Гравюры на страусиных яйцах из Дипклоф, Южная Африка читать ~5 мин.
Скальное укрытие Дипклоф — доисторическая пещера в Западно-Капской провинции Южной Африки, в которой сохранились одни из древнейших произведений искусства каменного века на планете. Недавно исследователи из Департамента археологии Кейптаунского университета и Института доистории и четвертичной геологии Университета Бордо обнаружили здесь серию доисторических гравюр, вырезанных на скорлупе страусиных яиц. Возраст этих находок оценивается примерно в 60 000 лет. Открытие в Дипклофе подчёркивает значимость гравюр из пещеры Бломбос, найденных ранее в природном заповеднике Бломбосфонтейн, к востоку от Кейптауна. Их датируют приблизительно 75 000–100 000 лет назад. Доисторическое искусство, обнаруженное в обеих локациях, характеризуется схожими абстрактными знаками, а именно узорами в виде перекрёстной штриховки. Данные из Дипклофа и Бломбоса, а также с других стоянок среднего каменного века, таких как пещеры у реки Класис, Клейн-Клифхёйс и Вондерверк, свидетельствуют о существовании в этом регионе развитой традиции абстрактного (и, возможно, символического) творчества — на целых 30 000 лет раньше, чем в Европе. Учитывая продолжающиеся дебаты о том, кто создал первые настенные росписи в Европе (например, рисунки в пещере Эль-Кастильо в Испании) — местные неандертальцы или анатомически современные люди, пришедшие из Африки, — раскопки в Дипклофе и Бломбосе служат весомым аргументом в пользу второй версии.
Чтобы понять, как гравюры из Дипклофа вписываются в последующую эволюцию наскального искусства верхнего палеолита в Европе и других регионах, см. статью: Хронология доисторического искусства (от 2,5 млн лет до н.э.).
Скальное укрытие Дипклоф
Пещера из песчаника расположена примерно в 17 км от побережья Атлантического океана, недалеко от залива Эландс-Бей и примерно в 150 км к северу от Кейптауна. Её ширина составляет около 25 метров, а глубина — 15 метров. Укрытие находится на склоне крутого холма с видом на реку Верлоренвлей. Впервые его исследовали в 1973 году археологи Седрик Поггенпойл и Джон Паркингтон. С 1999 года, на волне нового интереса к Африке как к колыбели искусства каменного века, раскопки продолжила совместная команда исследователей из Бордо и Кейптауна под руководством Пьера-Жана Тексье (фр. Pierre-Jean Texier). На сегодняшний день учёные обнаружили серию археологических слоёв, которые свидетельствуют о почти непрерывном заселении пещеры в период от 130 000 до 45 000 лет назад. Эти слои охватывают такие археологические периоды, как до-Стилбей, Стилбей, Ховисонс-Порт и пост-Ховисонс-Порт. В укрытии найдены свидетельства нескольких различных культур каменных орудий, связанных с анатомически современным человеком.
Для сравнения с более поздним африканским искусством см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Гравюры на скорлупе страусиных яиц
Кроме каменных орудий и множества других артефактов, исследователи обнаружили 270 фрагментов (размером не более 20–30 мм) от примерно 25 страусиных яиц. Они были найдены в 18 археологических слоях, относящихся к периоду между 65 000 и 55 000 лет назад. На скорлупу были нанесены разнообразные геометрические мотивы, преимущественно в виде перекрёстной штриховки. Этот стиль абстрактного искусства ранее уже встречался на кусочках охры в пещере у реки Класис, а также в пещерах Клейн-Клифхёйс, Вондерверк и Бломбос.
Хотя фрагменты скорлупы находили во всех слоях, охватывающих период 130 000–45 000 лет назад, гравюры присутствуют только на материалах из слоёв культуры Ховисонс-Порт (примерно 65 000–59 000 лет назад). Конечно, никто не утверждает, что украшенные страусиные яйца были формой мобильного искусства или примером «искусства ради искусства». Почти наверняка их использовали как ёмкости для воды (объёмом около 1 литра). Известно, что охотники-собиратели пустыни Калахари в этом регионе применяли скорлупу страусиных яиц для этой цели на протяжении всего среднего и позднего каменного века, а некоторые продолжают делать это и сегодня. Узоры, выгравированные на яйцах, вероятно, служили символами, указывающими на их владельца или, возможно, на содержимое. Большое количество фрагментов с гравюрами позволило исследователям предположить, что существовали определённые правила относительно допустимых узоров декоративного искусства, хотя допускались и некоторые стилистические вариации. Более того, со временем узоры менялись: перекрёстная штриховка преобладала в более ранних слоях Дипклофа, а затем её сменили мотивы из параллельных линий. Такое разнообразие орнаментов — ещё одно свидетельство того, что эти современные люди в полной мере владели символическим мышлением и использовали базовые формы прикладного искусства и дизайна, чтобы придавать утилитарным предметам уникальность.
Находки в Дипклофе особенно важны, поскольку относятся к индустрии Ховисонс-Порт. Этот период известен технологическими инновациями: люди начали активно использовать мелкие каменные пластины (микролиты), которые закреплялись на деревянных или костяных основах для создания составных орудий, таких как наконечники стрел или копий. Это свидетельствует о значительном когнитивном скачке. Создание сложных орнаментов на предметах быта, таких как фляги из яиц, шло рука об руку с усложнением технологий и социальной жизни. Символы на скорлупе могли служить не только для обозначения собственности, но и для укрепления групповой идентичности или передачи информации в рамках социальных сетей, охватывавших большие территории.
Весь средний каменный век в Африке (период примерно от 300 000 до 30 000 лет назад) сегодня рассматривается как ключевой этап в становлении поведенческой современности человека. В отличие от более ранних представлений о «креативном взрыве» в Европе около 40 000 лет назад, африканские находки, подобные гравюрам из Дипклофа и Бломбоса, демонстрируют, что культурное и символическое развитие человека было постепенным и началось гораздо раньше, на его африканской родине. Эти ранние примеры искусства доказывают, что способность к абстрактному мышлению и символизму является фундаментальной чертой нашего вида, а не поздним приобретением.
Искусство палеолита, обнаруженное в скальном укрытии Дипклоф, подтверждает, что современный человек начал развивать способность создавать и использовать символические пиктограммы как минимум за 20 000 лет до своего появления в Европе. Именно там он позже создал великолепные росписи пещеры Шове, а также символы плодородия, известные как палеолитические венеры, которые положили начало доисторической скульптуре. Эта точка зрения получила дополнительное подтверждение благодаря недавней датировке наскального искусства на Сулавеси (Индонезия), возраст которого оценили в 44 000 лет.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?