Пещера Руффиньяк: картины мамонтов читать ~6 мин.
Ещё один важный центр доисторического искусства в Дордони, пещера Руффиньяк знаменита четырьмя вещами.
❶ Своими размерами: с более чем 8 километрами подземных ходов она является крупнейшим объектом франко-кантабрийского пещерного искусства, и до сих пор остаётся относительно неисследованной.
❷ Уникальная коллекция наскальной живописи и наскальных гравюр, на которых изображены почти 160 мамонтов, включая знаменитого мамонта «Патриарх». Они составляют около трети всех изображений мамонтов в европейском пещерном искусстве – отсюда и прозвище Руффиньяка «Пещера ста мамонтов».
❸ Ее необыкновенный потолок («Большой плафон Руффиньяка») украшен витиеватым ансамблем из 60 больших чёрных рисунков лошадей, мамонтов, горных козлов и бизонов.
❹ Уникальный чёрный рисунок бородатого человеческого лица («tete barbue de face»).
Самое раннее искусство косвенно датируется примерно 14 000 лет до н.э., а остальные предметы относятся к средней фазе мадленского искусства, около 14 000-11 000 лет до н.э.
Подробнее о хронологии наскальной живописи в Дордони см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Расположение
Пещера Руффиньяк, также известная как пещера Миремон, Кро-де-Гранвиль или Кро-де-Клюзо, расположена на склоне холма вдоль реки Ла-Бинш, во французской коммуне Руффиньяк-Сен-Сернин, в департаменте Дордонь. Её известняковые стены, напоминающие массивный туннель, богаты кремнёвыми конкрециями, но сталактитов и сталагмитов здесь нет. Её естественный пол состоит из липкой, неприятной глины. Для передвижения посетителей по пещере используется электропоезд.
Есть ещё несколько локаций Палеолитического искусства в этом районе, включая: Абри дю Пуассон (c.23,000 до н.э.); Абри де ла Мадлен (20 000); Пещера Ласко (17 000); Пещера Фонт де Гом (14 000); Приют Кап-Блан (ок. 13 000) и Пещера Ле Комбарель (ок. 12 000 до н.э.).
Открытие
Пещера Руффиньяк, привлекающая туристов с XIX века, была посещена французскими доисториками Эдуардом-Альфредом Мартелем (1859-1938), Анри Брейлем (1877-1961) и Андре Слави (1906-1966), а также Дени Пейрони (1869-1954), известным специалистом по наскальному искусству Перигора. Но только в 1956 году, когда предысторики Луи-Рене Нугье и Ромен Робер вновь исследовали Руффиньяк и обнаружили большую часть наскальных рисунков, пещера стала считаться крупным центром мадленской культуры.
В 1957 году, наряду с несколькими другими пещерами и скальными убежищами, расположенными в долине Везер, пещера Руффиньяк была внесена в список французских исторических памятников, а в 1979 году была включена ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
Самые ранние в мире наскальные рисунки и гравюры: Лучшее и древнейшее искусство каменного века.
Пещерное искусство в Руффиньяке
Говоря грубо, в Руффиньяке есть четыре вида искусства: рисунки и гравюры животных; изображения антропоморфных фигур; абстрактные знаки; и отпечатки пальцев.
Основное внимание в изображениях животных уделяется мамонту, но есть и изображения других существ, а именно: 160 мамонтов (70% всех известных изображений в Руффиньяке), 28 бизонов, 15 лошадей, 12 горных козлов, 10 шерстистых носорогов, 6 змей, 2 кошки, 1 пещерный медведь и 1 олень. Среди антропоморфов – 1 яркий чёрный набросок бородатого лица и пара фигур, известных как «Адам и Ева». Абстрактные знаки появляются в виде тектиформ, змеевидных, групп линий и полос, точек и других нечётких отметок. Многие из этих символов расположены рядом с определёнными фигурами животных или группами фигур. Наконец, в пещере Руффиньяк находится около 500 квадратных метров пальцевых флютингов («макаронных» или меандроподобных следов), большинство из которых в отличном состоянии. Судя по всему, над ними работали по меньшей мере семь человек, включая детей в возрасте до трёх лет.
Украшения встречаются по всей пещере, но сосредоточены на верхнем этаже (Священный путь, галерея Брейль, Большой потолок). Как и росписи пещеры Шове, но в отличие от большинства других мадленских святилищ, таких как Ласко или пещера Фон-де-Гом, росписи монохромны по цвету, представляя собой в основном чёрные контурные рисунки (марганец) или, реже, красную глину или белый мел.
Хотя археологические раскопки у входа в пещеру обнаружили следы пребывания людей в более поздние эпохи мезолита (от 10 000 до 4 000 лет до н.э.) и неолита (от 4 000 до 1 800 лет до н.э.), в пещере до сих пор было найдено очень мало артефактов верхнего палеолита (до 10 000 лет до н.э.), и прямой датировки пока не проводилось. Поэтому искусство было косвенно датировано по его стилистическому содержанию, в соответствии с рекомендациями известного французского археолога Андре Лерой-Гурхана (1911-1986). На этом основании искусство было отнесено Лерой-Гурханом к стилю IV, приблизительно 14 000-10 000 лет до н.э.
Большой потолок Руффиньяка («Большой плафон»)
Хотя значительная площадь нижних, более отдалённых уровней пещеры остаётся неисследованной, самым богатым участком искусства каменного века, обнаруженным до сих пор, несомненно, является Большой потолок Руффиньяка («Большой плафон»). Он расположен примерно в 700 метрах от входа в пещеру в главной галерее, известной как «Священный путь».
Потолок примечателен по двум причинам. Во-первых, это концентрированная масса из 65 фигур животных – самых больших и лучших изображений в пещере, – большинство из которых нарисованы чёрным цветом: 26 мамонтов, 12 бизонов, 11 лошадей, 12 горных козлов, 3 носорога и один горный козел. Во-вторых, это то, что, судя по всему, пещера была очень опасным местом для создания галереи рисунков. Когда исследователи впервые вошли в пещеру, потолок был всего на 1 метр выше огромной ямы глубиной 7 метров в полу пещеры, которая занимала всю ширину галереи. Эта опасная яма имела скользкие глиняные бока и вела только к реке, протекавшей внизу.
Почему художники каменного века Руффиньяка нарисовали столько прекрасных фигур животных в таком опасном и непонятном месте, когда в галерее до и после ямы было так много ровного потолочного пространства. Яма определённо существовала во время росписи потолка, поскольку (как и в Апсиде в Ласко) сохранились следы деревянного помоста, который использовался для поддержки художников над ямой во время их работы.
С момента обнаружения яма под Большим потолком была засыпана, а пол опущен, чтобы облегчить передвижение и улучшить условия просмотра.
Статьи о доисторических пещерах Франции
Вот избранный список самых известных французских пещер с палеолитическими рисунками и гравюрами:
Абри Кастанье (35 000 лет до н.э.)
Ориньякское убежище, содержащее самые древние гравюры во Франции.
Пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Изуродованные отпечатки рук и другие абстрактные символы.
Гравюры пещеры Кюссак (25 000 лет до н.э.)
Известны своими исключительными крупномасштабными гравюрами.
Пещерное искусство Куньяка (23 000 лет до н.э.)
Имеет абстрактные знаки плакатного типа и раненые человеческие фигуры.
Пещера Ле Плакард (17 200 лет до н.э.)
Типовое место для авиформных символов в Пеш Мерле и Куньяке.
Пещера Рок-де-Сер (17 000 лет до н.э.)
Эталон солютрейской наскальной резьбы и рельефной скульптуры.
Пещера Тюк д’Одубер (ок. 13 500 г. до н.э.)
Известна рельефными скульптурами бизонов и абстрактными знаками (клавиформами).
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.)
Наиболее известна выгравированным рисунком «Колдуна».
Рок-о-Сорсьер (12 000 лет до н.э.)
Известен своим мадленским фризом с рельефной скульптурой и гравюрами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?