Купулы пещеры Ла-Ферраси читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Ла-Ферраси — самый древний известный памятник франко-кантабрийского наскального искусства. Это крупный пещерный комплекс неандертальцев, расположенный недалеко от Лез-Эзи в регионе Перигор департамента Дордонь на юго-западе Франции. Пещера знаменита серией купул — примитивной формы наскального искусства, датируемых мустьерской культурой (ок. 60 000 лет до н.э.), что делает её древнейшим примером доисторического искусства в Европе. Кроме неандертальских купул, в пещере также обнаружены наскальные гравюры эпохи ориньякской культуры. (О мустьерском искусстве в Африке см.: гравюры пещеры Бломбос, ок. 70 000 лет до н.э., и гравюры на страусиных яйцах из пещеры Дайпклойф, ок. 60 000 лет до н.э.) О неандертальских гравюрах см.: наскальное искусство пещеры Горхэм (ок. 37 000 лет до н.э.), Гибралтар.
Регион Дордонь богат и другими важными памятниками искусства каменного века, включая: убежище Кастане (35 000 лет до н.э.), пещеру Шове (30 000 лет до н.э.), пещеру Абри-дю-Пуассон (23 000 лет до н.э.), пещеру Ласко (17 000 лет до н.э.), фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.), пещеру Фонт-де-Гом (14 000 лет до н.э.), пещеру Ле-Комбарелль (12 000 лет до н.э.), Абри-Пато, Бернифаль, Абри-Реверди, а также Национальный музей доисторической культуры Франции (Musée National de Préhistoire).
Пещера Ла-Ферраси: история и раскопки
Палеоархеологические раскопки на этом участке начались в начале XX века под руководством Луи Капитана и Дени Пейрони. Здесь были обнаружены ископаемые останки, каменные орудия и другие признаки человеческого присутствия, относящиеся к различным культурам среднего и верхнего палеолита, включая мустьерскую, шательперонскую, ориньякскую и перигордийскую эпохи. Основными обитателями были Homo sapiens neanderthalensis, а на участке находилось неандертальское мустьерское кладбище неизвестного возраста, откуда был извлечён один из самых полных скелетов неандертальца (возраст 40–55 лет) — в захоронении Ла-Ферраси 1. Судебно-медицинское исследование скелета выявило признаки остеоартрита, что свидетельствует о том, что человека заботливо поддерживали, несмотря на его ограниченную подвижность, — ещё одно подтверждение высокого уровня развития неандертальской культуры. Также были найдены плейстоценовые останки шести детей и ещё одного взрослого.
Кроме того, в 1933 году в захоронении Ла-Ферраси 6 была обнаружена крупная известняковая плита, покрывавшая могилу неандертальского ребёнка. На её нижней стороне находилось расположение купул, состоявшее из двух крупных углублений и восьми пар более мелких отверстий. Это побудило всемирно известного археолога Роберта Беднарика охарактеризовать весь памятник как обладающий значительной культурной сложностью.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Датировка купул в пещере Ла-Ферраси
С учётом свидетельств мустьерского заселения купулам приписывают приблизительную дату 60 000 лет до н.э., хотя Беднарик считает, что они «скорее всего датируются периодом между 70 000 и, возможно, 40 000 лет назад. Исчезновение неандертальцев из археологической летописи после 40 000 лет до н.э. указывает на то, что дата ближе к 70 000, чем к 40 000 лет назад». Другие купулы были обнаружены на европейских памятниках позднего мустьерского периода (ок. 300 000–30 000 гг. до н.э.), а также на раскопках, связывающих мустьерскую культуру с ранним периодом ориньякского искусства, однако купулы пещеры Ла-Ферраси остаются древнейшим искусством, обнаруженным в Европе.
Чтобы сравнить эволюцию купул с другими петроглифами, см.: Хронология доисторического искусства.
Купулы и «высокое искусство» наскальной живописи и скульптуры
В отличие от «современного» наскального искусства верхнего палеолита — такого как абстрактные красные точки в пещере Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.) или великолепная наскальная живопись в Альтамире — купулы представляют собой гораздо более древнюю форму антропогенного искусства. Они являются древнейшим искусством, когда-либо созданным человеком (см. петроглифы Бхимбетки), встречаются на всех обитаемых континентах и создавались во все три эпохи каменного века — палеолит, мезолит и неолит — а также в исторические времена. К сожалению, специалисты до сих пор не могут понять их смысл и культурное значение. В результате купулы не воспринимаются всерьёз — как форма искусства — в той же мере, что и наскальные росписи или скульптура эпохи ледникового периода.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?