Венера из Леспуги читать ~3 мин.
Венера Леспугская – доисторическая полуабстрактная резьба по слоновой кости, граветтский символ плодородия. Пример самого раннего искусства, созданного человеком каменного века. См. также: Доисторическое искусство.
Введение
Известный образец доисторического искусства, эта обнажённая женская статуэтка – одна из многих стеатопигийских статуэток Венеры, созданных во время граветтской культуры (26 000–20 000 до н.э.). Она была обнаружена археологом Рене де Сен-Перье (1877-1950) в 1922 году в пещере Ле Ридо, недалеко от деревни Леспуга в Верхней Гаронне, недалеко от Пиренеев. Никакого другого наскального искусства там обнаружено не было.
Резьба по слоновой кости высотой около 6 дюймов отличается своей абстрактной формой и рядом необычных гравюр под ягодицами, которые могут представлять собой тип текстильной юбки, сделанной из прядей скрученных волокон или, возможно, разновидность ритуальных украшений кожи. Скульптура является частью коллекции Искусства палеолита в Musee de l’Homme в Париже, Франция.
Характеристики
Венера из Леспуги имеет ряд общих черт с аналогичными произведениями мобильного искусства, созданными во время верхнего палеолита. Например, большое внимание было уделено её женским чертам, особенно огромной отвисшей груди, выступающему животу и увеличенным бёдрам и ягодицам. В то же время, как и у большинства других Венер, у неё нет черт лица (хотя, см.: Венера из Брассемпуи) и нет рук. Общая фигура ромбовидной формы сужается от широкого живота к голове и ступням.
Интерпретация Венеры Леспуги
Чёткое сосредоточение скульптора на женских репродуктивных органах фигуры и гендерных характеристиках предполагает, что она могла быть задумана как символ плодородия, хотя археологи до сих пор не смогли прийти к единой интерпретации этих полных обнажённых женщин.
Доисторические фигурки Венеры
Эти маленькие фигурки, вырезанные из слоновой кости, мягкого камня, такого как известняк, змеевик или, что реже, керамической глины, образуют особую категорию переносной доисторической скульптуры, особенно в Испани, центре наскальной живописи эпохи палеолита. Некоторые из них, такие как Венера из Холе Фельс (35 500 г. до н.э.) и Венера из Гальгенберга (30 000 лет до н.э.), были вырезаны в эпоху ориньякского искусства, но большинство из них были созданы в период Граветта.
К наиболее известным граветтским венерам относятся: Венера из Дольни-Вестонице (26000 лет до н.э.), Венера из Монпазье (25000 лет до н.э.), Венера Виллендорфская (около 25000 лет до н.э.), Венера из Савиньяно (24000 лет до н.э.) и барельеф Венера Лосель (c.23, 000 до н.э.), Венера Костенковская (22 000 лет до н.э.), Венера из Гагарино (20 000 лет до н.э.), Авдеевские Венеры (20 000 до н.э.), Мальтинские Венеры (20 000 лет до н.э.) и Зарайские Венеры (20 000 лет до н.э.).
Несколько фигурок были вырезаны во время Мадленского периода, например, Венера Елисеевичская (14 000 до н.э.), Венера Энгенская (13 000 до н.э.) и Венера из Монруз-Невшатель (10 000 до н.э.).
Обратите внимание:
Как и другие ориньякские, граветтские и мадленские венеры, Венера из Леспуги не связана с примитивными изображениями нижнего палеолита известными как Венера из Берехат-Рама и Венера из Тан-Тана.
ЭВОЛЮЦИЯ СКУЛЬПТУРЫ
Чтобы понять, как Венера Леспугская вписывается в историю искусства каменного века, см.: Хронология доисторического искусства. Для получения подробной информации о самых ранних произведениях искусства см.: Древнейшее искусство.
Подробнее о доисторической скульптуре: Искусство каменного века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?