Рауль Хаусманн:
художник фотомонтажа читать ~6 мин.
Вместе с Джоном Хартфилдом (Хельмут Херцфельд) (1891–1968), Ханной Хёх (1889–1978), Генрихом Хоффманном (1885–1957) и Лени Рифеншталь (1902–2003) австрийский художник Рауль Хаусманн (нем. Raoul Hausmann) — самопрозглашённый «ДаДа‑соф» и «директор Дада‑цирка» — стал одним из самых известных представителей изящной фотографии в Берлине межвоенного периода.
Как сооснователь берлинского дадаизма в 1918 году и ключевая фигура городского авангардного круга, он, подобно Хартфилду, прославился фотомонтажами и фотоколлажами. Его эксперименты с монтажом изображений стали неотделимой частью дадаистского движения.
Словарь терминов
Для объяснения терминов, связанных с фотографией, смотрите: Глоссарий художественной фотографии.
Термин «фотомонтаж» описывает технику создания изображения из частей различных фотографий. Это форма коллажа, при которой художники обычно участвуют во всём процессе — от съёмки и проявки до создания готового изображения. Хаусманн стал со‑изобретателем этой техники, а также создал оптофоническое стихотворение и выпустил широкий спектр фотограмм, пейзажных картин, женских обнажённых натур и портретного искусства, включая портретные бюсты вроде Mechanical Head («Mechanischer Kopf») (1919–20).
Один из самых оригинальных художников своего времени, он оказал немедленное и устойчивое влияние на авангардное искусство Берлина 1920‑х годов. За пределами Германии его творчество повлияло на конструктивизм восточноевропейских художников и на голландское движение De Stijl. Анархист и утопист, он стал интеллектуальным источником вдохновения целого поколения.
Раннее воспитание и обучение
Родившийся в Вене, Хаусманн получил раннее художественное образование от отца — историка живописи и куратора Виктора Хаусманна. В 1901 году он переехал с семьёй в Берлин, когда ему исполнилось 14 лет. В 1905 году он познакомился с Эльфридой Шеффер, молодой скрипачкой, на которой женился через три года.
С 1908 по 1911 год он изучал изящную живопись и скульптуру в Studien-Ateliers fur Malerei und Plastik в Берлин‑Шарлоттенбурге. После этого заинтересовался галереей Sturm, принадлежащей Херварту Вальдену (1879–1941).
Здесь он попал под влияние немецкого экспрессионизма и начал заниматься гравюрой в мастерской Эриха Хеккеля (1883–1970). Хеккель был соучредителем группы Die Brücke вместе с Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880–1938) и Карлом Шмидт‑Роттлуфом (1884–1976). Среди его друзей‑художников был кубист и экспрессионист Отто Фройндлих (1878–1943).
Хаусманн также начал писать для издания Вальдена Der Sturm, а также для анархистской газеты Die Freie Straße, что способствовало формированию его нигилистических взглядов. Анархизм Хаусманна вскоре отразился в его дадазофии — теоретическом вкладе в берлинский дадаизм. Как австрийский гражданин, проживавший в Германии, он был освобождён от призыва в германскую армию. В 1915 году он познакомился и завёл роман с дизайнером Ханной Хёх (1889–1978) — личные и творческие отношения, которые продолжались до 1922 года.
Берлинский дадаизм
В 1918 году Хаусманн стал одним из основателей берлинского дадаизма. Эта сцена укоренилась в модной галерее Исаака Ноймана на Курфюрстендамм. С 1919 года он стал активным участником журнала Der Dada, который редактировал Тристан Цара (1896–1963).
Среди других пионеров были Ричард Хюльзенбек (1892–1974), Джордж Гросс (1893–1959), Джон Хартфилд и Ханна Хёх. «Анти‑искусство» дада‑эстетики требовало нового подхода к изображению с особым вниманием к использованию новых материалов и художественных техник.
Открытие фотомонтажа Хаусманном, Хёх и Хартфилдом точно соответствовало этому требованию. Техника вскоре стала основной, ассоциируемой с берлинским дадаизмом. Её также восприняли Йоханнес Баадар (1875–1955) и Георг Гросс. Она оказала значительное влияние на Курта Швиттерса (1887–1948), Эль Лисицкого (1890–1941) и русскую конструктивистскую традицию.
В 1920 году Гросс, Хартфилд и Хаусманн организовали «Первую международную ярмарку Дада» — одно из самых известных событий берлинского дадаизма. Ярмарка оказалась финансово неуспешной, но привлекла широкое внимание в Амстердаме, Милане и Риме.
В это же время Хаусманн создал знаменитый пример ассамблаж‑искусства, известный как «Mechanical Head» (The Spirit of Our Times) (Mechanischer Kopf: Der Geist Unserer Zeit) (ок. 1919–1920; дерево, кожа, алюминий, латунь; Musée national d’Art Moderne, Париж).
Технические инновации и художественное наследие
Хаусманн внёс существенный вклад в развитие фотомонтажа как самостоятельного художественного направления. Его техника сочетания различных фотографических элементов создавала сюрреалистические композиции, которые критиковали современное общество и политическую ситуацию.
Особое место в его творчестве занимали оптофонические поэмы — экспериментальные произведения, сочетавшие визуальные и звуковые элементы. Эти работы предвосхитили многие идеи мультимедийного искусства второй половины XX века. Влияние Хаусманна на развитие концептуального искусства и современных форм художественного выражения трудно переоценить.
Поздняя карьера
С 1920 года, когда берлинский дадаизм стал приходить в упадок, Хаусманн завёл крепкую дружбу с Куртом Швиттерсом. В 1923 году он отошёл от живописи и гравюры в пользу различных видов искусства, включая экспериментальные фототехники.
В конце 1920‑х, после второго брака, он переориентировался на работу общественного фотографа. Жил в модном берлинском районе Шарлоттенбург, проводя лета на Зильте и вдоль Балтийского моря. В 1931 году он представил восемь работ на групповой выставке фотомонтажа в Берлине, организованной Цезарем Домела Ньювенхейсом.
В том же году он подал заявление на должность лектора в школе дизайна Баухауса, однако получил отказ. В 1933 году он покинул Германию и отправился на Ибицу, затем в Цюрих и Прагу. Окончательно поселился в Пейра‑ле‑Шато, Лимож, Франция, в 1938 году.
После войны Хаусманн выпустил несколько книг о дадаизме, включая Courier Dada (1958). Начал переписку с рядом американских художников, включая Роберта Раушенберга, Джорджа Мациунаса, Джаспера Джонса, Вольфа Фостеля и Даниеля Споерри. Обсуждал с ними возникающее направление нео‑дадаизма, а также европейские движения флюксус и нуво‑реализм.
Он также создал ряд фото‑пиктограмм и фотомонтажей, а в 1950‑е годы — серию масляных картин. В 1967 году состоялась его первая ретроспектива в Стокгольме. Он умер 1 февраля 1971 года в Лиможе.
Выставки
Работы Рауля Хаусманна экспонировались в ведущих галереях современного искусства Европы и Америки. Ниже приведены основные примеры. Как правило, все показы — персональные.
1920 — Берлин (International Dada Fair) Групповая выставка
1931 — Берлин (Art Library/Fotomontage) Групповая выставка
1936 — Цюрих (Музей дизайна)
1937 — Нью‑Йорк (Музей современного искусства / Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм)
1967 — Стокгольм (Moderna Museet)
1974 — Париж (Музей современного искусства)
1980 — Мальмё, Швеция (Констхалль)
1981 — Ганновер (Kestnergesellschaft)
1986 — Вена (Музей современного искусства)
1994 — Берлин (Berlinische Galerie)
1997 — Бонн (Rheinisches Landesmuseum) Групповая выставка
2001 — Сен‑Этьен, Франция (Музей современного искусства)
2003 — Берлин (Галерея Беринсона)
2005 — Берлин (Библиотека искусства) Групповая выставка
2005 — Париж (Музей современного искусства, Центр Помпиду/Дада) Групповая выставка
2006 — Нью‑Йорк (Музей современного искусства / Дада) Групповая выставка
2006 — Вашингтон, округ Колумбия (Национальная галерея искусства / Дада) Групповая выставка
Биографии других творческих фотографов
Для изучения ранних пионеров смотрите: Фотографы XIX века. Кроме упомянутых выше, приводится избранный список наиболее известных пикториалистических фотографов XX века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?