Наскальные рисунки Пеш-Мерль читать ~8 мин.
Пещера Пеш-Мерль (фр. Grotte du Pech Merle) — один из важнейших памятников франко-кантабрийского наскального искусства, расположенный примерно в 32 км к востоку от Каора в регионе Окситания (бывшие Юг — Пиренеи), Франция. Она содержит одни из самых впечатляющих образцов доисторического искусства в мире. Настенные росписи Пеш-Мерль, датируемые примерно 25 000 годом до н.э., стоят в одном ряду с такими древнейшими произведениями искусства Франции, как гравюры из убежища Кастанет (35 000 лет до н.э.), росписи пещеры Шове (30 000 лет до н.э.) и гравированные рисунки из пещеры Дё-Увертюр (около 26 500 г. до н.э.). Пещера особенно знаменита своей полихромной наскальной живописью «Пятнистые лошади», которую сопровождают многочисленные трафаретные отпечатки рук. Среди других выдающихся произведений — «Чёрный фриз» и изображения «раненых людей» с абстрактными знаками авиформного типа (так называемый тип «Плакар»). Археологи считают, что наскальное искусство пещеры создавалось в три этапа: первые два приходятся на эпохи граветтской и солютрейской культур (примерно между 25 000 и 17 000 гг. до н.э.); третий этап относится к 13 000 году до н.э. — позднему периоду мадленской культуры, ярким примером которой являются великолепные росписи пещеры Альтамира в Испании. Чтобы понять, как наскальное искусство Пеш-Мерль вписывается в эволюцию искусства каменного века, см. статью: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение, открытие и структура
Пещера Пеш-Мерль находится недалеко от деревни Кабрере в департаменте Ло. Она представляет собой разветвлённую карстовую систему, образовавшуюся в юрских известняках. Её верхний уровень был известен местным жителям с начала XX века. Расписанные залы, расположенные в нижней части пещеры, были впервые обнаружены 4 сентября 1922 года подростками Андре Давидом и Анри Дютертром и первоначально исследованы аббатом Амеде Лемози — археологом-любителем и священником из Кабрере. Знаменитая галерея Комбель была открыта лишь в 1949 году, когда через завалы, перекрывавшие проход, был пробит тоннель. Эти завалы, к счастью, сохранили содержимое галереи в герметичных условиях. В целом пещера просторная и сухая, её протяжённость составляет около двух километров. Для посещения доступны галереи общей длиной около 300 метров с проходами, которые в среднем имеют ширину около 10 метров и высоту 5–10 метров. Среди основных залов — «Зал дисков», «Медвежья галерея», «Зал росписей» («Капелла мамонтов») и «Галерея Комбель». Кроме уникального искусства каменного века, в пещере были обнаружены орудия труда, остатки пищи, доисторические детские следы и другие признаки человеческого присутствия, хотя, по-видимому, оно было эпизодическим. Пещера открыта для посещения с 1926 года. В радиусе нескольких километров от неё расположено ещё двенадцать пещер с палеолитическим искусством, однако ни одна из них не открыта для публики.
См. также: Самое древнее искусство каменного века: ТОП-100 произведений.
Наскальное искусство Пеш-Мерль
Наскальное искусство Пеш-Мерль включает около 700 отдельных изображений, созданных за период более 10 000 лет. В отличие от пещер Шове, Ласко и Альтамира, здесь преобладают абстрактные пиктограммы, а не изображения животных. Идентифицировано лишь около 70 фигур животных: 21 шерстистый мамонт, 12 лошадей, 7 бизонов, 6 туров, 6 северных оленей, 2 ибекса (горных козла), 1 лев, 1 медведь и 3 неопознанных существа. Кроме того, здесь есть 12 изображений людей — 8 относительно натуралистичных и 4 схематичных. Абстрактное искусство включает загадочные авиформные знаки (в виде птиц), или знаки типа «Плакар», в том числе два рядом с фигурой «раненого человека». Подобные символы встречаются в трёх местах в Пеш-Мерль, в одиннадцати — в пещере Куньяк (ок. 23 000 лет до н.э.) и в семи — в пещере Ле-Плакар (17 500 лет до н.э.). Также в Пеш-Мерль присутствует большое количество чёрных и красных точек и других абстрактных символов. Кроме живописи и пиктограмм, здесь много гравюр, схожих с современными им гравюрами из пещеры Кюссак (ок. 25 000 лет до н.э.), а также несколько образцов доисторической скульптуры, включая бизона, вырезанного на естественном скальном рельефе.
Загадочные знаки типа «Плакар», найденные в Пеш-Мерль и соседних пещерах, представляют собой одну из величайших тайн палеолитического искусства. Эти сложные символы, состоящие из прямоугольника с добавлением внутренних и внешних элементов, не имеют очевидного изобразительного аналога в природе. Некоторые исследователи, как, например, Андре Леруа-Гуран, предполагали, что это могли быть знаки мужского или женского начала в рамках дуалистической системы. Другие видят в них топографические схемы, календарные обозначения или даже протописьменность. Их стандартизированный вид и повторяемость в нескольких удалённых друг от друга местах указывают на то, что они были частью общей знаковой системы, понятной разным группам людей граветтской и солютрейской культур. Это свидетельствует о высоком уровне культурной коммуникации и абстрактного мышления у доисторических сообществ.
Подробнее о схожем доисторическом искусстве в регионе Ло см.: Наскальное искусство пещеры Рукадур (24 000 лет до н.э.) и пещера Куньяк (23 000 лет до н.э.).
О других наскальных украшениях граветтской культуры см.: Росписи пещеры Коске (25 000 лет до н.э.) и впечатляющие трафаретные отпечатки рук в пещере Гаргас (25 000 лет до н.э.).
«Пятнистые лошади» и другие шедевры
Величайшим шедевром раннего этапа искусства Пеш-Мерль (граветтский период) является панно «Пятнистые лошади». Эта композиция длиной четыре метра, радиоуглеродным методом датированная примерно 25 000 годом до н.э., изображает двух лошадей, стоящих спиной друг к другу и частично наложенных одна на другую. Фигуры окружены множеством красных и чёрных точек, а также негативными отпечатками рук. Голова одной из лошадей нарисована на выступе скалы, который своей формой напоминает конскую голову. К этому же периоду относится серия точек, кругов, отпечатков рук и грубых рисунков пальцем на большой «Иероглифической потолочной панели». (Для сравнения см. росписи пещеры Эль-Кастильо в Кантабрии, которые также включают множество отпечатков рук и абстрактных символов).
Панель с лошадьми долгое время была предметом споров: учёные считали пятнистый окрас художественным вымыслом или символическим изображением. Однако генетический анализ ДНК древних лошадей, проведённый в 2011 году, подтвердил существование гена леопардового окраса (LP) у животных того периода. Таким образом, художники каменного века с реалистичной точностью изображали окружавшую их фауну. Техника создания рисунка также впечатляет: пигмент (оксид марганца для чёрных контуров и точек, оксид железа для красных) растирался в порошок и, вероятно, распылялся на стену через полую кость или прямо изо рта. Точки, образующие «шерсть» животных, были нанесены с удивительной аккуратностью.
Главные достопримечательности второго этапа (солютрейский период) — это изображение «раненого человека» и около 40 чёрных рисунков (ок. 20 000 лет до н.э.), в частности, два десятка из них собраны на знаменитом «Чёрном фризе» в «Капелле мамонтов». Эта композиция включает изображения 11 мамонтов, 5 бизонов, 4 лошадей, 4 туров и множество абстрактных знаков. Основными пигментами служили чёрный оксид марганца и красная охра. (Подробнее о пигментах в наскальной живописи каменного века см.: Доисторическая цветовая палитра).
Завершающий этап настенного искусства в Пеш-Мерль, относящийся к мадленскому периоду, представлен рядом наскальных гравюр. Среди них — знаменитый выгравированный рисунок медведя в «Медвежьем проходе», датируемый примерно 11 000 годом до н.э.
Доисторическая наскальная живопись в районе рек Ло и Селе
В долинах рек Ло и Селе существует ряд других расписанных пещер и скальных навесов, относящихся к эпохе верхнего палеолита, включая:
Кузуль-де-Браскони (длина 260 метров) Многие изображения животных плохо сохранились. Содержит многочисленные абстрактные знаки и красные или чёрные точки.
Грот Карьо (длина 200 метров) Имеет рисунки и гравюры с изображениями коз, оленей, крупного рогатого скота, лошадей и бизонов.
Грот Кристиан (длина 200 метров) Содержит изображения лошадей и бизонов, а также абстрактные символы (точки).
Пещера Фальшивомонетчиков (длина 150 метров) Содержит в основном абстрактные символы.
Грот дю Канталь (длина 160 метров) Имеет абстрактные знаки, следы пальцев и отпечатки рук, а также несколько изображений животных, включая горных козлов.
Кузуль де Мелани (длина 25 метров) Содержит петроглифы животных, таких как бизоны.
Грот Марсенак (длина 130 метров) Содержит гравюры и рисунки оленей, коз, бизонов и лошадей, а также множество абстрактных знаков.
Пещера Сент-Эйлали (длина несколько километров) Плохо сохранившиеся гравюры лошадей, оленей, коз, диких кабанов и медведей, а также знаки.
Пещера Папетье (длина 70 метров) Плохо сохранившиеся наскальные изображения быков и других животных.
Грот дю Мулен (длина 40 метров) Известен своими рисунками чёрных буйволов.
Грот де ла Бигурдан (длина 30 метров) Содержит ряд гравюр с изображением северных оленей.
Грот де Перзузе (длина 150 метров) Гравированные рисунки животных, включая лошадей, бизонов и коз, а также женских гениталий и одной человеческой фигуры.
Наскальная живопись пещеры Ласко (с 17 000 года до н.э.) Величайшие образцы мадленской полихромной наскальной живописи.
Пещера Рок-де-Сер (17 000 год до н.э.) Центр солютрейской наскальной резьбы, гравюр и рельефной скульптуры.
Пещера Фон-де-Гом (около 14 000 года до н.э.) Знаменита своим «фризом бизонов» и «облизывающимся северным оленем».
Пещера Руфиньяк (14 000 год до н.э.) Известна своими чёрными изображениями мамонтов.
Пещера Труа-Фрер (13 000 год до н.э.) Знаменита гравированной шаманской фигурой, известной как «Колдун».
Пещера Ньо (12 000 год до н.э.) Знаменита своим «Черным залом» и угольным рисунком ласки.
Рок-о-Сорсье (около 12 000 года до н.э.) Содержит великолепный фриз рельефной скульптуры.
Пещера Ле-Комбарель (11 000 год до н.э.) Ключевое мадленское святилище, известное своими гравюрами животных.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?