Пещерные рисунки Ласко читать ~19 мин.
В период верхнего палеолита, который начался около 40 000 лет до н.э., на смену неандертальцу пришёл человек современного вида, Homo sapiens. В то же время доисторическое искусство совершило огромный скачок вперёд. Ярким примером этого является наскальная живопись Западной Европы, которая достигла своего апогея на стенах и потолках пещеры Ласко во Франции и пещеры Альтамира в Испании. В обеих пещерах находятся величайшие образцы франко-кантабрийского пещерного искусства, относящегося к солютрейско-мадленской эпохе (около 17 000–15 000 гг. до н.э.). (См. также великолепные рисунки бизонов в пещере Фонт-де-Гом в Перигоре).
Пещера Ласко, обнаруженная в 1940 году недалеко от деревни Монтиньяк в регионе Дордонь на юго-западе Франции, прославилась в первую очередь своей живописью. Она включает редкий пример изображения человеческой фигуры, самый большой из когда-либо найденных в доисторической пещере образ (Большой чёрный бык), а также множество таинственных абстрактных знаков, которые до сих пор не расшифрованы.
Среди самых известных залов пещеры — «Зал быков», «Расписная галерея», «Апсида» и «Шахта». В галереях и проходах Ласко, общая протяжённость которых составляет около 240 метров, насчитывается примерно 2 000 изображений. Из них около 900 — это животные, а остальные — геометрические символы различной формы. Из-за огромного количества рисунков, их размеров, исключительной реалистичности и эффектных цветов Ласко (как и Альтамиру) иногда называют «Сикстинской капеллой доисторической эпохи».
Наскальные рисунки Ласко хорошо сохранились благодаря оползню, который запечатал вход в пещеру примерно в 13 000 году до н.э. В 1948 году пещера была открыта для публики. Вскоре после этого её посетил Пабло Пикассо, который, по свидетельствам, был так впечатлён качеством наскальной живописи, что воскликнул: “С тех пор мы не изобрели ничего нового!”.
В 1979 году Ласко была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе группы объектов «Доисторические стоянки и пещеры с росписями в долине реки Везер». В 1963 году из-за экологических проблем, связанных с сохранностью росписей, вход в пещеру Ласко был закрыт для посещения. В 1983 году в нескольких сотнях метров от неё была открыта точная копия «Зала быков» и «Расписной галереи», созданная под руководством Моник Пейтраль и известная как «Ласко II». Именно эту копию сегодня могут посетить туристы.
Кроме того, в Центре доисторического искусства в Ле-Тот, расположенном неподалёку, можно ознакомиться с полным набором произведений наскального искусства Ласко. Любопытно, что древнейшие из известных во Франции образцов наскального искусства — гравюры из Абри-Кастанье (ок. 35 000 лет до н.э.) — были обнаружены в месте, расположенном менее чем в 12 километрах от Ласко.
Чтобы понять, как наскальная живопись Ласко вписывается в эволюцию культуры каменного века, см: Хронология доисторического искусства. Кроме того, чтобы сравнить Ласко с самыми ранними пещерами, см: Пещерная живопись Эль-Кастильо (39 000 лет до н.э.). Чтобы сравнить Ласко с австралийским искусством, смотрите: Картины Брэдшоу (Кимберли), Наскальные рисунки Убирра (Арнемленд), Наскальные рисунки Кимберли (Западная Австралия) и Наскальные рисунки полуострова Бурруп (Пилбара). Эти стили рисунка и гравировки продолжали существовать в европейскую солютрейскую и мадленскую эпохи, хотя считается, что их самые ранние формы появились около 30 000 лет до н.э.
Открытие и состояние
Пещерный комплекс Ласко был открыт в 1940 году подростками Марселем Равидатом, Жаком Марсалем, Жоржем Аньелем и Симоном Коенка. Восемь лет спустя он был открыт для посетителей. К 1955 году большая часть наскального искусства пещеры начала разрушаться из-за углекислого газа, выдыхаемого посетителями (до 1200 человек в день), и других экологических проблем. На стенах начали появляться лишайники и кристаллы. В результате в 1963 году объект был закрыт для посещения. С тех пор всё большую угрозу для целостности наскальных рисунков представляли микробы и грибки. В 2000-х годах ситуация усугубилась, что побудило Министерство культуры Франции организовать в 2009 году в Париже международный симпозиум («Ласко и проблемы сохранения в подземной среде») для обсуждения и решения этой проблемы.
Сегодня доступ в пещеру строго ограничен: лишь небольшие группы учёных могут посещать её несколько дней в году, чтобы предотвратить полное исчезновение великолепных картин, рисунков и гравюр. Одной из успешно решённых задач стало восстановление естественной циркуляции воздуха. В 1999 году исследователи впервые за 15 000 лет увидели, как солнечный свет проникает в пещеру. Теперь установлено, что в залах, ближайших ко входу, включая «Зал быков» и «Расписную галерею», естественного освещения было достаточно для работы в течение примерно часа в определённые дни года.
Датировка
Вопросы о возрасте наскальных росписей Ласко, периоде их создания и о том, какие древнейшие произведения искусства в комплексе являются самыми ранними, до сих пор вызывают споры. Исследователь палеолита Андре Леруа-Гуран считал, что пещера была украшена между концом солютрейского и началом мадленского периода (ок. 15 000–13 000 гг. до н.э.). По мнению Леруа-гурана, стиль росписей Ласко соответствовал другим видам искусства, обнаруженным в этот период.
Среди характерных черт стиля — рога бизона, изображённые спереди; передние рога крупного рогатого скота, показанные простой кривой, в то время как задний рог более извилистый; оленьи рога, изображённые в узнаваемой перспективе, и так далее. Однако другие эксперты, а также результаты радиоуглеродного анализа (около 17 000 лет до н.э.), полученные в 1998 году при исследовании фрагмента наконечника копья из Апсиды, относят это искусство к переходному периоду между солютрейской и предмадленской бадегульской эпохами.
В пользу этой точки зрения говорит и стиль геометрических знаков в пещере. По мнению исследователя палеолита Жана Клотта, они очень похожи на знаки, найденные среди наскальных рисунков Пеш-Мерль (Лот, Франция), искусство которой датируется 25 000 лет до н.э. Иными словами, наскальная живопись в Ласко, скорее всего, относится к периоду около 17 000–15 000 гг. до н.э., а самые ранние произведения были созданы не позднее 17 000 года до н.э. Кроме того, единство стиля рисунков и гравюр в Ласко указывает на то, что большинство из них было создано в течение относительно короткого периода времени, возможно, менее двух тысячелетий. (Примечание: для сравнения с граветтскими изображениями см. наскальные рисунки пещеры Коске.)
Планировка пещеры Ласко
Вход ведёт прямо в главную камеру, называемую «Залом быков». Из неё можно попасть либо в чуть меньшую «Расписную галерею» (тупиковую), либо в «Проход». Оба эти зала богато украшены различными видами искусства, включая живопись и гравюры. «Проход» ведёт в «Неф» и «Апсиду» (также украшенные изображениями), затем в галерею «Мондмильх» («Лунное молоко») с её рыхлой, недекорированной поверхностью, и, наконец, в «Зал кошачьих».
Зал быков
«Зал быков» — вероятно, самая известная в мире подземная галерея палеолитического искусства — имеет 19 метров в длину, а её ширина варьируется от 5,5 метра у входа до 7,5 метра в самой широкой части. При входе в основную зону («Ротонду») первое изображение, которое встречается на пути, — голова и шея лошади с пушистой гривой. Второе — загадочный «Единорог». Среди других примечательных изображений в «Зале быков» — «Фриз чёрных лошадей» (длинная вереница быков-туров и лошадей), фриз с маленькими оленями, головы шести быков, лошадь без головы и медведь. Из «Зала быков» есть два выхода: один ведёт в «Расписную галерею», а другой — в главный «Проход».
Расписная галерея
Эта прямая галерея длиной более 22 метров является тупиковой. Её свод искусствоведы по праву считают вершиной палеолитического наскального искусства. Здесь в вихре крупных композиций представлены все классические доисторические животные: «Большой чёрный бык», три «китайские лошади», «Падающая корова», «Убегающая лошадь», а также большое количество быков-туров, бизонов, козерогов и лошадей.
Самая большая работа — 5-метровый «Большой чёрный бык», монументальность которого подчёркивается контрастом чёрной шкуры с бледным фоном стены и отсутствием поблизости других фигур сопоставимого размера. Представлена почти вся анатомия быка, за исключением переднего левого копыта. Всё изображение нанесено методом распыления краски. Далее галерея переходит в довольно узкий проход с низким потолком. Многие картины нарисованы с использованием складок и контуров стен для придания глубины и перспективы. В конце галереи, в части, известной как «Меандр», находится «Перевёрнутая лошадь».
Проход (Пассаж)
Это участок пещеры, соединяющий «Зал быков» с «Апсидой» и «Нефом». Однако, судя по концентрации изображений на его стенах — 380 фигур, включая 240 полных или фрагментарных животных (быки-туры, бизоны, олени, лошади и козлы), 80 знаков и 60 неопределённых изображений, — доисторические художники рассматривали его не просто как соединительный коридор, а как важную самостоятельную галерею. Его длина составляет около 17 метров, а ширина — в среднем 4 метра. В солютрейские времена высота потолка здесь не превышала полутора метров. Среди примечательных изображений — процессия выгравированных лошадей и так называемая «бородатая лошадь».
В конце «Прохода» находится перекрёсток: справа к нему присоединяется «Апсида», а его продолжение называется «Нефом».
Апсида
Это полусферическая пещера, похожая на апсиду в романской базилике, откуда и происходит её название. Судя по количеству обнаруженных здесь ритуальных артефактов, а также по самому искусству, «Апсида», скорее всего, была сакральным центром Ласко. Её диаметр составляет примерно 4,5 метра, а высота потолка варьируется от 1,6 до 2,7 метра.
Почти каждый сантиметр известняковых стен и потолка покрыт наложенными друг на друга петроглифами (выгравированными рисунками). Всего насчитывается более тысячи фигур: около 500 животных (в основном оленей) и 600 геометрических знаков или других абстрактных символов. На «Апсиду» приходится более половины всего декоративного искусства пещеры.
Любопытно, что наибольшая плотность изображений наблюдается в самой глубокой части камеры, где «Апсида» переходит в «Шахту». Среди примечательных изображений: «Большой олень» шириной 1,8 метра — самый крупный петроглиф в Ласко; останки нескольких крупных чёрных быков-туров; «Олень с тринадцатью стрелами»; «Панель мускусного быка»; фриз с нарисованными и выгравированными оленями и «Великий колдун».
Шахта
В полу «Апсиды» есть отверстие (сейчас там установлена лестница), открывающее доступ к «Шахте мертвеца» — небольшой части пещеры, известной как «Большая расщелина». Это самый глубокий и замкнутый участок всего комплекса. У подножия лестницы и на прилегающей стене находится одна из самых примечательных доисторических пиктограмм из когда-либо обнаруженных.
Основная сцена изображает схватку между бизоном и человеком: бизон, пронзённый копьём, кажется мёртвым. Человек с птицеподобной головой лежит на земле, словно он тоже мёртв. Рядом с ним на жёрдочке сидит птица. Учитывая, что изображения людей в искусстве каменного века встречаются крайне редко, а сложные повествовательные сцены, подобные этой, столь же необычны, пиктограмма вызвала ожесточённые споры о её точном значении. Странно, но других изображений в «Шахте» очень мало. Было найдено всего восемь: четыре животных (птица, бизон, лошадь и носорог) и три геометрических знака.
Неф
Длина «Нефа» составляет восемнадцать метров, а ширина — в среднем 6 метров. Его потолок варьируется от 2,5 метра у входа до 8 метров в дальнем конце. Пол имеет 19-процентный уклон, а затем выравнивается, переходя в галерею «Мондмильх». Большинство изображений в «Нефе» — это гравюры, что объясняется мягкостью местного камня.
Примечательные декоративные панели: «Панель Оттиска» (отмечена сопутствующими символами и знаками), «Панель семи козлов», «Панель большой чёрной коровы» (считается самой красивой сценой в пещере), «Скрещённые зубры» (лучший пример мадленского использования перспективы) и «Фриз плывущих оленей», изображённых в воображаемом потоке.
Галерея Мондмильх (Лунное молоко)
Между «Нефом» и «Залом кошачьих» находится галерея «Мондмильх» («Лунное молоко»), названная так из-за сталагмитовой инкрустации молочного цвета. Длина галереи составляет около 20 метров, ширина — около 2 метров, а высота потолка достигает 8 метров. Её рыхлая поверхность объясняет полное отсутствие каких-либо художественных украшений.
Зал кошачьих
Эта камера длиной около 30 метров (100 футов) отличается от других галерей Ласко своими узкими размерами и крутым уклоном, что затрудняет передвижение. В результате зрителям приходится приседать, чтобы рассмотреть рисунки, на которых, как следует из названия, изображены кошачьи. Кроме того, здесь есть несколько лошадей и знаков. Среди примечательных изображений — кошки в «Нише кошачьих» и гравюра со спариванием двух львов.
Пещерное искусство
В палеолитической культуре преобладают два вида пещерного искусства: рисунок и гравировка. В Ласко, однако, доминирует живопись — сравнительно редкая ситуация для французских доисторических пещер. Основной техникой, которую использовали художники Ласко, было распыление измельчённых красящих пигментов через трубку из дерева, кости или растительных материалов — техника, которая, по-видимому, успешно работала на всех поверхностях во всём подземном комплексе.
Около 2 000 изображений делятся на две основные категории: животные и символы. Представлены виды, на которых мадленские люди охотились и которых употребляли в пищу (такие как быки-туры, олени, мускусные быки, лошади и бизоны), а также опасные хищники, которых они боялись (медведи, львы и волки). Любопытно, что, хотя мадленскую эпоху называют «эпохой северного оленя» и в пещере было обнаружено множество костей этого животного, во всём комплексе есть лишь одно его изображение.
Исследования показали, что каждый вид животных, изображённый в Ласко, может представлять определённый период календаря, в зависимости от их брачных привычек. Лошади символизируют конец зимы или начало весны, быки-туры — лето, а олени — наступление осени. В брачный период эти животные чрезвычайно активны и оживлены. С этой точки зрения искусство Ласко контрастирует с живописью некоторых других мест, чьи изображения животных имеют гораздо более статичные очертания. (Сравните, например, изображения мамонтов из Каповой пещеры (12 500 лет до н.э.) в заповеднике Шульган-Таш, Россия. Примеры неолитического искусства животных из Анатолии см: Гёбекли-Тёпе, мегалитическое искусство.)
Художники Ласко также были чрезвычайно искусны в передаче жизненной силы изображённых животных. Для этого они использовали широкие, ритмичные контуры вокруг участков с мягкой окраской. Как правило, животные изображаются в слегка искажённой перспективе: их головы показаны в профиль, но рога или панты нарисованы спереди. В результате фигуры приобретают большую визуальную силу. Комбинированное использование профильной и фронтальной перспективы также является общей чертой месопотамского искусства и египетского искусства.
Различные абстрактные знаки и символы можно разделить на двенадцать групп. К ним относятся прямые линии, параллельные линии, ветвящиеся линии, сходящиеся пучки линий, четырёхугольники, клавиформные (клювовидные) знаки, v-образные линии и точки. Некоторые из более сложных знаков имеют сходство с абстрактным искусством, найденным в пещере Габилу, также в Дордони.
Распределение изображений весьма неравномерно. Более половины всего искусства пещеры находится на стенах и потолке «Апсиды», которая занимает всего 6% от общей площади. «Проход» — следующая наиболее богато украшенная область.
Обсуждая художественное качество пещерного искусства каменного века, следует помнить о неблагоприятных условиях, в которых работали художники: плохое освещение (большинство картин создавалось при свете горящих факелов или примитивных каменных ламп, заправленных животным жиром) и неудобные рабочие позы (для росписи высоких стен и потолков приходилось использовать примитивные строительные леса). Кроме того, в Ласко (а также как минимум в 20 пещерах Франции и Испании) обнаружены доисторические трафареты рук и отпечатки «изуродованных» рук, оставленные в глине. Эксперты предположили, что, поскольку большие пальцы на всех отпечатках сохранились, повреждения могли быть вызваны обморожением.
Примечание: чтобы сравнить пещерное искусство Ласко с африканским, посмотрите рисунки животных на камнях пещеры Аполлона-11 (ок. 25 500 г. до н.э.).
Художественные материалы и инструменты
Создание пещерной живописи в каменном веке требовало значительных ресурсов. Во-первых, художники должны были подобрать или изготовить вручную инструменты для гравировки и рисования, а затем собрать древесный уголь, минералы и другое сырьё для красок. Уже одно это требовало обширных знаний о местности и её ресурсах. Кроме того, необходимо было уделить особое внимание различным камерам и поверхностям скал внутри пещеры, которые предстояло украсить.
Опытный доисторический художник, вероятно, определял, какие поверхности требуют подготовки — очистки, соскабливания или нанесения предварительных набросков, — и как лучше наносить краску, какие пигменты и добавки использовать. Для работы могло быть создано специальное оборудование. Например, в «Апсиде» археологи обнаружили в стенах углубления, которые указывают на то, что для росписи потолка была построена система лесов. Наконец, необходимо было определить иконографию пещеры и довести её до сведения всех художников.
Примечание: в Ласко археологи обнаружили в стенах апсиды гнезда (углубления), свидетельствующие о том, что для нанесения рисунков на потолок была специально построена система лесов.
Красящие пигменты
Красящие пигменты, использовавшиеся для украшения Ласко и других французских пещер, были получены из местных минералов. Это объясняет, почему доисторическая цветовая палитра, которой пользовались художники палеолита, относительно ограничена. Она включает чёрный, все оттенки красного, а также ряд тёплых цветов — от тёмно-коричневого до соломенно-жёлтого. Лишь в исключительных случаях создавались другие цвета, например лиловый, который можно увидеть на так называемом «гербе» под изображением «Большой чёрной коровы» в «Нефе».
Почти все пигменты получали из минералов, земли или древесного угля. В Ласко, например, исследования показывают, что все нарисованные фигуры были выполнены красками на основе порошкообразных оксидов железа и марганца. Оксиды железа (богатая железом глина — охра, гематит, гётит), используемые для получения красного и других тёплых цветов, были широко доступны в Дордони, как и марганец.
Любопытно, что в Ласко различные чёрные оттенки, использовавшиеся в росписях, были получены почти исключительно из марганца. Углеродные источники (например, древесный уголь) до сих пор удавалось обнаружить редко. Напротив, чёрные пигменты на основе углерода широко использовались в рисунках углём в пещере Шове-Пон-д’Арк. Об аналогичных работах в Австралии см: угольный рисунок Наварлы Габарнманг (ок. 26 000 лет до н.э.) — древнейшее в Австралии палеолитическое искусство, датированное радиоуглеродным методом.
Кисти и инструменты
Исследования в Ласко показали, что художники практически не пользовались кистями. По всей вероятности, широкие чёрные контуры фигур были созданы с помощью подушечек из мха или шерсти. Судя по количеству полых, окрашенных костей, обнаруженных в Ласко и других местах, большие закрашенные участки создавались с помощью доисторической формы «распыления краски», когда краска выдувалась через трубку (из кости, дерева или тростника) на поверхность скалы.
Техники рисунка, живописи и гравировки
Три графические техники, использовавшиеся художниками в Ласко, — это живопись, рисунок и гравировка. Они применялись как независимо, так и в сочетании друг с другом. Например, для завершения работы над «Большим чёрным быком» в «Расписной галерее» потребовалось два метода. Голова и большая часть тела были нанесены распылением, а для росписи верхней части и хвоста использовался инструмент (подушечка или тампон), напоминающий кисть. Рисование выполнялось теми же орудиями, а также заострёнными кусками марганца или оксида железа.
Гравировка — вероятно, самая распространённая художественная техника в Ласко — заключалась в соскабливании внешнего слоя породы, что создавало разницу в цвете. В результате «выгравированная линия» выглядит как рисунок. Кроме того, более толстые гравированные линии иногда использовались для придания объёма и рельефности очертаниям фигур животных.
Примечание: О других доисторических объектах с наскальной гравировкой во Франции см: Абри Кастанье (35 000 лет до н.э.), Грот-де-Дез-Увертюр (26 500 лет до н.э.), Гравюры пещеры Куссак (25 000 лет до н.э.), Пещерное искусство Рукадура (24 000 лет до н.э.), пещера Ле-Плакар (17 500 лет до н.э.), пещера Руффиньяк (14 000–12 000 лет до н.э.) и пещера Ле-Комбарель (12 000 лет до н.э.).
Значение и интерпретация наскального искусства Ласко
Являются ли пиктограммы и петроглифы в Ласко просто «искусством ради искусства»? Это кажется маловероятным. Пещерное искусство в Ласко было тщательно продумано, чтобы передать какую-то историю или послание, а не просто создано потому, что оно красиво. Начнём с того, почему изображены только животные, а не деревья или горы? Почему игнорируются некоторые очень распространённые животные, например северные олени? Почему некоторые участки пещеры украшены сильнее, чем другие? Аргумент, что художники Ласко рисовали вещи только потому, что они были красивыми, не может ответить на эти вопросы.
Другая теория, предложенная для интерпретации искусства каменного века в Ласко, — это так называемая «теория симпатической магии». Её сторонник, аббат Анри Брей, один из ведущих французских исследователей доисторического искусства, утверждал, что художники Ласко создавали рисунки животных, пытаясь наложить на них чары и таким образом добиться господства над ними. Иными словами, художники рисовали раненых бизонов в надежде, что подобная примитивная «визуализация» заставит воображаемую сцену произойти на самом деле.
К сожалению, такая интерпретация наскальной живописи Ласко не слишком убедительна. Во-первых, здесь много изображений, которые не имеют очевидной связи с охотой (например, плывущие олени, а также все знаки и символы). Во-вторых, в пещере Шове в Ардеше очень немногие изображения животных, если таковые вообще имеются, связаны с теми, на которых охотились: большинство из них — хищники, например львы.
Пожалуй, наиболее убедительным объяснением наскальных рисунков в Ласко является то, что они были созданы в рамках какого-то духовного ритуала. Согласно анализу, проведённому исследователем палеолита Леруа-Гураном, Ласко была религиозным святилищем, использовавшимся для церемоний посвящения. Её уединённость сделала бы её идеальным местом для проведения такого рода ритуалов. Кроме того, это объяснение согласуется с тем фактом, что некоторые камеры в Ласко украшены сильнее, чем другие, что подразумевает особую сакральность определённых областей (например, «Апсиды»). В пользу этой теории говорит и ряд исследований отпечатков ног, показавших, что практически все следы в пещере были оставлены подростками — типичной категорией посвящаемых.
Единственное, что остаётся необъяснённым ни одной из этих теорий, — это почему в Ласко (и большинстве других палеолитических пещер) нет скульптур. К 17 000 году до н.э. по всей Европе изготавливались «статуэтки венер» и другие виды доисторической скульптуры. Почему не в пещерах?
Статьи по теме
- Пещерная живопись Альтамиры (ок. 36 000–15 500 гг. до н.э.)
Великолепные изображения бизонов и очень древние абстрактные знаки. - Трафареты рук в пещере Гаргас (ок. 25 000 лет до н.э.)
Известна своими коллажами из трафаретов «изуродованных» рук. - Фриз из Кап-Блан (ок. 15 000 лет до н.э.)
Созданное одновременно с Ласко, скальное убежище Кап-Блан содержит потрясающий 13-метровый фриз, лучший образец мадленской резьбы по камню. - Тюк д’Одубер (ок. 13 500 г. до н.э.)
Известна своими рельефами зубров и абстрактными символами. - Пещера Труа-Фрер (ок. 13 000 лет до н.э.)
Известна гравюрой «Колдуна». - Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 лет до н.э.)
Содержит выдающийся фриз с рельефной скульптурой. - Пещера Нио (ок. 12 000 лет до н.э.)
Известна своим «Чёрным салоном» и редким изображением ласки, выполненным углём.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?