Солютрейское искусство читать ~6 мин.
В доисторическом искусстве термин «солютрейский» обозначает период позднего верхнего палеолита, названный в честь типовой стоянки Солютре, в регионе Бургундия на востоке Франции. Возможно, благодаря передовой технике изготовления кремнёвых орудий, солютрейское наскальное искусство наиболее известно своими гравированными пиктограммами и каменными фризами – в частности рельефной скульптурой, вырезанной на блоках, изображающих пузатых, коротколапых животных – как, например, в Дьявольской печи в пещере Бурдейль (ок. 16 000 лет до н.э.) и в Рок-де-Серс (ок. 17 200 лет до н.э.).
Действительно, в этот период наблюдался значительный прогресс как в технике, так и в выразительности рисования каменными орудиями. Пещерная живопись была гораздо менее распространена в этот период, хотя солютрейские художники были активны в Ласко (первый этап ок.17 000 до н.э.) и Коскер (второй этап 17 000 до н.э.). Интересно, что лишь немногие из датированных изображений этого периода представляют собой изображения опасных видов, которые доминировали в самом раннем искусстве, скажем, в Шове. Таким образом, предпочтение львов, носорогов и медведей было вытеснено изображениями крупных травоядных, таких как лошади, аурох и бизон.
Стал ли солютрейский человек меньше бояться опасных хищников? Было ли это связано с его умением делать лезвия для своих копий? Между тем, изображения знаков, символов и других проявлений конкретного искусства, оставались популярными, причём некоторые изображения интерпретировались как свидетельство раннего знания астрономии. Солютрейское искусство каменного века совпало с самым холодным периодом (Последний ледниковый максимум) Ледникового периода (ок. 20 000-17 000 гг. до н.э.), а также с вытеснением неандертальского человека новыми современными видами – кроманьонцем и шанцеладцем. Пока у нас нет чёткого представления о том, как эти факторы повлияли на наскальное или мобильное искусство того времени, хотя продолжающиеся исследования, несомненно, дадут некоторые ответы.
Солютрейское искусство: история, особенности
Солютрейские гравёры и скульпторы усовершенствовали граветтские традиции франко-кантабрийского пещерного искусства несколькими способами. Во-первых, они привнесли гораздо больше реализма в свои гравированные предметы, такие как те, на которых изображены самки оленя и лошади, найденные в Парпалло в Испании. Чтобы усилить этот процесс, они ввели подготовительные эскизы для своих гравюр и рельефов, используя рисунки углём для некоторых фигур. Во-вторых, они гравировали свои фигуры животных таким образом, чтобы использовать свет и морфологию пещеры, используя барельефы для усиления трёхмерных качеств работы.
Таким образом, основная художественная цель скульптуры – взаимодействие между формой, светом и движением – кажется, была полностью понята. Кульминацией этих достижений стали изысканные барельефы, вырезанные из известняковых плит, в Бурдейле (Дордонь) и Рок-де-Серс (Шаранта). Кроме того, солютрейские художники создали ряд наскальных рисунков и петроглифов в пещере Тет-дю-Лайон в регионе Ардеш. К сожалению, около 15 000 лет до н.э., после создания ряда потрясающих образцов пещерного искусства, солютрейская культура таинственно исчезает.
Примечание: Солютрейской эпохе предшествовала граветтская, а после неё наступила мадленская. (См.: Хронология доисторического искусства.)
Хронология солютрейской культуры
Grotte des Deux-Ouvertures (вторая фаза) (19 000 лет до н.э.)
Скальное убежище в Ардеше, известное на английском языке как «Пещера двух отверстий», также называемое La Grotte des Ours («Пещера медведей»), оно содержит гравюры животных, абстрактные знаки и неясное гибридное существо, наполовину человек, наполовину животное.
Пещера Ла Пилета (18 130 лет до н.э.)
Расположенная в 30 километрах от побережья Средиземного моря, недалеко от города Ронда на вершине холма, пещера Ла Пилета известна девятью фазами верхнепалеолитических украшений. Одна фигура аврора была датирована 18 130 г. до н.э., но другие наскальные гравировки, по-видимому, более древние.
Пещерное искусство Куналды (ок. 18 000 лет до н.э.)
Расположенная почти на 200 футов ниже равнины Нулларбор в Южной Австралии, пещера и карстовая воронка Куналда содержит лучшие образцы пальцевого рифления аборигенов в Австралии.
Керамика пещеры Сянрэндун (ок. 18 000 лет до н.э.),
Шерстинки из Сянрэндуна на юго-востоке Китая – самая древняя керамика из всех обнаруженных. Другим примером восточноазиатской керамической посуды, датируемой 16 000 лет до н.э., является керамика из пещеры Ючаньян, из провинции Хунань.
Период среднего и верхнего палеолита.
Провинция Цзянси, Китай.
Пещера Ле Плакар (ок. 17 500 до н.э.)
Примечательна дюжиной авиформных знаков на фризе, очень похожих на абстрактные знаки, найденные в Пеш-Мерле (Марсель) и Куньяке в Лоте. Эти знаки известны как знаки «плакатного типа».
Росписи пещеры Коскер (второй этап 17000 лет до н.э.)
После того, как пещеру заняли граветтские художники около 25000 лет до н.э., которые были ответственны за доисторические трафареты и отпечатки рук, Коскер претерпел второй этап декорирования между 17500 и 16000 лет до н.э.. Например, олень с чёрной росписью (17290 г. до н.э.).
Гравировки и рельефы пещеры Рок-де-Сёрс (ок. 17 200 лет до н.э.)
Раскопанная в 1927-29 годах, пещера Рок-де-Сёрс является эталоном солютрейской доисторической скульптуры, особенно в отношении художественной формы и техники. Он наиболее известен своими четырнадцатью скульптурными, гравированными и раскрашенными известняковыми блоками (датируемыми 17 230 г. до н.э.), лежащими лицом вниз, украшенными 52 изображениями бизонов, лошадей, горных козлов и мускусных быков, изображённых с большими телами и непропорционально короткими ногами.
Кроме того, есть фигура по крайней мере одного мужчины, который, как предполагается, владеет копьём. Около 70 процентов изображений были заштрихованы красной охрой или другими красящими пигментами, чтобы передать движение. (Более подробно об используемых красителях и пигментах см: Доисторическая цветовая палитра) Примеры изображений включают: кабан на известняковом блоке, голова и конечности которого вырезаны в высоком рельефе, а туловище – в низком; рисунок на каменной плите человека, преследуемого мускусным быком; два самца горного козла, сцепившиеся в сезон гона. По качеству похож на каменный фриз в Рок-о-Сорсьер (ок. 12 000 до н.э.).
Пещерные рисунки Ласко (первый этап ок. 17 000 лет до н.э.)
Знамениты своими разноцветными наскальными рисунками, пиктограммами и чёрными рисунками.
Пещера Ла Тет дю Лев (ок. 17 000 лет до н.э.)
Расположена недалеко от Бидона в Ардеше в Рона-Альпах (рядом с пещерами Шове и Шабо), известна панелью, датированной 19 000 лет до н.э., которая, как полагают, раскрывает раннее понимание астрономии. На панели изображены семь точек (считается, что это план Плеяд) рядом с изображением быка, а сам глаз быка обозначает положение Альдебарана, главной звезды в созвездии Тельца. Аналогичные знаки встречаются в Ласко.
Пещера Дьявола (ок. 16 000 лет до н.э.)
Пещера Fourneau-du-Diable в Бурдейле на севере Дордони известна своими солютрейскими пиктограммами.
Пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 лет до н.э.)
Это верхнесолютрейское и нижнемадленское убежище содержит огромное количество цервидов (оленей, самцов и самок), эквинов (лошадей) и коров (аурохов). Он также содержит большое количество абстрактных символов (идеоморфов).
Связанные статьи
Подробнее об искусстве верхнего палеолита см:
Пещерная живопись Эль-Кастильо (39 000 до н.э.)
Самая древняя известная пещерная живопись в мире.
Пещерные рисунки Альтамиры (Кантабрия, Испания)
Геометрические изображения датируются 34 000 лет до нашей эры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?