Пещера Дё-Увертюр («Пещера двух отверстий»), Ардеш:
 гравюры животных   читать ~6 мин.
 Пещера Дё-Увертюр (фр. Grotte des Deux-Ouvertures — «Пещера двух входов»), также известная как Грот-дез-Урс (фр. Grotte des Ours — «Пещера медведей»), — ещё один выдающийся памятник французского доисторического искусства в долине реки Ардеш. Она входит в число древних скальных стоянок, расположенных вблизи знаменитой пещеры Шове-Пон-д’Арк — великого центра ориньякской наскальной живописи, возраст которой оценивается в 30 000 лет до н.э. Пещера Дё-Увертюр моложе Шове и, в отличие от неё, была веками известна местным пастухам, которые использовали её как укрытие для овец. Однако её палеолитическое искусство было обнаружено лишь в 1984 году, а первые полноценные раскопки начались в 1987 году. Пещера славится своими исключительно тонкими наскальными гравюрами. Часть из них была датирована радиоуглеродным методом примерно 26 500 годом до н.э., что относит их к заключительному этапу ориньякского искусства (ок. 40 000–25 000 гг. до н.э.). Гравюры, сосредоточенные в самой удалённой части пещеры, включают около 30 изображений мамонтов, туров, бизонов и альпийских серн. Среди них выделяется загадочное гибридное существо — возможно, наполовину человек, наполовину животное, — напоминающее знаменитого «Колдуна» из пещеры Габийю. Кроме того, наскальное искусство пещеры содержит ряд абстрактных знаков, таких как треугольники, точки и простые линии. Следов трафаретов рук или их отпечатков здесь не обнаружено. С 2008 года пещера стала объектом междисциплинарного исследования (проект PCR «Datation des Grottes Ornées») под руководством швейцарского археолога Жюльена Монне (фр. Julien Monnet).
Хронология искусства каменного века
Чтобы понять, как пещера Дё-Увертюр вписывается в эволюцию палеолитического наскального искусства, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Какие произведения искусства считаются древнейшими в мире?
См.: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Краткое содержание
Местоположение и описание
Пещера Дё-Увертюр расположена в конце ущелья реки Ардеш, ниже по течению от Шове, где река выходит на равнину. Этот район известен как один из центров франко-кантабрийского наскального искусства. В непосредственной близости от неё находятся и другие значимые доисторические пещеры: Шабо, Грот-о-Пуэн, Грот-де-ла-Комб-д’Улен, Грот-д’Эббу, Грот-дю-Дерок, Грот-де-Мезеле, Грот-де-ла-Бержери-де-Шармассон и Грот-де-ла-Тет-дю-Льон. Пещера имеет долгую и многослойную историю: сначала её обитали пещерные медведи, затем — неандертальские охотники-собиратели, которых впоследствии вытеснил «современный человек» (Homo sapiens). Гравюры и рисунки были созданы уже современным человеком в течение нескольких культурных эпох, включая ориньяк, солютре (ок. 20 000–15 000 гг. до н.э.) и мадлен (ок. 15 000–10 000 гг. до н.э.). Длина пещеры составляет около 140 метров и включает несколько залов, в том числе Галерею медведей, Зал следов от факелов и Камеру следов когтей — самую удалённую её часть. Впервые внутренние галереи пещеры были исследованы 23 декабря 1985 года М. Вердоном, К. Ильером, С. Ландро и Ф. Монтелем.
Археологические исследования
В рамках изучения искусства каменного века в 2008 году были собраны образцы угля и кальцита для датировки методами ускорительной масс-спектрометрии (AMS) и уран-ториевого анализа. Было получено четыре результата, которые отнесли гравюры к периоду 28 000–29 000 лет назад, что стало ещё одним подтверждением древности наскального искусства в регионе Гар – Ардеш – Эро во Франции. Кроме того, для анализа пигментов исследователи использовали рентгенофлуоресцентный анализ. Анализ чёрных пигментов выявил наличие марганца и кремния, однако их химический состав отличался от местных природных отложений. (Подробнее о пигментах, использовавшихся в наскальной живописи, см.: Доисторическая палитра.)
Наскальные гравюры
Как уже упоминалось, пещера наиболее известна своими петроглифами животных и антропоморфной фигурой в Камере следов когтей. Среди изображений — мамонты, лошади, туры, бизоны, неопознанные кошачьи и самец альпийского козла с огромными рогами. Наскальное искусство пещеры также включает несколько абстрактных пиктограмм, в том числе неопределённые красные пятна, треугольные формы и символы, предположительно связанные с плодородием. Некоторые из этих изображений стилистически схожи с рисунками в соседней пещере Эббу, датируемыми примерно 13 000 годом до н.э.
Особенностью гравюр в Дё-Увертюр является их исключительная техника исполнения. Изображения нанесены на стены точными и уверенными линиями, часто выполненными одним движением руки при помощи кремнёвого резца. Древние художники умело использовали естественный рельеф скалы, чтобы придать фигурам животных объём и динамику. Эта техника требовала не только твёрдой руки и острого зрения, но и глубокого понимания анатомии животных, что свидетельствует о высоком уровне мастерства создателей.
Расположение большинства гравюр в самых глубоких и труднодоступных частях пещеры, таких как Камера следов когтей, указывает на их вероятное ритуальное или сакральное значение. В отличие от жилых зон, эти удалённые галереи, погружённые в полную темноту, могли служить святилищами. Здесь, при мерцающем свете факелов, изображения животных оживали, становясь частью магических обрядов, связанных с охотой, или шаманских практик. Это подчёркивает, что доисторическое искусство было не просто украшением, а важной частью духовной жизни древних людей.
Пещера Дё-Увертюр — лишь одна из жемчужин в ожерелье палеолитических памятников ущелья Ардеш. Этот регион в ориньякский период представлял собой настоящий культурный центр, где происходил обмен идеями и технологиями между группами охотников-собирателей. Стилистическое сходство изображений в Дё-Увертюр, Шове и других соседних пещерах свидетельствует о существовании единой художественной традиции и развитой символической системы, общей для населения этой территории на протяжении тысячелетий.
Для сравнения с неандертальскими гравюрами см.: наскальное искусство пещеры Горхэм, Гибралтар.
Другие доисторические наскальные гравюры во Франции
Вот краткий перечень французских пещер, известных своими гравированными рисунками.
Гравюры убежища Кастане (35 000 лет до н.э.)
 Ориньякское укрытие, знаменитое гравюрами женских гениталий.
Пещера Коскер (ок. 25 000 лет до н.э.)
 Граветтские и солютрейские гравюры животных, рыб и тюленей.
Гравюры пещеры Кюсак (25 000 лет до н.э.)
 Граветтские гравюры, известные своими крупными размерами.
Пещера Рок-де-Сер (17 000 лет до н.э.)
 Важный памятник солютрейского искусства, особенно известный гравюрами и рельефной скульптурой.
Пещера Ласко (17 000–13 000 гг. до н.э.)
 Ласко является не только величайшим образцом многоцветной наскальной живописи, но и славится большим количеством гравированных изображений животных, особенно в Осевой галерее, Апсиде, Нефе и Камере кошачьих.
Пещера Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.)
 Здесь находится более 250 гравированных и расписных фигур, преимущественно бизонов и мамонтов.
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.)
 Подобно пещере Габийю, знаменита гравюрой загадочной шаманской фигуры, известной как «Колдун»; кроме того, здесь есть прекрасная гравюра львицы в натуральную величину.
Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 лет до н.э.)
 Прославилась своими скальными рельефами и известняковым фризом.
Пещера Ле-Комбарелль (12 000 лет до н.э.)
 Крупный центр мадленского искусства, Ле-Комбарелль знаменита огромным собранием гравюр доисторических животных.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?