Пещера Ла-Пасьега, горы Монте-Кастильо, Испания читать ~7 мин.
Пещера Ла-Пасьега (Cueva de La Pasiega) — один из самых знаменитых памятников франко-кантабрийского наскального искусства, расположенный на севере Испании на склоне горы Монте-Кастильо. Она входит в единый комплекс с пещерами Эль-Кастильо, Лас-Монедас и Лас-Чименеас и, наряду с пещерой Альтамира, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подобно росписям пещеры Эль-Кастильо и изысканным рисункам пещеры Альтамира, искусство Ла-Пасьеги включает фигуративные и абстрактные изображения, но в значительно большем количестве. Фактически, в Ла-Пасьеге сохранилось больше образцов наскального искусства, чем в любом другом доисторическом памятнике на Иберийском полуострове. Всего было идентифицировано более 700 отдельных изображений, включая наскальные гравюры и рисунки животных, а также множество абстрактных пиктограмм: точек, линий, клавиформ (ключевидных знаков), многоугольников, тектиформных (крышеобразных) и перовидных символов, а также различные антропоморфные фигуры. Археологи относят большинство изображений животных к мадленской культуре (около 14 000 лет до н.э.), тогда как красные охристые точки — считающиеся одними из древнейших произведений искусства в пещере — приписываются раннему этапу солютрейской культуры (около 19 000 лет до н.э.). В целом наскальное искусство Ла-Пасьеги синхронно искусству её «сестринских» пещер на горе Монте-Кастильо, а также росписям пещеры Ла-Пилета (около 18 000 лет до н.э.) в провинции Малага на юге Испании. Чтобы понять, как Ла-Пасьега вписывается в общую хронологию древнего искусства, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение и открытие
Пещера Ла-Пасьега — одна из нескольких пещер, расположенных на склоне горы Монте-Кастильо в муниципалитете Пуэнте-Вьесго, Кантабрия, Испания. Другие пещеры этого комплекса (с севера на юг) включают Эль-Кастильо, Лас-Чименеас, Ла-Флечу и Лас-Монедас, а также более мелкие пещеры (covachas), такие как Кастанера и Лаго.
Пещера была открыта в 1911 году немецким антропологом Хуго Обермайером (1877–1946) и французским палеонтологом Полем Вернером (1887–1972) во время раскопок соседней пещеры Эль-Кастильо. Позднее к их работе присоединились знаменитый французский аббат и археолог Анри Брейль (1877–1961) и испанский учёный Эрмилио Алькальде дель Рио (1866–1947). Результатом их совместных исследований стала фундаментальная монография о наскальном искусстве Ла-Пасьеги, опубликованная в 1913 году. Дальнейшие исследования были прерваны Первой мировой войной, Гражданской войной в Испании и Второй мировой войной. Раскопки на Монте-Кастильо возобновились лишь в 1950-х годах — тогда были открыты пещеры Лас-Монедас и Лас-Чименеас. Исследования в этом районе с перерывами продолжаются и по сей день.
Планировка пещеры
Пещера Ла-Пасьега имеет протяжённость около 400 метров и состоит из сложной сети подземных взаимосвязанных галерей. Исследователи условно разделили её на четыре основные части: галереи A, B и C, а также «Зону D», которая служит связующим узлом между ними. Основная масса доисторического искусства сосредоточена в главной галерее (A) длиной около 95 метров, от которой отходят проходы в боковые галереи.
Наскальное искусство пещеры Ла-Пасьега
Наскальное искусство Ла-Пасьеги насчитывает около 700 наскальных рисунков, из которых примерно 40% составляют изображения животных, а оставшаяся часть — абстрактные символы. Кроме того, здесь находится около 100 петроглифов — в подавляющем большинстве это выгравированные фигуры животных, но есть и несколько изображений женских гениталий. Также здесь обнаружены один или два трафаретных отпечатка руки, следы ладоней и сотни других наскальных отметок, многие из которых частично стёрты временем.
Среди изображённых в Ла-Пасьеге животных преобладают олени (около 100) и лошади (80). Также встречаются серны (32), бизоны (17), туры (14), козы, большерогие олени (мегалоцеросы), мамонт, птица и рыба. Кроме них, на стенах пещеры запечатлены около 40 неопознанных четвероногих. Многие изображения животных сопровождаются (или «подписаны») абстрактными знаками, а их количество, пол и расположение, по-видимому, не были случайными и подчинялись определённой системе, заложенной доисторическими художниками.
Галерея A отличается наибольшей плотностью рисунков и содержит изображения около 100 животных. Здесь преобладают олени и лани, за ними следуют лошади, бизоны, туры и серны. Большинство росписей выполнены красной охрой в контурной технике. В конце галереи на одной из стен сгруппированы геометрические знаки красного и жёлтого цветов. В другой узкой галерее находятся несколько четырёхугольных символов.
В галерее B живописи меньше, но больше гравюр, причём часть изображений отличается высокой оригинальностью. Среди животных доминируют лошади, но есть также туры, бизоны, серны и козы. Большинство из них, если не выгравированы, то нарисованы красной краской. Здесь также особенно заметны абстрактные знаки: стержневидные символы, ключевидные знаки (клавиформы) и группа из примерно 75 красных точек. Кроме того, именно в этой галерее находится загадочный комплекс символов, известный как «Надпись».
Галерея C также содержит смешанные техники: живопись, гравюры и абстрактные знаки. Основной художественный приём здесь — контурный рисунок красной краской, однако встречаются и несколько высококачественных штрихованных гравюр. Среди выдающихся изображений — рисунок самки оленя, которая словно появляется из глубин пещеры, с изящной головой и чётко прорисованными глазом и ртом. Здесь же присутствует и загадочная человеческая фигура, очерченная красной охрой.
Зона D представляет собой переходный участок пещеры, где изображений меньше, и они не образуют единой композиции. Некоторые исследователи считают её продолжением галереи C. Здесь представлены живописные и гравированные изображения лошадей, бизонов и оленей, а также несколько четырёхугольных знаков.
Загадочная «Надпись»
Одной из самых известных и обсуждаемых композиций Ла-Пасьеги является так называемая «Надпись», расположенная в Галерее B. Она представляет собой сложную группу абстрактных символов, напоминающих некую систему письма. Композиция состоит из нескольких тектиформных (похожих на крыши) знаков слева, а справа от них — ряда вертикальных линий, некоторые из которых разветвляются, и точек, расположенных в определённом порядке. Хотя учёные не считают это настоящей письменностью, уникальная структура «Надписи» позволяет предположить, что это мог быть мифограм — символическое повествование о каком-то событии или мифе, или же сложный топографический маркер, обозначающий особенности окружающего ландшафта.
Абстрактные знаки
Пещера Ла-Пасьега является важнейшим центром доисторических абстрактных знаков, которые встречаются во всех её галереях. Эти до сих пор не расшифрованные символы, часто связанные с изображениями животных, включают некоторые из древнейших образцов искусства каменного века в пещере.
Наиболее распространённые символы включают:
Точки и линии — самые простые и многочисленные знаки.
Клавиформы — символы, напоминающие по форме ключ или букву P.
Тектиформы — знаки, похожие на крыши домов или хижин.
Перообразные (пенниформные) знаки — символы, напоминающие перо или ветвь дерева.
Прямоугольные и овальные знаки.
Значение этих символов остаётся предметом споров. Некоторые исследователи, как Андре Леруа-Гуран, считали их частью дуалистической системы, где разные знаки символизировали мужское и женское начала. Другая популярная теория (нейропсихологическая модель Дэвида Льюиса-Уильямса) предполагает, что эти знаки являются зарисовками геометрических образов, которые люди видят в состоянии изменённого сознания во время шаманских ритуалов. Существуют и гипотезы, согласно которым символы могли быть знаками племён, схемами охотничьих ловушек или даже элементами примитивного календаря.
Датировка
Хотя палеолитическое искусство Ла-Пасьеги в целом относят к солютрейско-мадленскому периоду, хронология самых ранних его образцов остаётся предметом дискуссий. В 1913 году Брейль, Обермайер и дель Рио предполагали наличие в пещере двух фаз ориньякского искусства, датируемых примерно 35 000 лет до н.э. Гораздо позже, в 1968 году, французский палеонтолог Андре Леруа-Гуран (1911–1986) предложил иную интерпретацию, утверждая, что древнейшее искусство пещеры не старше солютрейского периода (ок. 19 000 лет до н.э.). Десять лет спустя, в 1978 году, испанский учёный Хоакин Гонсалес Эчегарай (1930–2013) представил собственную хронологическую реконструкцию, в целом согласуясь с Леруа-Гураном.
Однако новейшие методы датирования ставят под сомнение прежние выводы. В 2012 году британский учёный Алистер Пайк с помощью уран-ториевого метода (U/Th) проанализировал ряд красных точек в соседней пещере Эль-Кастильо и получил даты до 39 000 лет до н.э. (около 41 000 лет назад). Учитывая стилистическое сходство между точками в Эль-Кастильо и Ла-Пасьеге, вполне вероятно, что они были созданы примерно в одно и то же время. Это открытие породило новую гипотезу: столь древние рисунки могли быть созданы не Homo sapiens, а неандертальцами, которые в тот период ещё населяли Иберийский полуостров. Если это так, то пещеры Кантабрии могут хранить свидетельства того, что способность к символическому мышлению и творчеству не была исключительной чертой нашего вида. Эта идея сегодня является одной из самых hotly обсуждаемых в палеоантропологии.
Обзор древнейших произведений искусства каменного века представлен в статье: Самое древнее искусство каменного века.
- Пейзажи Прибайкалья на выставке к юбилею народного художника В. Смагина
- Юрий Яковенко «Гравированные мифы: фрукты, звери, короли…» в галерее «Беляево»
- Как быстро выучить английский: эффективные лайфхаки и советы
- Выставка «Притяжение реализма. Современные художники»
- В музее им. Радищева открыта выставка, посвящённая юбилею саратовского художника Анатолия Мухина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?