Офорт:
метод гравюры читать ~6 мин.
Офорт — это одна из техник глубокой печати, наряду с гравюрой, меццо-тинто и акватинтой. Считается, что её изобрёл немецкий художник Даниэль Хопфер (около 1470–1536). Благодаря относительной простоте офорт быстро стал популярной альтернативой гравюре. Его главное преимущество заключалось в том, что для работы не требовались глубокие познания в металлообработке — техникой мог овладеть любой художник, умеющий рисовать. Первый датированный офорт был создан в 1513 году швейцарским мастером Урсом Графом (1485–1529), хотя примерно в то же время свои работы в этой технике создавал и Альбрехт Дюрер (1471–1528).
Процесс травления
В классической технике офорта металлическую пластину (обычно из меди, цинка или стали) покрывают кислотоупорным воскообразным составом, который называют грунтом. Художник процарапывает на нём изображение специальной иглой, обнажая металл. После этого пластину погружают в кислоту. Она вытравливает углубления на незащищённых участках, создавая линии рисунка. Затем грунт смывают, а в протравленные канавки втирают краску, как и при работе с гравюрой. Технику офорта часто сочетали с другими видами глубокой печати. Например, Рембрандт комбинировал его с гравюрой, а Франсиско де Гойя — с акватинтой.
Развитие травления
Основоположником техники травления считается Даниэль Хопфер (около 1470–1536) из Аугсбурга, Германия. Изначально он применял её для украшения доспехов, а позже начал использовать для создания печатных оттисков.
Значительный вклад в развитие техники внёс французский гравёр Жак Калло (1592–1635). Он изобрёл эшоп — иглу с овальным скошенным концом, которая позволяла создавать линии переменной толщины. Калло также усовершенствовал состав воскового грунта для медных пластин. Это позволило кислоте вытравливать более глубокие линии, что увеличивало «тиражестойкость» печатной формы, и одновременно снижало риск случайного протравливания. Кроме того, Калло экспериментировал с повторным травлением: он погружал доску в кислоту несколько раз, постепенно закрывая грунтом те участки, которые должны были остаться светлыми. Этот метод позволял создавать сложные тональные переходы. Нововведения Калло были описаны в его трактате об офорте и получили распространение в Италии, Голландии, Германии и Англии.
Выдающиеся мастера офорта
В Испании одним из величайших мастеров офорта был Франсиско де Гойя (1746–1828), яркий представитель эпохи романтизма. В 1799 году он выпустил знаменитую серию из 80 офортов «Капричос», посвящённую человеческим порокам. Позже, в 1810–1815 годах, под впечатлением от Наполеоновских войн, он создал серию офортов в технике акватинты «Бедствия войны», изображавшую жестокие сцены сражений. Эта серия была опубликована лишь посмертно, в 1863 году.
Среди других прославленных офортистов XVI – XVII веков — Альбрехт Альтдорфер, один из первых применивший офорт в станковом искусстве; художник-маньерист Пармиджанино; Клод Лоррен; Рембрандт; Джованни Бенедетто Кастильоне; голландские мастера Эсайас и Ян ван де Велде, а также Геркулес Сегерс, известный своими экспериментальными, в том числе цветными, офортами.
В XVIII веке в этой технике работали Каналетто, Джованни Баттиста Пиранези, прославившийся серией «Carceri d’invenzione» (Фантастические изображения тюрем), мастера рококо Джованни Тьеполо, Даниэль Ходовецкий и Уильям Хогарт. В XIX веке традиции офорта продолжили Жан-Огюст-Доминик Энгр, Эжен Делакруа, Шарль Мерион, а в Англии — Фрэнсис Сеймур Хейден и Джеймс Макнил Уистлер. В Германии одним из ключевых художников был Макс Клингер (1857–1920), чьи гравюры оказали влияние на сюрреалистов.
Техника графики офорта используется и сегодня, однако пик её популярности пришёлся на XVII век. Среди известных американских офортистов были Томас Моран (1837–1926), Стивен Пэрриш (1846–1938), Генри Фаррер (1844–1903) и пейзажист Роберт Суэйн Гиффорд (1840–1905).
Разновидности техники офорта
Акватинта. В отличие от классического офорта, создающего линейный рисунок, акватинта — это тональная техника. Она позволяет добиваться эффектов, напоминающих заливку акварелью. Вместо сплошного грунта печатную форму покрывают порошком кислотоупорной смолы (например, канифоли). При нагревании частицы смолы приплавляются к металлу. Затем пластину травят кислотой, которая воздействует на участки между частицами смолы. В результате поверхность становится шероховатой и при печати даёт ровный тон. Варьируя плотность покрытия и время травления, художник может создавать различные тональные градации.
Одним из первых эту технику творчески применил английский художник Пол Сэндби (1730–1809). Гойя использовал акватинту почти во всех своих офортных сериях. Техника была возрождена в 1930-е годы Джоном Пайпером (1903–1992), а Пабло Пикассо (1881–1973) прибегал к её разновидности — сахарной акватинте. Сегодня для нанесения смоляного порошка может использоваться аэрозольный распылитель.
Мягкий лак (vernis-mou). Эта техника имитирует фактуру карандашного или угольного рисунка. Медную пластину покрывают специальным мягким и липким грунтом. Сверху накладывают лист бумаги и рисуют на нём карандашом. В тех местах, где карандаш оказывает давление, грунт прилипает к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая металл. Считается, что одним из первых этот метод применил Джованни Бенедетто Кастильоне (1609–1664). Технику активно использовали английские пейзажисты Томас Гейнсборо (1727–1788), Джон Селл Котман (1782–1842) и Томас Гиртин (1775–1802).
Клише-верр (стеклянная гравюра). Рисунок процарапывается на покрытой тёмным лаком стеклянной пластине. Затем эта пластина используется как фотонегатив для печати изображения на светочувствительной бумаге. Художник-пейзажист Жан-Батист-Камиль Коро (1796–1875) создал после 1853 года более 60 работ в этой технике. Однако она не получила широкого распространения, несмотря на возможность печатать неограниченное количество оттисков.
Рельефный офорт. Эта редкая форма офорта была изобретена английским художником Уильямом Блейком (1757–1827). В этом методе рисунок и текст покрывались кислотоупорным лаком, а кислота вытравливала фон. Таким образом, при печати краска наносилась на выступающие, рельефные участки, как в высокой печати.
Пикассо и сахарная акватинта
В период с 1936 по 1942 год Пикассо создал серию из 31 офорта с изображениями животных. Это были иллюстрации к «Естественной истории» Бюффона. Заказчиком выступил маршан Пикассо, Амбруаз Воллар, который скончался в 1939 году, до выхода книги. С техникой сахарной акватинты Пикассо, вероятно, познакомил печатник Роже Лакурьер, один из ведущих мастеров гравюры XX века. Именно эту технику художник использовал для иллюстраций к Бюффону.
Кроме того, Пикассо применил сталение — более современный метод, при котором медная пластина покрывается тонким слоем стали с помощью гальваностегии. Это укрепляет её поверхность и позволяет печатать большие тиражи без потери качества, что было проблемой для художников прошлого, например, для Рембрандта.
Работая над иллюстрациями, Пикассо рисовал прямо на медной пластине кистью, используя раствор сахара в туши. После высыхания рисунка всю доску покрывали кислотоупорным лаком и погружали в тёплую воду. Сахар растворялся и приподнимал слой лака над рисунком, обнажая металл. Затем на эти участки художник наносил смоляной порошок и травил пластину, как в обычной акватинте, для создания различных тонов и фактур. В результате получались оттиски с очень богатыми и разнообразными тональными эффектами.
Информацию о других формах печати изобразительного искусства см. в следующих разделах: гравюры на дереве (старейшая техника гравюры), литография (планографическая техника), шелкография (популяризированная Энди Уорхолом) и принты Жикле (струйный принтер).
УСЛОВИЯ ПЕЧАТИ
Для объяснения основных терминов, связанных с гравировкой, травлением, литографией, ксилографией и другими формами печатного изобразительного искусства, см.: Глоссарий по гравюрам.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе «Типы искусства».
- Строительство дачного дома на сваях: особенности, преимущества и рекомендации
- Холст и картины маслом - с чего начать
- Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Имприматура
- Живопись методом проб и ошибок
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?