Пленэрная живопись:
история, характеристика читать ~5 мин.
Пленэрная, или пейзажная живопись на открытом воздухе, начала активно развиваться с эпохи романтизма (1789–1830), когда поиски аутентичности придали особое значение спонтанной работе с натуры. Хотя её истоки можно проследить и в более ранние периоды, например, в творчестве голландского мастера Мейндерта Хоббемы (1638–1709), настоящими пионерами пленэра в XIX веке стали англичане Джон Констебл (1776–1837), Ричард Паркс Бонингтон (1802–1828) и Уильям Тёрнер (1775–1851), определившие облик английского пейзажа своего времени. Большая часть работ Констебла на открытом воздухе представляла собой этюды, которые он дорабатывал в мастерской. Однако его картина «Судостроение возле Флэтфордской мельницы» (1815) была написана преимущественно на пленэре.
Ключевыми вехами в истории пленэрной живописи стали барбизонская школа во Франции (1830–1875), французский импрессионизм (1873–1885), гейдельбергская школа в рамках австралийского импрессионизма (1886–1900) и русские художники-передвижники (ок. 1865–1900). Для более глубокого понимания творчества художников этих направлений см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Развитие пленэра в Европе
Традиция пейзажной живописи en plein air получила значительное развитие в XIX веке благодаря художественным колониям во Франции. Наиболее известной из них была барбизонская школа, но подобные центры существовали и в Грё-сюр-Луэне, Понт-Авене, Сен-Мало, Лувесьене и Конкарно. Эти места привлекали художников-романтиков, таких как Теодор Руссо (1812–1867) и Жан-Батист Камиль Коро (1796–1875), и реалистов, среди которых были Жан-Франсуа Милле (1814–1875), Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878) и Гюстав Курбе (1819–1877), работавший в русле французской реалистической живописи.
Французские колонии посещали и многие ирландские художники-пейзажисты, особенно Понт-Авен. Среди них были Огастус Николас Бёрк (1838–1891), Фрэнк О’Мира (1853–1888), импрессионисты Уолтер Осборн (1859–1903) и Джон Лавери (1856–1941), а также мастера Ньюлинской школы Стэнхоуп Форбс (1857–1947) и Норман Гарстин (1847–1926). Ещё одним направлением, в котором активно работали на пленэре, была ориенталистская живопись, изображавшая сцены из жизни Северной Африки и Ближнего Востока.
ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВА
Чтобы научиться читать картину, см.: Как ценить картины.
Русский пленэр
В 1863 году в России произошёл «Бунт четырнадцати»: группа выпускников Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге отказалась писать конкурсную работу на заданную тему. Это событие привело к созданию «Товарищества передвижных художественных выставок». Участники движения, среди которых были Илья Репин (1844–1930) и Исаак Левитан (1860–1900), стремились изображать сцены из народной жизни, для чего много путешествовали по стране и работали на пленэре. Основы пленэрного натурализма в России были заложены ещё раньше, в творчестве таких пейзажистов, как Иван Шишкин (1832–1898), которого современники называли «царём леса».
Импрессионизм
Расцвет пленэрного искусства пришёлся на эпоху импрессионизма. Это движение получило название благодаря картине Клода Моне (1840–1926) «Впечатление, восходящее солнце» (1873). Моне прославился своими пейзажными сериями, в частности изображениями кувшинок. Другими выдающимися мастерами импрессионистского пейзажа были Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919), мастерски передававший игру света и тени, Альфред Сислей (1839–1899) и Камиль Писсарро (1830–1903). Подробнее об их стиле см.: Характеристики живописи импрессионистов (1870–1910 гг.).
Примеры пленэров импрессионистов
Поскольку импрессионизм стал вершиной живописи en plein air, вот некоторые из лучших работ этого направления:
Лягушатник (1869) Моне.
Пляж в Трувиле (1870) Моне.
Канал Сен-Мартен (1870) Сислея.
Дорога в Лувесьене (1873) Сислея.
Маковое поле в Аржантёе (1873) Моне.
Бал в Мулен де ла Галетт (1876) Ренуара.
Вокзал Сен-Лазар (1877) Моне.
Фруктовый сад с цветущими деревьями, весна, Понтуаз (1877) Писсарро.
Тропинка в высокой траве (1877) Ренуара.
Красные крыши (1877) Писсарро.
Снег в Лувесьене (1878) Сислея.
Мост в Менси (1879) Сезанна.
Гора Сент-Виктуар (серия картин) (1882–1906) Сезанна.
Кувшинки (Нимфеи) (серия картин) (1897–1926) Моне.
Пруд с кувшинками: Зелёная гармония (1899) Моне.
Художники-постимпрессионисты, такие как Поль Сезанн (1839–1906) и Винсент Ван Гог (1853–1890), продолжили эту традицию. Сезанн выстраивал свои композиции на пленэре, стремясь к классической ясности форм, а Ван Гог — своей экспрессивной, глубоко личной и динамичной манерой письма в пейзажах окрестностей Арля. Следует отметить, что распространению пленэрной живописи способствовало не только стремление к правдивому изображению природы, но и технический прогресс: изобретение в 1841 году американским художником Джоном Гоффом Рэндом оловянных тюбиков для краски. Они позволяли хранить масляные краски, не опасаясь их быстрого высыхания, и легко переносить их.
«Мальчики из Глазго» — группа художников, связанных со Школой живописи Глазго (1880–1915), — стали первыми в Шотландии, кто начал систематически писать на пленэре. В их число входили Джеймс Патерсон (1854–1932), Уильям Йорк Макгрегор (1855–1923), Джеймс Гатри (1859–1930) и другие. За ними последовали шотландские колористы, такие как Сэмюэл Пепло (1871–1935) и Джон Дункан Фергюссон (1874–1961), испытавшие сильное влияние фовизма.
Подробнее о цветных пигментах, натуральных красителях и оттенках, используемых во фресках, темпере, энкаустике, масле и акварели, см.: Цвет в живописи.
Пленэрная живопись сегодня
Работа на пленэре требует от художника владения основами рисунка, быстрой композиции и уверенной работы кистью. Поэтому неудивительно, что многие известные мастера пленэра имели классическое художественное образование, включавшее рисование с натуры, изучение линейной перспективы и других академических дисциплин.
Современные подходы к художественному образованию не всегда уделяют должное внимание этим навыкам. Акцент сместился в сторону самовыражения и поиска новых форм в искусстве. Такой подход способствует творческому разнообразию, однако может не давать начинающим художникам технических навыков, необходимых для пленэрной живописи. Эта ситуация вызывает дискуссии в профессиональной среде о методах преподавания и важности сохранения традиционного мастерства.
- «Татуировки на сердце: Сила безграничного сострадания» Грега Бойла, краткое содержание
- «Тишина» от Альбины Ялозы в Национальном художественном музее Украины
- Совместную выставку художников Италии и России первыми увидят в Ярославле
- В Санкт-Петербурге 5-го июля каждый сможет попробовать стать живописцем
- Выставка «Георгий Абрамов: творческое наследие» в Калуге
- Выставочный художественно-музыкальный проект «ЗНАКИ ВРЕМЕНИ»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?