Наскальное искусство пещеры Фон-де-Гом:
фриз бизонов читать ~7 мин.
Пещера Фон-де-Гом — один из важнейших памятников доисторического искусства, уступающий по значимости лишь пещерам Ласко, Шове и Альтамира. Известный французский археолог и аббат Анри Брейль (фр. Henri Breuil; 1877–1961) в своей фундаментальной книге «Четыреста веков наскального искусства» относил её к шести величайшим образцам франко-кантабрийского наскального искусства. Фон-де-Гом особенно знаменита своими полихромными росписями с элементами гравировки и считается одним из лучших примеров мадленского искусства — завершающего этапа верхнего палеолита. Сегодня Фон-де-Гом, в отличие от закрытой для туристов пещеры Ласко, является главным памятником полихромной наскальной живописи во Франции, доступным для посещения. На сегодняшний день в ней идентифицировано около 250 гравированных и расписных фигур, включая бизонов, лошадей, мамонтов, северных оленей, шерстистых носорогов и волка. Среди самых знаменитых изображений — «Лижущий северный олень», «Прыгающая лошадь» и «Фриз бизонов». Другие произведения палеолитического искусства в Фон-де-Гом включают разнообразные абстрактные знаки, несколько трафаретных изображений рук, рисунки женских гениталий и по крайней мере один предмет доисторической скульптуры. Чтобы лучше понять хронологию палеолитической живописи и гравировки, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Список древнейших произведений искусства во Франции и других странах см. в статье: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Местоположение
Пещера Фон-де-Гом расположена в долине реки Везер, недалеко от коммуны Лез-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь на юго-западе Франции. Соседние доисторические памятники включают пещеру Пуассон (искусство датируется 23 000 лет до н.э.), грот Лоссель (23 000 лет до н.э.), стоянку Ла-Мадлен (20 000 лет до н.э.), пещеру Ласко (17 000 лет до н.э.), Ложери-От (14 000 лет до н.э.), пещеру Руффиньяк, известную как «Пещера ста мамонтов» (14 000 лет до н.э.), скальное укрытие Кап-Блан (13 000 лет до н.э.) и пещеру Ле-Комбарелль (12 000 лет до н.э.).
Открытие
Хотя сама пещера была известна веками, её наскальное искусство было обнаружено лишь 12 сентября 1901 года. Местный учитель Дени Пейрони (1869–1954), ставший впоследствии известным специалистом по доисторическому искусству Перигора, первым оценил значимость росписей. Это произошло всего через несколько дней после того, как он вместе с Анри Брейлем осмотрел петроглифы в соседней пещере Ле-Комбарелль. Сам Брейль начал детальное изучение Фон-де-Гом с 1903 года. Позже, с 1958 по 1964 год, в пещере проводились раскопки под руководством выдающегося археолога Андре Леруа-Гурхана (1911–1986). Дополнительные исследования проводились до 1968 года, и именно в 1966 году был обнаружен знаменитый фриз бизонов. Многие изображения долгое время были скрыты под слоем полупрозрачного кальцита, что делало их почти невидимыми. Часть рисунков была открыта лишь в последние десятилетия, и многие до сих пор остаются скрытыми, становясь видимыми только при специальном освещении.
Датировка и планировка
Археологические находки, включая кремнёвые инструменты (долота, скребки и лезвия), свидетельствуют о том, что люди каменного века начали использовать входную часть пещеры (вестибюль) примерно с 45 000 лет до н.э. и периодически возвращались сюда вплоть до 10 000 лет до н.э. В более глубоких частях пещеры следов постоянного пребывания человека не обнаружено. Самое древнее искусство в Фон-де-Гом датируется мадленской эпохой, примерно 14 000 годом до н.э., хотя отдельные знаки теоретически могут относиться и к более раннему ориньякскому периоду (около 25 000 лет до н.э.).
Святилище Фон-де-Гом представляет собой узкую галерею длиной около 130 метров, от которой отходят небольшие залы и два боковых прохода. Росписи и гравюры расположены вдоль этого основного коридора.
Наскальное искусство пещеры Фон-де-Гом
Наскальное искусство Фон-де-Гом включает более 200 полихромных изображений: 82 бизона, 45 лошадей, 29 мамонтов, 18 оленей (включая северных), 8 быков, 4 серны, 2 шерстистых носорога, 1 представителя кошачьих и 1 волка. Древние художники мастерски использовали естественные изгибы и рельеф скалы, чтобы придать изображениям трёхмерный эффект. Чёрные контуры, нанесённые поверх гравировки, дополнительно усиливали объём фигур. Среди абстрактных символов в пещере найдены 4 отпечатка рук, 5 тектиформных (домикообразных) знаков, 1 овал, 2 четырёхугольных знака и 1 полукруг.
Важно помнить, что в палеолитическую эпоху галереи Фон-де-Гом были погружены в абсолютную темноту. Художники работали при тусклом свете примитивных факелов или жировых ламп. Кроме того, в отличие от росписей пещеры Ласко и рисунков пещеры Шове, которые были герметично запечатаны обвалами на тысячелетия, изображения в Фон-де-Гом подвергались воздействию влаги, перепадов температур и вмешательству человека.
Художественные техники и материалы
Мастера Фон-де-Гом владели сложной комбинированной техникой. Они не просто рисовали, а создавали многослойные произведения. Сначала контур животного процарапывался или гравировался на каменной поверхности с помощью кремнёвого резца. Затем наносились краски, изготовленные из природных минералов. Чёрный пигмент получали из диоксида марганца или древесного угля, а красные, жёлтые и коричневые оттенки — из охры (глины, богатой оксидами железа). Пигменты растирались в порошок и смешивались со связующим веществом, таким как вода, животный жир или костный мозг. Краску наносили пальцами, пучками мха или примитивными кистями из шерсти животных.
Основная часть рисунков сосредоточена вдоль узкого прохода. Его первая часть, известная как «Большая галерея фресок» (Grande Galerie des Fresques), особенно богата наскальными гравюрами животных, в основном бизонов, раскрашенных красной и чёрной краской. Типичная техника — чёрный контур и тело, заполненное красной охрой. Здесь можно увидеть гравированных мамонтов, наложенных на крупного красного бизона, а также двух великолепных северных оленей, обращённых друг к другу. Под ними расположены два красных тектиформных знака.
Прямо перед перекрёстком галерей находится знаменитая сцена «Лижущий северный олень». Стоящий самец с большими чёрными рогами нежно наклоняется, чтобы лизнуть лоб коленопреклонённой самки, окрашенной красной охрой. Момент касания мастерски выгравирован, что придаёт сцене глубину и трогательность, редко встречающуюся в суровом искусстве каменного века.
Правая галерея содержит знаменитую роспись чёрной «Прыгающей лошади». Художник искусно использовал естественные формы скалы: задняя нога и хвост лошади образованы известковым натёком, а изгиб живота повторяет форму сталактитового потока. Также в этой галерее был найден предмет мобильного искусства — резная голова лошади на кости животного.
Далее по основному проходу, на левой стене, расположен знаменитый «Фриз бизонов», обнаруженный в 1966 году. Он включает пять фигур — трёх самцов и двух самок — с изящно прорисованными контурами и телами, раскрашенными чёрно-коричневой и красной краской на фоне жёлтых кальцитовых натёков.
За фризом следует небольшая ниша, известная как «Зал бизонов» (Salle des bisons). На потолке и стенах этой комнаты великолепно изображены 13 бизонов в самых разнообразных и сложных позах. Завершают галерею фигуры туров, шерстистых носорогов и странный контур, напоминающий человеческую голову.
Предназначение доисторического искусства
Точное предназначение наскальной живописи остаётся предметом научных споров. Одна из самых ранних теорий, выдвинутая ещё Анри Брейлем, предполагает существование «охотничьей магии». Согласно ей, изображения животных служили ритуальным целям: «убивая» нарисованного зверя, охотники обеспечивали себе удачу в реальной охоте. Другая популярная гипотеза связывает пещерное искусство с шаманизмом. Пещеры рассматривались как порталы в мир духов, а рисунки — как изображения видений, полученных шаманом в состоянии транса. Некоторые исследователи также считают, что эти «картинные галереи» могли служить для передачи знаний и мифов новым поколениям, выполняя образовательную и социальную функции.
Стилистически, по классификации Леруа-Гурхана, росписи и гравюры Фон-де-Гом относятся к Стилю III (18 000–14 000 гг. до н.э.) и Стилю IV (13 000–10 000 гг. до н.э.), что соответствует солютрейской и мадленской культурам. Однако не исключено, что некоторые знаки, например, трафареты рук, могут оказаться древнее после проведения точной датировки современными методами.
Сохранение и доступ для публики
Фон-де-Гом — одна из немногих пещер с оригинальной полихромной живописью палеолита, которая до сих пор открыта для публики. Однако её сохранение требует огромных усилий. Углекислый газ от дыхания посетителей, изменения температуры и влажности, а также занесённые извне микроорганизмы могут нанести непоправимый вред древним рисункам. Чтобы минимизировать риски, доступ в пещеру строго ограничен: количество посетителей в день невелико, а билеты необходимо бронировать задолго до визита. Этот хрупкий баланс между доступом к культурному наследию и его сохранением делает посещение Фон-де-Гом уникальной возможностью прикоснуться к искусству ледникового периода.
Другим важным памятником мадленской наскальной живописи является пещера Тито-Бустильо (14 000 лет до н.э.) в Астурии, Испания.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?