Словарь терминов художественной фотографии читать ~26 мин.
Фотография — один из новейших видов искусства, который как самостоятельная форма сформировался только в 1960-х годах. Сегодня фотохудожники регулярно участвуют в конкурсах современного искусства, таких как премия Тёрнера (которую в 2000 году получил фотограф Вольфганг Тильманс), и представлены во многих лучших художественных музеях мира. Фотография — это обширная область, охватывающая множество стилей, включая архитектурную, пейзажную, уличную, портретную, натюрмортную и постановочную фотографию. Между тем коллекционеры искусства платят многомиллионные суммы за выдающиеся работы. Одной из самых дорогих фоторабот в истории является «Le Violon d’Ingres» (1924) Мана Рэя, проданная в 2022 году за 12,4 миллиона долларов. Другие снимки, например «Rhein II» (1999) Андреаса Гурски, одного из величайших постмодернистских художников Дюссельдорфской школы, также уходили с аукционов за рекордные суммы. Информацию о других ведущих фотохудожниках см. в статье Величайшие фотографы (ок. 1880 – настоящее время).
Глоссарий терминов
Ниже приводится краткий список наиболее распространённых терминов, используемых в искусстве фотографии, включая техническую, историческую и стилистическую терминологию.
35 мм
Первоначально разработанный для кинематографа, формат кадра и перфорация 35-мм плёнки были стандартизированы в 1909 году. Этот формат был адаптирован для фотографии и стал самым популярным, позволяя получать негативы или слайды размером 24x36 мм. Размер кадра был сохранён в цифровых фотоаппаратах с «полнокадровым» сенсором.
Альбуминовый отпечаток
Альбумин, получаемый из яичного белка, впервые был использован в 1848 году для сухих пластин, но в 1851 году его вытеснил влажный коллодионный процесс. Альбумин имел гораздо больший успех при нанесении на бумагу, где он создавал гладкую глянцевую поверхность для фотографической эмульсии. Процесс был описан Луи Дезире Бланкар-Эвраром в 1850 году, и альбуминовая бумага оставалась популярной до 1890-х годов.
Апертура
Отверстие в объективе, через которое проходит свет для экспонирования светочувствительного материала или сенсора. Обычно оно расположено за или внутри крепления объектива. Первоначально апертура регулировалась с помощью сменных пластин с отверстиями разного диаметра, а позже — с помощью ирисовой диафрагмы. Размер апертуры измеряется в f-числах.
Приоритет диафрагмы
Режим экспозамера в камере, который позволяет фотографу вручную установить значение диафрагмы, в то время как камера автоматически подбирает соответствующую выдержку.
Искусство
См.: «Изобразительное искусство», а также «Визуальное искусство». Хронологический справочник см.: История искусства (2,5 миллиона лет до н.э. — настоящее время).
Соотношение сторон
Отношение ширины изображения к его высоте (например, 3:2 или 16:9).
Автохром
Запатентованный в 1904 году братьями Огюстом и Луи Люмьер и производившийся с 1907 года, процесс автохрома был первой коммерчески успешной технологией цветной фотографии. Он использовал пластину, покрытую окрашенными зёрнами картофельного крахмала и панхроматическую эмульсию для получения цветных позитивных изображений (слайдов) с характерной импрессионистической палитрой. Производство было прекращено в 1930-х годах.
Автофокус
Функция, при которой камера или видеокамера автоматически настраивает объектив для получения наиболее резкого изображения объекта.
Контровой свет
Освещение от источника, расположенного позади объекта съёмки. Обычно используется в сочетании с другими источниками света, но самостоятельно может выделить силуэт объекта на тёмном фоне или создать вокруг него светящийся ореол (так называемый «рисующий свет»).
Шторки (Barn doors)
Насадка с четырьмя подвижными створками, которая устанавливается на студийный осветительный прибор и позволяет фотографу точно контролировать направление и форму светового пучка.
Bitmap/Bmp
Формат изображения, популярный на заре персональных компьютеров, но всё ещё используемый в качестве нативного формата операционной системой Windows.
Фильтры размытия
В программе Photoshop существует несколько фильтров размытия: Размытие, Размытие по Гауссу, Размытие в движении и другие. Все они работают путём усреднения цветов соседних пикселей, создавая визуальное впечатление нечёткости.
Брекетинг
Техника съёмки, при которой делается серия из нескольких кадров одного и того же сюжета с разными настройками экспозиции (например, один нормальный, один светлее, один темнее). Это повышает вероятность получения кадра с идеальной экспозицией, а также используется для создания HDR-изображений.
Спусковой тросик
Механический или электронный кабель, позволяющий спускать затвор камеры дистанционно, без прикосновения к кнопке спуска. Необходим для съёмки на длинных выдержках, чтобы избежать вибрации и смазывания изображения.
Калотипия
Фотографический процесс, запатентованный Уильямом Генри Фоксом Тальботом в 1841 году, также известный как тальботипия. Этот процесс был значительным усовершенствованием предыдущего метода Тальбота и использовал бумагу, пропитанную йодидом серебра. После экспонирования скрытое изображение проявлялось, создавая бумажный негатив, который затем закреплялся химически. С этого негатива можно было напечатать множество позитивных отпечатков. Калотипия была первым в истории процессом «негатив-позитив», который лёг в основу современной аналоговой фотографии. См.: Искусство печати.
Угол съёмки
Положение камеры относительно объекта съёмки. Точка съёмки и тип используемого объектива определяют, как зритель будет воспринимать объект и пространство в кадре.
Камера-люцида
Оптическое устройство, изобретённое Уильямом Хайдом Волластоном в 1807 году. С помощью призмы оно проецирует изображение сцены на лист бумаги, позволяя художнику обвести видимые контуры.
Камера-обскура
Оптическое устройство, известное со времён Ренессанса. Представляет собой тёмный ящик или комнату с небольшим отверстием в одной из стен. Свет, проходя через отверстие, проецирует перевёрнутое изображение внешнего мира на противоположную стену. Использовалась старыми мастерами как вспомогательное средство для рисования, помогая точно передавать перспективу.
Непостановочный снимок (Candid shot)
Изображение, снятое без позирования, часто без ведома объекта съёмки, чтобы запечатлеть естественный момент. Появление таких снимков стало возможным благодаря развитию компактных ручных фотоаппаратов.
Углеродная печать
Процесс фотопечати, запатентованный сэром Джозефом Суоном в 1864 году. В качестве пигмента в нём используется угольная пыль (или другие пигменты), смешанная с желатином. Углеродные отпечатки отличаются высокой стойкостью, архивным качеством и широким тональным диапазоном. Они могут быть не только чёрно-белыми, но и цветными.
CCD (ПЗС)
Тип светочувствительного сенсора в цифровых камерах; CCD расшифровывается как «прибор с зарядовой связью» (Charge-Coupled Device).
Хромогенная печать
Процесс цветной печати, основанный на химическом синтезе красителей в слоях фотобумаги во время проявки. Разработанный в середине 1930-х годов, он лежит в основе большинства современных цветных фотоматериалов, таких как Kodachrome, Ektachrome, Kodacolor и Agfacolor. Такие отпечатки часто называют C-Print.
Хронофотография
Метод анализа движения путём съёмки серии неподвижных изображений через равные промежутки времени. Впервые был разработан Этьен-Жюлем Маре и Эдвардом Мейбриджем в 1870-х годах. В 1877 году Мейбридж с помощью хронофотографии доказал, что во время галопа лошадь на мгновение отрывает от земли все четыре копыта.
Инструмент «Штамп» (Clone Stamp)
Инструмент в программах для редактирования изображений, позволяющий копировать (клонировать) часть изображения и переносить её на другое место. Используется для ретуши, удаления нежелательных объектов и дублирования текстур.
Насадочная линза (Close-up lens)
Дополнительная линза, которая накручивается на объектив камеры как светофильтр. Она уменьшает минимальную дистанцию фокусировки основного объектива, позволяя снимать мелкие объекты крупным планом (макросъёмка).
Режим изображения CMYK
Цветовая модель, используемая в полиграфии для стандартной четырёхцветной печати. Аббревиатура расшифровывается как Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (жёлтый), Key (ключевой, обычно чёрный).
Коллодионный процесс
Процесс создания фотографий, в котором в качестве связующего вещества для светочувствительных солей серебра используется коллодий. Наибольшее распространение получил мокрый коллодионный процесс, описанный Фредериком Скоттом Арчером в 1851 году. Он требовал, чтобы фотопластинка оставалась влажной на протяжении всей съёмки и проявки. Процесс доминировал в фотографии с середины 1850-х до 1880-х годов и использовался многими фотографами XIX века для создания амбротипов (позитивов на стекле) и тинтайпов (позитивов на металле).
Коллотипия
Безрастровый фотомеханический процесс печати, изобретённый Альфонсом Пуатевином в 1856 году. Позволял получать высококачественные отпечатки с точной передачей полутонов и был популярен для репродукции произведений искусства с 1870-х по 1920-е годы.
Глубина цвета
Количество бит информации, используемое для кодирования цвета одного пикселя. Большая глубина цвета позволяет отображать большее количество оттенков и обеспечивает более плавные цветовые переходы в изображении.
Цветовая температура
Характеристика источника света, которая описывает оттенок его свечения. Измеряется в кельвинах (К). Низкие значения (например, 2000–3000 К) соответствуют тёплому, желтовато-красному свету (свеча, лампа накаливания), а высокие (6000–10 000 К) — холодному, голубоватому свету (дневной свет в тени, пасмурное небо).
Комбинированная печать
Техника создания одного изображения из двух или более негативов. Использовалась фотографами XIX века, например, для впечатывания выразительного неба с одного негатива в пейзаж с другого. Наиболее известными примерами являются работы Оскара Рейландера и Генри Пича Робинсона. В XX веке техника возродилась в работах сюрреалистов.
CompactFlash
Тип карты памяти, который долгое время был популярен в профессиональных цифровых фотокамерах благодаря своей надёжности и скорости.
Составной объектив
Объектив, состоящий из двух или более отдельных линз (элементов), часто склеенных вместе для коррекции оптических искажений (аберраций).
Контактный лист
Отпечаток, на котором все кадры с одного ролика плёнки изображены в своём исходном размере (контактом негатива с фотобумагой). Используется для просмотра и отбора кадров для последующего увеличения.
Современное искусство
Охватывает художественные течения конца XX — начала XXI века в живописи, скульптуре и архитектуре, а также новые медиа, такие как инсталляционное искусство, концептуализм и видеоарт.
Медная пластина
Печатная форма, используемая в гравюре и офорте (методах глубокой печати). Изображение наносится на пластину из меди или цинка, в углубления забивается краска, которая затем переносится на бумагу под давлением.
Кадрирование
Выбор границ изображения путём обрезки его краёв. Используется для улучшения композиции, удаления лишних элементов или для приведения снимка к нужному формату.
Циан
Сине-зелёный цвет. В аддитивной цветовой модели (RGB) является комплементарным (дополнительным) к красному цвету.
Цианотипия
Процесс фотографической печати, изобретённый сэром Джоном Гершелем в 1842 году. Даёт характерные изображения в синих тонах (берлинская лазурь). Процесс прост и относительно дёшев, поэтому исторически часто использовался для копирования чертёжей (отсюда термин «синька»).
Дагерротип
Первый практически применимый способ фотографирования, представленный Луи Дагером в 1839 году. Процесс позволял получать уникальное, очень детализированное позитивное изображение на посеребрённой медной пластине. Дагерротипия была популярна до середины 1850-х годов. Подробнее см. История фотографии (1800-1900).
Тёмная комната
Лаборатория, защищённая от проникновения света (или освещённая неактиничным безопасным светом, обычно красным или оранжевым), в которой происходит ручная обработка светочувствительных материалов: проявка плёнки и печать фотографий.
Глубина резкости
Расстояние вдоль оптической оси объектива, в пределах которого объекты на фотографии выглядят достаточно резкими. Глубина резкости зависит от значения диафрагмы, фокусного расстояния и дистанции до объекта съёмки.
Цифровая печать
Печать изображения, полученного с цифрового файла (созданного камерой или отсканированного с негатива), на цифровом принтере. Включает различные технологии, такие как струйная и лазерная печать. См. также: Компьютерное искусство.
Цифровой зум
Программное увеличение части изображения путём растягивания (интерполяции) пикселей, в отличие от оптического зума, который изменяет фокусное расстояние объектива. Использование цифрового зума всегда приводит к потере качества изображения.
Дизеринг (Dithering)
Техника в компьютерной графике, создающая иллюзию большего количества цветов, чем есть в палитре, за счёт смешивания пикселей доступных цветов. Применяется для сглаживания цветовых переходов и градиентов.
Документальная фотография
Жанр фотографии, целью которого является объективное и правдивое отображение реальных событий, людей и явлений. Важным поджанром является социальная документалистика, запечатлевающая жизнь людей в широком социальном контексте, как в работах Уолкера Эванса (1903-1975) или Эжена Атже (1857-1927).
Двойная экспозиция
Техника, при которой на один и тот же участок светочувствительного материала (кадр плёнки или снимок на сенсор) записывается два разных изображения, наложенных друг на друга. Может быть как ошибкой, так и творческим приёмом.
DPI
Dots Per Inch (точек на дюйм) — единица измерения, описывающая разрешение печати или сканирования. Чем выше значение DPI, тем более детализированным будет напечатанное изображение.
Сухая пластина
Фотографическая пластина с сухой желатиновой эмульсией. Появившись в 1870-х годах, сухие пластины быстро вытеснили неудобные мокрые коллодионные пластины, поскольку не требовали немедленной обработки после съёмки и были более чувствительными к свету.
Дюссельдорфская школа
Группа фотографов, учившихся в Дюссельдорфской академии искусств в середине 1970-х годов под руководством влиятельных художников Бернда и Хиллы Бехер. Их стиль характеризуется строгой, объективной и бесстрастной съёмкой промышленных объектов и архитектуры. Среди самых известных представителей этого центра постмодернистского искусства — Томас Штрут и Андреас Гурски (р. 1955).
DX-код
Штрих-код на кассетах с 35-мм плёнкой, содержащий информацию о её параметрах (чувствительности ISO, количестве кадров). Современные плёночные камеры считывают этот код и автоматически настраивают экспозицию.
Печать с переносом краски
Сложный и дорогой процесс цветной печати (Dye Transfer), который позволяет получать очень качественные, стойкие и насыщенные отпечатки с превосходным контролем цвета. Был особенно популярен в середине XX века в коммерческой и художественной фотографии.
Динамический диапазон
Способность сенсора камеры или плёнки одновременно фиксировать детали в самых светлых (светах) и самых тёмных (тенях) участках изображения. Чем шире динамический диапазон, тем больше деталей можно сохранить в контрастных сценах.
Эмульсия
Светочувствительный слой на плёнке или фотобумаге, обычно состоящий из микрокристаллов галогенида серебра, взвешенных в желатине.
Экспозиция
Общее количество света, попадающее на светочувствительный материал (плёнку или сенсор) во время съёмки. Контролируется сочетанием выдержки и диафрагмы.
Экспонометр
Прибор для измерения яркости света, отражённого от объекта или падающего на него. Его показания помогают фотографу правильно определить параметры экспозиции (выдержку и диафрагму).
Удлинительный мех (Bellows)
Складчатое, похожее на гармошку устройство, которое устанавливается между объективом и корпусом камеры. Позволяет значительно увеличить расстояние от объектива до сенсора для съёмки в очень крупных масштабах (макросъёмка).
Удлинительные кольца (Extension tubes)
Полые трубки, которые устанавливаются между объективом и корпусом камеры. Они отодвигают объектив от сенсора, уменьшая минимальную дистанцию фокусировки и позволяя снимать объекты крупным планом.
Модная фотография
Жанр фотографии, посвящённый демонстрации одежды, аксессуаров, макияжа и причёсок. Примеры можно найти в творчестве таких фотографов, как Ирвинг Пенн (1917-2009) и Ричард Аведон (1923-2004).
Феминистская фотография
Направление в фотографии, которое исследует и критикует гендерные стереотипы, социальные роли и репрезентацию женщин в культуре. Часто использует автопортрет и постановочные сцены для деконструкции традиционных образов. Ярким примером являются работы Нэн Голдин (р. 1953).
Полевая камера
Тип крупноформатной камеры, которая имеет складную конструкцию, что делает её более портативной по сравнению со студийными аналогами и удобной для съёмки на выезде (в полевых условиях).
Фильтр
Оптический элемент из стекла или пластика, который устанавливается перед объективом камеры для изменения изображения. Цветные фильтры изменяют цветовой баланс, нейтрально-серые (ND) уменьшают количество света, а поляризационные убирают блики и делают небо более насыщенным.
Художественная фотография
Фотографии, созданные автором как произведения искусства, а не для коммерческих или утилитарных целей. Более подробное объяснение см. в статьях Является ли фотография искусством? и Что такое искусство?
Фиксированный фокус
Конструкция объектива, в которой фокусировка жёстко зафиксирована на определённом расстоянии (обычно на гиперфокальном), без возможности её изменения. Встречается в самых простых и дешёвых камерах.
Фокальный затвор
Тип затвора, расположенного непосредственно перед светочувствительным материалом (в фокальной плоскости). Представляет собой систему из одной или двух шторок, которые, двигаясь, открывают и закрывают доступ света к сенсору или плёнке. Используется в большинстве зеркальных и беззеркальных камер.
Фокус
Процесс настройки объектива для получения максимально резкого изображения объекта съёмки. Также «фокусом» называют точку или область наибольшей резкости в кадре.
Преобразование формата
Процесс изменения способа хранения цифрового изображения, например, конвертация файла из формата RAW в JPEG.
Кадр
Термин имеет несколько значений: отдельное изображение на плёнке или в серии цифровых снимков; рамка для оформления и защиты готовой фотографии; границы сцены, видимой в видоискателе камеры.
Цветовой охват (Gamut)
Диапазон цветов, который может быть воспроизведён, зафиксирован или отображён устройством (например, монитором, принтером или камерой).
Жикле-печать (Giclée print)
Высококачественная струйная печать архивного уровня, используемая художниками и фотографами для создания репродукций произведений искусства. Отличается высокой точностью цветопередачи и долговечностью отпечатков.
GIF
Графический формат, который поддерживает анимацию и прозрачность, но ограничен палитрой в 256 цветов. Популярен в интернете для создания простых анимированных изображений.
Горячий башмак
Металлический разъём с электрическими контактами на верхней части камеры, предназначенный для установки и синхронизации внешней вспышки.
Гуманистическая фотография
Направление в фотографии, которое ставит в центр внимания человека в его повседневной жизни, подчёркивая общечеловеческие ценности и эмоции. Было особенно популярно во Франции в 1930–1960-е годы.
ICC-профиль
Файл, который описывает цветовой охват (gamut) конкретного устройства (монитора, принтера, сканера) в соответствии со стандартами Международного консорциума по цвету (ICC). Профили используются для обеспечения точной цветопередачи на разных устройствах.
Измерение падающего света
Метод измерения экспозиции с помощью внешнего экспонометра, при котором измеряется не свет, отражённый от объекта, а свет, падающий на него. Позволяет получить более точные показания, не зависящие от цвета и фактуры объекта.
Струйная печать
Технология печати, при которой изображение формируется из микроскопических капель чернил, распыляемых на бумагу через сопла печатающей головки.
Интерполяция
Процесс программного увеличения количества пикселей в цифровом изображении. Новые пиксели создаются на основе анализа цвета и яркости соседних пикселей. Используется для увеличения размера изображения, но может приводить к снижению чёткости.
Скорость ISO
Стандарт, определяющий чувствительность фотоматериала (плёнки или цифрового сенсора) к свету. Более высокое значение ISO позволяет снимать в условиях низкой освещённости, но может увеличить уровень цифрового шума или зернистости.
JPEG или JPG
Наиболее распространённый формат для хранения цифровых фотографий, использующий сжатие с потерями для уменьшения размера файла.
Kodachrome
Легендарная цветная обращаемая плёнка (для слайдов), выпускавшаяся компанией Eastman Kodak с 1935 по 2009 год. Была знаменита своей высокой резкостью, мелкозернистостью и уникальной, насыщенной цветопередачей.
Пейзажная фотография
Жанр, пионером которого был Ансел Адамс (1902-1984). Современное развитие жанра связано с работами Андреаса Гурски (р. 1955).
Световой ящик
Устройство с равномерно подсвеченной матовой поверхностью, используемое для просмотра прозрачных материалов, таких как слайды и негативы.
Резкость (Sharpening)
Степень чёткости контуров и мелких деталей на изображении. В цифровой фотографии резкость можно увеличить программно (шарпинг) для создания иллюзии большей детализации, однако чрезмерное повышение резкости приводит к появлению артефактов.
Макрообъектив
Специализированный объектив, разработанный для съёмки с очень близкого расстояния, позволяющий получать изображения в масштабе 1:1 (объект проецируется на сенсор в натуральную величину) или крупнее.
Макрорежим
Настройка в компактных камерах или объективах, которая переключает систему фокусировки для съёмки объектов крупным планом.
Мамонтовая пластина
Фотопластина очень большого формата (примерно 18x21 дюйм), которую использовали некоторые американские фотографы-пейзажисты XIX века, такие как Карлтон Уоткинс, для получения максимально детализированных изображений.
Карта памяти
Небольшое съёмное устройство для хранения данных, используемое в большинстве цифровых фотоаппаратов.
Монохромный
Изображение, состоящее только из одного цвета и его оттенков (чаще всего чёрного, белого и градаций серого).
Монтаж
Изображение, составленное из нескольких других изображений или их фрагментов.
Ню
Жанр искусства, в том числе фотографии, изображающий обнажённое человеческое тело. В этом жанре работали такие мастера, как Хельмут Ньютон (1920-2004) и Роберт Мэпплторп (1946-1989).
Оптический зум
Реальное изменение масштаба изображения, достигаемое за счёт перемещения линз внутри объектива для изменения его фокусного расстояния. В отличие от цифрового, не приводит к потере качества.
Передержка (переэкспонирование)
Результат воздействия на светочувствительный материал слишком большого количества света. На негативной плёнке приводит к слишком плотному изображению, на позитиве (слайде или цифровом снимке) — к потере деталей в светлых участках («выбитым светам»).
PaintShop Pro
Графический редактор и редактор фотографий, разработанный Jasc Software, позже выкупленный Corel Corporation. Является одним из конкурентов программы Adobe Photoshop. См. также: Живопись.
Палитра
Набор доступных цветов или инструментов в графических программах. См. также: Графическое искусство.
Съёмка с проводкой (Panning)
Техника съёмки движущегося объекта, при которой фотограф перемещает камеру вслед за объектом в момент спуска затвора. В результате объект получается резким, а фон — смазанным в движении, что создаёт эффект скорости.
Pantone
Стандартизированная система подбора цвета (Pantone Matching System), используемая в дизайне и полиграфии. Каждому цвету присвоен уникальный номер, что позволяет добиться точного соответствия цвета при печати.
Параллакс
Несовпадение между изображением, видимым в оптическом видоискателе, и тем, что «видит» объектив камеры. Этот эффект заметен при съёмке с близкого расстояния и отсутствует в зеркальных (SLR) и беззеркальных камерах.
Объектив с контролем перспективы (Tilt-Shift)
Специальный объектив, который позволяет фотографу наклонять (tilt) и сдвигать (shift) оптическую ось относительно сенсора. Используется для коррекции перспективных искажений (например, «заваленных» зданий в архитектурной съёмке) и для управления плоскостью резкости. См. также: Линейная перспектива в искусстве.
Фотоальбом
Книга, в которой фотографии играют ключевую роль в повествовании. Важными примерами являются «Решающий момент» (1952) Анри Картье-Брессона и «Последний курорт» (1986) Мартина Парра.
Фотограмма
Изображение, полученное без использования камеры путём размещения объектов непосредственно на светочувствительной бумаге или плёнке с последующим их освещением. Одним из первых эту технику использовал Уильям Генри Фокс Тальбот. В XX веке фотограммы стали популярны благодаря Ману Рэю, который называл свои работы «рэйографами».
Фотографическая галерея
Выставочное пространство (музей или частная галерея), специализирующееся на демонстрации и продаже фотографических отпечатков. Список лучших площадок см.: Лучшие галереи современного искусства.
Фотогравюра
Фотомеханический процесс глубокой печати, позволяющий с высоким качеством воспроизводить фотографические изображения с сохранением всех деталей и полутонов.
Фотожурналистика
Жанр, в котором фотографии используются для рассказа новостной истории. Требует от автора навыков как фотографа, так и журналиста. Расцвет фотожурналистики пришёлся на эпоху иллюстрированных журналов, таких как Picture Post и Life. Ярким представителем жанра был военный фотограф Роберт Капа (1913-1954).
Фотомонтаж
Создание цельного изображения путём комбинирования нескольких фотографий или их фрагментов. Пионерами фотомонтажа были берлинские дадаисты Рауль Хаусман, Ханна Хёх и Джон Хартфилд.
Фото-сецессион
Влиятельная группа американских фотохудожников, основанная в 1902 году Альфредом Стиглицем (1864-1946). Участники группы стремились доказать, что фотография является самостоятельным видом искусства, уделяя особое внимание эстетике и мастерству печати.
Photoshop
Профессиональная программа для редактирования изображений и графического дизайна, разработанная компанией Adobe Systems. Является отраслевым стандартом в области обработки фотографий.
Пикториализм
Художественное течение в фотографии конца XIX — начала XX века. Пикториалисты стремились приблизить фотографию к живописи и графике, используя мягкорисующие объективы, специальные техники печати (гуммиарабик, бромойль) и манипуляции с изображением для достижения «живописного» эффекта. Крупнейшими представителями были Альфред Стиглиц и Эдвард Стейхен.
Пиктография
Тип цифровой печати высокого разрешения, разработанный компанией Fuji, при котором изображение экспонируется лазером непосредственно на специальную светочувствительную бумагу.
Пиксели
Минимальные логические элементы, из которых состоит цифровое растровое изображение; сокращение от «picture element» (элемент изображения).
Поляризационный фильтр
Светофильтр, который блокирует поляризованный свет. Позволяет убирать нежелательные отражения и блики с неметаллических поверхностей (воды, стекла), а также делать синее небо более тёмным и насыщенным.
Polaroid
Компания, основанная Эдвином Лэндом, которая в 1948 году выпустила первую камеру для моментальной фотографии. Камеры Polaroid позволяли получать готовый снимок через несколько минут после съёмки, что сделало их культовыми. В 1963 году была представлена цветная плёнка, а в 1972 — знаменитая камера SX-70.
Постобработка
Любые манипуляции с изображением после съёмки. В аналоговой фотографии это работа в тёмной комнате (выбор контраста бумаги, маскирование), в цифровой — обработка файла в программах вроде Photoshop (коррекция цвета, контраста, ретушь и т.д.).
Пропагандистская фотография
Фотография, используемая для воздействия на общественное мнение в политических, идеологических или коммерческих целях. Одним из самых известных примеров является работа Лени Рифеншталь (1902-2003) в искусстве Третьего рейха.
Дальномерная камера
Тип камеры с оптическим видоискателем, оснащённым дальномером для точной фокусировки. В видоискателе фотограф видит два наложенных друг на друга изображения, и при фокусировке их необходимо совместить в одно.
Красные глаза
Эффект, возникающий при съёмке со встроенной вспышкой, когда свет отражается от сетчатки глаза человека, из-за чего зрачки на фотографии выглядят красными.
Бумага с полиэтиленовым покрытием (RC)
Фотобумага (Resin-Coated), основа которой с обеих сторон покрыта полиэтиленом. Это делает её водонепроницаемой, что значительно ускоряет процессы проявки, промывки и сушки по сравнению с традиционной баритовой бумагой на волокнистой основе.
Ретушь
Исправление или изменение изображения с целью улучшения его вида или удаления дефектов. В аналоговой фотографии ретушь выполнялась вручную на негативе или отпечатке; в цифровой — с помощью программного обеспечения.
Режим изображения RGB
Аддитивная цветовая модель (Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий), используемая для отображения изображений на экранах мониторов, телевизоров и камер. Цвет каждого пикселя получается путём смешения этих трёх основных цветов.
Рулонная плёнка
Светочувствительная плёнка, намотанная на катушку, обычно с защитной бумажной подложкой (ракордом), что позволяет заряжать её в камеру при дневном свете. Существовало множество форматов рулонной плёнки, самые распространённые из которых — тип 120 (средний формат) и тип 135 (35 мм).
Солёная бумага
Самый ранний тип светочувствительной бумаги для фотопечати, разработанный Уильямом Генри Фоксом Тальботом около 1834 года. Бумагу пропитывали раствором поваренной соли, а затем сенсибилизировали нитратом серебра.
Насыщенность
Параметр, определяющий интенсивность или чистоту цвета. При увеличении насыщенности цвета становятся более яркими и сочными, при уменьшении до нуля изображение становится монохромным.
Затвор
Механизм в камере, который открывается на определённое время, чтобы пропустить свет от объектива к светочувствительному материалу.
Выдержка
Промежуток времени, в течение которого затвор камеры открыт для прохождения света к светочувствительному материалу (плёнке или сенсору). Является одним из трёх параметров, определяющих экспозицию.
Серебряно-желатиновая печать
Наиболее распространённый процесс чёрно-белой фотопечати, в котором светочувствительные соли серебра взвешены в слое желатина. Этот термин используется для обозначения традиционных аналоговых отпечатков, в отличие от цифровых.
SLR (Зеркальная камера)
Single-Lens Reflex camera — однообъективная зеркальная камера. В такой камере фотограф видит изображение в видоискателе через тот же объектив, которым ведётся съёмка, с помощью системы зеркала и пентапризмы. Зеркало поднимается в момент спуска затвора.
Соляризация
Фотографический эффект (также известный как эффект Сабатье), при котором изображение на негативе или отпечатке частично или полностью обращается (тёмные участки становятся светлыми, а светлые — тёмными). Часто используется как творческий приём.
Постановочная фотография
Жанр, в котором фотограф полностью режиссирует и конструирует сцену, разыгрываемую перед камерой. Примерами этого жанра являются работы Джеффа Уолла (р. 1946) и Синди Шерман (р. 1954), особенно её серия «Без названия. Кадры из фильма» (1977-80).
Стереофотография
Пара фотографий одного и того же объекта, снятых с двух разных точек, имитирующих расстояние между глазами человека. При просмотре через специальное устройство (стереоскоп) эти два изображения сливаются в одно, создавая иллюзию трёхмерного объёма.
Стереоскоп
Оптический прибор с двумя линзами для просмотра стереопар. Каждому глазу показывается своё изображение, что создаёт у зрителя ощущение глубины и объёма.
Натюрмортная фотография
Жанр фотографии, объектом которого является композиция из неодушевлённых предметов. Классическим примером является Pepper #30 (1930) Эдварда Уэстона (1886-1958). См. также: Натюрморт.
Прямая фотография
Направление в фотографии, которое отвергает манипуляции и пикториалистские «живописные» эффекты, стремясь к максимально реалистичному, объективному и резкому изображению действительности. В 1932 году Группа f/64 определила его как «не обладающий качествами техники, композиции или идеи, производными от любой другой формы искусства». Ярким представителем этого жанра был американский фотограф Пол Стрэнд (1890-1976).
Уличная фотография
Жанр документальной фотографии, который запечатлевает повседневную жизнь людей в общественных местах (на улицах, в парках, в транспорте). Великими мастерами уличной фотографии были Эжен Атже и Анри Картье-Брессон.
TIFF
Формат для хранения растровых графических изображений (Tagged Image File Format). Широко используется в полиграфии и издательском деле, поскольку поддерживает сжатие без потерь и различные цветовые модели.
TTL
Through The Lens («через объектив») — система измерения экспозиции или управления вспышкой, при которой замер света производится непосредственно через объектив камеры. Используется в большинстве зеркальных и беззеркальных камер.
Недодержка (недоэкспонирование)
Результат экспонирования светочувствительного материала недостаточным количеством света. Приводит к слишком тёмному изображению с потерей деталей в тенях.
Народная фотография
Термин (vernacular photography) относится к любительским снимкам, обычно сделанным анонимными фотографами, которые изображают повседневные семейные или бытовые сцены. Такие фотографии вызывают интерес у коллекционеров и искусствоведов своей непреднамеренной художественной ценностью или шармом.
Видовой фотоаппарат
Также известен как карданная или крупноформатная камера. Этот тип камеры предоставляет фотографу максимальный контроль над изображением благодаря подвижкам объективной и кассетной частей, которые позволяют управлять перспективой и плоскостью резкости. Изображение кадрируется и фокусируется по матовому стеклу.
Видоискатель
Устройство в камере, через которое фотограф смотрит, чтобы скомпоновать кадр и навестись на резкость. Может быть оптическим (в зеркальных и дальномерных камерах) или электронным (в беззеркальных и компактных камерах).
Восковая бумага
Техника, при которой бумажный негатив (например, калотип) пропитывался воском, чтобы сделать его более прозрачным. Это позволяло уменьшить зернистость бумажной фактуры на отпечатке и улучшить детализацию. Метод был усовершенствован Гюставом Ле Греем в 1851 году.
Широкоугольный объектив
Объектив с фокусным расстоянием короче стандартного, что позволяет ему захватывать в кадр больше пространства (имеет больший угол обзора). Используется для съёмки пейзажей, архитектуры и интерьеров.
Вудберитип
Фотомеханический процесс печати, разработанный Уолтером Вудбери в 1864 году. Позволял получать отпечатки с очень точной передачей полутонов без видимой растровой структуры, что делало их почти неотличимыми от оригинальных фотографий. Использовался для иллюстрации книг с 1866 по 1900 год.
Зональная система
Методология определения оптимальной экспозиции и проявки, разработанная Анселом Адамсом и Фредом Арчером в 1940-х годах. Система позволяет фотографу точно контролировать тональный диапазон изображения, заранее определяя, как различные уровни яркости сцены будут выглядеть на финальном отпечатке.
Зум-объектив (вариообъектив)
Объектив с переменным фокусным расстоянием, позволяющий плавно изменять угол обзора и масштаб изображения (приближать или отдалять объекты съёмки) без физического перемещения фотографа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?