Купулы пещеры Ла-Ферраси читать ~5 мин.
Ла-Ферраси (La Ferrassie) — один из важнейших доисторических памятников, связанных с франко-кантабрийским наскальным искусством. Это крупный пещерный комплекс, служивший стоянкой для неандертальцев. Он расположен недалеко от города Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй в регионе Перигор (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Пещера особенно знаменита серией купул (чашевидных углублений) — примитивной формы наскального искусства. Эти знаки, датируемые мустьерской культурой (около 60 000 лет до н.э.), считаются одними из древнейших примеров доисторического искусства в Европе. Кроме неандертальских купул, в пещере также были обнаружены наскальные гравюры, созданные уже в эпоху ориньякской культуры. Для сравнения, другие древние образцы искусства включают гравюры из пещеры Бломбос в Африке (ок. 70 000 лет до н.э.) и гравюры на страусиной скорлупе из пещеры Дипклоф (ок. 60 000 лет до н.э.), а также более поздние неандертальские наскальные рисунки в пещере Горама в Гибралтаре (ок. 37 000 лет до н.э.).
Регион Дордонь исключительно богат и другими значимыми памятниками искусства каменного века. Среди них: убежище Кастанет (35 000 лет до н.э.), пещера Шове (30 000 лет до н.э.), пещера Абри-дю-Пуассон (23 000 лет до н.э.), пещера Ласко (17 000 лет до н.э.), фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.), пещера Фон-де-Гом (14 000 лет до н.э.) и пещера Ле-Комбарелль (12 000 лет до н.э.). Также в этом регионе находятся стоянки Абри-Пато, Бернифаль, Абри-Реверди и Национальный музей доисторической эпохи Франции (Musée National de Préhistoire).
Пещера Ла-Ферраси: история и раскопки
Палеоархеологические раскопки на этом участке начались в начале XX века под руководством французских исследователей Луи Капитана (Louis Capitan) и Дени Пейрони (Denis Peyrony). В ходе работ были обнаружены ископаемые останки, каменные орудия и другие свидетельства человеческого присутствия, относящиеся к различным культурам среднего и верхнего палеолита, включая мустьерскую, шательперонскую, ориньякскую и перигорскую. Основными обитателями пещеры в мустьерскую эпоху были неандертальцы (Homo sapiens neanderthalensis).
На территории стоянки было найдено неандертальское кладбище, возраст которого точно не установлен. Самой известной находкой стал один из наиболее полных скелетов неандертальца, получивший название «Ла-Ферраси 1». Это был взрослый мужчина возрастом 40–55 лет. Судебно-медицинское исследование скелета выявило признаки остеоартрита, что указывает на ограниченную подвижность этого человека. Тот факт, что он дожил до преклонного для того времени возраста, свидетельствует о заботе со стороны сородичей — это служит ещё одним подтверждением высокого уровня социального развития неандертальской культуры. Всего на этом кладбище были найдены останки шести детей и ещё одного взрослого.
Особое значение имеет захоронение ребёнка, известное как «Ла-Ферраси 6», обнаруженное в 1933 году. Могила была накрыта большой известняковой плитой, на нижней стороне которой находились выдолбленные купулы: два крупных углубления и восемь пар более мелких. Эта находка побудила всемирно известного археолога Роберта Беднарика (Robert Bednarik) охарактеризовать данный памятник как свидетельство значительной культурной сложности неандертальцев, предполагая наличие у них символического мышления и ритуальной практики.
Интересный факт:
Захоронения в Ла-Ферраси являются одним из самых убедительных доказательств того, что неандертальцы практиковали намеренные погребения. Расположение тел, наличие погребального инвентаря и такие детали, как каменная плита с купулами, указывают на существование у них сложных ритуалов, связанных со смертью. Это ставит под сомнение устаревшее представление о неандертальцах как о примитивных существах, лишённых духовной культуры.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Датировка купул в пещере Ла-Ферраси
Учитывая следы мустьерского заселения, купулам приписывают примерную дату около 60 000 лет до н.э. Однако Беднарик считает, что они, “скорее всего, датируются периодом между 70 000 и, возможно, 40 000 лет назад”. По его мнению, исчезновение неандертальцев из археологической летописи после 40 000 лет до н.э. указывает на то, что “дата ближе к 70 000, чем к 40 000 лет назад”. Другие купулы были найдены на европейских стоянках позднего мустьерского периода (ок. 300 000–30 000 гг. до н.э.), а также на объектах, связывающих мустьерскую культуру с ранним ориньякским искусством. Тем не менее купулы из пещеры Ла-Ферраси остаются одним из древнейших образцов искусства, обнаруженных в Европе.
Чтобы сравнить эволюцию купул с другими петроглифами, см.: Хронология доисторического искусства.
Купулы и «высокое искусство» палеолита
В отличие от «классического» наскального искусства верхнего палеолита, такого как абстрактные красные точки в пещере Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.) или великолепная наскальная живопись в пещере Альтамира, купулы представляют собой гораздо более древнюю форму антропогенного искусства. Они считаются древнейшим искусством, когда-либо созданным человеком (среди которых и петроглифы Бхимбетки в Индии). Купулы встречаются на всех обитаемых континентах и создавались на протяжении всех трёх эпох каменного века — палеолита, мезолита и неолита, а также в более поздние исторические времена. К сожалению, специалисты до сих пор не могут однозначно определить их смысл и культурное значение. В результате купулы не всегда воспринимаются как форма искусства столь же серьёзно, как наскальные росписи или скульптура ледникового периода.
Гравюры Ла-Ферраси
Кроме купул, в скальном укрытии Ла-Ферраси также был обнаружен ряд каменных блоков, украшенных наскальными гравюрами. На них встречаются гравированные и раскрашенные изображения животных, а также несколько глубоко вырезанных символов вульвы. Большинство этих произведений, по-видимому, относится к более позднему ориньякскому периоду, когда в пещере уже обитали Homo sapiens. Это свидетельствует о культурной преемственности данного места, которое оставалось важным для разных видов людей на протяжении десятков тысяч лет.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?