Наскальное искусство пещеры Фон-де-Гом:
фриз бизонов читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Фон-де-Гом — один из важнейших памятников доисторического искусства, уступающий лишь пещерам Ласко, Шове и Альтамиры. Известный французский археолог аббат Анри Брейль (1877–1961) в своей фундаментальной книге «Четыреста веков наскального искусства» назвал её одним из шести лучших примеров франко-кантабрийского наскального искусства. Фонт-де-Гом особенно знаменита своими росписями с гравировкой и считается одним из величайших образцов мадленского искусства — завершающего этапа верхнего палеолита. Действительно, за исключением Ласко, которое сегодня закрыто для публики, Фонт-де-Гом считается главным памятником полихромной наскальной живописи во Франции. На сегодняшний день идентифицировано около 250 гравированных и расписных фигур, включая бизонов, лошадей, мамонтов, северных оленей, шерстистых носорогов и волка. Среди самых знаменитых изображений — «Лизающий северный олень», «Прыгающая лошадь» и «Фриз бизонов». Другие произведения палеолитического искусства в Фонт-де-Гом включают разнообразные абстрактные знаки, несколько рук-трафаретов, расписные изображения женских гениталий и по крайней мере один предмет доисторической скульптуры. Чтобы понять хронологию палеолитической гравировки и живописи, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Список древнейших произведений искусства во Франции и других странах см. в статье: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Местоположение
Пещера Фонт-де-Гом расположена в долине Везер близ Лез-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь на юго-западе Франции. Соседние пещеры включают убежище Пуассон (искусство датируется 23 000 лет до н.э.); убежище Лоссель (23 000 лет до н.э.); убежище Ла-Мадлен (20 000 лет до н.э.); пещеру Ласко (17 000 лет до н.э.); Ложери-От (14 000 лет до н.э.); пещеру Руффиньяк («Пещера ста мамонтов») (14 000 лет до н.э.); скальное укрытие Кап-Блан (13 000 лет до н.э.); и пещеру Ле-Комбарелль (12 000 лет до н.э.).
Открытие
Хотя пещера Фонт-де-Гом была известна веками, её наскальное искусство было обнаружено лишь в 1901 году, когда Дени Пейрони (1869–1954) — известный французский специалист по искусству Перигора — впервые увидел росписи (первое известное наскальное изображение каменного века в провинции Перигор), всего через несколько дней после осмотра петроглифов в соседней пещере Ле-Комбарелль в сопровождении Анри Брейля. Сам Брейль начал изучать искусство Фонт-де-Гом в 1903 году. С 1958 по 1964 год в пещере проводились успешные раскопки под руководством Андре Леруа-Гурхана (1911–1986), П. Добисса, К. Баррьера, А. Руссо и Д. Вьялу. С 1966 по 1968 год дополнительные исследования осуществлял Ф. Прат, который в 1966 году и обнаружил знаменитый фриз бизонов. До этого росписи были скрыты слоем серого кальцита, делавшего изображения почти невидимыми. На самом деле, значительная часть рисунков пещеры была обнаружена лишь в последние десятилетия, и многие из них по-прежнему скрыты под слоями кальцита, становясь видимыми только при помощи ультрафиолетового или инфракрасного света.
Датировка и планировка
Археологические находки (включая кремнёвые долота, скребки и лезвия) свидетельствуют, что люди каменного века присутствовали в передней части (вестибюле) пещеры Фонт-де-Гом начиная примерно с 45 000 лет до н.э. и время от времени использовали её вплоть до 10 000 лет до н.э. Более глубокие участки пещеры не показывают следов человеческого пребывания. В настоящее время самое древнее искусство датируется примерно 14 000 лет до н.э., хотя отдельные знаки вполне могут относиться к эпохе ориньякского искусства (до 25 000 лет до н.э.).
Святилище Фонт-де-Гом имеет среднюю глубину; росписи и гравюры расположены вдоль узкой галереи длиной около 130 метров, от которой отходят небольшие помещения и два боковых прохода. На сегодняшний день обнаружено около 250 изображений животных, многие из которых сопровождаются знаками.
Наскальное искусство пещеры Фонт-де-Гом
Наскальное искусство Фонт-де-Гом включает более 200 полихромных изображений: 82 бизона, 45 лошадей, 29 мамонтов, 18 оленей (включая северных оленей), 8 быков, 4 серны, 2 шерстистых носорога, 1 кошачьего и 1 волка. Художники использовали естественные изгибы скалы, чтобы придать росписям максимальный трёхмерный эффект, а чёрные контуры, нанесённые поверх гравировок, дополнительно усиливают рельефность изображений. Среди абстрактных знаков — 4 отпечатка рук, 5 тектиморфных знаков, 1 овал, 2 четырёхугольных знака и 1 полукруг.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?