Пещера Ле-Плакар, Шаранта читать ~7 мин.
Пещера Плакар (Grotte du Placard) — важный памятник доисторических абстрактных знаков, относящийся к солютрейской культуре. Она расположена на левом берегу реки Тардуар, в нескольких километрах от города Ла-Рошфуко в департаменте Шаранта, Франция. Этот памятник традиционно рассматривают в связке с тремя другими пещерами франко-кантабрийского региона, где встречаются похожие птицеподобные символы (авиформы). К ним относятся пещера Пеш-Мерль (около 25 000 лет до н.э.) и пещера Куньяк (около 23 000 лет до н.э.) в департаменте Ло, а также пещера Коскер (около 25 000 лет до н.э.) недалеко от Марселя. Поскольку Плакар — единственная из четырёх стоянок, чьё наскальное искусство было датировано напрямую (17 500–18 000 гг. до н.э.), обнаруженные в ней загадочные авиформы получили название «знаки типа ‘Плакар’». При этом стоит отметить, что древнейшие образцы таких знаков были созданы ещё в граветтский период в пещере Пеш-Мерль. Чтобы лучше понять место пещеры Плакар в хронологии палеолитической культуры, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение, открытие и раскопки
Пещера Плакар (первоначально известная как Grotte de Rochebertier) представляет собой большой скальный навес в известняковом утёсе среднеюрского периода. Она возвышается над рекой Тардуар рядом с хутором Рошбертье в коммуне Вильоннёр. Памятник находится в 13 км выше по течению от Ла-Рошфуко и в 30 км к востоку от Ангулема. Среди других важных доисторических памятников в Шаранте — пещера Лиц (около 25 000 лет до н.э.) в том же Вильоннёре и грот Рок-де-Сер (17 200 г. до н.э.), который считается эталонным образцом солютрейской рельефной скульптуры.
Вход в пещеру расположен примерно в 17 метрах над уровнем реки и ведёт через широкий портик в просторный зал трапециевидной формы (17 м в длину, около 9 м в ширину и 10 м в высоту). От главного зала отходят две узкие галереи вправо и одна более крупная (27 м в длину) влево. Ниже основной полости находится сеть ходов, которые периодически затапливаются рекой.
Пещеру открыли в середине XIX века, и с тех пор она неоднократно исследовалась. Первым её изучением в 1864 году занялся Ж.-Л. Фермон. Позднее, с 1878 по 1890 год, раскопки вёл владелец земли А. де Маре. Его деятельность носила в первую очередь коммерческий, а не научный характер: в погоне за ценными артефактами для продажи он провёл масштабные и разрушительные работы, которые нанесли памятнику непоправимый ущерб.
Впоследствии пещеру изучали уже профессиональные археологи: Ж. Шове (1891–1910), Адриен де Мортийе (1906), Даниэль (1942) и Ж. Рош (1958–1963). Ещё в 1906 году де Мортийе назвал Плакар самой интересной из исследованных пещер Франции, а в 1966 году археолог Филип Смит всё ещё считал её важнейшим доисторическим памятником к северу от долины реки Везер в Дордони.
Удивительно, но несмотря на ранние находки образцов наскальной живописи, уникальные гравюры пещеры оставались незамеченными до 1987 года, пока их не обнаружил археолог Луи Дюпор. Его отчёт, опубликованный в 1988 году, возродил научный интерес к Плакару. Дюпор совместно с Жаном Клоттом и Валери Феруглио организовал новую серию исследований (1990–1995), которые показали, что значительная часть грота изначально была украшена как живописью, так и гравировкой.
ЗАГАДКА: пещера Плакар находится совсем рядом с более древней граветтской стоянкой — пещерой Лиц. Однако в Плакаре не было найдено ни одного артефакта граветтской культуры. Почему такая большая и удобная пещера тысячелетиями оставалась незамеченной древними людьми — до сих пор остаётся загадкой для исследователей.
Наскальное искусство
Хронология и основные находки
Следы человеческого присутствия в Плакаре охватывают средний и верхний палеолит. Археологи обнаружили здесь культурные слои мустьерского, солютрейского, бадегульского и всех фаз мадленского периодов. Древнейшее искусство пещеры датируется солютрейской эпохой (17 500–18 000 гг. до н.э.). Эта датировка была подтверждена радиоуглеродным анализом кости животного, найденной в слое над гравюрами, — её возраст составил не менее 17 500–17 970 лет до н.э.
Первыми произведениями искусства, найденными в Плакаре, были выдающиеся изображения животных эпохи мадлена. Знаменитый аббат Анри Брейль (1877–1961) считал их непревзойдёнными. Среди находок А. де Маре был особенно впечатляющий профиль северного оленя, также относящийся к мадленскому периоду.
Ситуация кардинально изменилась в 1988 году, когда Луи Дюпор обнаружил большой фриз с выгравированными фигурами животных и абстрактными знаками. На задней стене грота были изображены преимущественно лошади, а также несколько незаконченных фигур серн, оленей и неопознанных животных. Рядом с ними располагались двенадцать тщательно выполненных авиформных знаков.
Солютрейский культурный контекст
Солютрейская культура, к которой относятся гравюры Плакара, представляет собой один из самых ярких периодов верхнего палеолита. Это время характеризуется не только расцветом наскального искусства, но и высочайшим уровнем технологии обработки камня. Мастера-солютрейцы создавали невероятно тонкие и симметричные наконечники в форме лаврового или ивового листа, доводя технику ретуши до совершенства. Именно в эту эпоху получило развитие монументальное искусство в виде рельефной скульптуры. Эталонным примером таких работ служит фриз из грота Рок-де-Сер, где изображены бизоны, лошади и другие животные. Искусство Плакара, таким образом, является частью богатой и технологически развитой культуры.
Авиформные знаки
До открытий в Плакаре подобные «птицеподобные» или «скобкообразные» знаки были известны только по находкам в пещерах Пеш-Мерль и Куньяк в регионе Керси (примерно в 165 и 120 км от Плакара соответственно). Хотя образцы из этих пещер относятся к более ранней граветтской культуре (25 000–20 000 гг. до н.э.), их поразительное сходство со знаками из Плакара указывает на возможную культурную преемственность между регионами.
Как описывал их исследователь Жан Клотт, авиформные символы обычно состоят из четырёх элементов: вертикального прямоугольника, примыкающей к нему горизонтальной полосы и двух «отростков» в нижней части. Однако между знаками из разных пещер есть и существенные различия. В Плакаре они почти все гравированные (кроме двух нарисованных), всегда расположены горизонтально и находятся в освещённой дневным светом части пещеры. В Пеш-Мерле и Куньяке, напротив, знаки сконцентрированы на отдельных панно в глубине тёмных галерей, которые, вероятно, служили святилищами.
Загадка значения
Истинное предназначение авиформных знаков остаётся одной из величайших загадок палеолитического искусства. У учёных нет единого мнения на этот счёт, но существует несколько гипотез. Согласно одной из них, эти символы могли быть тотемами или эмблемами определённых кланов или племён, своего рода доисторическими «гербами». Другая теория предполагает, что знаки обозначали территорию, на которой проживала определённая культурная группа. Некоторые исследователи видят в них элементы сложной мифологической или космогонической системы, ключ к которой давно утерян. Возможно, эти символы были частью шаманских ритуалов. Несмотря на десятилетия исследований, авиформы типа «Плакар» продолжают хранить свою тайну.
Другие находки
Кроме наскального искусства, в пещере было найдено множество предметов мобильного искусства. Среди них — изделия из бивней мамонта, фрагменты оленьих рогов с гравировками людей и животных, а также осколки древней керамики (в основном мадленской эпохи). Многие предметы искусства каменного века из пещеры Плакар сегодня выставлены в Национальном археологическом музее в Сен-Жермен-ан-Ле недалеко от Парижа.
Памятники доисторических абстрактных знаков во Франции
Другие примеры французских палеолитических пещер и скальных навесов с абстрактными знаками и символами см. в следующих статьях:
Пещера Шове-Пон-д’Арк (ок. 30 000 лет до н.э.)
Долина Ардеш, Рона-Альпы.
Авиформы, кордиформы, треугольники, унциформы.
Пещера Кюссак (ок. 25 000 лет до н.э.)
Ле-Бюиссон-де-Кадуэн, Дордонь.
Красные точки.
Грот де Дё-Увертюр (ок. 26 500 г. до н.э.)
Пещера двух отверстий, Ардеш, Рона-Альпы.
Треугольники, точки и линии.
Пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Верхняя Гаронна, Верхние Пиренеи.
Изувеченные отпечатки рук, чёрные или красные точки и другие геометрические символы.
Пещера Куньяк (23 000 лет до н.э.)
Гурдон, Ло.
Полукруги, спирали.
Абри-дю-Пуассон (23 000 лет до н.э.)
Ле-Эзи-де-Тайак, Перигор.
Скалариформные символы.
Пещера Ласко (17 000 лет до н.э.)
Монтиньяк, Дордонь.
Прямые линии, параллельные линии, вложенные сходящиеся линии, веерообразные знаки, пектиформы, четырёхугольники, клавиформы и точки.
Пещера Рукадур (ок. 24 000 лет до н.э.)
Керси, Ло.
Геометрические знаки, включая вертикальные линии, четырёхугольники и круги.
Пещера Тюк д’Одубер (ок. 13 500 г. до н.э.)
Арьеж, Центральные Пиренеи.
Клавиформы или дубинообразные символы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?