«Баран в чаще», Ур, Месопотамия читать ~6 мин.
Статуэтка «Баран в чаще» (также известная как «Баран, запутавшийся в кустах») — это знаковый образец месопотамского скульптурного искусства, относящийся к позднему периоду искусства неолита. Артефакт представляет собой одну из двух почти идентичных фигур, обнаруженных в 1928 году знаменитым британским археологом сэром Леонардом Вулли во время раскопок древнего шумерского города Ур на территории современного Ирака. Несмотря на своё название, фигурка изображает не барана, а козла.
Датируемые примерно 2500 годом до н.э., эти две статуэтки сегодня хранятся в разных музеях. Одна, высотой 45.7 см, входит в коллекцию доисторического искусства Британского музея в Лондоне. Вторая, высотой 42.6 см, экспонируется в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии. Каждая статуэтка изображает козла, который стоит на задних ногах, а передние опёр о ветви цветущего растения. Они служат ярким примером ранней шумерской скульптуры с её богатым сочетанием драгоценных материалов и насыщенной цветовой палитрой.
Своё название — «Баран в чаще» — фигурам дал сам Вулли, проведя аналогию с библейским сюжетом из Книги Бытия (22:13), где Авраам по велению Бога приносит в жертву барана, запутавшегося рогами в кустах, вместо своего сына. Однако, несмотря на эту отсылку, нет никаких оснований считать статуэтки произведениями библейского искусства. Чтобы узнать больше о хронологии месопотамского искусства, см. статью: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Открытие и реконструкция
Обе статуэтки были найдены рядом друг с другом в так называемой «Большой погребальной яме» (PG 1237), расположенной недалеко от гробницы царицы Пуаби. Эти раскопки в Царском некрополе Ура были совместным проектом Музея археологии и антропологии Пенсильванского университета и Британского музея, проводившимся в 1928–1929 годах. Ур был богатым и влиятельным городом-государством в древнем Шумере, а его царские гробницы, наполненные драгоценными предметами с инкрустацией из золота и камней, демонстрируют высочайший уровень развития ювелирного дела и искусства, сравнимый лишь с мастерством древнеегипетских ремесленников.
См. также: Хрисоэлефантинная скульптура — техника изготовления скульптур из золота и слоновой кости, доведённая до совершенства греческими мастерами. Общее представление об их творчестве см. в статье: Древнегреческая скульптура.
В момент обнаружения фигуры были сильно деформированы и раздавлены весом земли. Чтобы извлечь хрупкие фрагменты, не разрушив их, Вулли залил их воском прямо в земле. Позже в лаборатории статуэтки были тщательно очищены и реконструированы, вернув им первоначальную форму. Тем не менее между восстановленными версиями остались небольшие различия, связанные с особенностями реставрации в каждом из музеев.
Характеристики и символизм
Изображения козлов часто встречаются в искусстве Месопотамии, так как эти животные были неотъемлемой частью повседневной жизни. Козёл из Ура, судя по его крупным спиралевидным рогам, идентифицирован как винторогий козёл, или мархур (Capra falconeri) — дикий вид, обитающий в горах Центральной Азии.
Голова и ноги животного покрыты тонким листовым золотом, которое было прикреплено к деревянной основе с помощью битума. Уши сделаны из меди, со временем покрывшейся зелёной патиной. Рога, борода и шерсть на плечах и груди выполнены из ляпис-лазури (лазурита) — драгоценного синего камня. Руно на теле тщательно вырезано из отдельных кусочков раковины. Растение, к которому тянется козёл, также покрыто золотом. Вся композиция стоит на прямоугольном деревянном основании, украшенном мозаикой из серебра, лазурита, раковин и красного известняка. Археологи считают, что фигуры служили опорами для небольшого столика, чаши или иного ритуального объекта.
Точное назначение этой статуи неизвестно, но её символизм тесно связан с плодородием. Козёл, тянущийся к цветущему растению, — мощный образ жизненной силы природы. Это животное считалось священным для Думузи, бога-пастуха, чей брак с богиней Инанной (Иштар) был центральным мифом, символизировавшим смену времён года и плодородие земли. Таким образом, «Баран в чаще», вероятно, использовался в ритуалах, призванных обеспечить процветание и обильный урожай.
Выбор материалов также был глубоко символичен. Золото ассоциировалось с солнцем и божественной силой, а синий лазурит — с небом и космосом. Сочетание этих дорогих материалов не только демонстрировало богатство заказчика, но и наделяло предмет сакральным смыслом. Обе статуэтки по праву входят в число величайших скульптур раннединастического периода Месопотамии (2900–2350 гг. до н.э.).
Мастерство исполнения
«Баран в чаще» является шедевром композитной скульптуры, где несколько различных материалов искусно соединены на деревянной основе. Каркас фигуры был вырезан из дерева, после чего на него с помощью битума, природной смолы, крепились остальные элементы. Эта технология требовала от мастеров высочайшего уровня точности. Листовое золото аккуратно обжималось по форме головы и ног, передавая рельеф мускулов. Каждый фрагмент лазурита и раковин для шерсти вырезался и подгонялся индивидуально, создавая детализированную и живую текстуру. Происхождение материалов свидетельствует о широких торговых связях Шумера: золото, вероятно, поступало из Египта или Анатолии, а лазурит доставляли из далёких копей на территории современного Афганистана.
Царские гробницы Ура
К середине III тысячелетия до н.э. город Ур был одной из ведущих столиц шумерской цивилизации. Он сохранял своё влияние вплоть до IV века до н.э., пока изменение русла реки Евфрат не привело к его запустению.
В 1920-х годах экспедиция под руководством Леонарда Вулли сосредоточилась на исследовании городского некрополя, где было обнаружено шестнадцать «царских гробниц» раннединастического периода (ок. 2600–2450 гг. до н.э.). Эти гробницы поразили мир не только богатством артефактов, но и мрачными свидетельствами человеческих жертвоприношений. Рядом с саркофагом царя или царицы археологи находили останки десятков слуг и воинов, которые, вероятно, добровольно или принудительно приняли яд, чтобы сопровождать своего правителя в загробный мир. Именно в одной из самых крупных таких коллективных погребальных камер, получившей название «Большая погребальная яма», и были найдены две статуэтки «Баран в чаще».
Эти ритуальные захоронения подчёркивают особую роль, которую играли подобные предметы роскоши. Они были не просто украшениями, а важными элементами погребального культа, призванными обеспечить умершему правителю вечную жизнь и процветание в ином мире. Контекст находки придаёт изящным статуэткам козлов зловещий и вместе с тем величественный оттенок.
О других древних статуях см.: Венерские статуэтки (с 30 000 лет до н.э.).
Сэр Леонард Вулли
Сэр Леонард Вулли (англ. Sir Leonard Woolley; 1880–1952) — выдающийся британский археолог, чьи исследования внесли огромный вклад в изучение древнего искусства Месопотамии. Его самые значительные раскопки проходили с 1922 по 1934 год на месте шумерского города Ур, где, помимо «Барана в чаще», он обнаружил такие шедевры, как «Штандарт Ура» и артефакты из гробницы царицы Пуаби. Вулли также вёл раскопки хеттского города Каркемиш (вместе с Т. Э. Лоуренсом) и города Алалах (Телль-Ачана) эпохи бронзового века, оба из которых находятся на территории современной Турции. Считается одним из первых «современных» археологов, который вёл скрупулёзную документацию находок. В 1935 году за свой вклад в археологию он был посвящён в рыцари.
- «Шоссе Линкольна» Амора Тоулза, краткое содержание
- «Миры и пространства» — персональная выставка красноярской художницы открыта в музее Бориса Ряузова
- В Новосибирском художественном музее открылась выставка - «РАХ в Новосибирске»
- В Москве открывается выставка «Конфетки-бараночки»
- Чёрно-белые работы Пикассо на выставке в Нью-Йорке
- Выставка «Spaces and Fillings» - «Пространства и наполнения»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?