Джон Хартфилд:
фотомонтаж, художественная фотография читать ~5 мин.
Вместе с Раулем Хаусманном (1886–1971), Ханной Хёх (1889–1978), Хайнрихом Хоффманном (1885–1957) и Лени Рифеншталь (1902–2003) Джон Хартфильд (нем. John Heartfield, при рождении — Хельмут Херцфельд) считался одним из величайших фотографов Берлина периода между войнами. Активный участник городского авангардного искусства, он был одним из первых художников, использовавших художественную фотографию как политическое оружие: его специализацией был фотомонтаж.
Термин «фотомонтаж» описывает метод создания композиции из вырезков различных фотографий. Это форма коллажного искусства, и большинство его представителей участвуют во всём процессе — съёмке, проявке и последующей постановке готового изображения. Фотомонтаж значительно повлиял на пикториализм, хотя его результат ощущался скорее в искусстве, чем в политике. См. также нацистское искусство (1933–45).
Глоссарий
Краткое объяснение технических и исторических терминов: Глоссарий художественной фотографии.
Биография
Хартфильд (при рождении — Хельмут Херцфельд) был сооснователем берлинской группы Дада и пионером политического фотомонтажа в Германии примерно с 1930 года. Сын социалистического писателя Франца Херцфельда (псевдоним Франц Хельд) и политического деятеля Алисы Штольценбург, он провёл детство в Швейцарии и Австрии.
В 1905 году переехал в Висбаден с братом Вильландом Херцфельдом, где начал обучение на книготорговца. С 1908 по 1911 год изучал рисование, живопись, графическое искусство и различные виды дизайна в Королевской Баварской школе искусств и ремёсел в Мюнхене. На него повлияли Альберт Вайсгербер и Людвиг Хольвейн. С 1913 по 1914 год, после работы коммерческим художником, он посещал занятия в Школе искусств, ремёсел и торговли в Берлине-Шарлоттенбурге.
В Берлине он встретил Херварта Вальдена (при рождении — Георг Левин) (1879–1941), владельца журнала «Sturm» (1910–32) и знаменитой галереи «Sturm» (1912–32). Галерея стала важнейшим центром раннего авангардного искусства в Германии, специализировавшимся на немецком экспрессионизме, различных стилях постимпрессионизма, а также на кубизме и дада.
Вальден активно поддерживал современные немецкие группы художников, например «Die Brücke» (1905–13) и «Der Blaue Reiter» (1911–14), с членами которых Хартфильд мог познакомиться. Он также подружился с Францем Пфемфертом (1879–1954), литературным критиком и редактором «Die Aktion», а также с антивоенным художником Георгом Гросцем (1893–1959), который позднее стал ведущим участником экспрессионистской группы «Die Neue Sachlichkeit».
В 1916 году Хартфильд принял англизированную форму имени в знак протеста против национализма кайзеровской эпохи. В 1917 году он присоединился к берлинскому отделению движения дада, став одним из его ведущих членов. Например, он был одним из организаторов Первой международной ярмарки дада в Берлине в 1920 году.
Также в 1917 году вместе с братом Вильландом Херцфельдом и Георгом Гросцем он основал издательский дом «Malik-Verlag». В 1918 году он вступил в Немецкую коммунистическую партию (KPD). Однако в 1919 году его уволили из кинематографической службы рейхсвера за поддержку забастовки, вызванной убийством Карла Либкнехта и Розы Люксембург. В 1920 году он и Георг Гросц основали сатирический журнал «Die Pleite».
Творческий период 1920-х годов
В течение 1920‑х годов, помимо дадаистской деятельности, Хартфильд создавал театральные декорации для ряда драматургов, включая Бертольта Брехта, Эрвина Пискатора и Макса Рейнхардта. Он также создавал широкий ассортимент фотомонтажей, многие из которых появлялись на обложках книг, например, на издании «The Millennium» Аптона Синклера.
Фотомонтаж (особенно политические фотомонтажи) вскоре стал его специализацией. Он работал в основном для двух изданий: ежедневной «Die Rote Fahne» и еженедельной «Arbeiter-Illustrierte-Zeitung» (AIZ). В 1929 году в сотрудничестве с Куртом Тухольски он опубликовал сатирическую иллюстрированную книгу «Deutschland, Deutschland über alles». В 1930 году он создал свои первые фотомонтажи для AIZ (всего их оказалось 236).
Эмиграция и поздний период
Хартфильд оставался в Берлине до прихода нацистов к власти весной 1933 года. В Страстную пятницу гестапо ворвалось в его квартиру, но Хартфильд сбежал, прыгнув с балкона. Ему удалось покинуть Германию пешком через Судетские горы в Чехословакию. В 1938 году он бежал из Праги в Лондон, где продолжил свою антифашистскую деятельность.
В 1950 году он вернулся в Берлин, теперь в составе Восточной Германии под коммунистическим режимом. Здесь он работал дизайнером афиш и обложек книг, хотя ему первоначально отказали во входе в Восточногерманскую Академию изящных искусств. Наконец, в 1956 году благодаря вмешательству Бертольта Брехта он был допущен в Академию.
После этого он выпустил ограниченный тираж фотомонтажей с призывом запретить ядерное оружие, а также создал ряд театральных декораций для режиссёров Бенно Бессона и Вольфганга Лангхоффа в «Berliner Ensemble» и «Deutsches Theater». В 1957 году он получил позднее признание за свои заслуги, когда ему устроили первую ретроспективу. Он скончался в апреле 1968 года в Восточном Берлине.
Художественное наследие
Джон Хартфильд считается одним из основоположников политического фотомонтажа как самостоятельного вида искусства. Его работы отличались острой социальной критикой и антифашистской направленностью. Художник разработал уникальную технику сочетания фотографических элементов с графическими, создавая мощные визуальные метафоры.
Влияние Хартфильда на развитие современного искусства трудно переоценить. Его методы работы с изображением предвосхитили многие приёмы современного цифрового искусства и медиа-арта. Политическая заострённость его работ служила примером для многих поколений художников, использующих искусство как инструмент социальной критики.
Избранные выставки
Фотографии Джона Хартфильда экспонировались в лучших галереях современного искусства Европы и Америки. Ниже приведены некоторые примеры. Если не указано иное, все показы были сольными.
1929 — Берлин (Grosse Berliner Kunstausstellung) — групповая выставка
1929 — Штутгарт (Film und Foto) — групповая выставка
1957 — Восточный Берлин (Akademie der Künste)
1976 — Западный Берлин (Neue Nationalgalerie)
1991 — Берлин (Akademie der Künste/Altes Museum)
1993 — Нью-Йорк (Museum of Modern Art, MoMA)
1997 — Бонн (Rheinisches Landesmuseum) — групповая выставка
2001 — Валенсия (Испания) (Institut Valencià d’Art Modern)
2005 — Лондон (галерея Тейт)
2006 — Страсбург (Musée d’Art Moderne et Contemporain)
2008 — Кёльн (Museum Ludwig) — совместная выставка с Яковом Кьельгардом
2009 — Берлин (Berlinische Galerie)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?