Пещера Ле Комбарель:
доисторические наскальные гравюры читать ~6 мин.
Пещера Ле-Комбарель (Grotte des Combarelles) — одно из величайших хранилищ доисторического искусства в мире. Она содержит более 600 наскальных гравюр, относящихся к мадленской культуре эпохи верхнего палеолита. Пещера расположена недалеко от деревни Лез-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь на юго-западе Франции. Большая часть её наскального искусства представлена вырезанными в камне изображениями животных, среди которых особенно известна композиция «Пьющий северный олень». Кроме фауны, здесь также встречаются изображения людей и многочисленные загадочные антропоморфные фигуры. В пещере также присутствуют абстрактные знаки, один трафарет руки, несколько рисунков чёрной краской и купулы.
Этот регион Франции исключительно богат памятниками наскального искусства. Соседние пещеры и скальные навесы включают Абри-дю-Пуассон (ок. 23 000 лет до н.э.), Абри-де-Лоссель (ок. 23 000 лет до н.э.), Абри-Пато (ок. 18 000 лет до н.э.), пещеру Ласко (ок. 17 000 лет до н.э.), Фон-де-Гом (ок. 14 000 лет до н.э.), пещеру Руффиньяк (ок. 11 000 лет до н.э.), скальный навес Кап-Блан (ок. 13 000 лет до н.э.) и Абри-де-ла-Мадлен (ок. 15 000 лет до н.э.). Чтобы лучше понять хронологию франко-кантабрийского наскального искусства, см.: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение
Пещера Ле-Комбарель находится на левом берегу реки Бён, примерно в 2 км от Лез-Эзи в сторону города Сарла. Комплекс состоит из двух пещер: основной, «Ле-Комбарель I», и значительно меньшей по размеру «Ле-Комбарель II», которые имеют общий широкий вход. «Ле-Комбарель I» открыта для ограниченного публичного посещения, находится в государственной собственности и имеет статус исторического памятника. «Ле-Комбарель II» закрыта для публики. Далее в тексте все упоминания относятся к главной пещере, «Ле-Комбарель I».
О самых древних наскальных росписях и гравюрах в мире
см.: Самое древнее искусство каменного века: ТОП-100 работ.
Открытие и исследование
Вход в пещеру был известен давно, а первые раскопки у входа провёл Эмиль Ривьер (Émile Rivière) в 1892 году. Однако уникальное наскальное искусство внутри было обнаружено лишь 8 сентября 1901 года. Владелец участка, месье Берниш, сообщил о существовании узкого прохода, а первыми, кто распознал в царапинах на стенах доисторические гравюры, стали трое выдающихся исследователей: Анри Брёйль (Henri Breuil, 1877–1961), Луи Капитан (Louis Capitan, 1854–1929) и Дени Пейрони (Denis Peyrony, 1869–1954). В то время пещера представляла собой узкую извилистую галерею длиной около 235 метров (почти 800 футов) без боковых ответвлений. Некоторые её участки были настолько тесными, что их можно было преодолеть лишь ползком. Сегодня ширина галереи по-прежнему не превышает одного метра, а высота — двух, хотя для улучшения доступа часть натёчных образований была удалена, а уровень пола понижен.
После открытия Брёйль, Капитан и Пейрони тщательно изучили и зарисовали многочисленные петроглифы, опубликовав в 1924 году совместную монографию, ставшую классикой. Наряду с находками в пещере Фон-де-Гом (открытой вскоре после Ле-Комбарель) и в Ла-Мут (известной с 1895 года), палеолитическое искусство Ле-Комбарель окончательно убедило научное сообщество в том, что люди мадленской эпохи обладали высокими художественными и культурными способностями. Значительно позже, в 1970-х годах, археолог Клод Барьер (Claude Barrière) возобновил исследования в пещере и также опубликовал собственную монографию. О другом важном позднемадленском святилище см. впечатляющие росписи пещеры Ньо.
Наскальное искусство в Ле-Комбарель
Первые гравюры появляются на расстоянии около 70 метров от входа, но чёткие и сложные композиции становятся видны лишь после 160-метровой отметки. Далее узкий проход украшен изображениями с обеих сторон почти до самого конца. (См. рис. 3 и рис. 4.) Многие гравюры сгруппированы в панно. Они создавались на протяжении примерно двух тысячелетий (ок. 12 000–10 000 гг. до н.э.), поэтому изображения часто наложены друг на друга. Это создаёт сложные переплетения линий, из-за которых бывает трудно определить, какая конечность принадлежит какому животному. Глубина резьбы варьируется: некоторые линии едва процарапаны, другие же врезаны в камень на глубину до 6 мм. Контуры отдельных фигур иногда подчёркнуты чёрной линией, нанесённой диоксидом марганца. Многие изображения сегодня скрыты под слоем кальцита, что делает их едва различимыми, но в то же время способствует их сохранности.
Техника гравировки в Ле-Комбарель свидетельствует о высоком мастерстве художников. Они использовали острые кремнёвые резцы, или «бурины», которыми прорезали линии на более мягкой известняковой поверхности стен. Стиль изображений животных преимущественно натуралистичен — они переданы с большим вниманием к анатомии и повадкам, именно так, как их видели древние люди. Это резко контрастирует с изображениями человекоподобных существ, которые, напротив, выполнены крайне схематично. В среднем размер гравюр составляет от 25 сантиметров до 1 метра в длину.
Всего в пещере на сегодняшний день обнаружено более 600 изображений. Среди них около 300 идентифицируемых животных: лошади, бизоны, туры, северные олени, мамонты, медведи, пещерные львы и носороги. Также встречаются более редкие для палеолитического искусства образы — змеи, лисы и рыбы. Кроме животных, здесь найдены 52 антропоморфные фигуры, несколько абстрактных знаков (тектиформов) и около полудюжины символических изображений гениталий. Всё это делает Ле-Комбарель одним из важнейших «святилищ» мадленской эпохи.
Особый интерес представляют загадочные антропоморфы — фигуры с человеческими телами, но с головами животных или с чертами, которые трудно интерпретировать. Эти «колдуны» или «шаманы», как их иногда называют, выполнены в совершенно ином, схематичном стиле, нежели реалистичные животные. Вероятно, они играли центральную роль в ритуалах и мифологических представлениях, которые разворачивались в тёмных и узких коридорах пещеры. Они дают нам уникальную возможность заглянуть в духовный мир людей каменного века, который остаётся для нас во многом непонятым.
Среди самых известных изображений в Ле-Комбарель — уже упомянутый «Пьющий северный олень», мамонт с характерно закрученным хоботом, а также группы стилизованных женских фигур. Последние часто изображены без головы или рук, но с преувеличенными бёдрами и ягодицами, что указывает на их символическое, а не портретное значение. Также заслуживают внимания две группы изображений. Первая — это панно с 14 мамонтами, где показаны и молодые, покрытые густой шерстью особи, и взрослые, с более редким волосяным покровом. Вторая — группа лошадей с отметинами, которые некоторые исследователи трактуют как свидетельства одомашнивания. На спинах двух из них можно разглядеть нечто похожее на попоны, а на головах двух других — знаки, напоминающие уздечку.
О других важных центрах искусства каменного века во Франции см. следующие статьи:
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?