Пещера Ле Комбарель:
доисторические наскальные гравюры читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Одно из величайших хранилищ доисторического искусства, пещера Ле Комбарель содержит более 600 наскальных гравюр, относящихся к эпохе мадленского искусства. Она расположена недалеко от деревни Ле-Эзи-де-Таяк в французской Дордони. Большая часть её наскального искусства представлена гравированными изображениями животных, среди которых наиболее известна «Пьющий северный олень» (рис. 2), хотя здесь также изображены люди и многочисленные неясные антропоморфные фигуры. Кроме того, в пещере присутствуют некоторые абстрактные знаки, один отпечаток руки, несколько чёрных рисунков и некоторые купулы. Этот регион особенно богат памятниками наскального искусства: соседние пещеры и убежища включают Абри-дю-Пуассон (искусство датируется 23 000 лет до н.э.), Абри-де-Лоссель (23 000), Абри-де-ла-Мадлен (20 000), Абри-Пато (18 000), пещеру Ласко (17 000), пещеру Руффиньяк (14 000–12 000), Фонт-де-Гом (14 000) и скальный навес Кап-Блан (ок. 13 000). Подробнее о хронологии франко-кантабрийского наскального искусства см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение
Пещера Ле Комбарель расположена на левом берегу реки Бён, примерно в 2 км от Ле-Эзи-де-Таяк по направлению к Сарла. На самом деле она состоит из двух пещер — «Ле Комбарель I» и значительно меньшей по размеру «Ле Комбарель II», имеющих общий широкий вход. «Ле Комбарель I», открытая для публичного посещения, находится в государственной собственности с момента её открытия и объявлена историческим памятником. «Ле Комбарель II» закрыта для посетителей. В дальнейшем все упоминания относятся к «Ле Комбарель I».
О самых древних наскальных росписях и гравюрах в мире см.: Самое древнее искусство каменного века: ТОП-100 работ.
Открытие
Вход в пещеру был раскопан Эмилем Ривьером в 1892 году, однако её наскальное искусство впервые обнаружил в 1901 году владелец участка г-н Берниш. В то время это была узкая извилистая галерея длиной около 235 метров (800 футов) без боковых ответвлений. Некоторые участки были настолько узкими, что их можно было преодолеть лишь на четвереньках. Сегодня ширина галереи по-прежнему не превышает 1 метра, а высота — 2 метров, хотя для улучшения доступа многие натёки были удалены, а полы понижены.
После первоначального открытия многочисленные петроглифы были изучены и скопированы археологами и прехисториками Анри Брейлем (1877–1961), Луи Капитеном (1854–1929) и Дени Пейрони (1869–1954), которые в 1924 году опубликовали совместную монографию. Вместе с произведениями искусства из пещеры Фонт-де-Гом, открытой вскоре после этого, и из Ла-Мут, известной с 1895 года, палеолитическое искусство Ле Комбарель убедило учёных в том, что люди мадленского периода обладали подлинными художественными и культурными способностями. Гораздо позже, около 1978 года, Клод Баррьер возобновил исследования в пещере и впоследствии опубликовал собственную монографию по этой теме. (О другом позднемадленском святилище см. впечатляющие росписи пещеры Ньо.)
Наскальное искусство в Ле Комбарель
Первые гравюры появляются примерно на расстоянии 70 метров от входа, хотя первые чёткие фигуры становятся видны лишь у отметки 160 метров. Далее узкий проход украшен гравюрами с обеих сторон до самого конца. (См. рис. 3 и рис. 4.) Многие изображения сгруппированы в отдельные панно. Созданные в течение примерно двух тысячелетий (12 000–10 000 гг. до н.э.), они часто наложены друг на друга, что затрудняет расшифровку линий и определение, какая конечность принадлежит какому телу. Некоторые гравюры довольно глубоко прорезаны (до 6 мм), а контуры отдельных фигур усилены чёрной полосой из двуокиси марганца. Техника резьбы идентична той, что использовалась в резьбе по слоновой кости мадленского периода, а стиль полностью натуралистичен — животные изображены именно так, как их видели художники того времени. (Примечание: это полная противоположность антропоморфным фигурам, которые выполнены исключительно схематично.) Многие изображения, однако, покрыты слоем кальцита, который может полностью скрывать их от глаз — одна из причин, по которой новые фигуры продолжают открываться.
В среднем гравированные изображения имеют длину от 25 сантиметров до 1 метра. Среди изображённых животных — лошади, бизоны, туры, крупный рогатый скот, медведи, северные олени, мамонты, серны, антилопы, пещерные львы, носороги, а также отдельные змеи, лисы и рыбы. Всего на сегодняшний день обнаружено более 600 изображений, включая около 300 идентифицируемых животных, 52 антропоморфа, меньшее количество абстрактных знаков (тектiform) и около полудюжины сексуальных символов, что делает Ле Комбарель одним из главных святилищ мадленского искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?