Солютрейское искусство читать ~5 мин.
В доисторическом искусстве термин «солютрейский» обозначает период позднего верхнего палеолита, названный по типовой стоянке Солютре в регионе Бургундия на востоке Франции. Солютрейское наскальное искусство наиболее известно своими гравировками, пиктограммами и каменными фризами. Особое место занимает рельефная скульптура на блоках камня, изображающая животных с массивными телами и короткими ногами, как, например, в пещере Фурно-дю-Дьябль («Дьявольская печь») в Бурдейле (ок. 16 000 до н.э.) и в Рок-де-Серс (ок. 17 200 до н.э.).
В этот период наблюдался значительный прогресс в технике и выразительности наскальных изображений. Пещерная живопись была распространена меньше, хотя солютрейские художники работали в Ласко (первый этап ок. 17 000 до н.э.) и Коскер (второй этап ок. 17 000 до н.э.). Примечательно, что среди датированных изображений этого времени мало опасных хищников, которые доминировали в самом раннем искусстве, например, в пещере Шове. Изображения львов, носорогов и медведей уступили место крупным травоядным: лошадям, турам и бизонам.
Снижение числа изображений опасных хищников может быть связано с усовершенствованием охотничьего вооружения, в частности с появлением кремнёвых наконечников копий в форме лаврового листа. В то же время популярными оставались знаки, символы и другие проявления абстрактного искусства. Некоторые из них интерпретируются как свидетельства ранних астрономических знаний. Солютрейское искусство каменного века совпало с Последним ледниковым максимумом (ок. 20 000–17 000 гг. до н.э.) — самым холодным периодом эпохи, — а также с вытеснением неандертальцев и расселением современных людей, таких как кроманьонцы. Влияние этих факторов на наскальное и мобильное искусство того времени до конца не изучено.
Солютрейское искусство: история и особенности
Солютрейские гравёры и скульпторы усовершенствовали граветтские традиции франко-кантабрийского пещерного искусства. Во-первых, они привнесли больше реализма в свои гравюры, например, в изображения оленей и лошадей, найденные в пещере Парпальо в Испании. Для достижения большей точности они использовали подготовительные эскизы, нанося контуры некоторых фигур углём. Во-вторых, они располагали гравюры с учётом морфологии пещеры и естественного освещения, применяя барельеф для усиления трёхмерного эффекта.
Это свидетельствует о глубоком понимании ключевых принципов скульптуры: взаимодействия формы, света и движения. Кульминацией этих достижений стали изысканные барельефы, вырезанные на известняковых плитах в Бурдейле (Дордонь) и Рок-де-Серс (Шаранта). Кроме того, солютрейские художники создали ряд наскальных рисунков и петроглифов в пещере Ла-Тет-дю-Льон в регионе Ардеш. Около 15 000 лет до н.э., после создания ряда выдающихся образцов пещерного искусства, солютрейская культура исчезает, уступая место мадленской.
Примечание: Солютрейской эпохе предшествовала граветтская, а после неё наступила мадленская. (См.: Хронология доисторического искусства).
Хронология солютрейской культуры
Grotte des Deux-Ouvertures (вторая фаза, 19 000 лет до н.э.)
Скальное убежище в Ардеше, известное как «Пещера двух отверстий» или La Grotte des Ours («Пещера медведей»). Содержит гравюры животных, абстрактные знаки и неясное гибридное существо, наполовину человек, наполовину животное.
Пещера Ла-Пилета (18 130 лет до н.э.)
Расположена в 30 километрах от побережья Средиземного моря, недалеко от города Ронда. Пещера известна девятью фазами верхнепалеолитических украшений. Одно изображение тура датировано 18 130 г. до н.э., но другие наскальные гравировки, предположительно, ещё древнее.
Пещерное искусство Куналды (ок. 18 000 лет до н.э.)
Расположенная почти на 60 метров ниже равнины Налларбор в Южной Австралии, пещера Куналда содержит лучшие в Австралии образцы пальцевого флейтинга (fluting) — рисунков, нанесённых пальцами на мягкую поверхность стены. Это искусство аборигенов является современником солютрейской культуры, но не её частью.
Керамика пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.)
Черепки из пещеры Сянрэндун на юго-востоке Китая — одни из древнейших образцов керамики в мире. Ещё один пример восточноазиатской керамики того времени — посуда из пещеры Ючаньянь (ок. 16 000 до н.э.) в провинции Хунань. Эти находки относятся к другому культурному ареалу.
Пещера Ле-Плакар (ок. 17 500 до н.э.)
Примечательна фризом с дюжиной птицеподобных (авиморфных) знаков, очень похожих на абстрактные символы из Пеш-Мерль и Куньяка. Эти символы известны как знаки типа «Плакар».
Росписи пещеры Коскер (второй этап, 17 000 лет до н.э.)
Первыми пещеру заняли граветтские художники (ок. 25 000 до н.э.), оставившие доисторические трафареты и отпечатки рук. Второй этап декорирования проходил между 17 500 и 16 000 лет до н.э. К этому периоду относится, например, чёрное изображение оленя (17 290 г. до н.э.).
Гравюры и рельефы пещеры Рок-де-Серс (ок. 17 200 лет до н.э.)
Пещера Рок-де-Серс, раскопанная в 1927–1929 годах, считается эталоном солютрейской скульптуры. Она известна четырнадцатью скульптурными, гравированными и раскрашенными известняковыми блоками (датируются 17 230 г. до н.э.), на которых найдено 52 изображения бизонов, лошадей, горных козлов и овцебыков с большими телами и непропорционально короткими ногами.
Кроме того, есть фигура как минимум одного человека с копьём. Около 70% изображений были заштрихованы красной охрой или другими пигментами для передачи движения (подробнее о них см. в статье «Доисторическая цветовая палитра»). Примеры изображений включают кабана, вырезанного в технике высокого и низкого рельефа, и рисунок человека, преследуемого овцебыком. По качеству исполнения фриз сравним с рельефом в Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 до н.э.).
Пещерные рисунки Ласко (первый этап, ок. 17 000 лет до н.э.)
Пещера знаменита своими полихромными наскальными рисунками, пиктограммами и чёрными контурными изображениями.
Пещера Ла-Тет-дю-Льон (ок. 17 000 лет до н.э.)
Расположена в Ардеше (рядом с пещерами Шове и Шабо) и известна панелью (ок. 19 000 лет до н.э.), которая может свидетельствовать о ранних астрономических знаниях. На панели изображены семь точек (возможно, Плеяды) рядом с рисунком быка, чей глаз обозначает положение Альдебарана, главной звезды в созвездии Тельца.
Пещера Фурно-дю-Дьябль (ок. 16 000 лет до н.э.)
Пещера «Дьявольская печь» в Бурдейле (Дордонь) известна своими солютрейскими рельефами и пиктограммами.
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 лет до н.э.)
Это убежище верхнесолютрейского и нижнемадленского периодов содержит множество изображений оленьих, лошадиных и бычьих. Также здесь находится большое количество абстрактных символов (идеоморфов).
Связанные статьи
Подробнее об искусстве верхнего палеолита:
Пещерная живопись Эль-Кастильо (39 000 до н.э.)
Одна из древнейших известных пещерных росписей в мире.
Пещерные рисунки Альтамиры (Кантабрия, Испания)
Ранние геометрические изображения датируются 34 000 лет до н.э.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?