Пещера Дё-Увертюр («Пещера двух отверстий»), Ардеш:
гравюры животных читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Ещё один памятник французского доисторического искусства в долине Ардеш — пещера Дё-Увертюр («Пещера двух отверстий»), также известная как Ла-Гротт-де-Зур («Пещера медведей»), — является одной из нескольких древних скальных стоянок, расположенных вблизи знаменитой пещеры Шове-Пон-д’Арк, великого центра ориньякской наскальной живописи, датируемой радиоуглеродным методом 30 000 лет до н.э. Пещера Дё-Увертюр моложе Шове и, в отличие от неё, была известна местным пастухам и использовалась ими в течение столетий как укрытие для овец. Однако её палеолитическое искусство было обнаружено лишь в 1984 году, а первые раскопки организовали только в 1987 году. Пещера знаменита своими исключительно тонкими наскальными гравюрами, часть из которых косвенно датирована радиоуглеродным методом примерно 26 500 г. до н.э., то есть относится к заключительным годам ориньякского искусства (ок. 40 000–25 000 гг. до н.э.). Гравюры, большинство из которых сосредоточено в самой удалённой части пещеры, включают около 30 изображений мамонтов, турообразных быков, бизонов и альпийских серн, а также неясное гибридное существо, возможно, наполовину человека, наполовину животного, выполненное в стиле «Колдуна» из пещеры Габийю. Кроме того, наскальное искусство пещеры содержит ряд абстрактных знаков, таких как треугольники, точки и простые линии. Следов рук-трафаретов или отпечатков рук не обнаружено. С 2008 года пещера стала объектом междисциплинарного исследования (PCR Datation des Grottes Ornées) под руководством швейцарского археолога Жюльена Монне.
Хронология искусства каменного века Чтобы понять, как пещера Дё-Увертюр вписывается в эволюцию палеолитического наскального искусства, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Какие произведения искусства считаются древнейшими в мире? См.: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Краткое содержание
Местоположение и описание
Пещера Дё-Увертюр расположена в конце ущелья реки Ардеш, ниже по течению от Шове, в том месте, где река выходит на открытую местность. Этот район известен как центр франко-кантабрийского наскального искусства; в непосредственной близости находятся несколько значимых доисторических пещер, включая: пещеру Шабо, Гротт-о-Пуэн, Гротт-де-ла-Комб-д’Улен, Гротт-д’Эббу, Гротт-дю-Дерок, Гротт-де-Мезеле, Гротт-де-ла-Бержери-де-Шармассон и Гротт-де-ла-Тет-дю-Льон. История пещеры долгая и разнообразная: сначала здесь обитали медведи, затем — неандертальские охотники-собиратели, которых впоследствии вытеснил «современный человек». Именно современный человек создал гравюры и росписи пещеры, причём они создавались на протяжении длительного периода, охватывавшего эпохи сольютрейского искусства (ок. 20 000–15 000 гг. до н.э.) и мадленского искусства (ок. 15 000–10 000 гг. до н.э.), а также ориньякского периода. Длина пещеры составляет около 140 метров (455 футов) и включает несколько залов, среди которых — Галерея медведей, Зал следов факелов и Камера следов когтей — самая удалённая часть. Галереи пещеры были впервые обнаружены 23 декабря 1985 года М. Вердоном, К. Ильером, С. Ландро и Ф. Монтелем.
Археологические исследования
В рамках исследования искусства каменного века в пещере в 2008 году были собраны образцы угля и кальцита и датированы соответственно методами ускоренной масс-спектрометрии углерода-14 (AMS) и уран-ториевого анализа. Было получено четыре датировки, относящие гравюры к периоду 28 000–29 000 лет назад, что ещё раз подтверждает древность наскального искусства в регионе Гар – Ардеш – Эро во Франции. Кроме того, исследователи использовали рентгеновскую флуоресценцию для анализа образцов пигментов. Среди чёрных пигментов один образец содержал марганец и кремний, хотя его состав отличался от местных природных отложений. (Подробнее о пигментах, использовавшихся в наскальной живописи, см.: Доисторическая палитра.)
Наскальные гравюры
Как уже упоминалось, пещера наиболее известна своими петроглифами животных, а также антропоморфной фигурой в Камере следов когтей. Среди изображений — мамонты, лошади, туры, бизоны, неопознанные кошачьи и самец альпийской серны с огромными рогами. Наскальное искусство пещеры также включает несколько абстрактных пиктограмм, в том числе неопределённые красные пятна, треугольные формы и сексуальный символ. Некоторые из этих изображений стилистически схожи с рисунками в соседней пещере Эббу, датируемыми примерно 13 000 лет до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?