Росписи и гравюры пещеры Коскер читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Коскер хранит уникальное собрание доисторического искусства на южном побережье Франции. Её посещали художники каменного века в ранний период граветтского искусства, однако сегодня в неё можно попасть только через подводный тоннель, вход в который находится на глубине около 40 метров ниже уровня моря. Это связано с тем, что во время последнего ледникового периода, когда пещера впервые была украшена (около 25 000 лет до н.э.), огромные объёмы воды были заморожены в полярных регионах, и уровень моря был на 120 метров (400 футов) ниже современного. В результате около трёх четвертей наскальной живописи было уничтожено. Как и в случае с современными ей росписями пещеры Пеш-Мерле, учёные установили, что наскальное искусство Коскер создавалось в две основные фазы. Самые древние произведения — руки-трафареты, отпечатки рук и некоторые гравюры животных — относятся к граветтскому периоду, тогда как остальные гравюры и росписи животных были выполнены в последующую эпоху сольютрейского искусства, начиная с 19 000 лет до н.э. Вместе с гравюрами убежища Кастане (35 000 лет до н.э.) в Дордони, росписями пещеры Шове (30 000 лет до н.э.) и пещерой Дё-Увертюр в Ардеше, а также Пеш-Мерле и пещерой Рукадур (24 000 лет до н.э.) в Ло, Коскер содержит некоторые из древнейших произведений искусства каменного века во Франции.
Открытие, местоположение и описание
Пещера Коскер расположена в известняковых холмах в районе Каланк-де-Моргиу («каланка» — корсиканское/окситанское название «бухты с крутыми скалистыми берегами»), недалеко от Марселя. После окончания ледникового периода уровень Средиземного моря поднялся, и вход в пещеру оказался на глубине около 120 футов (36,5 м) под водой. Пещеру открыл в 1985 году аквалангист Анри Коскер, который несколько раз возвращался туда, прежде чем обнаружил на стенах пещеры множество рук-трафаретов, пиктограмм и петроглифов. В 1991 году археологи получили информацию об этом открытии и провели серию исследований, после чего комплекс пещер был передан в ведение Министерства культуры Франции.
Датировка
Древнейшее искусство Коскер, созданное начиная с 25 000 лет до н.э., включает 65 рук-трафаретов, пальцевые бороздки (см. также наскальное искусство пещеры Кунналда) и другие геометрические символы, а также ряд небольших гравюр животных, вырезанных на наклонной стене рядом с большим затопленным колодцем. Более позднее наскальное искусство, созданное в период с 19 000 по 17 000 лет до н.э., состоит примерно из 170 изображений животных, включая морских существ — рыб и тюленей, — а также более сложные абстрактные символы. Многие из этих абстрактных знаков имеют прямоугольную форму со странными выступами и не встречаются ни в одном другом памятнике франко-кантабрийского наскального искусства того времени. Примечание: подробнее о хронологии и методах датировки см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Наскальное искусство
Наскальное искусство Коскер включает 177 гравированных и расписных фигур животных, принадлежащих 11 различным видам. Среди них: лошади (63), бизоны и туры (24), серны (28), благородные олени (15), серны-камеруны (4), мегалоцеросы (2), сайги (1) и кошачьи (1), а также ряд крайне необычных изображений морской фауны: тюлени (9), рыбы (4), чистики (3), медузы, пингвины и кальмары. Ещё 20 фигур животных не поддаются чёткой идентификации, а 3 представляют собой комбинации разных существ. Кроме того, здесь имеется одна антропоморфная фигура — человек с головой тюленя. Большинство животных изображено в виде наскальных гравюр, менее трети из них расписаны краской. Хотя рисунки рыб встречаются во многих пещерах, изображения тюленей в искусстве каменного века чрезвычайно редки; другие известные примеры находятся лишь в пещере Ла-Пилета и пещере Нерха в Андалусии, Испания.
Руки-трафареты
Пещера Коскер, пожалуй, наиболее известна своими руками-трафаретами: здесь обнаружено 44 чёрных и 21 красный трафарет — больше, чем в любой другой пещере Европы, за исключением пещеры Гаргас в Верхних Пиренеях и, возможно, пещеры Эль-Кастильо в Испании. Все трафареты Коскер принадлежат взрослым, и у многих из них отсутствуют отдельные пальцы. Кроме того, абстрактное искусство Коскер включает около 220 геометрических знаков и примерно 10 неопределённых отметок.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?