Искусство перформанса читать ~7 мин.
Эта новая форма современного искусства, возникшая на основе хэппенингов и концептуального искусства и ставшая основной формой авангардного искусства в конце 1960-х и 1970-х годов, берет в качестве своего медиума самого художника: собственно произведения искусства – это живые действия художника.
В настоящее время перформанс популярен среди все большего числа художников-постмодернистов, он, как правило, интенсивно театрален, часто доводя актёрскую игру и движение до крайностей экспрессии и выносливости, недопустимых в театре. Слова редко занимают важное место, в то время как музыка и различные шумы часто играют роль. Перформансы проводятся в нескольких лучших галереях современного искусства в мире, а также в традиционных центрах, таких как Метрополитен-музей. Одна из самых известных выразительниц современного перформанса – сербка Марина Абрамович (р. 1946).
Характеристики
Хотя этот вид постмодернистского искусства нелегко определить точно, одной из важных особенностей является требование, чтобы художник исполнял или выражал своё «искусство» перед живой аудиторией. Например, предоставление зрителям возможности посмотреть на интересную сборку или инсталляцию не будет считаться перформанс-артом, а вот наблюдение за тем, как художник собирает эту сборку или инсталляцию, будет.
При соблюдении этого условия художники перформанса могут использовать в своём творчестве любые дисциплины и средства, включая танец, музыку, декламацию, пантомиму, моду, театральный дизайн, кино, жонглирование, кувыркание, контрфорсизм, эскапологию, инсталляцию, боди- и компьютерное искусство (и это лишь некоторые из них), а также более традиционные жанры, такие как живопись, рисунок и скульптура.
Перформанс-арт может быть спонтанным и разовым, или отрепетированным и серийным. Оно может состоять из небольшого события или масштабного публичного зрелища. Оно может происходить практически где угодно: в музеях или других местах искусства, в кафе и барах, на площадях или на улице.
В соответствии с традициями антихудожественного движения Дада начала XX века и более широкого стиля сюрреализма, грань между перформанс-артом и эксгибиционизмом часто остаётся намеренно тонкой. Из-за эфемерной природы медиума события Перформанса часто записываются на кино- и видеоплёнку, и в конечном итоге эти записи являются основным средством распространения Перформанса среди широкой публики.
Некоторые искусствоведы считают, что перформанс лучше всего понимать как «исполнительское искусство», такое как драма, танец или стендап-комедия, а не как форму «визуального искусства» – тем более что «произведения искусства», о которых идёт речь, обычно имеют низкий приоритет для самих перформансистов.
Истоки и история искусства перформанса
Хотя оно восходит к средневековым выступлениям придворных менестрелей и странствующих трубадуров (если не к ораторским выступлениям классической античности), современный перформанс обязан своим существованием деятельности таких авангардных движений, как футуризм (ок. 1909-14 гг.), Дада (1916-24), сюрреалистический автоматизм (1924-40), нувореализм (начало 1960-х), флюксус (1960-е), неодада (1960-е), боди-арт (с 1960) и феминистское искусство (1970 и далее). Эти движения отвергли «формалистские» условности традиционного искусства, в котором главное место отводится «готовому продукту»: картине, скульптуре или другому произведению искусства, – и вместо этого сосредоточились на «послании» или «концепции» произведения.
Среди основных участников этих движений – румынский активист Тристан Тцара (1896-1963); так называемый отец концептуального искусства Марсель Дюшан (1887-1968); одинокий дадаист Курт Швиттерс (1887-1948) и его ассамбляж «Мерцбау»; композитор-авангардист Джон Кейдж (1912-1992), создавший «беззвучную» симфонию 4-33; Сол ЛеВитт (р. 1928), первосвященник концептуализма и его влиятельное эссе «Параграфы о концептуальном искусстве» (1967); Аллан Капроу (р. 1927), выразитель ассамбляжа и главный создатель «хэппенингов». Драматические, юмористические или ирреверсивные события, граничащие с перформансом, сознательно или бессознательно устраивались всеми этими людьми для популяризации своих художественных идей.
Развитие искусства перформанса
Непосредственным толчком к развитию искусства перформанса послужила серия театральных хэппенингов, устроенных Алланом Капроу и другими в Нью-Йорке в конце 1950-х годов. Затем в 1961 году Ив Кляйн (1928-1962) представил трёх обнажённых моделей, покрытых его фирменной синей краской, которые катались по листам белой бумаги. Он также прославился своими «прыжками в пустоту». Подробнее см. Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956-62). В начале 1960-х годов несколько других американских художников-концептуалистов, таких как Роберт Моррис (р. 1931) Брюс Науман (р. 1941) и Деннис Оппенгейм, начали включать «Перформанс» в свой репертуар.
В Германии перформанс был известен как акционизм, отчасти под влиянием фотографий 1950 года, сделанных Хансом Намутом художника-абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока (1915-1956) за работой в его студии, выполняющего свою «акционную живопись», хотя, строго говоря, термин акционизм относится к венской группе Wiener Aktionismus, основанной в 1962 году. Ведущими членами Aktionismus были Гюнтер Брус (р. 1938), Герман Нитш (р. 1938) и Рудольф Шварцкоглер, чьи перформансы (Aktionen и Demonstrationen) – якобы призванные подчеркнуть жестокую природу человека – включали в себя шокирующие выставки самоистязаний и псевдорелигиозные ритуалы. Жёсткий характер философии искусства группы также нашёл отражение в акциях венского художника Арнульфа Райнера.
Более мощными в 1960-е годы были события и хэппенинги, организованные движением Fluxus, основанным литовско-американским теоретиком искусства Джорджем Мачюнасом (1931-1978), которое зародилось в Германии, затем распространилось по Европе и утвердилось в Нью-Йорке. Одним из самых известных членов Флюксуса был немецкий художник Йозеф Бойс (1921-1986) – немецкий профессор скульптуры в Дюссельдорфской академии искусств, среди работ которого был необычный перформанс под названием «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1965). Фестивали современного искусства в стиле флюксус – все они были связаны с перформансом – проводились в нескольких европейских столицах, а также в Нью-Йорке.
В Великобритании среди известных перформансистов были Стюарт Брисли (р. 1933), а также Гилберт Проэш (р. 1943) и Джордж Пассмор (р. 1942) – более известные как Гилберт и Джордж – дуэт, объединившийся в 1969 году в Школе искусств Святого Мартина в Лондоне и ставший известным как «живые скульптуры». Идея заключалась в том, чтобы превратить себя в скульптуру, стерев таким образом свои отдельные личности ради искусства.
Для этого они стали взаимозаменяемыми шифрами и даже отказались от своих фамилий. Они раскрашивали свои лица, одевались в идентичную одежду и устраивали шоу «одного человека», во время которых пантомимой исполняли популярную мелодию «Underneath the Arches». Объехав британские художественные школы, они отправились в турне по континенту, Америке, Японии, Австралии и Китаю, расширяя в процессе свой ассортимент «живых скульптур» с отчётливым «британским» оттенком. Тематика их работ охватывала упадок внутренних районов городов, поклонение Маргарет Тэтчер, антироялизм и многое другое, обычно представленное в резкой манере и сопровождаемое широким спектром продуктов визуального искусства, включая скульптуры-открытки, фильмы, видео и инсталляции. Окончательный перформанс, говорят арт-критики, но искусство ли это?
Самые последние направления современного искусства, связанные с «перформансом», включают: Боди-арт (Марина Абрамович), пантомима (Марсель Марсо), включая «живые статуи», и феминистское искусство (Кароли Шнеерман).
Другие художники перформанса
Другие ведущие современные художники, включившие перформанс в свой репертуар, включают: Яёи Кусама (р. 1929) – противоречивая японская художница, известная своими хэппенингами и фаллическими изображениями; Джоан Джонас (р. 1936), известная своими перформанс-видео; Хелио Ойтисика (1937-1980) – бразильский художник-экспериментатор, основатель Grupo Neoconcreto; Ребекка Хорн (р. 1944), известная своими инсталляциями, заставляющими задуматься; боди-артисты Марина Абрамович (р. 1946) и Крис Берден (р. 1946). Среди других исполнителей: Лори Андерсон, Эрик Богосян, Чонг Пинг, Марта Кларк, Этил Эйхельбергер, Карен Финли, Ричард Форман, Дэн Грэм, Холли Хьюз, Сюзанна Лейси, Тим Миллер, Мередит Монк, Линда Монтано, Йоко Оно, Рэйчел Розенталь и Кароли Шнеерман. Ещё один художник-новатор – музыкант и художник корейско-американского происхождения Нам Джун Пайк (1932-2006), который начинал с перформанса, затем работал с видео, а после – с инсталляциями.
Подобно нескольким направлениям современного искусства, перформанс действует ради самого себя и в соответствии с собственными приоритетами. Иногда напоминающий цирковой номер, иногда забавный, оскорбительный и даже отталкивающий, он бросает вызов общепринятой этике и (прежде всего) нашему представлению о том, чем является или должно быть искусство.
- В «Школе современной пьесы» прошёл предпремьерный показ нового спектакля
- Новое и старое российское кино вошло в программу фестиваля DocPoint
- Фестиваль русского кино «Кино Локакуу» стартовал в Хельсинки
- Живописный образ покровительницы первых в Сибири женских учебных заведений отреставрируют
- В финале конкурса молодых скрипачей имени Сибелиуса нет ни одного россиянина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?