Наскальные рисунки из пещеры Кюссак читать ~6 мин.
Пещера Кюссак (Grotte de Cussac) — один из важнейших памятников доисторического искусства. Она знаменита своими монументальными наскальными гравюрами, относящимися к граветтской культуре, а также найденными в ней человеческими останками. Это редчайшее сочетание делает Кюссак уникальным местом, где наскальное искусство и погребальные ритуалы оказались неразрывно связаны. Обнаруженная в сентябре 2000 года в департаменте Дордонь на юго-западе Франции, пещера хранит более 150 произведений палеолитического искусства, большинство из которых — гравюры.
Среди изображений встречаются животные ледникового периода: шерстистые мамонты, бизоны, носороги, лошади и серны. Есть также несколько загадочных зверей с длинными мордами, изображения птиц, четыре женских силуэта и схематичные рисунки вульв. По сюжету и стилю эти гравюры схожи с изображениями из других пещер региона, таких как Пеш-Мерль (25 000 лет до н.э.), Куньяк (23 000 лет до н.э.) и Рукадур (ок. 24 000 лет до н.э.). Кроме фигуративных изображений, в пещере присутствуют абстрактные знаки (в основном красные точки) и следы пальцев на глине. По словам археолога Норбера Ожула (Norbert Aujoulat, 1946–2011), возглавлявшего исследования, главной особенностью наскального искусства Кюссака является его монументальность: например, одна из гравюр бизона достигает четырёх метров в длину.
Другие примеры искусства каменного века в Дордони включают гравюры из Абри Кастанет (35 000 лет до н.э.), знаменитую «Венеру Лоссельскую» (23 000–20 000 лет до н.э.), барельеф рыбы из пещеры Абри-Пуассон (23 000 лет до н.э.), полихромные росписи Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.), изображения мамонтов в пещере Руффиньяк (14 000 лет до н.э.) и гравюры из пещеры Ле-Комбарелль (12 000 лет до н.э.).
Хронологию франко-кантабрийского наскального искусства эпохи верхнего палеолита см. в статье: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Список древнейших примеров наскального искусства во Франции и других странах
см. в статье: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Местоположение и открытие
Пещера Кюссак находится в долине реки Дордонь, недалеко от города Ле-Бюиссон-де-Кадуэн в регионе Аквитания, Франция. Она расположена по соседству с двумя другими знаковыми местами доисторической эпохи: скальным навесом Ла-Граветт, давшим название граветтской культуре, и всемирно известной пещерой Ласко с её полихромными росписями.
Пещеру открыл в сентябре 2000 года увлечённый спелеолог-любитель Марк Деллюк (Marc Delluc). Он сумел проникнуть через узкий проход, образовавшийся в результате древнего обвала. Вскоре к нему присоединились другие исследователи из спелеологического клуба Перигё — Эрве Дюриф и Фабрис Массулье из группы Compagnie des Beunes, которые более 30 лет занимались поиском пещер в этом карстовом регионе. Вместе они обследовали около 600 метров подземных галерей. Уже в мае 2001 года в Кюссак прибыли археологи из Национального центра доистории Франции для проведения научных исследований.
Характеристики наскальных гравюр
Главный зал пещеры, где находится «Большая панель» (Le Grand Panneau), расположен за узким десятиметровым проходом. Это просторная камера шириной до 15 метров и высотой около 12 метров, богато украшенная натёчными образованиями — сталагмитами и сталактитами.
«Большая панель» производит неизгладимое впечатление. На её 15-метровой поверхности выгравировано более двадцати фигур доисторических животных, включая лошадей и бизонов, некоторые из которых выполнены в натуральную величину. Это один из величайших образцов палеолитической гравюры. Другие известные панно в пещере — «Панель бизонов» (Le Panneau des Bisons) и «Панель открытия» (Le Panneau de la Découverte).
Главный зал разделяется на две галереи. В нижней (северной) сосредоточено наибольшее количество гравюр, сгруппированных в девять основных композиций. Кроме типичных для региона животных, здесь есть изображения птиц (предположительно, гусей) и загадочное существо с открытым ртом и вытянутой мордой. Иконография Кюссака также включает женские фигуры и символические изображения гениталий, напоминающие гравюры из пещеры Пеш-Мерль. Кроме того, на стенах обнаружены следы, оставленные пальцами на мягкой глине («пальцевые флейты»), похожие на те, что были найдены в пещере Куналда в Австралии. Среди абстрактных знаков встречаются красные точки.
Художественные особенности и техника
Искусство Кюссака отличается монументальностью и выразительностью. Древние художники не просто выцарапывали контуры, а создавали глубокие, чёткие линии с помощью кремнёвых резцов или костяных орудий. Они мастерски использовали естественный рельеф стен: изгибы и выступы скалы становились частью изображений, придавая им объём и динамику. Некоторые фигуры кажутся вырезанными в камне, что создаёт эффект барельефа. Стиль гравюр, характерный для граветтской культуры, сочетает реалистичные пропорции животных с условными или искажёнными деталями, что свидетельствует о высоком уровне художественного мастерства и символического мышления.
Исключительное качество гравюр во многом объясняется особенностями известняковой поверхности. Она достаточно твёрдая, чтобы обеспечить сохранность изображений на тысячелетия, но при этом достаточно мягкая для обработки примитивными инструментами. Стены пещеры покрыты тёмной патиной из оксидов железа и марганца. Когда художник прорезал этот слой, он обнажал светлый известняк, создавая резкий цветовой контраст и делая рисунок хорошо заметным.
Наскальное искусство и человеческие захоронения
В пещере были обнаружены останки как минимум пяти человек: четырёх взрослых и одного подростка. Радиоуглеродный анализ показал, что их возраст составляет около 25 000 лет, что соответствует времени создания гравюр. По мнению исследователей, кости не могли попасть в пещеру случайно — это было намеренное захоронение. Найденные скелеты являются одними из древнейших и наиболее полных для этого периода в Европе.
Сосуществование наскального искусства и человеческих захоронений в одной пещере — чрезвычайно редкое явление для палеолита. Эта находка имеет огромное научное значение, поскольку она напрямую связывает людей граветтской культуры с их искусством. Кюссак опровергает представление о том, что украшенные пещеры были исключительно ритуальными святилищами, закрытыми для повседневной жизни. Возможно, они служили и местом проведения обрядов, и последним пристанищем для членов общины. Другим редким примером захоронения внутри украшенной пещеры является скальный навес Кап-Блан (15 000 лет до н.э.), где у подножия фриза с лошадьми была найдена могила женщины.
Консервация и доступ
Пещера Кюссак, скорее всего, никогда не будет открыта для широкой публики. Главная причина — уникальная, но опасная для человека атмосфера внутри. Уровень углекислого газа (CO₂) в пещере в десятки раз превышает норму, а содержание кислорода значительно снижено. Именно эта газовая среда, создавшаяся после обрушения входа тысячи лет назад, обеспечила идеальную консервацию гравюр и костных останков, защитив их от бактерий и климатических изменений. Однако длительное пребывание здесь смертельно опасно. Даже археологи могут работать внутри не более нескольких часов подряд, используя специальное оборудование для мониторинга воздуха.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?