького Луи» периода роз.
Портрет Гертруды Стайн (1906) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ранняя живопись парижского мецената.
Les Demoiselles d’Avignon (Авиньонские девицы, 1907) МОМА, Нью-Йорк.
Первый шаг Пикассо к кубизму.
Женщина в белом (1923) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Шедевр современного классицизма.
Для интерпретации других картин XIX и XX веков см.: Анализ современной живописи (1800-2000).
Для анализа работ других художников-кубистов, таких как Пикассо, см: Как ценить картины.
- Картина Пикассо «Герника» ознаменовала конкретное событие. О чём она говорит сегодня?
- Выставка графики Пабло Пикассо «Параграфы»
- «О христианской доктрине» Аврелия Августина, краткое содержание
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- День святого Григория Великого
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?