Петроглифы и купулы Бхимбетки, Индия читать ~7 мин.
Древнейшим из известных науке видов доисторического искусства считается серия петроглифов, обнаруженных в 1990-х годах в двух древних кварцитовых пещерах Индии. Речь идёт о пещере Аудиториум в комплексе Бхимбетка и скальном укрытии Дарки-Чаттан. Это наскальное искусство представлено множеством купул — полусферических углублений чашеобразной формы, которые не имели утилитарного назначения и были выдолблены на поверхности камня. Геологические исследования этих памятников, проведённые известными археологами Робертом Беднариком (Robert G. Bednarik) и Гирираджем Кумаром (Giriraj Kumar), показали, что это наскальное искусство предшествует ашёльской культуре нижнего палеолита. Следовательно, его возраст составляет как минимум 290 000 лет.
Вполне возможно, что с появлением более совершенных методов датировки возраст этих петроглифов окажется значительно большим — вплоть до 700 000 лет. Однако на данный момент это остаётся лишь гипотезой. Тем не менее купулы Бхимбетки как минимум в четыре раза древнее искусства из пещеры Бломбос в Южной Африке, которое до недавнего времени считалось одним из старейших памятников искусства каменного века.
Что такое петроглифы? — Определение
Термин «петроглиф» происходит от двух греческих слов: «petros» — «камень» и «glyphein» — «вырезать». Буквально он означает «резьба по камню».
Местоположение
Обе доисторические пещеры, в которых было обнаружено древнейшее искусство мира, находятся в штате Мадхья-Прадеш в центральной Индии. Таким образом, на сегодняшний день искусство Индии выглядит значительно более древним, чем африканское искусство, которое долгое время считалось самой ранней художественной традицией. Комплекс кварцитовых скальных образований в Бхимбетке насчитывает более 750 укрытий, из которых свыше 500 содержат наскальные рисунки и другие формы палеоискусства. Археологические раскопки здесь ведутся с 1970-х годов, за это время было исследовано около дюжины укрытий.
Тайна доисторических купул
Купулы, найденные в пещерах Бхимбетка и Дарки-Чаттан, представляют собой одну из величайших загадок доисторического искусства. В отличие от орудий труда или бытовых предметов, эти чашеобразные углубления не имеют очевидного практического применения. Их создание требовало колоссальных затрат времени и сил: по данным экспериментальной археологии, для выдалбливания одной небольшой купулы в твёрдом кварците требовались десятки тысяч ударов каменным молотом. Это указывает на то, что их изготовление было осмысленным и важным ритуальным или символическим действием. Учёные выдвигают различные гипотезы об их назначении: они могли быть частью ритуалов, связанных с плодородием, использоваться в качестве символических карт звёздного неба или служить для получения каменного порошка в обрядовых целях. Однако истинное предназначение купул до сих пор остаётся неизвестным, что делает их одним из самых таинственных видов древнего искусства.
Пещера Аудиториум, Бхимбетка
Пещера Аудиториум — это крупный горизонтальный тоннель длиной около 25 метров. Он ведёт в просторную камеру с высоким потолком и тремя выходами, из-за чего в плане пещера напоминает крест. В её центре расположен огромный валун объёмом около девяти кубических метров, получивший название «Камень вождя». На этом валуне археологи обнаружили девять купул. Позднее под слоями отложений ашёльского периода были найдены ещё одна купула и связанная с ней извилистая линия. Петроглифы выполнены на очень твёрдом, перекристаллизованном кварците — материале, который активно использовался для изготовления ашёльских рубил (ручных топоров). Расположение петроглифов в защищённой от непогоды части пещеры не спасло их от значительной коррозии из-за их исключительной древности. Считается, что все одиннадцать петроглифов были созданы одновременно. Ашёльская культура в Индии сопоставима по возрасту с аналогичными культурами в Африке и Европе, радиометрические датировки которых превышают 290 000 лет. Таким образом, петроглифы Бхимбетки относятся как минимум к этому периоду, а возможно, были созданы ещё в среднем ашёле (около 700 000 лет до н.э.).
Скальное укрытие Дарки-Чаттан
Второй памятник каменного века, Дарки-Чаттан, — это небольшая и глубокая пещера на холме Индрагарх. Здесь археологи обнаружили две вертикальные скальные панели, на которых было выдолблено 498 купул. Рядом нашли множество каменных молотков, использовавшихся для их создания. Анализ культурных слоёв показал, что эти петроглифы относятся к культуре нижнего палеолита, которая предшествовала ашёльской и характеризуется использованием рубящих орудий (чопперов), схожих с олдувайскими. Это открытие подтвердило древность находок в пещере Аудиториум, доказав их принадлежность к нижнему палеолиту. Хотя точный возраст искусства Дарки-Чаттан ещё устанавливается, имеющиеся данные указывают на его синхронность с купулами в Бхимбетке.
Предварительные выводы о столь же древнем возрасте были сделаны и в отношении наскальной резьбы, найденной на валунах в двух других пещерах региона — Баджанабхат 1 и 2 в Раджастхане. См. также: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Значение индийских находок для мировой истории
Открытие петроглифов в Бхимбетке и Дарки-Чаттан стало революционным событием в археологии. Оно не только отодвинуло дату зарождения искусства на сотни тысяч лет в прошлое, но и поставило под сомнение устоявшиеся теории о его происхождении. Долгое время считалось, что искусство зародилось в Европе во времена верхнего палеолита (около 40 000 лет назад) с появлением *Homo sapiens*. Индийские находки, созданные, вероятно, более ранними видами гоминид (например, *Homo erectus*), доказывают, что способность к символическому мышлению и творчеству появилась гораздо раньше и развивалась не только в Европе или Африке, но и в Азии. Это говорит о том, что истоки человеческой культуры были куда более глобальными и глубокими, чем предполагалось ранее, и заставляет по-новому взглянуть на когнитивные способности наших далёких предков.
Проект «Ранние индийские петроглифы» (EIP)
Значительная часть исследований древнего искусства в этих пещерах была проведена в рамках проекта «Ранние индийские петроглифы» (Early Indian Petroglyphs, EIP). Этот проект был инициирован Робертом Г. Беднариком и Г. Кумаром и представляет собой сотрудничество между Индийским обществом наскального искусства (RASI) и Австралийской ассоциацией исследований наскального искусства (AURA). Работы ведутся при поддержке Археологической службы Индии (ASI) и Индийского совета исторических исследований (ICHR). В 2002 году в Бхимбетке и Дарки-Чаттан начались масштабные раскопки, в ходе которых были сделаны новые находки петроглифов и орудий нижнего палеолита, изучение которых продолжается до сих пор.
Примечание: о других формах наскального искусства см. наскальную живопись, в частности росписи в пещерах Шове (ок. 30 000 лет до н.э.), Пеш-Мерль (ок. 25 000 лет до н.э.), Коске (ок. 25 000 лет до н.э.), Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.) и Альтамира (ок. 15 000 лет до н.э.).
Датировка Бхимбетки и Дарки-Чаттан
Предположения о древности петроглифов Бхимбетки получили весомое подтверждение благодаря археологическим данным из Дарки-Чаттан. По словам Роберта Г. Беднарика, нет сомнений в том, что по крайней мере часть петроглифов в пещере Аудиториум была создана людьми культуры нижнего палеолита. Эта культура характеризуется использованием рубящих орудий (чопперов), подобных орудиям африканской олдувайской культуры, и, следовательно, предшествует ашёльской, которая началась в Индии около 1,6 млн лет назад. В то же время учёный подчёркивает, что для точного определения возраста этих находок пока недостаточно данных о самых ранних этапах палеолита в Индии. Тем не менее купулы Бхимбетки бесспорно являются древнейшим из когда-либо обнаруженных образцов азиатского искусства.
Примечание 1: о схожих петроглифах, составляющих древнейшее наскальное искусство Европы, см.: купулы пещеры Ла-Ферраси.
Примечание 2: о доисторической скульптуре из слоновой кости, терракоты и камня см.: венеры и резные изделия из слоновой кости Швабской Юры (ок. 33 000 лет до н.э.) в Германии.
Примечание 3: Штат Мадхья-Прадеш хранит и множество других культурных сокровищ, таких как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО — индуистский храм Кандария-Махадева в Кхаджурахо (1017–1029 гг.). См. также классическую индийскую живопись (до 1150 г. н.э.) и индийскую скульптуру (3300 г. до н.э. — 1850 г. н.э.), а также живопись Великих Моголов и архитектуру, например Тадж-Махал (1632–1654 гг.) в штате Уттар-Прадеш.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?