Пещера Руффиньяк:
картины мамонтов читать ~6 мин.
Ещё один важный центр доисторического искусства в Дордони, пещера Руффиньяк знаменита четырьмя особенностями. Во-первых, своими размерами: с более чем 8 километрами подземных ходов она является крупнейшим объектом франко-кантабрийского пещерного искусства и до сих пор остаётся относительно неисследованной. Во-вторых, уникальной коллекцией наскальной живописи и наскальных гравюр, на которых изображены почти 160 мамонтов, включая знаменитого мамонта «Патриарх». Они составляют около трети всех изображений мамонтов в европейском пещерном искусстве — отсюда и прозвище Руффиньяка «Пещера ста мамонтов». В-третьих, её необыкновенным потолком («Большой плафон Руффиньяка»), украшенным витиеватым ансамблем из 65 больших чёрных рисунков лошадей, мамонтов, горных козлов и бизонов. В-четвёртых, уникальным чёрным рисунком бородатого человеческого лица («tête barbue de face»).
Самое раннее искусство косвенно датируется примерно 14 000 лет до н.э. Остальные предметы относятся к средней фазе мадленского искусства, около 14 000–11 000 лет до н.э.
Подробнее о хронологии наскальной живописи в Дордони см.: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).
Расположение
Пещера Руффиньяк, также известная как пещера Миремон, Кро-де-Гранвиль или Кро-де-Клюзо, расположена на склоне холма вдоль реки Ла-Бинш во французской коммуне Руффиньяк-Сен-Сернин в департаменте Дордонь. Её известняковые стены, напоминающие массивный туннель, богаты кремнёвыми конкрециями, но сталактитов и сталагмитов здесь нет. Естественный пол состоит из липкой глины. Для передвижения посетителей по пещере используется электропоезд.
В этом районе есть ещё несколько памятников палеолитического искусства, включая: Абри дю Пуассон (ок. 23 000 до н.э.); Абри де ла Мадлен (20 000); пещера Ласко (17 000); пещера Фонт-де-Гом (14 000); приют Кап-Блан (ок. 13 000) и пещера Ле Комбарель (ок. 12 000 до н.э.).
Открытие
Пещера Руффиньяк, привлекающая туристов с XIX века, была посещена французскими доисториками Эдуардом-Альфредом Мартелем (1859–1938), Анри Брёйлем (1877–1961) и Андре Слави (1906–1966), а также Дени Пейрони (1869–1954), известным специалистом по наскальному искусству Перигора. Однако только в 1956 году, когда предысторики Луи-Рене Нугье и Ромен Робер вновь исследовали Руффиньяк и обнаружили большую часть наскальных рисунков, пещера стала считаться крупным центром мадленской культуры.
В 1957 году наряду с несколькими другими пещерами и скальными убежищами, расположенными в долине Везер, пещера Руффиньяк была внесена в список французских исторических памятников. В 1979 году она была включена ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия.
Самые ранние в мире наскальные рисунки и гравюры: Лучшее и древнейшее искусство каменного века.
Пещерное искусство в Руффиньяке
В Руффиньяке представлены четыре вида искусства: рисунки и гравюры животных; изображения антропоморфных фигур; абстрактные знаки; отпечатки пальцев.
Основное внимание в изображениях животных уделяется мамонту. Всего представлены изображения следующих существ: 160 мамонтов (70% всех известных изображений в Руффиньяке), 28 бизонов, 15 лошадей, 12 горных козлов, 10 шерстистых носорогов, 6 змей, 2 кошки, 1 пещерный медведь и 1 олень. Среди антропоморфных изображений — яркий чёрный набросок бородатого лица и пара фигур, известных как «Адам и Ева». Абстрактные знаки представлены в виде тектиформ, змеевидных линий, групп линий и полос, точек и других символов. Многие из этих знаков расположены рядом с определёнными фигурами животных или группами фигур.
В пещере Руффиньяк находится около 500 квадратных метров пальцевых флютингов — «макаронных» или меандроподобных следов, большинство из которых в отличном состоянии. Судя по всему, над ними работали по меньшей мере семь человек, включая детей в возрасте до трёх лет.
Изображения встречаются по всей пещере, но сосредоточены на верхнем этаже: Священный путь, галерея Брёйля, Большой потолок. Как и росписи пещеры Шове, но в отличие от большинства других мадленских святилищ, таких как Ласко или пещера Фонт-де-Гом, росписи монохромны. Они выполнены в основном чёрным цветом (марганец) или, реже, красной глиной и белым мелом.
Хотя археологические раскопки у входа в пещеру обнаружили следы пребывания людей в более поздние эпохи мезолита (10 000–4 000 лет до н.э.) и неолита (4 000–1 800 лет до н.э.), в пещере было найдено очень мало артефактов верхнего палеолита (до 10 000 лет до н.э.). Прямая датировка пока не проводилась. Поэтому искусство было косвенно датировано по его стилистическому содержанию в соответствии с рекомендациями известного французского археолога Андре Леруа-Гурана (1911–1986). На этом основании искусство было отнесено Леруа-Гураном к стилю IV, приблизительно 14 000–10 000 лет до н.э.
Большой потолок Руффиньяка («Большой плафон»)
Хотя значительная площадь нижних, более отдалённых уровней пещеры остаётся неисследованной, самым богатым участком искусства каменного века, обнаруженным до сих пор, является Большой потолок Руффиньяка («Большой плафон»). Он расположен примерно в 700 метрах от входа в пещеру в главной галерее, известной как «Священный путь».
Потолок примечателен по двум причинам. Во-первых, это концентрированная композиция из 65 фигур животных — самых больших и лучших изображений в пещере. Большинство из них нарисованы чёрным цветом: 26 мамонтов, 12 бизонов, 11 лошадей, 12 горных козлов, 3 носорога и 1 горный козёл. Во-вторых, пещера была очень опасным местом для создания галереи рисунков. Когда исследователи впервые вошли в пещеру, потолок находился всего в 1 метре над огромной ямой глубиной 7 метров в полу пещеры, которая занимала всю ширину галереи. Эта опасная яма имела скользкие глиняные стенки и вела к подземной реке.
Остаётся загадкой, почему художники каменного века Руффиньяка нарисовали столько прекрасных фигур животных в таком опасном месте, когда в галерее до и после ямы было много ровного потолочного пространства. Яма определённо существовала во время росписи потолка, поскольку (как и в Апсиде в Ласко) сохранились следы деревянного помоста, который использовался для поддержки художников над ямой во время их работы.
С момента обнаружения яма под Большим потолком была засыпана, а пол понижен, чтобы облегчить передвижение и улучшить условия просмотра.
Доисторические пещеры Франции
Избранный список самых известных французских пещер с палеолитическими рисунками и гравюрами:
Абри Кастанье (35 000 лет до н.э.)
Ориньякское убежище, содержащее самые древние гравюры во Франции.
Пещера Гаргас (25 000 лет до н.э.)
Отпечатки рук с отсутствующими пальцами и другие абстрактные символы.
Гравюры пещеры Кюссак (25 000 лет до н.э.)
Известна своими исключительными крупномасштабными гравюрами.
Пещерное искусство Куньяка (23 000 лет до н.э.)
Содержит абстрактные знаки и раненые человеческие фигуры.
Пещера Ле Плакард (17 200 лет до н.э.)
Эталонное место для птицеобразных символов, встречающихся в Пеш-Мерле и Куньяке.
Пещера Рок-де-Сер (17 000 лет до н.э.)
Эталон солютрейской наскальной резьбы и рельефной скульптуры.
Пещера Тюк д’Одубер (ок. 13 500 до н.э.)
Известна рельефными скульптурами бизонов и абстрактными знаками (клавиформами).
Пещера Труа-Фрер (13 000 лет до н.э.)
Наиболее известна выгравированным рисунком «Колдуна».
Рок-о-Сорсьер (12 000 лет до н.э.)
Известен своим мадленским фризом с рельефной скульптурой и гравюрами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?