Пещерные рисунки Шове:
древнейшие доисторические фрески читать ~16 мин.
Пещера Шове-Пон-д’Арк – одно из старейших мест в мире, известное своей доисторической наскальной живописью, наряду с наскальными рисунками Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.), пещерным искусством Сулавеси (37 900 лет до н.э.) и абстрактными знаками найденными в Альтамире (около 34 000 лет до н.э.). Эту пещеру обнаружили совершенно случайно в ущелье Ардеш в 1994 году три спелеолога – Жан-Мари Шове (Jean-Marie Chauvet), Элиет Брюнель (Eliette Brunel) и Кристиан Иллэр (Christian Hillaire) – во время обследования другой пещеры поблизости. Внутри грота Шове они обнаружили сеть галерей и залов протяжённостью 400 метров, покрытых наскальными рисунками и петроглифами. Пол пещеры усыпан разнообразными палеонтологическими останками, включая черепа медведей и двух волков. Некоторые из этих костей были выложены в особом положении доисторическими обитателями этого места. Удивительно, но весь лабиринт доисторического искусства Шове остался нетронутым после того, как оползень перекрыл вход около 25 000 лет назад.
Углеродное датирование: сколько лет наскальным рисункам в Шове?
Шове (Chauvet) – одна из немногих доисторических расписных пещер, которые сохранились и остались нетронутыми, вплоть до следов животных и людей. В результате она занимает место рядом с Ласко (около 17 000 лет до н.э.), Альтамирой, Печ-Мерль (25 000 лет до н.э.) и Коскер (25 000 лет до н.э.) в качестве одного из наиболее значимых мест живописи каменного века. Более того, его самые ранние наскальные изображения (рисунки углём двух носорогов и одного бизона) были датированы периодом от 30 340 до 32 410 лет назад. Это означает, что эти изображения были созданы примерно 29-30 000 лет до нашей эры, что делает их третьими старейшими фигуративными наскальными рисунками в мире после изображений животных Сулавеси в Индонезии и более примитивных наскальных рисунков Фумане (около 35 000 лет до н.э.) в Италии. Хотя Шове не может похвастаться той полихромной росписью, которую можно увидеть в Ласко или Альтамире, это более чем компенсируется чистой оригинальностью, разнообразием и сохранённым качеством этого искусства. По данным Министерства культуры Франции, древность пещерного искусства Шове радикально изменила предыдущие теории о художественном развитии человека эпохи палеолита и продемонстрировала, что Homo sapiens научился рисовать на очень ранней стадии своего развития. (Чтобы увидеть, как возраст пещерных фресок в Шове соотносится с возрастом Ласко, см.: Хронология доисторического искусства. См. Также рисунки углём Наварлы Габарнманг (26 000 лет до н.э.) в Арнемленде, Северная территория, Австралия.)
В чем значение пещеры Шове и её искусства?
Открытие пещеры Шове вместе с галереями доисторических рисунков, картин и петроглифов имело важное значение по двум основным причинам. Во-первых, большим сюрпризом стало как содержание изображений, так и художественные приёмы использованные для их создания. Представленные типы животных были необычными, потому что ранее большинство видов изображённых в искусстве каменного века, были животными, на которых охотились ради еды. Однако в Шове больше всего изображают на более опасных животных, на которых обычно не охотятся ради еды. Кроме того, художники каменного века Шове использовали более сложные техники рисования, штриховки, перспективы и композиции в своих фресках, чем ожидалось, по крайней мере, для рассматриваемого периода. В результате Шове содержит ряд динамичных и мощных композиций, состоящих из множества изображений, искусно выполненных и скомпонованных так, чтобы соответствовать контурам пещерных помещений. Есть также некоторые свидетельства того, что значительное количество рисунков углём было написано одним и тем же мастером-художником.
До открытия Шове в 1994 году, большинство палеоантропологов полагало, что основные центры настенного искусства были ограничены регионом Перигор-Керси, Пиренеями и побережьем Кантабрии. Открытие пещеры Шове-Пон-д’Арк в регионе Ардеш напоминает нам о том, что оригинальные пещеры имеющие большое культурное значение, могут все ещё ждать открытия в других местах, кроме крупных центров.
Примечание: для сравнения с африканской живописью той же эпохи, пожалуйста, изучите изображения животных на пещерных камнях Аполлона 11 (около 25 500 лет до н.э.).
Шове также проливает интересный свет на художественную изобретательность ориньякского искусства (около 40–26 тысяч лет до нашей эры). Ещё с 1930-х годов исследователи знали, что между 35 000 и 30 000 лет назад ориньякцы, жившие в Швабской Юре на юго-западе Германии, вырезали красивые статуэтки из слоновой кости, такие как своеобразный Человек-Лев из Холенштайн-Штадель (ок. 38 000 до н.э.), с натуралистическими и стилизованными характеристиками. (Для получения дополнительной информации см.: Резные фигурки из слоновой кости Швабской Джуры.)
Необычайно сложное наскальное искусство в Шове, месте, современнике швабской слоновой кости, демонстрирует, что ориньякцы были более талантливы в живописи и гравюре, чем в доисторической скульптуре. В то же время возникает интригующий вопрос: учитывая идентичный сюжет (мамонты, кошки, медведи, бизоны, лошади и носороги) между картиной Шове и резьбой по швабской кости, существовала ли прямая связь между южной Германией и французским регионом Ардеш, скажем через долины Рейна и Роны? Или это художественное родство двух областей просто совпадение. Каким бы ни был ответ, будем надеяться, что вскоре появятся новые примеры ориньякского артистизма.
Археология и место обитания человека
Ущелья в Ардеше содержат множество пещер, многие из которых содержат петроглифы и другие артефакты имеющие археологическое и геологическое значение. Но пещера Шове необычайно велика и была заселена доисторическими людьми в течение двух различных периодов: ориньякского периода (около 40–26 000 лет до нашей эры) и граветта (26–20 000 лет до н.э.), после чего была заблокирована оползнем. Большая часть произведений искусства относится к более раннему периоду обитания (около 30 000 лет до н.э.).
Для получения информации о другой доисторической пещере в ущелье Ардеш см.: Пещера с двумя входами (Grotte des Deux-Ouvertures).
Наскальные рисунки в Шове
Шове содержит в общей сложности более 300 рисунков и гравюр. Они сгруппированы особым образом. В более доступной части пещеры большинство изображений красные, несколько чёрных и выгравированные. В более глубокой части, животные в основном чёрные, с гораздо меньшим количеством наскальных рисунков и красных фигур. Также есть группы конкретных животных: например, панно «Лошадь» и «Панель львов и носорогов». Что делает Шове таким важным примером франко-кантабрийского пещерного искусства, так это изысканность рисунков. Никакая другая ориньякская пещера не содержит композиций, исполненных с такой степенью реализма, натурализма и сложности.
Фигурки животных
Наиболее заметными животными в пещере (на их долю приходится около 60 процентов всех таких изображений) являются львы, мамонты и носороги, на всех из них редко охотились, поэтому в отличие от большинства других пещер, Шове не является наглядной демонстрацией повседневной жизни каменного века. Среди других редких животных – пантера, пятнистый леопард и сова. Кроме того, в пещере представлены обычные лошади, бизоны, зубры, горные козлы, северные олени, благородные олени и овцебыки.
Абстрактное искусство
Кроме фигуративных изображений, Шове содержит обилие абстрактного искусства в виде геометрических символов (хотя и меньше, чем в кантабрийском регионе Испании), встречается ряд не поддающихся расшифровке знаков, а также некоторое количество доисторических ручных трафаретов, выполненных красной охрой и отпечатки ладоней.
Живописные навыки и методы
По мнению исследователей, работы доисторических художников Шове превосходны. Умело использованы затенение, перспектива и рельеф, пропорции тела животных естественны, а виды чётко определены и содержат многочисленные детали анатомии: например, мамонты нарисованы с выгнутым животом, бизоны представлены в фронтальной перспективе с пушистым гривами, у лошадей тоже густая грива, а у носорогов очень характерные уши. Художники каменного века Шове также использовали технику гравировки, чтобы подчеркнуть линии, объём и рельеф фигур животных и смешивали глину с пола с углём для создания различных оттенков. См.: Доисторическая палитра цветов.
План пещеры Шове
Пещера Chauvet-Pont-d’Arc тянется примерно на 400 метров в направлении с севера на юг. Вход ведёт в «камеру Брюнеля», с которой начинается грот.
Камера Брюнеля
Это пять пространств с панелями настенного искусства. Рядом с оригинальным доисторическим входом находится «Вестибюль красных медведей», в котором есть три красных рисунка пещерных медведей – узнаваемых по крутому наклону их лба – на панели в небольшом углублении. Центральный медведь нарисован уверенной рукой с использованием естественного контура стены пещеры. Этот медведь закончен, но тот, что слева от него, состоит только из одной головы, а третий медведь справа – нарисован частично. Художник использовал технику с использованием пальцев или кусочка кожи, чтобы затемнить внутреннюю часть тел животных и добавить объёма.
Также возле входа в небольшую углублённую нишу находится панель с изображением животных, отмеченная группой красных точек, нанесённых ладонью. Возможно, это изображение мамонта. В палате Брунеля также находится Панель Святого Сердца с таинственным крестом, единственный известный подобный образец палеолитической культуры.
Ещё одна особенность – так называемая Стена Домино, где находится одно чёрное изображение кошки в профиль. Рядом несколько красных точек и задняя часть животного (возможно, горного козла). В палате Брюнеля также есть Альков жёлтых лошадей, перед которым стоит висящая скала, украшенная точками красной охры. Соседняя стена украшена множеством маленьких фигурок.
Зал медвежьих лощин
Эта длинная камера, ведущая в самое сердце пещерного комплекса, пустая в ней нет рисунков, за исключением единственной головы носорога в самом конце.
Галерея Кактусов
В конце Зала медвежьих лощин, на востоке, находится «Галерея Кактусов», стены которой отмечены слоями застывшей осадочной породы. Поразительный красный медведь, похожий на медведя из вестибюля красных медведей в зале Брюнеля, находится на одной из стен, а несколько похожих изображений появляются в других местах галереи.
Галерея рук
В «Галерее рук» находится панно с пантерой – несколько необычное название, учитывая, что у его основного животного пятнистая шерсть, больше напоминающая гиену, и форма, больше похожая на медведя. Есть также большой медведь, горный козел, маленький стоящий медведь и ацефальный горный козел. Все фигуры окрашены в красный цвет.
Кроме того, есть Панель красных знаков с многочисленными таинственными отметинами и Фриз красных носорогов. Внизу несколько других животных также окрашены в красный цвет, включая мамонта, кошачьих и ещё нескольких носорогов. На стене рядом можно увидеть несколько отпечатков рук, а также трафарет одной руки. Последняя, вместе с частичным контуром чёрного мамонта, находится на Панели ручных трафаретов..
Низкий проход известный как Галерея свечей, без рисунков, но с некоторыми отметками углём и факелов, соединяет Галерею рук с залом Хиллер. Здесь искусство каменного века становится более монументальным.
Зал Хиллер
Эта камера содержит большое количество отдельных изображений животных и нескольких основных групп животных.
На панно с выгравированной лошадью изображена лошадь идущая влево. Лошадь, созданная с помощью того же метода рисования, что и изображение совы рядом, представляет собой частичное изображение с полной гривой и волосатой грудью, но с ногами, переходящими в абстрактные линии. На отдельной поверхности довольно странное изображение совы, голова которой видна спереди, а туловище – сзади. Птица была выгравирована на мягком внешнем слое стены пещеры после того, как поверхность была очищена.
На северной стене Зала Хиллер, которая ведёт в меньшую по площади галерею Мегасерос, есть панорама рисунков, которая состоит из нескольких независимых панелей. Вся фреска имеет длину около 7 метров и считается искусствоведами одной из самых важных галерей в пещере.
Панно с изображением боевых носорогов и лошадей. Эта панель вытянута на несколько метров. Перед покраской, стену тщательно соскребали, стирая в процессе несколько первоначальных рисунков. Затем на панели было изображено около 20 рисунков, начиная с драматической пары носорогов, противостоящих друг другу лицом к лицу. Эти два рисунка углём датируются примерно 30 000 лет до нашей эры. После этого были добавлены головы четырёх лошадей и других животных. Несколько иные оттенки были получены при смешивании древесного угля с глиной. Также использовались другие техники рисования, штриховки и перспективы.
Панно с лошадьми
Здесь живут три лошади, головы которых подчёркнуты штриховкой. Эти изображения лошадей соединены линиями с большим львом. Справа виден бизон в профиль, смотрящий вправо. Двойные линии спины, задних конечностей и ступнёй, вероятно, были предназначены для создания иллюзии движения или перспективы двух животных, стоящих рядом.
Три другие панели появляются у северной стены Зала Хиллер: Панель Сервид (доисторический олень) изображающая несколько волов, бизонов, лошадей и оленей; Группа носорога, на которой изображён одинокий полный носорог под спинным контуром другого; и Панно Мегасерос (вымерший вид гигантского лося), на котором изображён профиль носорога.
Зал Черепа
На западе находится Зал Черепа, который известен своей висящей скалой, украшенной чёрными рисунками и гравюрами оленей и других существ. Крыша пещеры отмечена многочисленными складками и углублениями, многие из которых содержат рисунки и гравюры углем.
Галерея штриховок
Эта галерея расположена в крайнем северо-западном углу пещерного комплекса. Зал известен следом (левая ступня), похожим на след человека около метр-сорок ростом и возрастом около 9 лет. Это первый из следов, в зале примерно 50 метров в длину.
Галерея Мегасерос соединяет палату Хиллер с северо-восточными внутренними углублениями пещеры. Почти весь коридор остался без рисунков.
Дальний зал
Это самая глубокая часть пещерного комплекса Шове, занимающая крайний северо-восточный угол. Он может похвастаться несколькими областями художественного интереса.
Первая – это «Панель кошачьих профилей», состоящая из двух силуэтов львов в натуральную величину, расположенных бок о бок. На заднем плане появляется лев-самец; самка на переднем плане. Учитывая относительно большой масштаб изображений, художник, должно быть, очень верил в свои способности к рисованию.
Панно Бизонов
На колонне, обращённой к входу в Дальний зал, находится набор изображений нескольких чёрных бизонов, очертания которых усилены как штриховкой, так и гравюрами. На панели, датируемой примерно 29 тысячами лет до нашей эры, также есть гравюра с изображением мамонта. Эта гравюра была сделана раньше чёрных рисунков. По какой-то причине, изображения зубров были нарисованы только в самых глубоких частях пещеры.
Большая западная стена камеры украшена рядом важных панелей, расположенных вокруг ниши. Как и везде, поверхность стены была очищена до начала работы художника. Ниша, известная как «Ниша лошади», украшена единственным изображением лошади, хвост которой втянут в углубление в скале. Результатом этого является то, что животное кажется появляющимся из скалы, как по волшебству.
Панно носорогов
Эта композиция – сверху и слева от ниши – помещена на фоне больших кошачьих фигур. В общем, это самый необычный образец настенного искусства. Не только необычно видеть так много представленных носорогов – в то время они были сравнительно редким видом – но и то, как они сгруппированы и расположены – также очень необычно.
Панель кошачьих
Эта группа животных, расположенная выше и справа от ниши – также показана в перспективе и доисторический художник умело использовал естественные контуры стены пещеры, чтобы отделить различные элементы картины. На этой панели изображена охота. Слева четыре головы бизона и два носорога; в центре и справа – семь бизонов, преследуемых группой из шестнадцати львов, большинство из которых представлены только головами.
Висячий камень колдуна
В конце Дальней камеры, каменное образование свисает с потолка до точки примерно в 3 футах от земли. Это скальное образование украшено массой рисунков и гравюр, сделанных углём: одна лошадь, два мамонта, четыре льва, один овцебык и гибридная фигура – получеловек и полубизон известная как Колдун. Рядом – вид спереди таза женщины, соединённого с длинными сужающимися ногами. Хорошо видны её лобковый треугольник и гениталии. Фигура Колдуна обвивается и обращена лицом к лобковому треугольнику. Это мощное изображение плодородия, похожее на фигурки Венеры, такие как Венера Холе-Фельс (ок. 38-33 000 лет до н.э.), Венера из Долни Вестониц (26 000 – 24 000 лет до н.э.) или Венера Виллендорфская (25 000 лет до н.э.) – это ещё одно связующее звено между искусством Ардеш и Швабской Юры.
Ризница
Недавно исследователи обнаружили новую камеру, названную «Ризницей». Доступ к ней осуществляется через небольшой коридор в задней левой части последней камеры. Здесь изображён мелкий мамонт, бивни которого подчёркнуты гравировкой. Рисунок пока не датирован.
Назначение пещеры Шове
В целом, хотя большинство археологов признают важность наскальной живописи для искусства и культуры палеолита, они все ещё не уверены в конкретном предназначении самих пещер. Одна популярная теория, основанная на тематике картин и том факте, что Шове, как и большинство пещер, не использовалась как место постоянного проживания, заключается в том, что она функционировала как центр ритуальных или магических церемоний. Иными словами изображения предназначались в основном для духов – примитивных существ или божеств, которым поклонялся доисторический человек, а не для людей. Конечно, некоторые или все изображения могли быть открыты некоторым людям, но на самом деле они предназначались для духов. Имело значение их существование, а не их публичная демонстрация.
Что мы можем сказать, так это то, что, хотя Шове не содержит самого раннего искусства доисторической эпохи, в ней есть самые ранние пещерные фрески, которые являются примером повышения культурного уровня ориньякского человека в последний период каменного века.
Статьи по Теме
Пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.),
известная своей эмоциональной коллекцией изуродованных отпечатков рук.
Пещера Рок-де-Серс (17 000 лет до н.э.)
известный памятник солютрейской наскальной резьбы, гравюр и рельефных скульптур.
Пещера Фон-де-Гом (около 14 000 лет до н.э.)
важная пещера, известная своими «бизонами» и «облизывающимися оленями».
Пещера Тюк д’Одубер (около 13 500 лет до н.э.)
известна рельефными скульптурами зубров, бизонов и абстрактными знаками (булавовидными формами).
Пещера Труа Фререс (13 000 лет до н.э.)
известна выгравированной фигурой шамана, известной как «Колдун».
Roc-aux-Sorciers (около 12 000 лет до н.э.)
содержит выдающийся известняковый фриз рельефной скульптуры.
Пещера Ле Комбареллес (12 000 лет до н.э.)
крупное святилище, известное своими гравюрами с животными.
ХРОНОЛОГИЯ ИСКУССТВА ПОЗДНЕГО КАМЕННОГО ВЕКА
Искусство мезолита (ок. 10 000-6 000 лет до н.э.)
Неолитическое искусство (ок. 6 000-2 000 лет до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?