Пещерные рисунки Шове:
древнейшие доисторические фрески читать ~15 мин.
Пещера Шове-Пон-д’Арк — одно из древнейших в мире мест, известных своей доисторической наскальной живописью. Она стоит в одном ряду с наскальными рисунками Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.), пещерным искусством Сулавеси (37 900 лет до н.э.) и абстрактными знаками, найденными в Альтамире (около 34 000 лет до н.э.). Эту пещеру обнаружили случайно в 1994 году в ущелье Ардеш три спелеолога — Жан-Мари Шове (Jean-Marie Chauvet), Элиетт Брюнель (Eliette Brunel) и Кристиан Иллер (Christian Hillaire) — во время обследования другой пещеры поблизости. Внутри грота Шове они нашли сеть галерей и залов протяжённостью 400 метров, покрытых наскальными рисунками и петроглифами. Пол пещеры усыпан разнообразными палеонтологическими останками, включая черепа пещерных медведей и двух волков. Некоторые из этих костей были ритуально расположены доисторическими обитателями этого места. Удивительно, но весь лабиринт доисторического искусства Шове оставался нетронутым после того, как оползень перекрыл вход около 25 000 лет назад.
Углеродное датирование: возраст наскальных рисунков в Шове
Шове — одна из немногих доисторических расписных пещер, которая сохранилась в нетронутом виде, вплоть до следов животных и людей. В результате она занимает место рядом с Ласко (около 17 000 лет до н.э.), Альтамирой, Пеш-Мерль (25 000 лет до н.э.) и Коске (25 000 лет до н.э.) в качестве одного из наиболее значимых памятников живописи каменного века. Более того, её самые ранние наскальные изображения (рисунки углём двух носорогов и одного бизона) датированы периодом от 30 340 до 32 410 лет назад. Это означает, что изображения были созданы примерно в 29–30 тысячелетиях до нашей эры, что делает их одними из древнейших фигуративных наскальных рисунков в мире после изображений животных на Сулавеси в Индонезии и более ранних наскальных рисунков Фумане (около 35 000 лет до н.э.) в Италии.
Хотя в Шове нет той полихромной росписи, которую можно увидеть в Ласко или Альтамире, это более чем компенсируется исключительной оригинальностью, разнообразием и превосходной сохранностью её искусства. По данным Министерства культуры Франции, древность пещерного искусства Шове радикально изменила прежние теории о художественном развитии человека эпохи палеолита и продемонстрировала, что Homo sapiens научился рисовать на очень раннем этапе своего развития. (Чтобы увидеть, как возраст пещерных фресок в Шове соотносится с возрастом Ласко, см.: Хронология доисторического искусства. См. также рисунки углём Наварлы Габарнманг (26 000 лет до н.э.) в Арнемленде, Северная территория, Австралия.)
Значение пещеры Шове и её искусства
Открытие пещеры Шове с её галереями доисторических рисунков, картин и петроглифов имело важное значение по двум основным причинам. Во-первых, неожиданным открытием стало как содержание изображений, так и художественные приёмы, использованные при их создании. Представленные виды животных были необычны, поскольку ранее в искусстве каменного века большинство изображений представляли животных, на которых охотились ради еды. Однако в Шове преобладают изображения более опасных хищников. Кроме того, художники каменного века в Шове использовали более сложные техники рисунка, штриховки, перспективы и композиции в своих фресках, чем можно было бы ожидать для того периода. В результате в Шове находится ряд динамичных и мощных композиций, искусно выполненных и скомпонованных так, чтобы соответствовать контурам стен. Есть также свидетельства того, что значительное количество рисунков углём было выполнено одним и тем же мастером.
До открытия Шове в 1994 году большинство палеоантропологов полагало, что главные центры настенного искусства были ограничены регионом Перигор-Керси, Пиренеями и побережьем Кантабрии. Открытие пещеры Шове-Пон-д’Арк в регионе Ардеш напоминает о том, что уникальные пещеры, имеющие большое культурное значение, всё ещё могут ждать своего открытия и за пределами этих известных центров.
Примечание: для сравнения с африканской живописью той же эпохи см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (около 25 500 лет до н.э.).
Исследование Шове также проливает свет на художественную изобретательность ориньякского искусства (около 40–26 тыс. лет до н.э.). Ещё с 1930-х годов учёным было известно, что между 35 000 и 30 000 лет до н.э. ориньякцы, жившие в Швабской Юре на юго-западе Германии, вырезали из слоновой кости прекрасные статуэтки, такие как своеобразный «Человеколев» из Холенштайн-Штадель (ок. 38 000 до н.э.), обладающие как натуралистическими, так и стилизованными чертами. (Для дополнительной информации см.: Резные фигурки из слоновой кости Швабской Юры.)
Необычайно сложное наскальное искусство в Шове, созданном в то же время, что и швабские фигурки, демонстрирует, что ориньякцы были не менее талантливы в живописи и гравюре, чем в доисторической скульптуре. В то же время возникает интригующий вопрос: учитывая идентичный сюжет (мамонты, кошки, медведи, бизоны, лошади и носороги) в живописи Шове и швабской резьбе по кости, существовала ли прямая связь между южной Германией и французским регионом Ардеш, например, через долины Рейна и Роны? Или это художественное родство двух областей является просто совпадением? Этот вопрос остаётся открытым и стимулирует дальнейшие поиски памятников ориньякской культуры.
Археология и следы пребывания человека
В ущельях Ардеша находится множество пещер, многие из которых содержат петроглифы и другие артефакты, имеющие археологическое и геологическое значение. Но пещера Шове необычайно велика. Она была заселена доисторическими людьми в течение двух различных периодов: ориньякского (около 40–26 000 лет до н.э.) и граветтского (26–20 000 лет до н.э.), после чего вход в неё был заблокирован оползнем. Большая часть произведений искусства относится к более раннему периоду обитания (около 30 000 лет до н.э.).
Для информации о другой доисторической пещере в ущелье Ардеш см.: Пещера с двумя входами (Grotte des Deux-Ouvertures).
Наскальные рисунки в Шове
Шове содержит в общей сложности более 300 рисунков и гравюр. Они сгруппированы особым образом. В более доступной части пещеры большинство изображений красные, с небольшим количеством чёрных и выгравированных фигур. В более глубокой части животные в основном чёрные, а красных фигур и гравюр гораздо меньше. Также есть группы конкретных животных, например, «Панно с лошадьми» и «Панно со львами и носорогами». Что делает Шове таким важным примером франко-кантабрийского пещерного искусства, так это изысканность рисунков. Никакая другая ориньякская пещера не содержит композиций, исполненных с такой степенью реализма, натурализма и сложности.
Изображения животных
Самыми заметными животными в пещере (на их долю приходится около 60% всех изображений) являются львы, мамонты и носороги. На них редко охотились, поэтому, в отличие от большинства других пещер, Шове не является иллюстрацией повседневной жизни каменного века. Среди других редких животных — пантера, пятнистый леопард и сова. Кроме того, в пещере представлены и обычные для палеолитического искусства лошади, бизоны, зубры, горные козлы, северные олени, благородные олени и овцебыки.
Абстрактное искусство
Кроме фигуративных изображений, Шове содержит обилие абстрактного искусства в виде геометрических символов (хотя и в меньшем количестве, чем в кантабрийском регионе Испании). Встречается ряд не поддающихся расшифровке знаков, а также некоторое количество доисторических трафаретов и отпечатков ладоней, выполненных красной охрой.
Живописные навыки и техники
По мнению исследователей, работы доисторических художников Шове превосходны. Умело использованы затенение, перспектива и передача рельефа; пропорции тел животных естественны, а виды чётко определены и содержат многочисленные анатомические детали. Например, мамонты нарисованы с характерной выгнутой линией живота, бизоны представлены во фронтальной перспективе с пушистыми гривами, у лошадей также густые гривы, а у носорогов — очень характерные уши. Художники каменного века Шове также использовали технику гравировки, чтобы подчеркнуть контуры, объём и рельеф фигур, и смешивали уголь с глиной с пола пещеры для создания различных оттенков. См.: Доисторическая цветовая палитра.
План пещеры Шове
Пещера Шове-Пон-д’Арк тянется примерно на 400 метров с севера на юг. Вход ведёт в «Зал Брюнель», с которого начинается грот.
Зал Брюнель
Он состоит из пяти пространств с панно настенного искусства. Рядом с первоначальным доисторическим входом находится «Вестибюль красных медведей», в котором есть три красных рисунка пещерных медведей, узнаваемых по крутому наклону лба. Они расположены на панели в небольшом углублении. Центральный медведь нарисован уверенной рукой с использованием естественного контура стены. Этот медведь закончен, в то время как от левого изображена только голова, а правый нарисован частично. Художник использовал технику растушёвки пальцами или кусочком кожи, чтобы затемнить внутреннюю часть тел животных и придать им объём.
Также возле входа, в небольшой нише, находится панно с изображением животного, отмеченное группой красных точек, нанесённых ладонью. Возможно, это мамонт. В «Зале Брюнель» также находится «Панно Святого Сердца» с таинственным крестом — единственный известный подобный образец в палеолитической культуре.
Ещё одна особенность — так называемая «Стена Домино», где находится одно чёрное изображение кошки в профиль. Рядом — несколько красных точек и задняя часть животного (возможно, горного козла). В «Зале Брюнель» также есть «Альков жёлтых лошадей», перед которым стоит висячая скала, украшенная точками красной охры. Соседняя стена украшена множеством маленьких фигурок.
Зал медвежьих лощин
Этот длинный зал, ведущий в самое сердце пещерного комплекса, пуст и не содержит рисунков, за исключением единственной головы носорога в самом конце.
Галерея Кактусов
В конце «Зала медвежьih лощин», на востоке, находится «Галерея Кактусов», стены которой отмечены слоями застывшей осадочной породы. На одной из стен расположен поразительный красный медведь, похожий на медведя из «Вестибюля красных медведей» в «Зале Брюнель»; несколько похожих изображений появляются и в других местах галереи.
Галерея рук
В «Галерее рук» находится «Панно с пантерой» — несколько необычное название, учитывая, что у его основного животного пятнистая шерсть, больше напоминающая гиену, и форма, похожая на медведя. Здесь также есть большой медведь, горный козёл, маленький стоящий медведь и обезглавленный горный козёл. Все фигуры окрашены в красный цвет.
Кроме того, здесь есть «Панно красных знаков» с многочисленными таинственными отметинами и «Фриз красных носорогов». Внизу несколько других животных также окрашены в красный цвет, включая мамонта, кошачьих и ещё нескольких носорогов. На соседней стене можно увидеть несколько отпечатков рук, а также трафарет одной руки. Последний, вместе с частичным контуром чёрного мамонта, находится на «Панно с трафаретами рук».
Низкий проход, известный как «Галерея свечей», без рисунков, но с некоторыми отметками углём от факелов, соединяет «Галерею рук» с «Залом Иллера». Здесь искусство каменного века становится более монументальным.
Зал Иллера
Этот зал содержит большое количество отдельных изображений животных и несколько основных панно.
На «Панно с выгравированной лошадью» изображена лошадь, идущая влево. Она создана с помощью той же техники, что и сова рядом. Это частичное изображение с полной гривой и волосатой грудью, но с ногами, переходящими в абстрактные линии. На отдельной поверхности находится довольно странное изображение совы: её голова видна анфас, а туловище — сзади. Птица была выгравирована на мягком внешнем слое стены после того, как поверхность была предварительно очищена.
На северной стене «Зала Иллера», которая ведёт в меньшую по площади «Галерею Мегацеросов», есть панорама рисунков, состоящая из нескольких независимых панелей. Вся фреска имеет длину около 7 метров и считается искусствоведами одной из важнейших галерей в пещере.
Панно с боевыми носорогами и лошадьми. Эта панель вытянута на несколько метров. Перед нанесением рисунков стену тщательно соскребли, стерев при этом несколько первоначальных изображений. Затем на панели было выполнено около 20 рисунков, начиная с драматичной пары носорогов, противостоящих друг другу. Эти два рисунка углём датируются примерно 30 000 годом до н.э. Позже были добавлены головы четырёх лошадей и других животных. Различные оттенки были получены при смешивании древесного угля с глиной. Также использовались техники штриховки и приёмы для создания перспективы.
Панно с лошадьми
Здесь изображены три лошади, головы которых подчёркнуты штриховкой. Эти изображения соединены линиями с большим львом. Справа виден бизон в профиль, смотрящий вправо. Двойные линии спины, задних конечностей и ступнёй, вероятно, предназначались для создания иллюзии движения или перспективы двух животных, стоящих рядом.
У северной стены «Зала Иллера» появляются три другие панели: «Панно с оленевыми» (Cervidae), изображающее несколько быков, бизонов, лошадей и оленей; «Группа носорогов», на которой изображён одинокий полный носорог под контуром спины другого; и «Панно с мегацеросом» (вымерший вид гигантского оленя), на котором изображён профиль носорога.
Зал Черепа
На западе находится «Зал Черепа», который известен своей висячей скалой, украшенной чёрными рисунками и гравюрами оленей и других существ. Потолок пещеры отмечен многочисленными складками и углублениями, многие из которых содержат рисунки и гравюры углём.
Галерея штриховок
Эта галерея расположена в крайнем северо-западном углу пещерного комплекса. Зал известен следом левой ступни, похожим на след ребёнка ростом около 1,4 метра и возрастом примерно 9 лет. Это первый из следов в зале длиной около 50 метров.
«Галерея Мегацеросов» соединяет «Зал Иллера» с северо-восточными внутренними углублениями пещеры. Почти весь коридор остался без рисунков.
Дальний зал
Это самая глубокая часть пещерного комплекса Шове, занимающая крайний северо-восточный угол. В нём есть несколько областей, представляющих художественный интерес.
Первая — это «Панно с профилями кошачьих», состоящее из двух силуэтов львов в натуральную величину, расположенных бок о бок. На заднем плане виден лев-самец, а на переднем — самка. Учитывая большой масштаб изображений, художник, должно быть, был очень уверен в своих рисовальных способностях.
Панно с бизонами
На колонне, обращённой к входу в «Дальний зал», находится набор изображений нескольких чёрных бизонов, очертания которых усилены как штриховкой, так и гравюрами. На панели, датируемой примерно 29 тысячелетием до н.э., также есть гравюра с изображением мамонта. Эта гравюра была сделана раньше чёрных рисунков. По какой-то причине изображения зубров рисовались только в самых глубоких частях пещеры.
Большая западная стена зала украшена рядом важных панелей, расположенных вокруг ниши. Как и в других местах, поверхность стены была очищена до начала работы художника. Ниша, известная как «Ниша с лошадью», украшена единственным изображением лошади, хвост которой уходит в углубление в скале. В результате животное словно появляется из скалы.
Панно с носорогами
Эта композиция, расположенная сверху и слева от ниши, помещена на фон из больших фигур кошачьих. В целом, это один из самых необычных образцов настенного искусства. Не только необычно видеть так много носорогов — в то время они были сравнительно редким видом, — но и то, как они сгруппированы и расположены, также очень нетипично.
Панно с кошачьими
Эта группа животных, расположенная выше и справа от ниши, также показана в перспективе. Доисторический художник умело использовал естественные контуры стены, чтобы отделить различные элементы картины. Это панно изображает сцену охоты. Слева — четыре головы бизона и два носорога; в центре и справа — семь бизонов, преследуемых группой из шестнадцати львов, большинство из которых представлены только головами.
Висячий камень с «Колдуном»
В конце «Дальнего зала» каменное образование свисает с потолка почти до земли, на высоте около метра от пола. Это скальное образование украшено массой рисунков и гравюр, сделанных углём: одна лошадь, два мамонта, четыре льва, один овцебык и гибридная фигура — получеловек-полубизон, известная как «Колдун». Рядом — вид спереди на таз женщины, соединённый с длинными сужающимися ногами. Хорошо видны её лобковый треугольник и гениталии. Фигура «Колдуна» изгибается и обращена к лобковому треугольнику. Это мощное изображение плодородия, похожее на фигурки Венер, такие как Венера из Холе-Фельс (ок. 38–33 000 лет до н.э.), Венера из Дольни-Вестонице (26 000–24 000 лет до н.э.) или Венера Виллендорфская (25 000 лет до н.э.). Это ещё одно связующее звено между искусством Ардеша и Швабской Юры.
Ризница
Недавно исследователи обнаружили новую камеру, названную «Ризницей». Доступ к ней осуществляется через небольшой коридор в задней левой части последнего зала. Здесь изображён мелкий мамонт, бивни которого подчёркнуты гравировкой. Рисунок пока не датирован.
Предназначение пещеры Шове
В целом, хотя большинство археологов признают важность наскальной живописи для искусства и культуры палеолита, они всё ещё не уверены в конкретном предназначении самих пещер. Одна из популярных теорий, основанная на тематике картин и том факте, что Шове, как и большинство подобных пещер, не использовалась как место постоянного проживания, заключается в том, что она функционировала как центр ритуальных или магических церемоний. Иными словами, изображения предназначались в основном для духов — примитивных существ или божеств, которым поклонялся доисторический человек, — а не для людей. Конечно, некоторые или все изображения могли быть доступны определённым людям, но на самом деле они создавались для духовного мира. Имело значение их существование, а не публичная демонстрация.
Можно утверждать, что, хотя Шове не содержит самого раннего искусства доисторической эпохи, в ней находятся древнейшие пещерные фрески, которые служат примером высокого культурного уровня ориньякского человека в последний период каменного века.
Статьи по теме
Пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.),
известная своей эмоциональной коллекцией изуродованных отпечатков рук.
Пещера Рок-де-Серс (17 000 лет до н.э.)
— известный памятник солютрейской наскальной резьбы, гравюр и рельефных скульптур.
Пещера Фон-де-Гом (около 14 000 лет до н.э.)
— важная пещера, известная своими «бизонами» и «облизывающимся оленем».
Пещера Тюк д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.)
известна рельефными скульптурами зубров, бизонов и абстрактными знаками (клавиформами).
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.)
известна выгравированной фигурой шамана, известной как «Колдун».
Roc-aux-Sorciers (около 12 000 лет до н.э.)
содержит выдающийся известняковый фриз рельефной скульптуры.
Пещера Ле-Комбарель (12 000 лет до н.э.)
— крупное святилище, известное своими гравюрами с животными.
ХРОНОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПОЗДНЕГО КАМЕННОГО ВЕКА
Искусство мезолита (ок. 10 000–6 000 лет до н.э.)
Искусство неолита (ок. 6 000–2 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?