Офорт:
метод гравюры читать ~7 мин.
Офорт, изобретённый немецким художником Даниэлем Хопфером (около 1470-1536), наряду с гравюрой, меццо-тинтом и акватинтой, является одним из методов глубокой печати. Из-за своей относительной простоты травление быстро стало конкурировать с гравюрой в качестве средства печати. Его основным преимуществом перед гравировкой было то, что требовалось мало знаний в области обработки металлов и их мог практиковать любой, кто обучался рисованию. Первый офорт датирован 1513 годом, его автор – швейцарский художник Урс Граф (1485-1529), но Альбрехт Дюрер (1471-1528) также писал офорты примерно в то же время.
Процесс травления
При традиционном травлении, металлическая пластина, обычно сделанная из меди, цинка или стали, покрывается воскообразным кислотостойким веществом, называемым грунтом или «землёй», на котором художник рисует свой рисунок металлической иглой, обнажая при этом голый металл. Затем пластина погружается в кислоту. Кислота въедается в металл, где она подвергается воздействию конструкции, в результате чего на пластине появляются линии. Затем пластину очищают от грунта и наносят на неё чернила используя тот же метод, что и для гравировки. Офорт можно комбинировать с другими техниками глубокой печати. Известными авторами которых являются Рембрандт, который сочетал его с гравировкой и Франсиско де Гойя, который также использовал акватинту.
Развитие травления
Базовая техника травления была инициирована Даниэлем Хопфером (ок. 1470-1536) в Аугсбурге, Германия, который сначала использовал её для украшения доспехов, а затем применил её для создания мелких гравюр.
Ещё одним известным новатором был французский печатник Жак Калло (1592–1635), который значительно усовершенствовал технику травления. Для начала он изобрёл эхоп, иглу со скошенным овальным кончиком, которая позволяла гравёрам производить постепенно восходящую линию. Затем он разработал улучшенную формулу воскового грунта используемого на медной пластине. Это улучшение привело к тому, что кислота смогла образовывать более глубокие линии (таким образом, увеличив срок службы пластины), а также минимизировать риск въедания грунта в неправильные области. Калло также экспериментировал с техникой, при которой нужно было позволить кислоте немного въесться во всю тарелку, прежде чем покрыть её грунтом и снова замачивать в кислоте – процесс, который облегчил создание затемнённых участков. Достижения Калло были опубликованы в его руководстве по гравюрам и распространены по Италии, Голландии, Германии и Англии.
Знаменитые офорты
В Испании Франсиско де Гойя (1746–1828) – один из самых влиятельных в мире гравёров – был бесспорным лидером художественного движения романтизма. В 1799 году он создал серию из 80 офортов под названием «Капричос», в которых рассказывается о различных типах человеческого поведения. В 1812-15 годах, после наполеоновской войны, он сделал серию акватинтных гравюр под названием «Военные катастрофы», изображающих сцены с поля битвы. Отпечатки оставались неопубликованными до 1863 года.
Среди других мастеров офорта: Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), пионер гравюры на меди, Пармиджанино (1503-1540), великий художник-маньерист из Пармы, Клод Лоррен, Рембрандт, Джованни Бенедетто Кастильоне и голландцы Эсайас и Ян ван де Вельде, Геркулес Сегерс известный своими цветными гравюрами 17 века, а также Каналетто, Джамбаттиста Пиранези известный своими «Carceri d’invenzione» (воображаемые тюремные сцены), мастера рококо Джованни Тьеполо, Даниэль Ходовецки и Уильям Хогарт, уже из 18 века. За этими художниками в XIX веке последовали мастера офорта, такие как Жан-Огюст Доминик Энгр (известной работой которого является, например «Одалиска» 1825 года), Эжен Делакруа, трагический французский художник Шарль Мерион и, в Англии, сэр Фрэнсис Сеймур Хаден и Джеймс Макнил Уистлер. В Германии эту технику отстаивал Макс Клингер (1857-1920), чьи кошмарные гравюры оказали влияние на ряд сюрреалистов.
Эта техника графики всё ещё практикуется сегодня, но никогда уже не была такой популярной, как в 17 веке. В Америке известные художники-граверы и мастера офорта включали Томаса Морана (1837-1926), Стивена Пэрриша (1846-1938), Генри Фаррера (1844–19903) и пейзажиста Роберта Суэйна Гиффорда (1840-1905).
Варианты процесса травления
Акватинта: Подобно меццо-тинту, акватинта – это больше тональный процесс, чем метод линейного травления. Это была адаптированная техника травления для создания более прозрачных эффектов, таких как акварель. Если в традиционной технике травления используется игла для рисования, чтобы линии печатались чёрным цветом (или другими цветными чернилами), то акватинта полагается на порошкообразную кислотостойкую смолу, смешанную с грунтовкой. После нагревания частицы смолы сплавляются с металлической пластиной, на которую затем наносится краска. Результат (который можно контролировать или изменять путём повторения) представляет собой более тонкую комбинацию тональных эффектов. Варианты техники могут быть достигнуты, путём применения наждачной бумаги или смешав сахар с грунтом или путём обработки пластины серой (для достижения «серного оттенка»).
Английский художник в стиле рококо Пол Сэндби (1730–1809) был первым наиболее творческим художником, кто использовал этот процесс, а испанский художник Гойя (1746-1828) использовал метод акватинты почти во всех своих офортах. Художник и гравёр Джон Пайпер (1903-1992) возродил эту технику в 1930-х годах, а Пикассо (1881-1973) использовал сахарный процесс для своих иллюстраций к Бюффону (1936-1942), см. ниже. В настоящее время грунт акватинты также можно наносить тонким слоем с помощью аэрозольной краски.
Травление мягким грунтом (vernis-mou): это выполнение карандашного рисунка на листе бумаги, помещённом на медную пластину, покрытую мягкой липкой «землёй». Грунтовка прилипает к бумаге везде, где проходит карандаш. Считается, что Джованни Бенедетто Кастильоне (1609-1664), возможно первым применил этот процесс. Этот метод использовался, в частности, английскими художниками-пейзажистами Томасом Гейнсборо (1727-1788), Джоном Селлом Котманом (1782-1842) и акварелистом Томасом Гиртином (1775-1802).
Фототравление или клише-верр выполняется рисованием стилусом на загрунтованной стеклянной пластине. Затем пластина обрабатывается как фотонегатив и печатается на фотобумаге. Художник-гравер и художник-пейзажист Жан-Батист-Камиль Коро (1796-1875) после 1853 года сделал более 60 фотографических офортов, но эта техника так и не стала особенно популярной, хотя она позволяет создавать неограниченное количество отпечатков.
Ещё более редкая форма офорта была изобретена английским художником-романтиком Уильямом Блейком (1757-1827). Этот метод, называемый рельефным травлением, подвергал фоновые участки воздействию кислоты, в то время как выступающие участки покрывались грунтом.
Пикассо и Акватинт
Пикассо создал 31 гравюру с животными в период с 1936 по 1942 год, это иллюстрации, которые должны были быть использованы в книге Бюффона по естественной истории. Комиссию организовал Амбруаз Воллар, агент Пикассо, но он умер в 1939 году до того, как книга была опубликована. Возможно, Пикассо познакомил с процессом добавления сахара в грунт для акватинты издатель Роджер Лакурьер, один из ведущих гравёров 20-го века. Именно этот процесс Пикассо использовал для Буффона. Он также добавил в процесс стальную облицовку, более современную технику, при которой мягкая медная пластина покрывается тонким слоем стали с помощью гальваники, что укрепляет её поверхность. Таким образом, качество печати не страдает от массового производства – проблема, с которой (например) Рембрандту пришлось бы столкнуться в своё время.
Создавая свою серию иллюстраций для Буффона, Пикассо начал с рисования непосредственно на медной пластине чёрными водянистыми чернилами, загущёнными добавлением растворённого гуммиарабика и сахара. Затем высохший рисунок покрывали грунтовкой и (или) лаком и погружали в тёплую воду. Затем пластину слегка протирали, чтобы открылась область рисования. Затем Пикассо применял грунтовку акватинта к экспонированной области, чтобы создать различные тона и текстуры. Результаты не точны, но, безусловно, дают разнообразие. Затем на пластину наносились кислотоупорные частицы и нагревали. Конечный результат – очень разнообразная цветовая гамма печати.
Примечание. Информацию о других формах печати изобразительного искусства см. в следующих разделах: гравюры на дереве (старейшая техника гравюры), литография (планографическая техника), шелкография (популяризированная Энди Уорхолом) и принты Жикле (струйный принтер).
УСЛОВИЯ ПЕЧАТИ
Для объяснения основных терминов, связанных с гравировкой, травлением, литографией, ксилографией и другими формами печатного изобразительного искусства, см.: Глоссарий по гравюрам.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе «Типы искусства».
- Строительство дачного дома на сваях: особенности, преимущества и рекомендации
- Холст и картины маслом - с чего начать
- Виды грунтов для масляной живописи, их свойства и способы приготовления
- Искусствоведы обнаружили оригинал картины «Святой Августин» Караваджо
- Имприматура
- Живопись методом проб и ошибок
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?