Скульптура бизона из пещеры Тюк-д’Одубер читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пещера Тюк-д’Одубер входит в число важнейших центров франко-кантабрийского пещерного искусства. Вместе с гротом д’Анлен и пещерой Труа-Фрер она составляет единый подземный комплекс, вымытый рекой Вольп в предгорьях французских Пиренеев. Хотя пещера содержит разнообразные образцы настенного искусства, включая наскальные гравюры, отдельные примеры пещерной живописи и доисторической скульптуры — всего около 385 отдельных палеолитических изображений, — она наиболее известна своими великолепными рельефными скульптурами пары бизонов, выполненными из глины, взятой со стен самой пещеры. Уже одно это произведение делает пещеру Тюк-д’Одубер выдающимся памятником палеолитического искусства в департаменте Арьеж. Хотя в пещере обнаружены следы мустьерских и ориньякских артефактов, большая часть доисторического искусства датируется периодом между 13 500 и 11 500 гг. до н.э. и согласуется с датировками аналогичных работ в соседней пещере Ньяу, а также в Альтамире и Ковасьелья на севере Испании. Из соображений сохранности памятник закрыт для посещения. Другие значимые места палеолитической рельефной скульптуры: Венера из Лосселя (23 000 лет до н.э.); резная фигура лосося в пещере Абри-дю-Пуассон (23 000 лет до н.э.); каменный рельеф в пещере Рок-де-Сер (17 200 г. до н.э.) в Шаранте; фриз Кап-Блан (15 000 лет до н.э.) в Дордони; и известняковый фриз в Рок-о-Сорсье (ок. 12 000 лет до н.э.) в департаменте Вьенна. О хронологии культуры каменного века см.: Хронология доисторического искусства (с 2,5 млн лет до н.э.).
Местоположение
Пещера Тюк-д’Одубер расположена в коммуне Монтескью-Аванте в департаменте Арьеж в центральных Пиренеях на юго-западе Франции. Она входит в систему подземных проходов, разделённую на три пещеры: на западе — пещера Тюк-д’Одубер; в центре — пещера Труа-Фрер («Три Брата»); на востоке — пещера Анлен. Последние две физически соединены между собой, однако между Труа-Фрер и Тюк-д’Одубер, несмотря на то что их разделяет всего несколько метров скальной породы, известного соединения нет. Вся пещерная система состоит из трёх уровней: самый нижний сейчас непроходим, так как по нему течёт река Вольп. Средний уровень расположен на 3 метра выше, а верхний — ещё на 12 метров выше среднего и доступен через естественную шахту. Из трёх пещер Анлен содержит наименьшее количество пиктограмм и петроглифов, хотя её обитатели создали множество гравированных предметов. Похоже, что Тюк-д’Одубер и Труа-Фрер использовались для более ритуальных форм деятельности, связанных с созданием обширного искусства каменного века всех типов. Среди самых известных изображений в пещере Труа-Фрер — знаменитая гравюра с раскраской, изображающая антропоморфную фигуру, известную как «Колдун».
Другие памятники палеолитического настенного искусства во французских Пиренеях включают: пещеру Гаргас (25 000 лет до н.э.) и пещеру Ньяу (12 000 лет до н.э.).
Открытие
Пещера Тюк-д’Одубер была известна ещё с конца XVII — начала XVIII века, однако бизоньи рельефы были обнаружены лишь в 1912 году. Первые раскопки провёл палеоисторик Эмиль Картаийак (1845–1921), а позже исследования вели археологи аббат Анри Брейль (1877–1961), Жан Клотт (р. 1933), Анри Ф. Рузо и команда из CEA (Гренобль). Новые образцы наскального искусства в пещере продолжали открывать на протяжении всего XX века. С 1893 года все три пещеры находятся в собственности семьи графа Бегуэна, чьи постоянные усилия по сохранению и поддержанию палеолитических находок заслуживают самой высокой оценки. Именно Р. Бегуэн в 1976 году первым обнаружил гравированные рисунки на каменном цоколе, поддерживающем знаменитых бизонов.
Пещерное искусство Тюк-д’Одубер
Кроме бизоньих скульптур, пещерное искусство включает ряд живописных и гравированных изображений, большое количество абстрактных символов, одну антропоморфную маску и одно изображение женской вульвы. Отчётливых отпечатков рук нет, хотя присутствует множество следов пальцев. В частности, здесь насчитывается 103 изображения животных (11 видов, включая бизонов — 40%, лошадей — 16%, северных оленей, серн, кошачьих) и более 250 абстрактных знаков (в основном клавиформы или символы в виде дубинок) и других непредставительных образов — 75% из которых выполнены гравировкой. В целом иконографический стиль произведений относится к стилю IV мадленской эпохи (ок. 13 000–10 000 гг. до н.э.), согласно классификации Андре Леруа-Гурhana (1911–1986), и напоминает фигуративные изображения в других пиренейских памятниках, таких как Монтеспан, Ньяу, Фонтане, Лабастид и Бедейак. Абстрактные образы пещеры схожи с символами, найденными в Ковасьелья, Эль-Пиндале, Ла-Кульявера и Альтамире в Кантабрии.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?