Синди Шерман:
Арт-фотограф читать ~5 мин.
Американский фотограф Синди Шерман (Cindy Sherman), одна из ключевых фигур в фотографии конца XX века, исследует в своих работах природу реальности. Она поднимает сложные вопросы о роли женщины в обществе, влиянии медиа и феминистской критике культуры, а также о созидании и значении искусства. Шерман создаёт серии автопортретов, используя различные костюмы, грим и причёски для перевоплощения.
Её повествовательные композиции, такие как знаменитая серия «Кадр из фильма без названия» (Untitled Film Stills, 1977–1980), не претендуют на документальность. В них художница предстаёт в стереотипных образах актрис из малобюджетных фильмов, раскрывая механизмы контроля над нами: сексуальность, красоту, власть и насилие, которые медиа используют для подмены реальности искусственной альтернативой.
Среди других важных серий Шерман — «Развороты» (Centerfolds, 1981), где она пародирует образы из глянцевых журналов; «Исторические портреты» (History Portraits, 1989–1991), в которых она воссоздаёт персонажей известных картин; и «Сексуальные картинки» (Sex Pictures, 1992) с откровенными сценами, собранными из кукол и протезов. В 2011 году фотография «Без названия № 96» (1981), одно из самых известных произведений постмодернизма, была продана на аукционе за 3 890 500 долларов, став одним из самых дорогих фотоснимков в истории.
Статью об эстетике и художественной природе фотографического искусства см. в разделе «Является ли фотография искусством?»
О других американских художницах, исследующих женские стереотипы, см.: Джуди Чикаго (р. 1939) и Барбара Крюгер (р. 1945).

Биография
Синтия Моррис Шерман (Cynthia Morris Sherman) родилась в 1954 году. Она училась в Государственном колледже при университете в Буффало, где её работы выставлялись в Художественной галерее Олбрайт-Нокс. В 1976 году Шерман получила степень бакалавра, а в 1977 году переехала в Нью-Йорк, где вскоре добилась признания.
Прорыв произошёл в конце 1970-х с чёрно-белой серией «Кадр из фильма без названия», вдохновлённой стилистикой фильмов нуар и европейского артхауса 1950-х годов. В этих работах Шерман исследовала женские стереотипы и «мужской взгляд», изображая женщину как секс-символ или жертву. За этой серией последовали другие известные циклы: «Проекции на рир-экране» (Rear-Screen Projections, 1980) и «Развороты» (Centerfolds, 1981) — ироничное переосмысление эстетики журнала Playboy.
В последующие годы появились серии «Розовые халаты» (Pink Robes, 1982), «Мода» (Fashion, 1983–1984), «Катастрофы и сказки» (Disasters and Fairy Tales, 1985–1989), а также «Исторические портреты» (1988–1990), где Шерман пародировала картины Жана Фуке, Рафаэля и Караваджо. Серия «Гражданская война» (Civil War, 1991) и «Сексуальные картинки» (Sex Pictures, 1992), в которой использовались медицинские манекены, стали её ответом на скандал вокруг выставки Роберта Мэпплторпа и работ Джеффа Кунса.
В 2003–2004 годах Шерман создала цикл работ с клоунами, впервые применив цифровую фотографию для создания ярких монтажей. В серии «Светские портреты» (Society Portraits, 2008) главными темами стали социальная критика и старение.
О другом постмодернистском фотографе, специализирующемся на портретах знаменитостей, см.: Энни Лейбовиц (р. 1949).
Избранные персональные выставки
1980 — Нью-Йорк, Metro Pictures (последующие выставки в 1981, 1982, 1983, 1985, 1987, 1989, 1990, 1992)
1982 — Амстердам, Музей Стеделейк
1984 — Токио, Галерея современного искусства Сейбу
1987 — Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни
1991 — Базель, Кунстхалле
1993 — Париж, Центр Помпиду
1995 — Гамбург, Дейхторхаллен
1996 — Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена
1998 — Кёльн, Музей Людвига
2001 — Нью-Йорк, Музей современного искусства (групповая выставка)
2003 — Лондон, Галерея Серпентайн
2003 — Эдинбург, Шотландская национальная галерея современного искусства
2004 — Ганновер, Kestnergesellschaft
2005 — Сент-Луис, Музей современного искусства
2006 — Париж, Jeu de Paume
2007 — Передвижная выставка: Хумлебек, Берлин
2009 — Нью-Йорк, Музей Метрополитен (групповая выставка)
2012 — Нью-Йорк, Музей современного искусства (ретроспектива, затем передвижная выставка в Музее современного искусства Сан-Франциско и Центре искусств Уокера)
Признание и награды
За свои фотоработы Шерман была удостоена множества наград, среди которых:
Премия Фонда Ларри Олдрича (1993)
Премия Вольфганга Хана (1997)
Премия Hasselblad (1999)
Премия Американской академии искусств и наук (2003)
Премия Гильдии художников за выдающиеся достижения в области изобразительных искусств (2005)
Премия имени Ман Рэя от Еврейского музея (2009)
Почётное членство Королевской академии художеств в Лондоне (2010)
Премия Росвиты Хафтманн (2012)
Самые дорогие фотографии Синди Шерман
С момента участия в выставке «Documenta 7» в 1982 году Шерман входит в число ведущих современных художников в области фотографии. В 1995 году Музей современного искусства в Нью-Йорке приобрёл полную серию «Кадр из фильма без названия» из 69 фотографий за 1 миллион долларов.
В ноябре 2010 года её работа «Без названия № 153» (1985) была продана на аукционе Phillips de Pury & Co в Нью-Йорке за 2 700 000 долларов. Спустя шесть месяцев, в мае 2011 года, снимок «Без названия № 96» (1981) ушёл с молотка на Christie’s за 3 890 500 долларов, став самой дорогой фотографией Шерман на тот момент. (О других дорогих произведениях искусства см. «Самые дорогие картины: 10 лучших».)
Коллекции фотографий Синди Шерман
Работы Синди Шерман находятся в коллекциях ведущих мировых музеев, включая Музей современного искусства (MoMA), Музей Метрополитен, Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Музей современного искусства в Чикаго, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе, Галерею Коркоран (Вашингтон), Галерею Тейт (Лондон), Центр Помпиду (Париж), Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид) и музей «Гамбургский вокзал» (Берлин).
Фотографии Синди Шерман регулярно экспонируются в лучших галереях современного искусства по всей Америке.
Смотрите также: Великие фотографы XIX века; История фотографии (ок. 1800–1900).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?