Человек-лев из Холенштайн Штадель читать ~4 мин.
«Человек-лев» (Löwenmensch) — одно из величайших сокровищ доисторического искусства ориньякской культуры. Это вырезанная из бивня мамонта скульптура человеческой фигуры с головой льва, которая считается древнейшей в мире зооантропоморфной скульптурой. Артефакт был обнаружен в пещере Холенштайн-Штадель в Швабской Юре на юго-западе Германии.
Радиоуглеродный анализ материалов из культурного слоя, в котором был найден этот образец доисторической скульптуры, позволил датировать его возраст примерно 40 000 лет (около 38 000 года до н.э.). Это делает статуэтку одним из древнейших произведений фигуративного искусства в Европе и, безусловно, старейшей известной зооантропоморфной скульптурой.

С начала раскопок в 1860-х годах в этом районе был найден ряд других уникальных произведений искусства каменного века, в том числе:
«Венера из Холе-Фельс» (38 000–33 000 лет до н.э.) — самая древняя из «палеолитических венер» и старейшая из известных фигуративных скульптур.
Самая ранняя резьба по слоновой кости в виде мамонта — см. «Резьба по кости из Швабской Юры».
Таким образом, этот регион является важным центром палеолитического искусства и культуры. Вероятно, со временем здесь будут обнаружены и новые образцы наскального искусства.
После обнаружения «Человека-льва» в соседней пещере была найдена похожая, но меньшая по размеру скульптура львиной головы, а также другие зооморфные фигуры и несколько костяных флейт. Это позволило археологам предположить, что фигура льва играла важную тотемическую роль для жителей эпохи раннего верхнего палеолита. В настоящее время оригинал скульптуры хранится в Ульмском музее в городе Ульм.
Для сравнения с другими верхнепалеолитическими скульптурами, найденными за пределами Германии, см. австрийские находки: «Венера Гальгенбергская» (также известная как «Штратцингская фигурка», ок. 30 000 до н.э.) и «Венера Виллендорфская» (ок. 25 000 до н.э.).
Открытие
Фрагменты скульптуры были найдены в 1939 году археологом Робертом Ветцелем (Robert Wetzel) в пещере Штадель, расположенной в долине Лоне в регионе Швабский Альб. Местные скалы сложены из известняка, в котором естественная эрозия проточила многочисленные пещеры. Пещера Штадель — одна из трёх пещер в этой долине, где были сделаны важные палеонтологические находки.
Из-за начала Второй мировой войны и её последствий найденные фрагменты были отложены в сторону и забыты почти на три десятилетия. Лишь в 1969 году профессор Йоахим Хан (Joachim Hahn) из Тюбингенского университета вновь обнаружил их и частично собрал. В результате этой первой реконструкции получилась человекоподобная фигурка без головы.
Только в 1997 и 1998 годах, когда были найдены новые фрагменты, включая голову, скульптура из бивня была полностью собрана и отреставрирована. Изначально считалось, что фигурка изображает мужчину. Однако позже, по мере изучения и добавления новых частей, возникло предположение, что фигура могла быть женской, изображающей львицу. Поскольку ни одна из версий не может быть окончательно подтверждена научными данными, статуэтка получила нейтральное название «Человек-лев» (Löwenmensch, дословно — «Левочеловек»).
Чтобы понять, какое место занимает «Человек-лев» в эволюции искусства каменного века, см.: Хронология доисторического искусства.
Характеристики
«Человек-лев из Холенштайн-Штаделя» был вырезан из бивня мамонта с помощью простого кремнёвого резца. Его высота составляет около 31 сантиметра. Это самая большая из всех скульптур ледникового периода, найденных в Швабской Юре. Гибридная природа скульптуры — отчасти лев, отчасти человек — перекликается с некоторыми изображениями в наскальной живописи пещер Ласко и Альтамира. Возможно, фигурка изображает шамана в маске льва.
Сравните «Человека-льва» с получеловеком-полуживотным с наскальных рисунков в пещере Фумане (ок. 35 000 лет до н.э.) ориньякской эпохи, недавно обнаруженных на северо-востоке Италии.
На основании радиометрических анализов артефактов, найденных в непосредственной близости, фигурка датируется поздней ориньякской культурой. Эта археологическая культура, названная по типовой стоянке Ориньяк в Верхней Гаронне (Франция), характеризуется производством орудий «четвёртого типа» — пластин, получаемых из нуклеусов особой формы, в отличие от более ранних техник, использовавших простые отщепы. Ориньякская эпоха была одной из самых продуктивных в палеолите с точки зрения количества созданных петроглифов и пиктограмм. Примерами первобытного искусства этой эпохи являются росписи пещеры Шове (ок. 30 000 до н.э.), наскальные гравюры животных в Альдене, «Венера из Монпазье» (ок. 30 000 до н.э.) и другие.
Кроме того, широкое использование рога, кости и бивней в производстве орудий труда, вероятно, способствовало тому, что мастера ориньякской культуры достигли высокого мастерства в резьбе. Примерами этого являются «Венера из Холе-Фельс», зооморфные фигурки из ФОгельхерда и «Человек-лев из Холенштайн-Штаделя». Этот технологический и культурный скачок — подкреплённый ключевыми антропологическими находками (такими как останки из пещеры Кзар-Акил в Ливане) — позволил археологам считать носителей ориньякской культуры первыми анатомически современными людьми в Европе.
См. также: Древнейшее искусство каменного века: 100 лучших произведений искусства.
- Ориньякское искусство
- О легенде мирового балета Рудольфе Нуриеве расскажет театр драмы Башкирии
- Открытие «Года Станиславского» началось в стенах МХТ имени Чехова
- Азбука Лунного Света. Выставка Бориса Гребенщикова. 16+
- Театр Одного представляет уникальный проект - «С листа»
- Определены победители в историко-литературной премии «Александр Невский»
- Фестиваль творчества МакДонаха открылся спектаклем БДТ им. Товстоногова
- Необычный спектакль о хитроумном Фигаро появился в репертуаре театра кукол им. Образцова
- Выставка Александра Токарева. «Уроки радости»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?