«Баран в чаще», Ур, Месопотамия читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Являясь знаковым образцом месопотамского скульптурного искусства и относясь к позднему периоду неолитического искусства, «Баран в чаще» (также известный как «Баран, запутавшийся в кустах») на самом деле представляет собой одну из двух идентичных фигур, раскопанных в 1928 году в древнем городе Ур (современный Ирак) знаменитым британским археологом сэром Леонардом Вулли. Датируемая примерно 2500 г. до н.э. и имеющая высоту около 46 см (16 дюймов), одна из фигур входит в постоянную коллекцию доисторического искусства Британского музея, а вторая экспонируется в Музее археологии и антропологии при Пенсильванском университете в Филадельфии. Статуэтки — каждая из которых изображает козла, стоящего на задних ногах среди золотых ветвей цветущего растения — выполнены на деревянном каркасе с применением золота и серебра, лазурита, меди, раковин и красного известняка и служат ярким примером ранней месопотамско-шумерской скульптуры с её богатым сочетанием драгоценных материалов и насыщенной цветовой палитрой. Вулли дал им название «Баран в чаще», отсылая к библейскому отрывку из Книги Бытия 22:13, где Авраам приносит в жертву барана, запутавшегося рогами в кустах, вместо своего сына. Несмотря на склонность Вулли к библейским аллюзиям, нет никаких оснований считать эти «бараны» произведениями библейского искусства. Подробнее о хронологии месопотамского искусства или более ранних палеолитических культурах см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Открытие и реконструкция
Пара «баранов» — точнее, самцов козлов — была обнаружена близко друг к другу в так называемой «Великой могиле смерти», расположенной рядом с гробницей царицы Пуаби, одной из царских гробниц Ура, раскопанных совместно Музеем археологии и антропологии Пенсильванского университета и Британским музеем в 1928–1929 гг. Ур был богатым и влиятельным городом-государством в древнем Шумере, и его царские гробницы — с их драгоценными предметами, многие из которых были инкрустированы золотом и драгоценными камнями — ясно демонстрируют высокий уровень развития ювелирного дела и ювелирного искусства в этом городе, сравнимый лишь с мастерством египетских златокузнецов.
См. также: Хрисоэлефантинная скульптура — техника изготовления скульптур из золота и слоновой кости, доведённая до совершенства греческими мастерами. Общее представление об их творчестве см. в статье: Древнегреческая скульптура.
На самом деле, при обнаружении фигуры оказались раздавлены весом земли, навалившейся сверху, и Вулли был вынужден использовать воск, чтобы удерживать все фрагменты вместе во время их извлечения. Позднее, при реконструкции, фигуры аккуратно вернули в первоначальную форму, хотя между оригинальными статуэтками и их восстановленными версиями всё же остались небольшие различия.
Характеристики «Барана в кустах»
Бараны или самцы козлов были привычной частью повседневной жизни в позднем неолите и регулярно изображались скульпторами в самых разных материалах. «Баран в чаще» идентифицирован по крупным завитым рогам как мархор (Capra falconeri) — дикий вид козла, обитающий в горах Центральной Азии.
Голова и ноги козла покрыты золотой фольгой, обёрнутой вокруг деревянного каркаса и закреплённой на нём битумом. Его уши выполнены из меди, которая со временем покрылась зелёной патиной. Нижняя часть тела покрыта серебряной фольгой. Рога, борода и пряди волос на лбу сделаны из лазурита, как и шерсть на плечах и груди. Шерсть на теле выполнена из раковин, а гениталии — из золота. Стебель и листья цветущего растения покрыты золотом, а вся композиция установлена на прямоугольном деревянном основании, боковые стороны которого украшены серебром, а верхняя поверхность инкрустирована лазуритом, раковинами и красным известняком. Археологи полагают, что обе «овцы» не были самостоятельными статуями, а служили опорами для небольшого подноса или чаши.
Точное значение этой статуи неизвестно, однако учёные считают, что она была одним из нескольких символов, связанных с плодородием земли. Козёл считался священным животным Думузида — бога-пастуха, чей брак с Инанной был важным мифологическим событием, ассоциировавшимся с изобилием урожая.
Обе статуэтки «Баран в чаще» входят в число величайших скульптур раннединастического периода Месопотамии (2900–2350 гг. до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?