Пещера Тито Бустильо:
Галерея лошадей читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Огромная известняковая пещера Тито Бустильо в Рибадеселья является важным центром франко-кантабрийского пещерного искусства, расположенным на северном побережье Испании. Её пещерное искусство стоит в одном ряду с пещерой Эль-Кастильо (с 39 000 лет до н.э.), Альтамирой (с 35 000 лет до н.э.) и пещерой Ла-Пасьега (16 000 лет до н.э.) как важнейшее свидетельство палеолитической культуры на Иберийском полуострове. Другие значимые примеры искусства каменного века в Иберии включают гравюры в долине Коа (22 000 лет до н.э.) за границей в Португалии, гигантское изображение рыбы в пещере Ла-Пилета (18 000 лет до н.э.) и неандертальскую гравюру в пещере Горхэма (37 000 лет до н.э.) на юго-восточном склоне Гибралтарской скалы. Как и в соседней пещере Эль-Пиндал, учёные расходятся во мнениях относительно датировки наскального искусства Тито Бустильо. Некоторые относят его к сравнительно короткой эпохе мадленского искусства (ок. 14 000 лет до н.э.), тогда как другие считают, что оно создавалось в течение более длительного периода — начиная с предшествующей эпохи сольютрейского искусства (ок. 17 000 лет до н.э.) или даже ещё раньше — со времён ориньякского искусства (ок. 30 000 лет до н.э.). Следует отметить, что искусство в других испанских пещерах — в частности, росписи пещеры Альтамира — также создавалось на протяжении гораздо более длительного периода, чем считалось изначально (этот факт был установлен лишь после того, как британские учёные применили метод уран-ториевого датирования к образцам из Альтамиры). Возможно, пещера Тито Бустильо старше, чем мы думаем. В июле 2008 года пещера Тито Бустильо была включена ЮНЕСКО в список Всемирного наследия вместе с четырьмя памятниками в Астурии и девятью памятниками в Кантабрии и Стране Басков. Чтобы понять, как Тито Бустильо вписывается в общую хронологию палеолитической культуры, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение
Пещера Тито Бустильо расположена недалеко от кантабрийского побережья, сразу к югу от западного конца моста через реку Селья, в муниципалитете Рибадеселья, княжество Астурия, Испания. Это один из пяти памятников настенного искусства в районе Комарка-де-Ориенте региона; остальные — пещера Пиндал в Рибадедева, пещера Кандамо в Кандаму, пещера Ла-Ковасьелья в Кабралесе и пещера Льонин в Пеньямельера-Альта. Примерно в 200 метрах от пещеры Тито Бустильо находится весьма информативный Центр наскального искусства (Centro de Arte Rupestre), где представлены многочисленные экспонаты, видеоматериалы и копии пещерных росписей.
Открытие
Пещера была обнаружена в апреле 1968 года группой молодых спелеологов из Торребланкского спелеологического общества и названа в честь их руководителя Селестино Фернандеса Бустильо, погибшего вскоре после этого в горной аварии. С тех пор научные исследования пещеры и её наскального искусства проводили Альфонсо Муре Романильо, Хосе Хавьер Альколеа и Родриго де Бальбин Берманн. Сегодня пещера доступна через специально прорытый искусственный тоннель, поскольку оригинальный вход по-прежнему завален обвалом, который запечатал пещеру по меньшей мере 8 000 лет назад. Археологические раскопки у оригинального входа дали обильные остатки человеческого присутствия, датируемые 14 000 лет до н.э., включая каменные орудия, небольшие предметы мобильного искусства и другие артефакты.
О самых древних в мире наскальных росписях и гравюрах см.: Самое древнее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Пещерное искусство Тито Бустильо
Пещерная живопись и наскальные гравюры встречаются по всей пещере Тито Бустильо, украшенной великолепными сталагмитами и сталактитами. Здесь есть чёрные и красные росписи, а также композиции, сочетающие красный, чёрный и фиолетовый цвета. (Подробнее о пигментах, использовавшихся художниками каменного века, см.: Доисторическая палитра цветов.) Некоторые гравюры сочетаются с живописью, некоторые выполнены штриховыми линиями, другие — тонкими резными насечками.
Художественные темы различаются в зависимости от местоположения. Западная половина пещеры украшена изображениями ланей и оленей, северных оленей и лошадей, бизонов, серн и туров, тогда как в восточной части преобладают олени и лани. Кроме того, выявлено девять фаз декорирования, что объясняет многочисленные наложения изображений; в последней из этих фаз были созданы крупные двухцветные фигуры фиолетового и чёрного цветов (редкое сочетание в пещерном искусстве). Эти выразительные изображения лошадей и северных оленей (сходные с росписями в Лас-Монедас в Монте-Кастильо) также гравированы и выскоблены.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?