Человек-лев из Холенштайн Штадель читать ~4 мин.
Одно из сокровищ доисторического искусства периода ориньякского искусства, Человек-лев- это резьба по слоновой кости фигуры льва с головой, признанная самой древней из известных резьб антропоморфных животных в мире. Она была обнаружена в пещере в горе Холенштайн, расположенной в Швабской Юре на юго-западе Германии.
В результате тестов на углеродное датирование на земле, где был найден этот предмет доисторической скульптуры, он был датирован приблизительно 38 000 лет до н.э., что делает его самым ранним искусством такого типа (мужская фигура) в Европе.
С момента начала раскопок в 1860-х годах в этом месте был найден ряд других уникальных произведений искусства каменного века, в том числе:
❶ Венера из Холе-Фельс (38 000-33 000 лет до н.э.), самая древняя из Фигурок Венеры и самая древняя из известных фигурных скульптур;
❷ самая ранняя резьба по слоновой кости мамонта – см. Резьба по слоновой кости из Швабской Юры. Таким образом, этот район является важным центром палеолитического искусства и культуры, и, вероятно, со временем здесь будут обнаружены новые образцы наскального искусства.
После обнаружения Человека-льва в соседней пещере была найдена похожая, но меньшая по размеру резьба в виде головы льва, а также другие зооморфные фигуры и несколько костяных флейт. Это позволило археологам предположить, что фигурка льва играла тотемическую роль для жителей раннего верхнего палеолита. Оригинальная резьба сейчас хранится в Музее Ульмера в Ульме в ожидании создания нового музея древнего искусства.
Примеры верхнепалеолитических скульптур, найденных за границей в Австрии, см. в Венера из Гальгенберга (также известная как Штратцингская фигурка) (ок. 30 000 до н.э.) и Венера из Виллендорфа (25 000 до н.э.).
Открытие
Куски скульптуры были найдены в 1939 году археологом Робертом Ветцелем в пещере Штадель, расположенной в Одинокой долине Швабских Альп. Местные скалы и горы сложены из известняка, который естественная эрозия выдолбила, образовав пещеры. Пещера Штадель – одна из трёх пещер, в которых были сделаны важные палеонтологические находки.
Отложенные в сторону и забытые на три десятилетия из-за начала и последствий Второй мировой войны, фрагменты были вновь обнаружены и частично собраны в 1969 году профессором Йоахимом Ханом из Тюбингенского университета. В результате этой первоначальной попытки была получена человекоподобная фигурка без головы.
Только в 1997 и 1998 годах, когда было обнаружено больше фрагментов, включая голову, резьба по слоновой кости была полностью собрана и восстановлена. Во время первой реконструкции фигурка считалась мужской, но позже, по мере изучения и добавления новых фрагментов, было решено, что это женщина пещерного льва. Поскольку ни тот, ни другой вердикт не может быть подкреплён научными данными, статуэтка стала известна под нейтральным прозвищем «Человек-лев» (Lowenmensch).
Чтобы понять, как резьба Человека-льва вписывается в эволюцию искусства в каменном веке, см: Хронология доисторического искусства.
Характеристики
Человек-лев из Холенштайн Штадель был вырезан из слоновой кости мамонта скульптором с помощью простого кремнёвого резца и составляет 11 дюймов в высоту (29 см). Это самая большая из всех скульптур ледникового периода, найденных в Швабской Юре. Гибридная природа скульптуры – часть льва, часть человека – напоминает несколько фигур, изображённых в наскальной живописи в Ласко (Франция) и Альтамире (Испания), а также в других местах. Возможно, это даже шаман в маске льва.
Сравните Человека-льва с фигурой получеловека-полуживотного на наскальных рисунках Фумане эпохи Ориньяка (ок. 35 000 лет до н.э.), недавно обнаруженной на северо-востоке Италии.
На основании радиометрических анализов обломков, найденных в непосредственной близости, фигурка датируется поздней ориньякской культурой – культурой орудий труда, названной в честь типовой стоянки Ориньяк в Верхней Гаронне во Франции и отмеченной кремнёвыми орудиями «способа 4», характеризующимися лезвиями из подготовленных стержней, а не кремнёвыми отщепами более раннего человека – одной из самых продуктивных палеолитических эпох с точки зрения количества петроглифов и пиктограмм, созданных. Примерами первобытного искусства ориньякской эпохи являются росписи пещеры Шове (ок. 30 000 до н.э.), наскальные гравюры животных в Альдене, Венера Монпасье (ок. 30 000 до н.э.) и другие.
Кроме того, более широкое использование рога, кости и слоновой кости в производстве инструментов могло привести к тому, что художники Ориньяка стали более искусными и изысканными в резьбе по слоновой кости, такой как Венера из Холе-Фелс, резьба животных из Фогельхерда и Человек-лев из Холенштайн Штадель. Эта утончённость – подкреплённая ключевыми анатомическими находками, такими как так называемый скелет Эгберта из Ксар Акил – побудила археологов считать ориньякских людей первыми современными людьми в Европе.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
- О легенде мирового балета Рудольфе Нуриеве расскажет театр драмы Башкирии
- Открытие «Года Станиславского» началось в стенах МХТ имени Чехова
- Азбука Лунного Света. Выставка Бориса Гребенщикова. 16+
- Театр Одного представляет уникальный проект - «С листа»
- Определены победители в историко-литературной премии «Александр Невский»
- Фестиваль творчества МакДонаха открылся спектаклем БДТ им. Товстоногова
- Необычный спектакль о хитроумном Фигаро появился в репертуаре театра кукол им. Образцова
- Выставка Александра Токарева. «Уроки радости»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?