Гравюры на страусиных яйцах из Дипклоф, Южная Африка читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Скальное укрытие Дипклоф — доисторическая пещера в Западно-Капской провинции Южной Африки, содержащая некоторые из древнейших произведений искусства каменного века на планете. Недавно исследователи из Департамента археологии Кейптаунского университета и Института доистории и четвертичной геологии Бордоского университета обнаружили серию доисторических гравюр, вырезанных на скорлупе страусиных яиц и датируемых примерно 60 000 лет до н.э. Открытие в Дипклоф подчёркивает важность гравюр пещеры Бломбос, недавно найденных в природном заповеднике Бломбосфонтейн на южном побережье к востоку от Кейптауна и датируемых приблизительно 75 000 лет до н.э. Доисторическое искусство, обнаруженное на обоих памятниках, характеризуется схожими абстрактными знаками, а именно узорами в виде перекрёстной штриховки. Данные из Дипклоф и Бломбоса, а также из других палеолитических стоянок, таких как пещера Клазис-Ривер 1 и пещеры Кляйн-Клифхёйс и Вондерверк, свидетельствуют о существовании в этом регионе традиции абстрактного (возможно, символического) украшения — на целых 30 000 лет раньше, чем в Европе. Учитывая текущие дебаты о том, кто создал первые наскальные росписи в Европе (например, росписи пещеры Эль-Кастильо в Испании) — местные неандертальцы или анатомически современные люди, пришедшие из Африки, — раскопки в Дипклоф и Бломбосе, по-видимому, подтверждают, что более вероятным автором является африканский современный человек.
Чтобы понять, как гравюры Дипклоф вписываются в последующую эволюцию наскального искусства в верхнем палеолите в Европе и других регионах, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Скальное укрытие Дипклоф
Песчаниковая пещера расположена примерно в 10 милях от побережья Атлантического океана, недалеко от залива Эландс-Бей, примерно в 90 милях к северу от Кейптауна. Её ширина составляет около 25 метров, а глубина — 15 метров; пещера находится на склоне крутого холма с видом на реку Верлоренвлей. Впервые её исследовали в 1973 году археологи Седрик Поггенпойл и Джон Паркингтон. С 1999 года, в связи с возобновлённым интересом к Африке как колыбели искусства каменного века, раскопки продолжает совместная группа исследователей из Бордо и Кейптауна под руководством Пьера-Жана Тексье. На сегодняшний день команда обнаружила серию археологических слоёв, свидетельствующих о непрерывном заселении пещеры как минимум с 130 000 до 45 000 лет до н.э. Эти слои охватывают археологические периоды доклассического Стилбей, Стилбей, Хауизонс-Порт и пост-Хауизонс-Порт. В укрытии найдены свидетельства нескольких различных палеолитических культур каменных орудий, связанных с анатомически современными людьми.
Примечание: для сравнения с более поздним африканским искусством см. изображения животных на камнях из пещеры Аполлон-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Гравюры на скорлупе страусиных яиц
Кроме каменных орудий и множества других артефактов, исследователи обнаружили 270 фрагментов (размером не более 20–30 мм) от примерно 25 страусиных яиц, захороненных в 18 археологических слоях, датируемых периодом между 65 000 и 55 000 гг. до н.э. На скорлупе яиц были выгравированы разнообразные геометрические мотивы, преимущественно в виде перекрёстной штриховки — стиля абстрактного искусства, ранее обнаруженного на кусочках охры в пещере Клазис-Ривер, а также в пещерах Кляйн-Клифхёйс, Вондерверк и Бломбос. Фрагменты скорлупы, относящиеся ко всему периоду заселения (130 000–45 000 гг. до н.э.), действительно находили, однако гравировки присутствуют только на материалах периода Хауизонс-Порт (60 000–55 000 гг. до н.э.). Конечно, никто не утверждает, что страусиные яйца представляли собой форму мобильного искусства или пример «искусства ради искусства». Почти наверняка они использовались как ёмкости для воды (объём около 1 литра), поскольку известно, что охотники-собиратели пустыни Калахари в этом регионе применяли скорлупу страусиных яиц для этой цели на протяжении всего среднего и позднего палеолита, и некоторые до сих пор продолжают это делать. Кроме того, узоры декоративных символов, выгравированные на яйцах, вероятно, указывали на их владельца и, возможно, на содержимое. Большое количество гравированных фрагментов позволило исследователям сделать вывод, что существовали определённые правила относительно допустимых узоров декоративного искусства, хотя допускались и некоторые стилистические вариации. Более того, узоры со временем менялись: перекрёстная штриховка преобладала в первых 12 слоях Дипклоф, но затем её сменили мотивы из параллельных линий. Различия в орнаментах на скорлупе яиц — ещё одно свидетельство того, что эти современные люди вполне владели символическим мышлением и привыкли использовать базовые формы прикладного искусства и дизайна, чтобы превращать обыденные предметы в уникальные.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?