Зарайские Венеры читать ~5 мин.
Это пятая из фигурок Венеры, составляющих русскую школу доисторической скульптуры, возникшую на заключительном этапе граветтского искусства, около 20 000 лет до нашей эры. Первый пример – Венера Костенковская из Воронежа; два других близких примера – Венера Гагаринская (Липецк) и Авдеевские Венеры (Курск); самые отдалённые – Мальтинские Венеры (Иркутск) из Сибири. Зарайск – важная стоянка эпохи палеолита, которая датируется примерно 22 000 лет до н.э., примерно временем последнего ледникового максимума ледникового периода.
Самым известным произведением доисторического искусства на этом месте является Зарайская Венера (или, скорее, Венеры – поскольку фигурок две, а не одна, хотя вторая незакончена). Ни одна из них не датирована непосредственно, но считается, что они были вырезаны около 20 000 лет до н.э., что делает их современниками Костенок, Гагарино и Авдеево, и немного позже других архетипических европейских статуэток, таких как Венера Виллендорфская (Нижняя Австрия). Кроме того, в Зарайске находится ещё одно произведение искусства каменного века – удивительно реалистичная резьба по слоновой кости бизона, относящаяся к тому же периоду, что и статуэтки. Чтобы увидеть, как скульптура в Зарайске вписывается в общую эволюцию палеолитической культуры, пожалуйста, посмотрите хронологическую шкалу доисторического искусства (от 2,5 млн. до н.э.).
Местонахождение и открытие
Город Зарайск расположен на правом берегу реки Осётр, примерно в 160 километрах к юго-востоку от Москвы. Археологический памятник находится сразу за стенами средневековой крепости Зарайска. Раскопки здесь ведутся с 1995 года группой сотрудников Российской академии наук под руководством археологов Хизри Амирханова и Сергея Лева. Эта команда нашла несколько образцов древнего мобилистического искусства, включая бизона в 2002 году и пару статуэток в 2005 году.
Две статуэтки Венеры были найдены тщательно закопанными в отдельных ямах для хранения, в центре жилища ледникового периода в стиле Костенков, рядом с рядом выдолбленных земляных жилищ. Каждая статуэтка была накрыта большой костью мамонта и лежала на отложениях красной охры, одного из самых распространённых красящих пигментов того времени. Первая фигурка была найдена целой, но в плохой сохранности; вторая – в лучшей сохранности, но повреждённой и неполной. Обе венеры похожи на те, что были обнаружены в Авдеево, недалеко от Курска к юго-западу.
Впечатляющий пример русского пещерного искусства на Урале, см: Капова пещерная живопись (12 500 лет до н.э.) в заповеднике Шульган-Таш.
Русский стиль скульптуры Венеры
Европейские статуэтки Венеры имели ряд характерных особенностей.
❶ Все они изображали обнажённых женщин.
❷ Они имели тенденцию к чрезмерному ожирению, особенно в области бёдер. Например, Венера из Леспуги (ок. 23 000 лет до н.э.).
❸ Они подчёркивали уникальные характеристики женщины, которую часто изображали беременной: груди были огромными, но опущенными, ягодицы – большими и выступающими, а живот, как правило, вздутым. См. Венера Мораванская (24 000 лет до н.э.).
❹ Гениталии часто преувеличивались – иногда до карикатурности. Например, вульва Венеры Монпасье (ок. 25 000 до н.э.).
❺ Их лица были лишены черт. Например, Венера из Дольни-Вестонице (26 000 лет до н.э.).
В отличие от них, русские Венеры, как правило, более худые и менее вульгарные. У некоторых даже плоский живот и ягодицы. Кроме того, ни их гениталии, ни общие женские черты не преувеличены. Их лица имеют черты (глаза, нос, рот), по крайней мере, в половине случаев. Их «нагота» не является убедительной, и многие из них содержат отметки, напоминающие одежду. Наконец, среди них иногда встречается мужская фигура Венеры или зооморфная фигура. В целом, венеры из Гагарино и Костенок имеют тенденцию быть более тучными, то есть менее «русскими» и более «европейскими», чем авдеевские и мальцевские фигуры. (А здесь совсем другая скульптурная идиома, см. мадленскую Венеру Елисеевичей.)
Характеристики Зарайских Венер
Законченная фигурка (Венера 1), которая была найдена за день до другой, имеет размер около 17 сантиметров в высоту и 4,5 сантиметра в самом широком месте (бедра). Ее незаконченная сестра (Венера 2) менее чем в два раза ниже в высоту и на две трети в ширину.
Венера 1 (четыре вида которой изображены слева) имеет некоторое ожирение в районе середины, но она скорее коренастая, чем сладострастная, и нет никаких признаков преувеличения гениталий или каких-либо других женских характеристик. Ноги чётко очерчены и изображены стоящими отдельно. На голове нет черт лица, но есть признаки, указывающие на причёску или, возможно, шапочку. Короче говоря, у неё не тучная форма русской школы, с элементами костенковского и авдеевского стилей.
Другие примеры искусства каменного века из районов России см: керамика бассейна реки Амур (от 14 300 лет до н.э.), а также необычный Шигирский идол (7 500 лет до н.э.), древнейшая из известных резьба по дереву.
Скульптура бизона
Знаменитая скульптура бизона из Зарайска была обнаружена в 2002 году на приподнятом помосте на дне небольшой складской ямы. Вырезанная из бивня мамонта, она имеет длину около 10 сантиметров, и, по словам Амирханова, её размеры полностью совпадают с размерами взрослого бизона. Бизон выполнен в стиле, соответствующем реальности, с добавлением гравировки, изображающей гриву и бороду. Для сравнения с европейскими скульптурами животных см: Резьба по слоновой кости из Швабской Юры (Германия).
Европейские венеры
В дополнение к вышеупомянутым, см. следующие фигурки европейских венер.
Венера из Холе-Фельс (слоновая кость) Швабия, Германия.
Венера из Гальгенберга (зелёный стеатит) Нижняя Австрия.
Венера из Савиньяно (серпентин) Модена, Италия.
Венера из Брассемпуи (слоновая кость) Ланды, Франция.
Статьи по теме
- Подробнее о древнем настенном искусстве см.: Наскальная живопись.
- Подробнее о мягкокаменных венерах см.: Каменная скульптура.
- Для получения дополнительной информации о резьбе из России см.: Русское искусство(22000 лет до н.э. – настоящее время).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?