Пещерные рисунки Ласко читать ~20 мин.
В период верхнего палеолита, который начался около 40 000 лет до н.э., неандертальский человек был заменён более «современной» версией Homo sapiens. В то же время доисторическое искусство совершило огромный скачок вперёд, примером чему может служить наскальная живопись Западной Европы, достигшая своего апогея на стенах и потолках пещеры Ласко (Франция) и пещеры Альтамира (Испания), Обе они содержат одни из величайших образцов франко-кантабрийского пещерного искусства, относящегося к солютрейско-мадленской эпохе, датируемой 17 000-15 000 гг. до н.э. (см. также великолепные росписи бизонов). (См. также великолепные рисунки бизонов в пещере Фонт-де-Гом в Перигоре).
Пещера Ласко, обнаруженная в 1940 году недалеко от деревни Монтиньяк в регионе Дордонь на юго-западе Франции, особенно знаменита своей живописью, которая включает редкий пример человеческой фигуры, самое большое изображение, когда-либо найденное в доисторической пещере (Большой чёрный бык), и множество таинственных абстрактных знаков, которые ещё предстоит расшифровать.
Среди самых известных залов пещеры – «Зал быков», «Расписная галерея», «Апсида» и «Шахта». Всего в галереях и проходах Ласко, длина которых составляет около 240 метров, содержится около 2 000 изображений, из которых около 900 – животные, а остальные – геометрические символы различной формы. Из-за огромного количества изображений, их размеров и исключительной реалистичности, а также эффектных цветов Ласко (как и Альтамиру) иногда называют «Сикстинской капеллой доисторического периода».
Как и рисунки пещеры Шове, наскальные рисунки Ласко сохранились благодаря оползню, который закрыл доступ в пещеру около 13 000 лет до нашей эры. Вскоре после открытия пещеры в 1948 году её посетил Пабло Пикассо, который был поражён качеством наскальной живописи, заявив, что с тех пор человек не узнал ничего нового.
В 1979 году Ласко была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, вместе с другими 147 доисторическими объектами и 25 украшенными пещерами, расположенными в долине Везер в регионах Коррез и Дордонь. В 1963 году из-за сохраняющихся экологических проблем вход в пещеру Ласко был закрыт для посещения. В 1983 году в нескольких сотнях метров от первоначальной пещеры была открыта точная копия Большого зала быков и Расписной галереи, созданная под руководством Моник Пейтраль и известная как «Ласко II», и именно её посетители видят сегодня.
Кроме того, в Центре доисторического искусства , расположенном неподалёку в Ле-Тот, можно ознакомиться с полным набором произведений наскальной живописи Ласко. Любопытно, что самое древнее известное доисторическое наскальное искусство Франции – гравюры из Абри-Кастанье (ок. 35 000 лет до н.э.) – было обнаружено недавно в месте, расположенном менее чем в 7 милях от Ласко.
Чтобы понять, как наскальная живопись Ласко вписывается в эволюцию культуры каменного века, см: Хронология доисторического искусства. Кроме того, чтобы сравнить Ласко с самыми ранними пещерами, см: Пещерная живопись Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.). Чтобы сравнить Ласко с австралийским искусством, смотрите: Картины Брэдшоу (Кимберли), Наскальные рисунки Убирра (Арнемленд), Наскальные рисунки Кимберли (Западная Австралия) и Наскальные рисунки полуострова Бурруп (Пилбара). Эти стили рисунка и гравировки продолжали существовать в европейскую солютрейскую и мадленскую эпохи, хотя считается, что их самые ранние формы появились около 30 000 лет до н.э.
Открытие и состояние
Пещерный комплекс Ласко был открыт в 1940 году подростками Марселем Равидатом, Жаком Марсалем, Жоржем Аньелем и Симоном Коенкасеном, а восемь лет спустя он был открыт для посетителей. К 1955 году большая часть наскального искусства пещеры начала разрушаться под воздействием углекислого газа, выдыхаемого 1200 ежедневными посетителями, и других экологических проблем. На стенах начали появляться лишайники и кристаллы. В результате в 1963 году объект был закрыт для посещения. С тех пор все большую угрозу для целостности наскальных рисунков представляли микробы и грибки. В 2000-х годах ситуация усугубилась, что побудило Министерство культуры Франции организовать в 2009 году в Париже международный симпозиум («Ласко и проблемы сохранения в подземной среде») для обсуждения и решения этой проблемы.
Сегодня лишь небольшая группа людей (в основном учёные) имеют возможность посещения на несколько дней каждый год, чтобы не допустить, чтобы великолепные картины, рисунки и гравюры присоединились к своим создателям и полностью исчезли. Одна из задач, которая была успешно решена, – восстановление первоначального входа, чтобы в пещеру проникал солнечный свет. В 1999 году несколько исследователей стали свидетелями этого события впервые за 15 000 лет. Теперь установлено, что в ближайшем ко входу интерьере пещеры, включая Зал быков и Расписную галерею, было достаточно светло, чтобы работать около часа в течение нескольких дней в году.
Датировка
Хронологические вопросы о возрасте наскальных росписей Ласко, периоде их создания и принадлежности древнейших произведений искусства в комплексе до сих пор вызывают споры. Исследователь палеолита Андре Лерой-Гурхан считает, что пещера была украшена между концом солютрейского и началом мадленского периода (ок. 15 000-13 000 лет до н.э.). По мнению Лерой-Гурхана, стиль росписей Ласко соответствовал другим видам искусства, обнаруженным в этот период.
Среди характерных черт стиля – рога бизона, изображённые спереди; передние рога крупного рогатого скота, изображённые простой кривой, в то время как задний рог более извилистый; оленьи рога, изображённые в определённой перспективе, и так далее. Однако другие эксперты, а также результат радиоуглеродного анализа 17 000 лет до н.э., полученный в 1998 году из фрагмента наконечника копья, найденного в Апсиде, относят это искусство к стыку между солютрейской и предмадленской бадегульской эпохами.
В пользу этой точки зрения говорит и стиль геометрических знаков в пещере – «плакатный тип». По мнению исследователя палеолита Жана Клотта, они очень похожи на «дымовые трубы», найденные в наскальных рисунках Печ-Мерля (Лот, Франция), чьё искусство датируется 25 000 лет до н.э. Другими словами, наскальная живопись в Ласко, скорее всего, датируется примерно 15 000-17 000 годами до н.э., а самые ранние произведения были созданы не позднее 17 000 года до н.э. Кроме того, единство стиля рисунков и гравюр в Ласко указывает на то, что большинство из них было создано в течение относительно короткого периода времени, возможно, менее двух тысячелетий. (Примечание: Для сравнения с граветтскими изображениями см. наскальные рисунки пещеры Коскер.)
Планировка пещеры Ласко
Вход ведёт прямо в главную камеру, называемую Залом быков. Она ведёт в чуть меньшую Расписную галерею (тупик) или в Проход, оба из которых сильно украшены различными видами искусства, включая картины и гравюры. Пассаж ведёт в неф и апсиду (обе украшены изображениями), затем в галерею Мондмилч (Лунное молоко) с её рассыпчатой, не декорированной каменной поверхностью и, наконец, в расписной зал Кошек.
Зал быков
Зал быков – вероятно, самая известная в мире подземная галерея палеолитического искусства – имеет 19 метров в длину и ширину от 5,5 метров у входа до 7,5 метров в самой широкой точке. При входе в главную зону (Ротонду) первое изображение, которое встречается на пути, – голова и шея лошади с пушистой гривой. Второе – загадочный Единорог. Среди других примечательных изображений в Зале быков – фриз чёрных лошадей (длинная череда ауроков и лошадей), фриз маленьких оленей, головы шести быков, лошадь без головы и медведь. Из Зала быков есть два выхода: один ведёт в тупик, а другой – в главный Пассаж.
Расписная галерея
Эта прямая галерея длиной более 22 метров ведёт в тупик. Ее уникальной особенностью является отверстие, которое искусствоведы обоснованно считают апогеем палеолитического наскального искусства. Все классические доисторические животные представлены здесь в вихре крупных произведений: Большой чёрный бык, три китайские лошади, Падающая корова, Убегающая лошадь, а также ещё большее количество ауроков, ещё больше быков, бизонов, козерогов и лошадей.
Самая большая работа – 5-метровый «Большой чёрный бык», монументальность которого подчёркивается тем, как чёрная шкура изображена на бледном фоне, и отсутствием поблизости других фигур сопоставимого размера. Представлена почти вся анатомия быка, за исключением переднего левого копыта. Все животное покрыто аэрозольной краской. После этого осевая галерея превращается в довольно узкий проход с низким потолком. Многие картины нарисованы с использованием складок и контуров стен, чтобы подчеркнуть глубину и перспективу. В конце галереи, в части, известной как «Меандр», находится «Перевёрнутая лошадь».
Проход (Пассаж)
Участок пещеры, соединяющий Зал быков с Апсидой и Нефом. Однако, судя по концентрации фигур на его стенах – 380 фигур, включая 240 полных или фрагментарных животных, таких как вепри, бизоны, олени, лошади и козлы; 80 знаков и 60 неопределённых изображений – доисторические художники рассматривали его не просто как соединительный проход, а как важную самостоятельную галерею. Его длина составляет около 17 метров, а ширина – в среднем 4 метра. В солютрейские времена высота потолка не превышала полтора метра. Примечательные изображения: процессия выгравированных лошадей, лошадь с вывернутой ногой и бородатая лошадь.
В конце Пассажа находится перекрёсток: справа к нему присоединяется Апсида, а продолжение Пассажа называется Нефом.
Апсида
Это полусферическая пещера, похожая на апсиду в романской базилике, отсюда и её название. Судя по количеству обнаруженных здесь ритуальных артефактов, а также по искусству, Апсида, скорее всего, была священным сердцем Ласко. Диаметр апсиды составляет примерно 4,5 метра, высота её потолка – от 1,6 до 2,7 метра.
Почти каждый квадратный дюйм известняковых стен и потолка покрыт наложенными друг на друга петроглифами в виде выгравированных рисунков. Всего насчитывается более тысячи фигур: около 500 животных (в основном оленей) и 600 геометрических знаков или других абстрактных обозначений. На апсиду приходится более половины декоративного искусства во всей пещере.
Любопытно, что наибольшая плотность изображений наблюдается в самой глубокой части камеры, где апсида пересекается с шахтой. Среди примечательных изображений: Большой олень шириной 1,8 метра – самый крупный петроглиф в Ласко, останки нескольких крупных чёрных ауроков, Олень с тринадцатью стрелами, Панель мускусного быка, Фриз из нарисованных и выгравированных оленей и Великий колдун.
Шахта
В полу Апсиды есть отверстие (сейчас оно занято лестницей), открывающее доступ к «Шахте мертвеца» – небольшой части пещеры, известной как Большая расщелина. Это самая глубокая и замкнутая часть всей пещеры. У подножия лестницы и на прилегающей стене находится одна из самых замечательных доисторических пиктограмм, обнаруженных до сих пор.
Основная сцена изображает схватку между бизоном и человеком: бизон пронзён копьём и, похоже, мёртв. У человека голова, похожая на птичью, и он вытянулся, как будто тоже мёртв. Рядом с человеком лежит птица на жёрдочке. Неудивительно, что, учитывая тот факт, что люди почти никогда не изображаются на картинах каменного века, а сложные повествовательные сцены, подобные этой, встречаются не реже, пиктограмма вызвала ожесточённые споры о её точном значении. Странно, но других изображений в Шахте очень мало. Было найдено всего восемь: четыре животных (птица, бизон, лошадь и носорог) и три геометрических знака.
Неф
Длина нефа составляет восемнадцать метров, а ширина – в среднем 6 метров. Его потолок колеблется между 2,5 метрами у входа и 8 метрами в дальнем конце. Пол имеет 19-процентный уклон, а затем выравнивается, когда он ведёт в галерею Мондмилч. Большинство изображений в нефе – это гравюры из-за мягкости камня.
Примечательные области декора включают: панель Оттиска (отмечена за сопутствующие символы и знаки), панель Семь козлов, панель Большая чёрная корова (считается самой красивой сценой в пещере), Скрещённые зубры (лучший пример мадленского использования перспективы), и фриз Купающиеся олени, изображённые плавающими в воображаемом потоке.
Галерея Мондмилч (Лунное молоко)
Между нефом и камерой с рисунками кошек находится галерея Мондмилч (Лунное молоко), названная так в честь сталагмитовой инкрустации молочного цвета. Длина галереи составляет около 20 метров, ширина – около 2 метров, а высота потолка достигает 8 метров. Его рассыпчатые поверхности объясняют полное отсутствие каких-либо художественных украшений.
Зал Кошек
Камера длиной около 30 метров (100 футов) отличается от других галерей Ласко своими узкими размерами и крутым уклоном, который затрудняет передвижение. В результате зрителям приходится приседать, чтобы разглядеть рисунки, на которых, как следует из названия, изображены кошки. Кроме того, здесь есть несколько лошадей и знаков. Среди примечательных изображений: кошки в нише Фелины и гравюра с изображением спаривания двух львов.
Пещерное искусство
В палеолитической культуре преобладают два вида пещерного искусства: рисунок и гравировка. В Ласко, однако, преобладает живопись – сравнительно редкая ситуация для французских доисторических пещер. Основной техникой, которую использовали художники Ласко, было распыление измельчённых красящих пигментов по трубке из дерева, кости или растительных материалов – техника, которая, судя по всему, успешно работала на всех поверхностях во всем подземном комплексе.
Около 2 000 изображений делятся на две основные категории: животные и символы. Животные представлены видами, на которых мадленские пещерные люди охотились и употребляли в пищу (такие, как вепри, олени, мускусные лисицы, лошади и бизоны), а также опасными хищниками, которых они боялись (медведи, львы и волки). Любопытно, что, несмотря на то, что мадленскую эпоху прозвали «эпохой оленей», а также на большое количество костей оленей, обнаруженных в пещере, во всем комплексе есть только одно изображение оленя.
Исследования показали, что каждый вид животных, изображённый в Ласко, представляет определённый период календаря, в зависимости от их брачных привычек. Лошади символизируют конец зимы или начало весны, вепри – лето, а олени – наступление осени. В брачный период они чрезвычайно активны и оживлены. С этой точки зрения животное искусство Ласко контрастирует с живописью некоторых других мест, чьи изображения животных имеют гораздо более статичные очертания. (Сравните, например, изображения мамонтов из Каповой пещеры (12 500 лет до н.э.) в заповеднике Шульган-Таш, Россия. Примеры неолитического искусства животных из Анатолии см: Гобекли-Тёпе, мегалитическое искусство.)
Художники Ласко также были чрезвычайно искусны в передаче жизненной силы изображённых животных. Для этого они использовали широкие, ритмичные контуры вокруг участков с мягкой окраской. Как правило, животные изображаются в слегка искривлённой перспективе, их головы показаны в профиль, но рога или панты нарисованы спереди. В результате фигуры приобретают большую визуальную силу. Комбинированное использование профильной и фронтальной перспективы также является общей чертой месопотамского искусства и египетского искусства.
Различные абстрактные знаки и символы могут быть разделены на двенадцать различных групп. К ним относятся прямые линии, параллельные линии, ветвящиеся линии, вложенные друг в друга сходящиеся линии, четырёхугольные формы, ключичные знаки, v-образные линии и точки. Некоторые из более сложных знаков имеют сходство с абстрактным искусством, найденным в пещере Габилу, также в Дордони.
Распределение изображений весьма неравномерно. Более половины всего искусства пещеры находится на стенах и потолке Апсиды, которая занимает всего 6% площади. Проход – следующая наиболее сильно украшенная область.
Обсуждая художественное качество пещерного искусства каменного века, следует помнить о неблагоприятных условиях, в которых работали художники каменного века: плохое освещение (большинство картин создавалось с помощью горящих факелов или примитивных каменных ламп, заправляемых животным жиром); неудобные условия работы (для того чтобы добраться до высоких стен и потолков, приходилось использовать примитивные строительные леса). Кроме того, в Ласко (а также как минимум в 20 пещерах Франции и Испании) обнаружены доисторические трафареты рук и отпечатки «изуродованных» рук, оставленные в глине. Эксперты предположили, что, поскольку большие пальцы сохранились на всех руках, повреждения могли быть вызваны обморожением.
Примечание: чтобы сравнить пещерное искусство Ласко с африканским, посмотрите рисунки животных на камнях пещеры Аполлона-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Художественные материалы
Пещерная живопись в каменном веке требовала многочисленных ресурсов. Во-первых, художники должны были подобрать или изготовить вручную инструменты, необходимые для гравировки и рисования, затем собрать древесный уголь, минералы и другое сырье, необходимое для окраски. Уже одно это потребовало бы обширных знаний о местной местности и её возможностях. Кроме того, необходимо было уделить особое внимание различным камерам и поверхностям скал, которые должны быть украшены внутри пещеры.
Опытный доисторический художник посоветовал бы, что нужно подготовить – очистить, соскоблить или сделать подготовительные наброски, как лучше наносить краску на разные поверхности, какие пигменты и добавки нужны и т.д. Могло быть построено определённое оборудование, например строительные леса – как в Апсиде в Ласко, – а некоторые участки пещеры могли быть изменены для облегчения декоративных работ. Наконец, необходимо было определить иконографию пещеры и довести её до сведения всех художников.
Примечание: в Ласко археологи обнаружили в стенах апсиды гнезда (углубления), свидетельствующие о том, что для нанесения рисунков на потолок была специально построена система лесов.
Красящие пигменты
Красящие пигменты, использовавшиеся для украшения Ласко и других французских пещер, были получены из местных минералов. Это объясняет, почему доисторическая цветовая палитра, использовавшаяся художниками палеолита, относительно ограничена. Она включает в себя чёрный, все оттенки красного, а также ряд тёплых цветов, от темно-коричневого до соломенно-жёлтого. Лишь в исключительных случаях создавались другие цвета, например, сиреневый, который изображён на «гербе» под изображением Большой Чёрной Коровы в нефе.
Почти все пигменты получали из минералов, земли или древесного угля. В Ласко, например, исследования показывают, что все нарисованные и нарисованные фигуры были написаны красками, полученными из порошкообразных металлических оксидов железа и марганца. Оксиды железа (богатая железом глиняная охра, гематит, гётит), используемые для получения красного и других тёплых цветов, были широко доступны в Дордони, в то время как марганец также был распространен.
Любопытно, что в Ласко различные чёрные оттенки, использовавшиеся в росписях, были получены почти исключительно из марганца: углеродные источники (например, древесина, костный уголь) до сих пор удавалось обнаружить редко. Напротив, чёрные пигменты на основе углерода широко использовались в рисунках углём в пещере Шове-Пон-д’Арк. Об аналогичных работах в Австралии см: угольный рисунок Наварлы Габарнманг (ок. 26 000 лет до н.э.), древнейшее в Австралии наскальное искусство, датируемое углеродом.
Кисти
Исследования в Ласко показали, что художники не пользовались кистями, поэтому, по всей вероятности, широкие чёрные контуры фигур были созданы с помощью матов, подушечек или мазков мха или волос, или даже с помощью мазков сырой краски. Судя по количеству полых, окрашенных костей, обнаруженных в Ласко и других местах, большие закрашенные участки были созданы с помощью доисторической формы «распыления краски», когда краска выдувалась через трубку (из кости, дерева или тростника) на поверхность скалы.
Техники рисунка, живописи, гравировки
Три графические техники, использовавшиеся художниками в Ласко, – это живопись, рисунок и гравировка. Они использовались как независимо, так и в сочетании друг с другом. Например, для завершения работы над Большим чёрным быком в Расписной галерее потребовалось два метода. Голова и большая часть тела были покрыты спреем, а для росписи верхней части и хвоста использовался инструмент (коврик, подушечка, тампон), напоминающий кисть. Рисование выполнялось теми же орудиями, но ещё и окантованными кусочками марганца или оксида железа.
Гравировка – вероятно, самая распространённая художественная техника, использовавшаяся в Ласко, – заключалась в соскабливании внешнего слоя породы, в результате чего возникала разница в цвете. В результате «выгравированная линия» выглядит как рисунок. Кроме того, более толстые гравированные линии иногда использовались для придания объёма и рельефности очертаниям фигур животных.
Примечание: О других доисторических местах наскальной гравировки во Франции см: Абри Кастанье (35 000 лет до н.э.), Грот де Де-Оувертюр (26 500 лет), Гравюры пещеры Куссак (25 000 лет), Пещерное искусство Рукадура (24, 000 лет до н.э.), пещера Ле Плакар (17 500), пещера Руффиньяк (14 000-12 000), и пещера Ле Комбарель (12 000).
Значение и интерпретация наскального искусства Ласко
Являются ли пиктограммы и петроглифы в Ласко просто «искусством ради искусства»? Это кажется маловероятным. Пещерное искусство в Ласко было тщательно продумано, чтобы передать какую-то историю или послание, а не просто создано потому, что выглядит красиво. Начнём с того, почему изображены только животные: почему не деревья и горы? Почему игнорируются некоторые очень распространённые животные, например северные олени? Почему некоторые участки пещеры украшены сильнее, чем другие? Аргумент, что художники Ласко рисовали вещи только потому, что они были красивыми, не может ответить на эти вопросы.
Другая теория, предложенная в качестве интерпретации искусства каменного века в Ласко, – это так называемая «теория симпатической магии». Приверженец этой теории аббат Анри Брей, один из ведущих французских исследователей доисторического искусства, утверждает, что художники Ласко создавали свои рисунки и картины с изображением животных, пытаясь наложить на них чары и таким образом добиться господства над ними. Другими словами, художники рисовали раненых бизонов в надежде, что подобная примитивная «визуализация» заставит воображаемую сцену произойти на самом деле.
К сожалению, такая интерпретация наскальной живописи Ласко не слишком убедительна. Во-первых, здесь много изображений, которые не имеют очевидной связи с охотой (например, плавающие лошади, а также все знаки и символы). Во-вторых, в пещере Шове в Ардеше очень мало изображений животных, если они вообще есть, связаны с животными, на которых охотились: большинство из них – хищники, например львы.
Пожалуй, наиболее убедительным объяснением наскальных рисунков в Ласко является то, что они были созданы в рамках какого-то духовного ритуала. Согласно анализу, проведённому исследователем палеолита Лерой-Гурханом, Ласко был религиозным святилищем, использовавшимся для церемоний посвящения. Его уединённость и изолированность сделали бы его идеальным местом для проведения такого рода ритуальных церемоний. Кроме того, это объяснение согласуется с тем фактом, что некоторые камеры в Ласко украшены сильнее, чем другие, что подразумевает, что определённые области (например, Апсида) были особенно священными. В пользу этой теории говорит и ряд исследований отпечатков ног, показавших, что практически все следы в пещере были оставлены подростками – типичной категорией посвящаемых.
Одна вещь, которая остаётся необъяснённой ни одной из этих теорий, – почему в Ласко (и большинстве других палеолитических пещер) нет скульптур. К 17 000 лет до н.э. по всей Европе изготавливались статуэтки венеры и другие виды доисторической скульптуры. Почему не в пещерах?
Статьи по Теме
- Пещерные рисунки Альтамира(34000 лет до н.э.)
Великолепные изображения бизонов и очень древние абстрактные знаки. - Трафареты для рук в пещере Гаргас(25000 лет до н.э.)
Известны своими коллажами из изуродованных трафаретов для рук. - Кап-Блан-Фриз(15000 лет до н.э.)
Одновременно с Ласко, каменное убежище Кап-Блан содержит потрясающий 13-метровый фриз, лучший образец мадленской резьбы по камню. - Тюк д’Одубер(ок. 13 500 г. до н.э.)
известная своими рельефами зубров и абстрактными символами. - Пещера Труа Фрер(13000 лет до н.э.)
Известна гравировкой «Колдуна». - Рок-о-Сорсьер(около 12 000 лет до н.э.)
Содержит выдающийся фриз рельефной скульптуры. - Пещера Нио(12000 лет до н.э.).
Известна своим «Нуарным салоном» и редким изображением ласки углем.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?