Искусство перформанса читать ~6 мин.
Эта форма современного искусства зародилась на основе хэппенингов и концептуального искусства. Она стала одним из ключевых направлений авангарда в конце 1960-х и 1970-х годах. В перформансе медиумом выступает сам художник, а произведением искусства — его живые действия.
В наши дни перформанс остаётся популярным среди многих художников-постмодернистов. Ему свойственна высокая театральность, доводящая актёрскую игру и движение до пределов экспрессии и выносливости, которые считаются неприемлемыми в классическом театре. Слова в перформансе обычно второстепенны, в то время как музыка и шумы играют важную роль. Перформансы можно увидеть как в ведущих галереях современного искусства, так и в таких крупных музеях, как Метрополитен. Одной из самых известных представительниц этого направления является сербская художница Марина Абрамович (род. 1946).
Характеристики
Хотя этот вид постмодернистского искусства сложно определить однозначно, его ключевая особенность — это представление художником своего «искусства» перед живой аудиторией. Например, демонстрация зрителю готового ассамбляжа или инсталляции не является перформансом. Однако наблюдение за процессом их создания художником — будет.
При соблюдении этого основного условия художники-перформеры могут использовать в своём творчестве любые дисциплины и средства. Среди них танец, музыка, декламация, пантомима, мода, сценография, кино, жонглирование, акробатика, искусство освобождения, инсталляция, боди-арт и компьютерное искусство. Также могут включаться и более традиционные жанры, такие как живопись, рисунок и скульптура.
Перформанс может быть как спонтанным и разовым, так и отрепетированным и серийным. Он может представлять собой как небольшое событие, так и масштабное публичное зрелище. Местом проведения может стать практически любая площадка: от музеев и галерей до кафе, баров, городских площадей и улиц.
В соответствии с традициями дадаизма и сюрреализма, грань между перформансом и эксгибиционизмом часто остаётся намеренно размытой. Из-за эфемерности этого вида искусства перформансы часто документируются с помощью фото- и видеосъёмки. Впоследствии именно эти записи становятся основным способом познакомить с работами широкую аудиторию.
Некоторые искусствоведы считают, что перформанс следует рассматривать скорее как «исполнительское искусство» (подобно драме, танцу или стендап-комедии), нежели как форму «визуального искусства». Этот взгляд подкрепляется тем, что для самих художников-перформеров материальные «произведения искусства» часто второстепенны.
Истоки и история искусства перформанса
Истоки перформанса можно проследить до средневековых менестрелей и трубадуров и даже до ораторов античности. Однако в современном виде он сформировался под влиянием авангардных движений XX века. К ним относятся футуризм (ок. 1909–1914), дадаизм (1916–1924), сюрреализм и его техника автоматизма (1924–1940), новый реализм (начало 1960-х), Флюксус (1960-е), неодадаизм (1960-е), боди-арт (с 1960) и феминистское искусство (с 1970). Эти течения отвергали «формалистские» условности, смещая фокус с «готового продукта» (картины или скульптуры) на «идею» и «процесс» создания произведения.
Ключевыми фигурами, повлиявшими на становление перформанса, были: румынский поэт и активист Тристан Тцара (1896–1963); «отец концептуального искусства» Марсель Дюшан (1887–1968); дадаист Курт Швиттерс (1887–1948) с его ассамбляжем «Мерцбау»; композитор Джон Кейдж (1912–1992), автор знаменитой пьесы «4′33″»; Сол Левитт (1928–2007), автор эссе «Параграфы о концептуальном искусстве» (1967); и Аллан Капроу (1927–2006), создатель «хэппенингов». Все они сознательно или бессознательно использовали элементы перформанса — драматические, юмористические и эпатажные акции — для продвижения своих художественных идей.
Развитие искусства перформанса
Непосредственным толчком к развитию перформанса стала серия театрализованных хэппенингов, организованных Алланом Капроу в Нью-Йорке в конце 1950-х. В 1961 году Ив Кляйн (1928–1962) представил перформанс, в ходе которого три обнажённые модели, покрытые синей краской, оставляли отпечатки своих тел на белых холстах. Кляйн также известен своими «прыжками в пустоту». Подробнее об этом можно прочитать в статье «Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956-62)». В начале 1960-х и другие американские художники-концептуалисты, такие как Роберт Моррис (1931–2018), Брюс Науман (род. 1941) и Деннис Оппенгейм, начали включать перформанс в свою практику.
В Германии перформанс получил название «акционизм». Отчасти это было связано с влиянием фотографий Джексона Поллока (1912–1956) за работой, сделанных Хансом Намутом в 1950 году. На них запечатлён процесс создания «живописи действия». Однако в строгом смысле термин «акционизм» относится к венской группе Wiener Aktionismus, основанной в 1962 году. Её ведущими участниками были Гюнтер Брус (род. 1938), Герман Нитш (1938–2022) и Рудольф Шварцкоглер (1940–1969). Их перформансы (Aktionen и Demonstrationen) были призваны выявить жестокую природу человека и включали шокирующие акты самоповреждения и псевдорелигиозные ритуалы. Радикальный характер идей группы нашёл отражение и в работах венского художника Арнульфа Райнера.
В 1960-е годы значительное влияние оказали хэппенинги движения «Флюксус» (Fluxus). Его основал литовско-американский теоретик искусства Джордж Мачюнас (1931–1978). Движение зародилось в Германии, распространилось по Европе и в итоге утвердилось в Нью-Йорке. Одним из самых известных его участников был немецкий художник Йозеф Бойс (1921–1986), профессор Дюссельдорфской академии искусств. Его перформанс «Как объяснить картины мёртвому зайцу» (1965) стал знаковым. Фестивали в духе «Флюксуса», посвящённые перформативному искусству, проходили во многих столицах Европы и в Нью-Йорке.
В Великобритании известными перформансистами стали Стюарт Брисли (род. 1933), а также дуэт Гилберт и Джордж — Гилберт Прош (род. 1943) и Джордж Пассмор (род. 1942). Они познакомились в 1969 году в Школе искусств Святого Мартина в Лондоне и прославились как «живые скульптуры». Их основная идея заключалась в том, чтобы превратить самих себя в произведение искусства, стерев индивидуальные личности. Для этого художники отказались от фамилий, начали одеваться в одинаковые костюмы и красить лица. В своих выступлениях, например, под мелодию «Underneath the Arches», они действовали как единый механизм. Со своими перформансами они гастролировали по Европе, Америке, Японии, Австралии и Китаю, создавая работы с отчётливым «британским» колоритом. Тематика их творчества затрагивала упадок городов, политические фигуры вроде Маргарет Тэтчер и антироялистские настроения. Эти идеи были представлены в провокационной манере и дополнялись фотографиями, фильмами и инсталляциями.
Другие художники перформанса
Многие выдающиеся современные художники включали перформанс в свою практику. Среди них:
Японская художница Яёи Кусама (род. 1929), известная своими хэппенингами.
Пионеры видеоарта и перформанса Джоан Джонас (род. 1936) и корейско-американский художник Нам Джун Пайк (1932–2006).
Бразильский художник-экспериментатор Элио Ойтисика (1937–1980), основатель группы Grupo Neoconcreto.
Немецкая художница Ребекка Хорн (род. 1944), создававшая кинетические скульптуры и перформансы.
Представители боди-арта Марина Абрамович (род. 1946) и Крис Берден (1946–2015).
Художницы-феминистки Йоко Оно (род. 1933), Кароли Шниман (1939–2019) и Сюзанна Лейси (род. 1945).
Также в этом жанре работали Лори Андерсон, Эрик Богосян, Дэн Грэм, Мередит Монк и многие другие.
Как и многие другие направления современного искусства, перформанс существует по своим внутренним законам. Будучи иногда забавным, иногда оскорбительным или даже отталкивающим, он бросает вызов общепринятой этике и, главное, традиционным представлениям о том, что такое искусство.
- В «Школе современной пьесы» прошёл предпремьерный показ нового спектакля
- Новое и старое российское кино вошло в программу фестиваля DocPoint
- Фестиваль русского кино «Кино Локакуу» стартовал в Хельсинки
- Живописный образ покровительницы первых в Сибири женских учебных заведений отреставрируют
- В финале конкурса молодых скрипачей имени Сибелиуса нет ни одного россиянина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?