Венера из Леспюга читать ~3 мин.
Венера Леспюгская (фр. Vénus de Lespugue) — всемирно известная статуэтка из бивня мамонта, созданная в эпоху верхнего палеолита. Она является одним из самых ярких примеров граветтской культуры и древнейшего искусства, созданного человеком. См. также: Доисторическое искусство.
Открытие и реконструкция
Эта обнажённая женская фигурка принадлежит к числу стеатопигических «палеолитических венер», созданных в период граветтской культуры (около 26 000–24 000 лет до н.э.). Её обнаружил французский археолог Рене де Сен-Перье (René de Saint-Périer, 1877–1950) в 1922 году. Находка была сделана в пещере Ле Ридо (grotte des Rideaux) у деревни Леспюг в предгорьях Пиренеев (департамент Верхняя Гаронна).
К сожалению, во время раскопок статуэтка была повреждена ударом кирки. Её обнаружили в нескольких фрагментах и позже тщательно реконструировали. Высота этой резной фигурки из слоновой кости составляет 14,7 см. Сегодня она является ценнейшим экспонатом коллекции искусства палеолита в Музее человека (Musée de l’Homme) в Париже.
Характеристики и стиль
Венера из Леспюга разделяет общие черты с другими произведениями мобильного искусства верхнего палеолита. Скульптор уделил основное внимание женским атрибутам: огромной отвисшей груди, большому животу и гипертрофированным бёдрам и ягодицам. При этом у фигурки нет черт лица, рук и ступнёй, что типично для большинства «венер» (за редкими исключениями, как, например, у Венеры из Брассемпуи).
Общая форма статуэтки напоминает ромб, сужаясь от широкой центральной части к голове и ногам. Уникальной особенностью является орнамент на задней части фигуры — серия вертикальных линий под ягодицами. Многие исследователи интерпретируют этот узор как изображение набедренной повязки или юбки, сделанной из скрученных волокон. Если эта гипотеза верна, то это одно из самых ранних свидетельств существования текстиля и ткачества.
Интерпретация
Явный акцент на репродуктивных органах и женских формах позволяет предположить, что статуэтка служила символом плодородия, материнства и продолжения рода. Такие фигурки могли использоваться в ритуалах, связанных с культом плодородия, или как амулеты. Несмотря на это, у археологов до сих пор нет единого мнения о точном предназначении этих загадочных произведений искусства.
Другие палеолитические «венеры»
Маленькие статуэтки, вырезанные из бивня мамонта, мягких пород камня (известняк, серпентин) или, реже, изготовленные из керамики, составляют особую категорию доисторической скульптуры. Хотя центром наскальной живописи считается франко-кантабрийский регион, подобные фигурки находят по всей Европе. Самые ранние из них, такие как Венера из Холе-Фельс (ок. 38 000–33 000 до н.э.) и Венера из Гальгенберга (ок. 30 000 до н.э.), относятся к ориньякской культуре.
Большинство же известных «венер» были созданы в гравветтский период. К ним относятся: Венера из Дольни-Вестонице (ок. 26 000 до н.э.), Венера из Монпазье (ок. 25 000 до н.э.), Венера Виллендорфская (ок. 25 000 до н.э.), барельеф Венера Лоссельская (ок. 23 000 до н.э.), Костёнковские венеры (ок. 22 000 до н.э.) и другие, включая фигурки из Гагарино, Авдеево, Мальты и Зарайска (все ок. 20 000 до н.э.).
Несколько более поздних статуэток были созданы в мадленскую эпоху, например, Венера из Елисеевичей (ок. 14 000 до н.э.) и Венера из Энгена (ок. 13 000 до н.э.). Важно отметить, что Венера Леспюгская и другие фигурки верхнего палеолита не имеют прямой связи с гораздо более древними и примитивными изображениями, такими как Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана, относящимися к нижнему палеолиту.
Чтобы понять, как Венера Леспюгская вписывается в развитие мирового искусства, см. статью «Хронология доисторического искусства». Для получения подробной информации о самых ранних произведениях искусства см. «Древнейшее искусство: топ-50 работ». Подробнее о доисторической скульптуре: Искусство каменного века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?