Гёбекли-Тепе, мегалиты читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Краткое содержание
Гёбекли-Тепе — редкий и важный памятник раннего мегалитического искусства. Это археологический курган (телль), относящийся к мезолиту, расположенный на вершине хребта в юго-восточной Анатолии, Турция, недалеко от города Шанлыурфа. Курган, образовавшийся из накопленных остатков древних поселений, имеет высоту около 49 футов (15 метров) и диаметр примерно 1000 футов (300 метров). Комплекс, самые ранние остатки которого датируются радиоуглеродным методом примерно 9559 г. до н.э., содержит древнейшее искусство, связанное с каменными сооружениями. Это древнее искусство включает большое количество каменной скульптуры, в частности рельефы животных — быков, кабанов, львов, лисиц, газелей, рептилий и грифов, — а также абстрактные пиктограммы и петроглифы. (Примечание: о символах и мотивах, использовавшихся в каменном веке, см.: Доисторические абстрактные знаки, 40 000–10 000 гг. до н.э.) Примечательно, что изображений человека обнаружено крайне мало; среди них — рельефная скульптура обнажённой женщины в присевшей позе, найденная среди обломков. Хотя первоначальное назначение Гёбекли-Тепе остаётся неясным, по мнению немецкого археолога Клауса Шмидта, руководившего всеми раскопками на этом участке с середины 1990-х годов, изначально он использовался как неолитическое священное место, культовый центр или святилище. Об этом свидетельствует большое количество мегалитов, использованных при его строительстве. Например, в первые две фазы строительства (ок. 9500–7500 гг. до н.э.) в круговом порядке было установлено более двухсот Т-образных колонн, каждая весом до 20 тонн, увенчанных огромными известняковыми плитами. Другой важный современный памятник каменной резьбы в юго-восточном Средиземноморье — гравюры в пещере Аддаура (11 000 лет до н.э.).
См. также: Древнейшее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Открытие
Археологический потенциал Гёбекли-Тепе впервые был замечен в 1963 году археологами из Стамбульского университета и Чикагского университета. Затем в 1994 году Клаус Шмидт — только что завершивший исследования на другом неолитическом памятнике, Невали-Чори — ознакомился с результатами их обследования и решил начать новые раскопки. Именно эти повторные исследования вскоре выявили огромные Т-образные колонны, составлявшие основу первоначальных построек, а также три ещё более крупные незавершённые колонны весом до 50 тонн. Кроме того, были обнаружены несколько пещер — одна из них содержала пример доисторической скульптуры в виде быкоподобного существа — а также следы более поздних эпох: римской архитектуры и византийского искусства.
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ Чтобы понять, как мегалиты вписываются в эволюцию искусства каменного века, см.: Хронология доисторического искусства.
АНАТОЛИЯ Другой пример анатолийской культуры: Хеттское искусство (1600–1180 гг. до н.э.)
Археология
Следует отметить, что археологический потенциал Гёбекли-Тепе — включая его значение как источника доисторического искусства — практически не затронут: на сегодняшний день исследовано лишь около 5% территории памятника. Более того, Шмидт считает возможным, что участок мог функционировать как религиозный центр ещё до того, как на нём начали добывать и устанавливать колонны, — возможно, уже с 11 000 лет до н.э. Здесь даже могло существовать скальное укрытие с ещё не обнаруженным наскальным искусством.
На данный момент известно, что Гёбекли-Тепе был построен до так называемой неолитической революции высокоразвитым обществом — более сложным, чем любое другое, известное науке в X тысячелетии до н.э. Он значительно старше появления керамической посуды, металлургии, изобретения письменности и колеса и представляет собой древнейшее религиозное сооружение, известное археологии. Прежде всего, Гёбекли-Тепе предлагает новые объяснения эволюции неолитического общества, демонстрируя, что охотники-собиратели были способны возводить монументальные комплексы ещё до возникновения оседлых земледельческих общин.
Дополнительные материалы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?