Пленэрная живопись: история, характеристика читать ~5 мин.
Пленэрная или уличная пейзажная живопись началась с романтиков (1789-1830), чьи поиски аутентичности придавали особое значение спонтанному рисованию с натуры. Среди самых ранних пионеров пленэрных ландшафтов были Хоббема (1638-1709), Джон Констебл (1776-1837) и Бонингтон (1802-1828), который с Тёрнером (1775-1851), был примером английского пейзажа 19 века. Хотя большая часть работ Констебла на открытом воздухе ограничивалась рисунками – карандашом и маслом, – которые позже были обработаны в его студии, по крайней мере, одна из его работ – его шедевр, «Судостроение недалеко от Флэтфордской мельницы» (1815) – расписан полностью на открытом воздухе. К известным школам пленэрной живописи относятся: школа Барбизона (1830-1875); Французский импрессионизм (1873-85); школа Хейдельберг в стиле австралийского импрессионизма (1886-1900); и русские художники-передвижники (c.1865-1900). Для объяснения работ членов этих школ см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Континентальные разработки
Традиция писать пейзажи на пленэре получила значительное развитие в девятнадцатом веке в ряде комунн художников во Франции, таких как школа Барбизон, а также в других городах Грёз-сюр-Луан, Пон-Авен, Сен-Мало, Лувесьен и Конкарно. Эти комунны привлекали художников-натуралистов-романтиков, таких как Теодор Руссо (1812-1867) и Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875), художников-реалистов, таких как Милле (1814-1875) и Шарль Добиньи (1817-1878), а также более социально ориентированных художников, знающих практику французской реалистической живописи, таких как Гюстав Курбе (1819-1877). Кроме того, многочисленные ирландские художники-пейзажисты путешествовали по Франции (особенно в Пон-Авен), например сельский художник Август Николас Бёрк (1838-1891), художник-романтик Фрэнк О’Мира (1853-1888), импрессионисты Уолтер Осборн (1859-1903) и Джон Лавери (1856-1941), классический Дермод О’Брайен (1865-1945) и художники Ньюлина Стэнхоуп Форбс (1857-1947) и Норман Гарстин (1847-1926). Ещё одним направлением пленэрной живописи, которое в основном исследовали французские и английские художники, была ориентальная живопись, обычно изображающая повседневные сцены в Северной Африке.
ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВА
Чтобы научиться читать картину, см.: Как ценить картины.
Русский пленэр
В России в 1863 году Илья Репин (1844-1930), Исаак Левитан (1860-1900) и другие прогрессивные члены Петербургской Академии художеств создали группу художников, известных как передвижники, которые совершили поездку по стране, полностью нарисовав сельские сцены на открытом воздухе, чтобы привлечь внимание к условиям за пределами города. Пленэрный натурализм уже прижился в России в творчестве пейзажистов, таких как Иван Шишкин (1832-1898), прозванный «Царём леса».
Импрессионизм
Расцвет искусства пленэра пришёлся на появление импрессионизма, всемирно известного художественного движения, названного в честь картины Клода Моне (1840-1926) «Впечатление, восход солнца» (1873). Кроме Моне, прославившегося широким спектром работ на открытом воздухе, в частности серией кувшинок, среди других выдающихся представителей импрессионистской пейзажной живописи был Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919), возможно, величайший художник пятнистого света в истории искусства, англичанин парижского происхождения Альфред Сислей (1839–1899) и склонный к анархии Камиль Писсарро (1830–1903). Подробнее об их стиле искусства см.: Характеристики живописи импрессионистов (1870-1910 гг.)
Примеры пленэров импрессионистов
Поскольку импрессионизм представляет собой апогей живописи на пленэре, вот некоторые из его лучших работ:
Гренуйлер (1869) Моне.
Пляж в Трувиле (1870 г.) Моне.
Канал Сен-Мартен (1870 г.) Сислея.
Дорога в Лувесьене (1873) Сислея.
Маковое поле (Аржантей) (1873) Моне.
Танец в «Мулен де ла Галетт» (1876) Ренуара.
Вокзал Сен-Лазар (1877, Орсе) Моне.
Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз (1877) Писсарро.
Путь, ведущий через высокую траву (1877) Ренуара.
Красные крыши (1877) Писсарро.
Снег в Лувесьенне (1878) Сислея.
Мост в Мэнси (1879) Сезанна.
Картины Мон-Сент-Виктуар (1882–1906) Сезанна.
Водяные лилии (Нимфеи) (1897-1926) Моне.
Пруд с водяными лилиями: Зелёная гармония (1899) Моне.
Художники-постимпрессионисты Поль Сезанн (1839–1906) и Винсент Ван Гог (1853–1890) продолжили традицию: Сезанн использовал сетчатые структуры, с помощью которых он медленно создавал свои композиции в стремлении к французской классической живописи. Ван Гог в его маниакальном, очень личном и стремительном изображении пейзажа вокруг Арле. Следует также отметить, что работа на пленэре поощрялась и облегчалась не только отсутствием арендной платы за студию, но и изобретением металлической трубки, в которой медленно сохнущая масляная краска могла храниться почти неограниченное время.
«Мальчики из Глазго» – члены Школы живописи Глазго (1880-1915) были первыми шотландскими художниками, которые рисовали на пленэре. Среди них были: Роберт Маколей Стивенсон (1854-1952), Джеймс Патерсон (1854-1932), Уильям Йорк Макгрегор (1855-1923), Джон Лавери (1856-1941), Джордж Генри (1858-1943), Джеймс Гатри (1859- 1930), Уильям Кеннеди (1859-1918), Эдвард Артур Уолтон (1860-1922), Джозеф Кроухолл (1861-1913), Александр Рош (1861-1921) и Эдвард Аткинсон Хорнел (1864-1933). За ними последовали шотландские колористы – Сэмюэл Джон Пепло (1871-1935), Фрэнсис Кэмпбелл Буало Каделл (1883-1937), Джон Дункан Фергюссон (1874-1961) и Джордж Лесли Хантер (1877-1931), которые испытали сильное влияние фовизма.
Подробнее о цветных пигментах, натуральных красителях и оттенках используемых во фресках, темпере, энкаустике, масле и акварели, см.: Цвет в живописи.
Пленэрная живопись сегодня
Как правило, подготовка картины на открытом воздухе требует быстрой композиции и работы кистью и ни то, ни другое невозможно, если художник не знаком с основами рисунка. Таким образом, неудивительно, что многие, если не большинство художников, работающих на открытом воздухе, получили академическое образование в области рисования и других академических предметов искусства, таких как линейная перспектива.. К сожалению, в сегодняшних колледжах визуальных искусств этот тип базовой подготовки больше не рассматривается как необходимый – гораздо менее «необходимый» – для потенциальных художников, которых вместо этого поощряют «творить» и «выражать себя» в различных сферах, при помощи разных сред, без необходимости методического обучения. Хотя такой акцент на свободе выражения мнений может способствовать разнообразию и развитию новых форм произведений искусства, он не может привить ценности и навыки, необходимые для рисования на открытом воздухе. Из-за этого все больше и больше традиционных художников выражают своё недовольство современными методами обучения искусству, а также нежеланием официальных органов по искусству продвигать принципы живописного мастерства.
- «Тишина» от Альбины Ялозы в Национальном художественном музее Украины
- Совместную выставку художников Италии и России первыми увидят в Ярославле
- В Санкт-Петербурге 5-го июля каждый сможет попробовать стать живописцем
- Выставка «Георгий Абрамов: творческое наследие» в Калуге
- Выставочный художественно-музыкальный проект «ЗНАКИ ВРЕМЕНИ»
- По России
- Выставка фотографа Сергея Савкина «За гранью видимого»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?