Зарайские Венеры читать ~4 мин.
Зарайские венеры — это группа из двух статуэток, обнаруженных на палеолитической стоянке Зарайск. Они принадлежат к так называемой «русской школе» доисторической скульптуры, возникшей на позднем этапе граветтской культуры (около 22 000–20 000 лет до н.э.). Другими известными примерами этой школы являются Венера Костёнковская (Воронеж), Венера Гагаринская (Липецк), Авдеевские Венеры (Курск) и более отдалённые Мальтинские Венеры (Иркутск). Сама стоянка Зарайск датируется периодом около 22 000 лет до н.э., что совпадает со временем последнего ледникового максимума.
Самыми известными произведениями доисторического искусства с этой стоянки являются две статуэтки, известные как «Зарайские венеры», одна из которых не завершена. Непосредственно фигурки не датированы, но предполагается, что их изготовили около 20 000 лет до н.э. Это делает их современницами находок из Костёнок, Гагарино и Авдеево, но моложе таких европейских статуэток, как Венера Виллендорфская (Австрия). Также в Зарайске было найдено ещё одно произведение искусства каменного века — реалистичное изображение бизона, вырезанное из слоновой кости. Место зарайской скульптуры в эволюции палеолитической культуры демонстрирует хронологическая шкала доисторического искусства.
Местонахождение и открытие
Город Зарайск расположен на правом берегу реки Осётр, примерно в 160 км к юго-востоку от Москвы. Археологический памятник находится непосредственно за стенами средневекового Зарайского кремля. Раскопки здесь ведутся с 1995 года группой сотрудников Российской академии наук под руководством археологов Хизри Амирхановича Амирханова и Сергея Юрьевича Лева. Команда обнаружила несколько образцов искусства малых форм, включая фигурку бизона в 2002 году и две статуэтки венер в 2005 году.
Обе статуэтки были найдены ритуально захороненными в отдельных ямах-хранилищах, расположенных в центре группы землянок костёнковско-авдеевского типа. Каждая фигурка была накрыта крупной костью мамонта и помещена на подушку из красной охры — одного из самых распространённых красящих пигментов того времени. Первая статуэтка была найдена целой, но в плохой сохранности; вторая — в лучшем состоянии, но повреждённой и незавершённой. Обе венеры стилистически близки к найденным в Авдеево, к юго-западу от Курска.
Примером русского наскального искусства на Урале служит живопись Каповой пещеры (12 500 лет до н.э.) в заповеднике «Шульган-Таш».
«Русский стиль» палеолитической венеры
Классические европейские статуэтки венер граветтской культуры имеют ряд общих черт. Как правило, это изображения обнажённых женщин с гипертрофированными формами: огромная грудь, большие выступающие ягодицы и вздутый живот, что часто указывает на беременность (Венера из Леспюга, Венера Мораванская). Гениталии часто подчёркнуты (Венера из Монпазье), а лица лишены черт (Венера из Дольни-Вестонице).
В отличие от них, «русские венеры» обычно стройнее и обладают менее гипертрофированными формами. У некоторых даже плоский живот и ягодицы, а гениталии и женские признаки не преувеличены. Примерно в половине случаев их лица имеют черты (глаза, нос, рот). Их «нагота» не всегда очевидна: на многих статуэтках есть отметины, напоминающие одежду. Иногда среди находок встречаются мужские или зооморфные фигурки. В целом, венеры из Гагарино и Костёнок более тучные и ближе к «европейскому» канону, чем статуэтки из Авдеево и Мальты. (Совершенно иную скульптурную идиому демонстрирует мадленская Венера из Елисеевичей).
Характеристики зарайских венер
Завершённая фигурка (Венера 1) имеет высоту около 17 см и ширину в бёдрах 4,5 см. Её незаконченная «сестра» (Венера 2) примерно вдвое меньше по высоте.
Венера 1 (на изображении слева показана с четырёх ракурсов) обладает массивной средней частью тела, но её формы скорее коренастые, чем тучные. У неё нет преувеличенных гениталий или иных гипертрофированных женских черт. Ноги чётко очерчены и разделены. На голове нет черт лица, но присутствуют насечки, которые могут изображать причёску или головной убор. В целом, она относится к более стройному типу «русской школы», сочетая в себе элементы костёнковского и авдеевского стилей.
Другие примеры искусства каменного века с территории России включают керамику бассейна реки Амур (от 14 300 лет до н.э.) и уникальный Шигирский идол (7 500 лет до н.э.) — древнейшую в мире деревянную скульптуру.
Скульптура бизона
Знаменитая скульптура бизона из Зарайска была обнаружена в 2002 году на небольшом возвышении на дне ямы-хранилища. Фигурка вырезана из бивня мамонта, её длина составляет около 16,4 см. По словам Х. А. Амирханова, её пропорции точно соответствуют пропорциям взрослого бизона. Скульптура выполнена в реалистичной манере, а грива и борода животного переданы с помощью гравировки. Для сравнения с европейскими скульптурами животных см. резьбу по слоновой кости из Швабской Юры (Германия).
Европейские венеры
В дополнение к вышеупомянутым, см. следующие фигурки европейских венер:
Венера из Холе-Фельс (слоновая кость), Швабия, Германия.
Венера из Гальгенберга (зелёный серпентинит), Нижняя Австрия.
Венера Савиньянская (серпентин), Модена, Италия.
Венера из Брассемпуи (слоновая кость), Ланды, Франция.
Статьи по теме
- Подробнее о древнем настенном искусстве: Наскальная живопись.
- Подробнее о венерах из мягкого камня: Каменная скульптура.
- Дополнительная информация о резьбе из России: Русское искусство (с 22 000 до н.э.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?