Пещера Тито Бустильо:
Галерея лошадей читать ~6 мин.
Огромная известняковая пещера Тито Бустильо в муниципалитете Рибадеселья является одним из важнейших центров франко-кантабрийского пещерного искусства, расположенным на северном побережье Испании. Её наскальная живопись стоит в одном ряду с такими памятниками, как пещера Эль-Кастильо (ок. 40 000 лет до н.э.), Альтамира (до 36 000 лет до н.э.) и пещера Ла-Пасьега (ок. 16 000 лет до н.э.), и служит важнейшим свидетельством культуры палеолита на Пиренейском полуострове. Другие значимые примеры искусства каменного века в этом регионе включают гравюры в долине Коа в Португалии (ок. 22 000 лет до н.э.), гигантское изображение рыбы в пещере Ла-Пилета (ок. 18 000 лет до н.э.) и гравюру неандертальцев в пещере Горхэма (ок. 37 000 лет до н.э.) на юго-восточном склоне Гибралтарской скалы.
Как и в случае с соседней пещерой Эль-Пендаль, учёные спорят о точной датировке искусства Тито Бустильо. Некоторые относят его к сравнительно короткой эпохе мадленской культуры (ок. 17 000–10 000 лет до н.э.), тогда как другие считают, что оно создавалось в течение более длительного периода, начиная с солютрейской (ок. 22 000–17 000 лет до н.э.) и даже ориньякской культуры (ок. 40 000–28 000 лет до н.э.). Следует отметить, что и в других испанских пещерах, в частности в Альтамире, росписи создавались на протяжении гораздо более долгого времени, чем считалось изначально. Этот факт был установлен после применения британскими учёными метода уран-ториевого датирования. Возможно, и пещера Тито Бустильо старше, чем мы думаем. В июле 2008 года ЮНЕСКО включила пещеру в список Всемирного наследия в рамках объекта «Пещера Альтамира и наскальное искусство периода палеолита на севере Испании». Чтобы понять, как Тито Бустильо вписывается в общую хронологию, см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение
Пещера Тито Бустильо расположена у побережья Кантабрийского моря, к югу от западной оконечности моста через реку Селья, в муниципалитете Рибадеселья (Астурия, Испания). Это один из пяти ключевых памятников настенного искусства в комарке Ориенте; остальные — это пещеры Эль-Пиндаль в Рибадедеве, Кандамо в одноимённом муниципалитете, Ла-Ковасьелья в Кабралесе и Льонин в Пеньямельера-Альта. Примерно в 200 метрах от пещеры Тито Бустильо находится современный Центр наскального искусства (Centro de Arte Rupestre), где представлены многочисленные экспонаты, видеоматериалы и точные копии росписей, позволяющие детально изучить древнее творчество.
Открытие
Пещера была обнаружена в апреле 1968 года группой молодых спелеологов из общества «Торребланка». Её назвали в честь одного из первооткрывателей — Селестино Фернандеса Бустильо (исп. Celestino Fernández Bustillo), по прозвищу «Тито», который трагически погиб в другой пещере спустя несколько недель после этого знаменательного события. С тех пор научные исследования пещеры и её наскального искусства проводили Альфонсо Муре Романильо, Хосе Хавьер Альколеа и Родриго де Бальбин Берманн. Сегодня в пещеру можно попасть через специально прорытый искусственный тоннель, поскольку первоначальный вход остаётся заблокированным из-за обвала, который запечатал пещеру около 8 000 лет назад и способствовал сохранению её сокровищ. Археологические раскопки у старого входа выявили многочисленные следы человеческого присутствия, датируемые примерно 14 000 годом до н.э., включая каменные орудия, предметы мобильного искусства и другие артефакты.
О самых древних в мире наскальных росписях и гравюрах – см.: Самое древнее искусство каменного века: Топ-100 произведений.
Пещерное искусство Тито Бустильо
Пещерная живопись и наскальные гравюры встречаются по всей пещере, украшенной величественными сталагмитами и сталактитами. Здесь можно увидеть рисунки, выполненные чёрной и красной краской, а также композиции, сочетающие красный, чёрный, фиолетовый и сиреневый цвета. (Подробнее о пигментах, использовавшихся художниками каменного века, см.: Доисторическая палитра цветов.) Некоторые гравюры дополнены росписью, другие выполнены штриховыми линиями или тонкими резными насечками.
Древние художники использовали природные красители: для красного и жёлтого цветов — охру (оксид железа), для чёрного — древесный уголь, а для редкого фиолетового — оксид марганца. Рисунки наносились как пальцами, так и примитивными кистями или тампонами из мха и шерсти. Гравюры же процарапывались острыми кремнёвыми инструментами. Естественные неровности и изгибы стен пещеры мастерски использовались для придания изображениям объёма и реалистичности.
Художественные мотивы различаются в зависимости от зала. В западной части пещеры преобладают изображения ланей, оленей, лошадей, бизонов, серн и туров, тогда как в восточной — в основном олени и лани. Кроме того, исследователи выделили девять фаз декорирования, что объясняет многочисленные наложения рисунков. В последней фазе были созданы крупные двухцветные фигуры фиолетового и чёрного цветов — редкое сочетание для палеолитического искусства. Эти выразительные изображения лошадей и северных оленей, схожие с росписями в пещере Лас-Монедас, также дополнены гравировкой и выскобленными элементами.
Среди самых известных украшенных участков Тито Бустильо — «Галерея лошадей» («Galería de los Caballos») с её великолепными гравированными росписями, идеально вписанными в рельеф скалы; «Камера вульв» («Camarín de las Vulvas») с символическими изображениями женских гениталий, выполненными красной краской; «Панель антропоморфов» с двумя человеческими фигурами на одном сталактите; и грот Ла-Льосета, где находится уникальная для палеолита коллекция мужских фаллических символов. Эти изображения считаются одним из первых примеров художественного отображения мужских половых органов и, возможно, были связаны с ритуалами плодородия.
Среди зооморфных изображений также выделяется редчайший для наскальной живописи рисунок китообразного, что свидетельствует о важности морской фауны для древних обитателей побережья.
Другие примеры франко-кантабрийского пещерного искусства см. в следующих статьях:
Гравюры Абри Кастане (ок. 35 000 до н.э.)
Ориньякская скальная стоянка в Дордони, известная гравировками женских гениталий.
Наскальные рисунки пещеры Шове (ок. 30 000 до н.э.)
Потрясающие монохромные рисунки и ряд абстрактных знаков.
Наскальные рисунки пещеры Пеш-Мерль (25 000 до н.э.)
Угольные и красные изображения лошадей, трафареты рук, знаки типа Плакар.
Пещера Ле Плакар (17 500 до н.э.)
Место в Шаранте, известное своими птицеобразными знаками «типа Плакар».
Пещера Рок-де-Серс (17 200 до н.э.)
Ещё одно место в Шаранте, эталон солютрейских гравюр и рельефов.
Наскальные рисунки пещеры Ласко (с 17 000 до н.э.)
Великолепные многоцветные рисунки, особенно в Зале Быков.
Наскальные рисунки пещеры Фон-де-Гом (ок. 14 000 до н.э.)
Важное мадленское святилище, уступающее только Ласко.
Наскальное искусство пещеры Руфиньяк (ок. 14 000-12 000 до н.э.)
Известна своей коллекцией из 160 гравюр и монохромных рисунков мамонтов.
Пещера Труа-Фрер (13 000 до н.э.)
Известна своим странным антропоморфным изображением, известным как «Колдун».
Гравюры пещеры Ле Комбарель (ок. 12 000 до н.э.)
Содержит более 600 рисунков животных и человеческих фигур.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?