Плакатное искусство читать ~8 мин.
Плакат: определение, типы
Термин «плакат» описывает общую категорию печатных двумерных изображений, которые предназначены для прикрепления к вертикальной поверхности. Его эволюция и развитие были (и есть) тесно связаны с достижениями в процессах печати, в частности литографии и офсетной литографии, которые, в свою очередь, находятся под сильным влиянием фотографических и программных технологий.
Плакаты могут состоять исключительно из изображений или изображений и текста. В некоторых случаях (например, каллиграфические работы) он может полностью состоять из текстовой графики.
Плакатное искусство используется художниками и печатниками, художественными издательствами и организаторами культурных мероприятий, политиками и пропагандистами, а также коммерческими фирмами, рекламными агентствами. Среди наиболее частых применений: известные картины и политические плакаты.
Плакаты с произведениями изобразительного искусства (1870-1940-е)
Французский гравёр Жюль Шере (1836-1932) был первым художником, сделавшим свою карьеру в области изобразительного искусства используемого для рекламных плакатов. Активно работая в течение последних трёх десятилетий XIX века, он разработал трёхцветный литографический процесс и таким образом эффективно изобрёл литографический плакат. Этот тип плаката, на который повлияли японские гравюры на дереве укиё-э таких художников, как Хокусай (1760-1849) и Хиросигэ (1797-1858), начинался исключительно как средство продажи товаров и театральных развлечений, а затем превратился в популярную форму искусства.
С конца 1860-х годов, сначала в Париже, а затем в Милане и Берлине, цветные литографические плакаты стали основным средством массовой коммуникации в быстрорастущих городах Европы и Америки. Издатели и рекламные агентства заказывали изображения и графику у художников, обычно гуашью или акварелью (известную как макет), которая затем литографировалась в готовый плакат. Это рекламное искусство стало настолько популярным среди коллекционеров произведений искусства, что возник рынок винтажных плакатов.
Для получения дополнительной информации см.: Глоссарий по печати.
Категории визуального искусства – определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
Значение искусства – подробнее о различных видах визуального и изобразительного искусства см.: Значение / определение искусства.
Кроме Жюля Шере, который сам создал более 1000 плакатов, среди других известных художников, которые исследовали среду литографии плакатов, были такие импрессионисты, как Эдуард Мане и Эдгар Дега, традиционалист Анри Фантен-Латур, символист Одилон Редон, пионеры экспрессионизма, такие как Эдвард Мунк, Наби, Пьер Боннар и Эдуард Вюйар, американский художник / иллюстратор Максфилд Пэрриш и несравненный чешский художник-график Альфонс Муха. Постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек был особенно выдающимся художником-плакатистом известным своими работами, такими как Мулен Руж (1891) и Джейн Аврил-Жарден де Пари. Плакатное искусство получило хороший стимул в 1890-е годы с появлением стиля известного как модерн, мастером которого был английский иллюстратор Обри Бердсли. Он доказал значительное влияние на движение плаката Belle Epoque («Прекрасная эпоха»). В Шотландии группа, известная как «Четвёрка», связанная со Школой живописи Глазго (1880–1915), также выпустила ряд совместных плакатов. Подробнее об искусстве конца XIX века см.: Постимпрессионистская живопись (1880–1905).
Плакаты были очень важны для Сергея Дягилева, организатора балетной труппы известной как Les Ballets Russes (Русский балет), которая впервые прибыла в Париж в 1909 году. Цвет был жизненно важной темой в декорациях, костюмах и освещении труппы и, соответственно, нашёл отражение в рекламных плакатах.
Плакатное искусство начала 20 века находилось под сильным влиянием функционализма: см., например, привлекающий внимание зелено-чёрный плакат Маурина Куина (1906), разработанный дерзким итальянским карикатуристом Леонетто Каппьелло. После ар-нуво и раннего функционализма, следующим интернациональным стилем плакатного искусства, появившимся в 1920-х годах, стал ар-деко, который точно отразил новую гладкую технологическую эпоху. Среди художников плакатов эпохи ар-деко были Герберт Материн, Фернан Леже, Амеди Озенфант и французско-украинский Адольф Мурон Кассандр – все они известны своими фотомонтажными туристическими плакатами. Виктор Вазарели, венгерский основатель оп-арта, в межвоенные годы также был профессиональным дизайнером плакатов и типографом. Между тем Швейцария быстро становилась важным центром графического искусства. Ключевыми фигурами в швейцарском дизайне были Стейнлен и Грассе (оба в стиле модерн), Эмиль Кардино (известный своим туристическим плакатом Маттерхорн 1908 года), а также молодое поколение швейцарских художников, на которых повлияло разнообразное сочетание русского конструктивизма, голландского де Стейла и Дизайн Баухаус. Во главе с Эрнстом Келлером, включая Яна Чихольда и Тео Баллмера, среди прочих, это поколение стало пионером доминирующего международного типографского стиля после Второй мировой войны. См. также: Иллюстрация.
Плакатное искусство пошло на спад в 1940-е года, в основном из-за все более преобладающей роли фотографии. Единственным исключением из этой тенденции был плакат в стиле психоделического рока, созданный Уэсом Уилсоном. Этот жанр появился в конце 1960-х вместе с другими произведениями поп-музыки, такими как плакат Милтона Глейзера к альбому Боба Дилана 1967 года «Greatest Hits». Сильнее всего в Сан-Франциско и Нью-Йорке, движение музыкального плаката расширилось до маркетинга и мерчандайзинга с бесплатными плакатами альбомов, а также рекламными плакатами концертов. Спрос на этот вид изобразительного искусства перекликается с более ранним спросом на винтажные плакаты в конце 19 века.
Репродукции известных картин
С 1960-х годов развитие офсетной литографии, а также усложнение как фотографических, так и компьютерных технологий печати привело к появлению широкого рынка репродукций известных художников и графического дизайна. По иронии судьбы, одними из самых популярных ранних сюжетов для этого типа «художественного плаката» были оригинальные плакаты 19 века таких художников, как Тулуз-Лотрек и образы в стиле модерн Обри Бердсли и Альфонса Мухи. К популярным модернистам относятся очаровательная художница-портретистка в стиле ар-деко Тамара де Лемпицка (1895-1980), а также Энди Уорхол (1928-1987), Рой Лихтенштейн (1923-1997), Рене Магритт (1898-1967) и Джек Веттриано. (р. 1951).
С тех пор каталог художественных плакатов пополнился шедеврами всех основных европейских старых мастеров, таких как: Ян ван Эйк, Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Ганс Гольбейн Младший, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Паоло Веронезе, Эль Греко, Караваджо, Адам Эльшаймер, Рубенс, Ван Дейк, Диего Веласкес, Рембрандт, Ян Вермеер, Франческо Гварди и Гойя. Издатели плакатов также производят репродукции произведений самых разных современных и известных художников., в том числе: Дж. М. В. Тернер, Каспар Давид Фридрих, Данте Россетти, Джон Эверетт Милле, Эдвард Бёрн-Джонс, Коро, Клод Моне, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Поль Гоген, Ван Гог, Жорж Сёра, Анри Руссо, Марк Шагал, Густав Калим, Матисс, Кандинский, Модильяни, Эгон Шиле, Пикассо, Эдвард Хоппер, Норман Роквелл, Рене Магритт, Сальвадор Дали, Бриджит Райли, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол и Джек Веттриано и это лишь некоторые из них.
Политические агитационные плакаты
Политические пропагандисты прибегали к плакатному искусству по всему миру особенно активно в течение первых четырёх десятилетий 20-го века. В Америке эта форма пропаганды проиллюстрирована знаменитым плакатом Джеймса Монтгомери Флэгга 1917 года о вербовке в армию, на котором дядя Сэм указывает прямо на зрителя; в Великобритании – картина Альфреда Лита 1914 года, на которой лорд Китченер указывает на зрителя с подписью «Вы нужны вашей стране»; а в Германии – плакат Люсьена Берхардта с провозглашением военных облигаций. Среди известных пропагандистских плакатов времён Второй мировой войны – Рози Клепальщица, созданная обычным художником Норманом Роквеллом.
Плакат в СССР
Для большевистского правительства плакаты были важнейшим средством воздействия на миллионы неграмотных рабочих и крестьян и контроля над ними и выпускался тиражами от 5000 до 10 0000 штук. Стили варьировались от очень символического авангардного конструктивизма и фотомонтажа до социалистического реализма. Под жёстким контролем идеологических руководителей, таких как Андрей Жданов и Михаил Суслов известными представителями этой идиомы являются старый большевик Дмитрий Моор, художник-конструктивист Густав Клуцис (1895-1944), создатель окон РОСТА, Михаил Черемных, художники Ираклий Тоидзе, Виктор Корецкий, Виктор Иванов.
Посетите виртуальную выставку советского плаката в нашей галерее:
Плакат в коммунистическом Китае
Плакаты сыграли уникальную роль в китайском городском обществе ХХ века. Как и государственные газеты в Советском Союзе, они являются важным средством передачи социальной и политической информации, особенно городским жителям. Раннее китайское искусство плаката (1949-1965) рассказывало о строительстве нового коммунистического государства. Катастрофическим кампаниям Мао, касающимся Большого скачка вперёд и насильственной коллективизации, в ходе которых погибло 30-40 миллионов китайцев, противостояли плакаты изображающие сцены благоденствия и счастья. Более агрессивные образы использовались для идентификации врагов западных империалистов в эпоху Культурной революции (1966–1976), тогда как более тонкие образы стали нормой в период модернизации (1977–1997). Среди известных китайских художников-плакатов: Цянь Дасин, Цай Чжэньхуа, Синь Лиланг, Ли Цзунцзинь, Жуй Гуантин, У Шаоюнь, Цзинь Мэйшэн, Чжан Линчжи, Цзян Наньчунь, Ли Мубай, Ха Цюнвэнь и Чжоу Руичжуан. Современные китайские художники изучавшие искусство плаката, включают ряд крупных художников, таких как: Чжан Сяоган, Цзэн Фаньчжи, Юэ Миньцзюнь и Ван Гуаньи.
Для получения информации об эволюции изобразительного искусства см.: История искусства. Даты и хронологические временные рамки см. в разделе Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?