Пещера Ла-Пасьега, горы Монте-Кастильо, Испания читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Ла-Пасьега (Cueva de La Pasiega) — один из знаменитых памятников франко-кантабрийского наскального искусства на севере Испании, расположенных на горе Монте-Кастильо. Она входит в ту же сеть пещер, что и Эль-Кастильо, Лас-Монедас и Лас-Чименеас, и включена в тот же список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что и пещера Альтамира. Как и росписи пещеры Эль-Кастильо и чрезвычайно изысканные росписи пещеры Альтамира, искусство Ла-Пасьеги включает фигуративные и абстрактные изображения, но в значительно большем количестве. На самом деле, в Ла-Пасьеге сохранилось больше наскального искусства, чем в любом другом месте на Иберийском полуострове. Всего было идентифицировано более 700 отдельных изображений, включая наскальные гравюры и живописные изображения животных, а также множество абстрактных пиктограмм — точек, стержневидных знаков, клавиформ, многоугольников, тектiform и перьевидных символов, а также различные антропоморфные фигуры. Археологи относят большинство изображений животных к мадленскому искусству (14 000 лет до н.э.), тогда как красные охристые точки — считающиеся одними из древнейших произведений искусства в пещере — приписываются раннему сольютрейскому искусству (ок. 19 000 лет до н.э.). В целом наскальное искусство Ла-Пасьеги является современным искусству её «сестринских» пещер на Монте-Кастильо, а также пещере Ла-Пилета (18 000 лет до н.э.) в провинции Малага на юге Испании. Чтобы понять, как Ла-Пасьега вписывается в общую хронологию древнего искусства, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение и открытие
Пещера Ла-Пасьега — одна из нескольких пещер, расположенных на склоне горы Монте-Кастильо в муниципалитете Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, Испания. Другие пещеры этого комплекса (с севера на юг) включают Эль-Кастильо, Лас-Чименеас, Ла-Флечу и Лас-Монедас, а также более мелкие пещеры (covachas) меньшего значения, такие как Кастанера и Лаго.
Пещера была открыта в 1911 году немецким антропологом Хуго Обермайером (1877–1946) и французским палеонтологом Полем Вернером (1889–1972) во время раскопок соседней пещеры Эль-Кастильо. Позднее к ним присоединились французский археолог Анри Брейль (1877–1961) и испанский археолог Эрмилио Алькальде дель Рио (1866–1947); все они участвовали в создании монографии (опубликованной в 1913 году) о наскальном искусстве Ла-Пасьеги. Дальнейшие исследования были прерваны Первой мировой войной, Гражданской войной в Испании и Второй мировой войной, и лишь в 1950-х годах раскопки на Монте-Кастильо возобновились — тогда были открыты пещеры Лас-Монедас и Лас-Чименеас. Исследования, хотя и не носили непрерывного характера, продолжаются в этом районе до сих пор.
Планировка пещеры
Пещера Ла-Пасьега имеет протяжённость около 400 метров (1300 футов) и состоит из сложной сети подземных взаимосвязанных галерей, которые исследователи разделили на четыре основные части: галереи A, B и C, а также «Зону» D, расположенную на пересечении галерей A, B и C. На самом деле, основная масса доисторического искусства сосредоточена в главной галерее (A), длиной около 95 метров (320 футов), от которой отходят проходы в боковые галереи.
Наскальное искусство пещеры Ла-Пасьега
Наскальное искусство Ла-Пасьеги включает около 700 примеров наскальной живописи, из которых примерно 40% составляют изображения животных, а остальное — абстрактные символы. Кроме того, здесь насчитывается около 100 петроглифов — подавляющее большинство из них — гравированные изображения животных, а также ряд изображений женских гениталий. Кроме этого, обнаружены один или два отпечатка рук и другие следы ладоней, а также сотни других наскальных меток, некоторые из которых частично стёрты.
Среди изображённых в Ла-Пасьеге животных — северные олени (около 100), лошади (80), серны (32), бизоны (17), туры (14), козы, мегалоцерос, мамонт, птица и рыба, а также около 40 неопознанных четвероногих. Многие изображения животных сопровождаются (или «подписаны») абстрактными знаками. Кроме того, количество, пол и расположение животных, по-видимому, тщательно регулировались доисторическими художниками.
Галерея A обладает наибольшей живописной плотностью и содержит изображения около 100 животных. Наиболее многочисленны олени и лани, за ними следуют лошади, бизоны, туры и серны. Росписи преимущественно выполнены красной контурной линией. В конце галереи на одной стене сгруппированы геометрические знаки красного и жёлтого цветов. В другой узкой галерее находятся несколько четырёхугольных знаков.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?