Каменный круг Стоунхенджа читать ~9 мин.
Вероятно, самый знаменитый в мире отдельный пример мегалитического искусства, неолитический каменный памятник Стоунхендж (Stonehenge) расположен на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир, Англия. Он состоит из ряда земляных сооружений и знаменитого каменного круга из мегалитов, включая пять огромных трилитов в центре, высота которых превышает 7 метров (24 фута). Памятник строился поэтапно на протяжении примерно двух тысячелетий (ок. 3000–1100 гг. до н.э.). Хотя Стоунхендж в первую очередь известен своей архитектурой каменного века, он также содержит многочисленные мегалитические петроглифы и наскальные гравюры. Монумент находится в центре плотной сети других неолитических сооружений, включая сотни доисторических курганов. Что касается цели его строительства, археологи считают, что это, вероятно, был многофункциональный памятник, связанный с погребальными ритуалами, культом предков и исцелением. Во всяком случае, к 2000 году до н.э. этот участок, несомненно, стал важнейшим церемониальным центром южной Англии. В 1986 году ЮНЕСКО включило памятник в список Всемирного наследия вместе с мегалитическим комплексом Эйвбери, также расположенным в Уилтшире. Сам участок Стоунхенджа принадлежит британской короне и управляется организацией «Английское наследие» (English Heritage), а земля вокруг находится в собственности Национального фонда Великобритании (National Trust). Большая часть наших современных знаний о комплексе основана на археологических исследованиях, проводившихся с 1919 года и особенно интенсивно — с 1950 года.

«Хендж» — это круглое земляное сооружение, состоящее из рва, окружённого насыпным валом. Таким образом, Стоунхендж технически не является типичным хенджем, поскольку его ров расположен снаружи от вала.
История и строительство: когда был построен Стоунхендж?
Истоки Стоунхенджа как доисторического памятника восходят как минимум к IX тысячелетию до н.э. — эпохе мезолитического искусства. В то время эта территория ещё была покрыта лесом, и здесь были обнаружены несколько крупных ям от сосновых столбов, датируемых 8000 годом до н.э. Позднее, в эпоху неолитического искусства, в этом районе были возведены другие сооружения, в том числе знаменитый длинный курган Уэст-Кеннет (ок. 3600 г. до н.э.). Это одна из крупнейших погребальных камер в Англии, где было совершено около 45 захоронений. Примерно в 3500 г. до н.э. в рамках подготовки территории к северу от будущего Стоунхенджа был сооружён так называемый «курсус» — длинная земляная аллея.
Строительство самого памятника началось примерно четыре столетия спустя и происходило в три основные фазы.
Стоунхендж — этап 1 (ок. 3000 лет до н.э.)
На первом этапе был создан огромный круговой ров диаметром около 110 метров. Ров был выкопан с помощью кирок из оленьих рогов, его ширина составляла 6 метров, а глубина — до 2 метров. Из вынутой земли и мела был насыпан внутренний вал. По внешнему краю этой огороженной территории было выкопано 56 ям, каждая диаметром примерно в 1 метр. Эти ямы получили название «лунки Обри» в честь антиквара XVII века Джона Обри (John Aubrey), который первым их обнаружил и описал. Вероятно, они предназначались для деревянных столбов, хотя некоторые данные указывают, что в них могли устанавливаться и каменные плиты.
Стоунхендж — этап 2 (ок. 2900–2600 гг. до н.э.)
В этот период внутри ограды были установлены деревянные столбы в различных конфигурациях. Ров постепенно начал заполняться илом, а примерно половина «лунок Обри» и другие, недавно выкопанные ямы, стали использоваться для захоронений после кремации. Эти изменения свидетельствуют о том, что на данном этапе Стоунхендж функционировал в основном как неолитический некрополь (кладбище).
Стоунхендж — этап 3, фаза I (ок. 2600 г. до н.э.)
Около 2600 г. до н.э. строители Стоунхенджа перешли от дерева к камню. В центре ограды они выкопали два концентрических круга ям, в которые установили до 80 вертикальных «синих камней» (bluestones). Каждый такой камень весил около 4 тонн и имел высоту примерно 2 метра. Северо-восточный вход в ограду был расширен так, чтобы он совпадал с точкой восхода солнца в день летнего солнцестояния. Вероятно, именно в этот период были установлены и другие крупные мегалиты, включая Алтарный камень, Пяточный камень (Heel Stone) и Эшафот (Slaughter Stone). Кроме того, была проложена «Аллея» — земляной коридор длиной около 3,2 км, ведущий к реке Эйвон.
Транспортировка «синих камней» стала одним из самых впечатляющих достижений древних строителей. Геологический анализ показал, что эти камни были доставлены из холмов Пресели в Западном Уэльсе, расположенных на расстоянии более 250 километров. Перемещение 80 многотонных глыб по пересечённой местности без использования колеса требовало невероятных усилий и чёткой организации. Предполагается, что для этого использовались деревянные сани, которые тянули по специальным бревенчатым настилам, а также плоты для переправы через реки. Этот титанический труд свидетельствует о глубоком сакральном значении, которое эти камни имели для неолитических общин.
Стоунхендж — этап 3, фаза II (2600–2400 гг. до н.э.)
В эту фазу строители возвели в центре ограды легендарный каменный круг диаметром около 30 метров. Для этого они использовали 30 массивных сарсеновых камней-песчаников. Перед установкой на них были вырезаны соединения типа «шип и паз», а сверху их венчал непрерывный круг из 30 перемычек (перекладин), скреплённых тем же методом. Каждый вертикальный сарсен имел высоту около 4 метров, ширину 2 метра и весил примерно 25 тонн. Что особенно важно в контексте доисторического искусства, каждый мегалит был тщательно обработан для достижения максимального визуального эффекта: вертикальные камни слегка расширяются кверху, создавая иллюзию идеальной ровности при взгляде с земли, а перемычки имеют лёгкий изгиб, подчёркивающий окружность всего сооружения.
Внутри этого каменного круга архитекторы Стоунхенджа также соорудили подковообразную конструкцию из пяти гигантских трилитов (две вертикальные плиты и одна перемычка). Эти 15 камней были самыми массивными: каждый весил до 50 тонн, а их высота достигала 7,3 метра (24 фута).
В этот же период в окрестностях появились и другие монументы. Среди них холм Силбери — крупнейший искусственный курган в Европе высотой 40 метров, построенный около 2660 г. до н.э. Другие значимые памятники включают массивное земляное сооружение Даррингтон-Уоллс и мегалитический комплекс Эйвбери — крупнейший каменный круг в Европе, состоящий примерно из 100 мегалитов.
Поздние строительные работы (2280–1100 гг. до н.э.)
В период с 2280 по 1930 гг. до н.э. «синие камни» были переставлены, образовав круг между двумя кольцами сарсенов и овал в центре подковы. Качество работ на этом этапе было ниже, чем ранее. Дальнейшие перестановки происходили до 1600 г. до н.э. Примерно в 1100 г. до н.э. «Аллея» была продлена, что свидетельствует о том, что Стоунхендж всё ещё использовался и развивался. (См. также: Искусство бронзового века.)
Стоунхендж был известен и в более поздние эпохи. Его посещали римляне, он упоминался в англосаксонских хрониках и изучался средневековыми учёными. К сожалению, со временем комплекс сильно пострадал: многие камни были растащены для строительства, а остальные подверглись многовековой эрозии.
Мегалитическое искусство
Хотя Стоунхендж в основном известен своим вкладом в неолитическую архитектуру, на его камнях также присутствует наскальное искусство. Эта коллекция наскальных изображений, созданных в основном после 1800 г. до н.э., считается одной из самых значительных в Британии. Например, на одном из сарсенов (камень №53) обнаружены изображения кинжала и 14 топоров. Эти гравюры очень похожи на оружие позднего бронзового века. Недавние лазерные сканирования показали, что на других камнях могут присутствовать пиктограммы, геометрические символы и абстрактные знаки, которые слишком стёрлись, чтобы быть видимыми невооружённым глазом.
Кто построил Стоунхендж?
Археологи считают, что в строительстве в разное время участвовали представители трёх культур: люди с холма Уиндмилл, носители культуры колоколовидных кубков и представители уэссекской культуры.
Люди с холма Уиндмилл — ранние земледельцы, которые, как считается, возвели первые земляные сооружения, включая рвы и насыпи. Для них огромное значение имели круги и симметричный дизайн.
Носители культуры колоколовидных кубков, пришедшие с континента, принесли с собой знания обработки металлов и новую погребальную традицию. Они хоронили своих умерших в индивидуальных могилах под курганами, а в захоронениях часто находят оружие, что перекликается с гравюрами на сарсенах.
Представители уэссекской культуры, появившиеся около 1500 г. до н.э., стали последними строителями Стоунхенджа. Это была одна из самых развитых культур бронзового века за пределами Средиземноморья, контролировавшая торговые пути на юге Британии.
Интерпретация: каково значение Стоунхенджа?
По мнению профессора Тимоти Дарвилла (Timothy Darvill) и профессора Джеффри Уэйнрайта (Geoffrey Wainwright), Стоунхендж, скорее всего, был местом исцеления — доисторическим аналогом святилища. Эту теорию подтверждает большое количество захоронений в этом районе, а также необычно высокая частота травм и физических деформаций, обнаруженных в погребённых останках. Тем не менее, они согласны, что комплекс почти наверняка был многофункциональным: он также служил некрополем и церемониальным местом для культа предков.
В свою очередь, профессор Майк Паркер Пирсон (Mike Parker Pearson) считает, что Стоунхендж был важным ритуальным центром, символизировавшим «мир мёртвых». Он полагает, что каменный комплекс был связан с расположенным неподалёку поселением Даррингтон-Уоллс, которое являлось «миром живых».
Несомненно и то, что архитекторы Стоунхенджа обладали глубокими познаниями в астрономии. Памятник выстроен по оси северо-восток — юго-запад и идеально совпадает с точками солнцестояний. Утром в день летнего солнцестояния первые лучи солнца проходят прямо в центр памятника. В день зимнего солнцестояния солнце садится точно между двумя крупнейшими трилитами. Была ли эта впечатляющая особенность чисто церемониальной, или же — подобно мегалитам Ньюгрейндж и Наут в Ирландии — служила для ведения календаря сельскохозяйственных работ, остаётся предметом исследований. (См. также: Археологические памятники Ирландии.)
Неолитическая культура
В отличие от искусства каменного века эпохи палеолита, которое в основном представлено пещерным искусством и «венерами», неолитическое искусство связано с керамикой, ткачеством и монументальной мегалитической архитектурой. Древнейшие произведения, связанные с каменными сооружениями, обнаружены в Гёбекли-Тепе (Турция, ок. 9000 лет до н.э.) и представлены рельефной скульптурой и гравюрами. Важными центрами мегалитической культуры также были Бретань и Ирландия: курган Барненез (ок. 4800 г. до н.э.), камни Карнака (ок. 4000 лет до н.э.) и Ньюгрейндж (ок. 3100 г. до н.э.).
За пределами Европы самой знаменитой формой мегалитической культуры являются египетские пирамиды, датируемые 2600 г. до н.э. и позднее. Подробнее о пирамидах, а также об отдельных мегалитах, таких как Сфинкс в Гизе, см.: Древнеегипетская архитектура (ок. 3000 лет до н.э. — 160 г. н.э.).
Спустя пять тысяч лет Стоунхендж не утратил своей притягательной силы. Он остаётся не только бесценным археологическим памятником, но и мощным культурным символом, источником вдохновения для художников, поэтов и исследователей. Ежегодно тысячи людей съезжаются сюда, чтобы встретить рассвет в день летнего солнцестояния, ощутив связь с далёкими предками, которые вложили свои силы и веру в эти вечные камни.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?